Творческое взаимодействие детей на уроках изобразительного искусства

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства пользуется большой популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству учащихся. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В коллективной работе особенно важно обеспечивать удачное начало школьного этапа жизни детей, творческое взаимодействие между ними, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения с одноклассниками и учителем.

Коллективная деятельность дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно ценностных мотивов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_vzaimodeystvie_detey_na_izo.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №4 города Южно-Сахалинска»

Методическая разработка

Нелюбина Наталия Валентиновна преподаватель ИЗО

«Творческое взаимодействие детей

на уроках изобразительного искусства»

                                     

                       

                   

                                                 Содержание

I.Введение--------------------------------------------------------------------------стр.- 1

II.Основная часть-----------------------------------------------------------------стр.- 3

        1.1   Коллективное творчество учащихся как средство

        эстетического воспитания-----------------------------------------------стр. - 3

        1.2 Формы коллективного творчества учащихся

        и их классификация--------------------------------------------------------стр.- 4

        1.3 Совместно – индивидуальная форма организации

        коллективной изобразительной деятельности ----------------------- стр.- 5

        1.4. Посильность и доступность заданий

        для коллективного творчества учащихся

        на уроках изобразительного искусства------------------------------- стр.- 7

        1.5.Возрастные особенности учащихся

        и коллективная изобразительная деятельность---------------------- стр.- 8

        1.6. Материалы и техники доступные для

        коллективной изобразительной деятельности----------------------- стр. -9

III.Заключение ------------------------------------------------------------------- стр.- 11

IV.Библиографический список-------------------------------------------------стр.- 12

V.Приложения.

                                                                                                                           

                                           

                                                     

I. Введение

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства пользуется большой популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству учащихся. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В коллективной работе особенно важно обеспечивать удачное начало школьного этапа жизни детей, творческое взаимодействие между ними, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения с одноклассниками и учителем.

Коллективная деятельность дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно ценностных мотивов.

         Актуальность работы заключается в том, что творческое взаимодействие детей на уроках рисования и коллективное творчество способствуют полному и многогранному раскрытию целостности картины мира.

Поэтому цель моей работы:

  1. Показать значимость творческого взаимодействия учащихся в эстетическом воспитании.
  2. Помочь учителям и педагогам дополнительного образования организовать     коллективную деятельность учащихся на уроках и дополнительных занятиях.

 Объект исследования – уроки изобразительного искусства в школе искусств.     

Предмет – влияние уроков коллективного творчества на развитие коммуникативных навыков.

 Посредством организации коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости и взаимопомощи во время работ коллективного творчества;
  2. Формирование основ эстетического восприятия;
  3. Развитие активности, самостоятельности и творческой инициативы;
  4. Развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире;
  5. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Гипотеза – правильно организованное коллективное творчество является средством, активизирующим развитие творческого потенциала ребенка, формирующим и совершенствующим навыки совместной работы, развивающим потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.

 II. Основная часть. Коллективное творчество учащихся на уроках изобразительного искусства

       1.1   Коллективное творчество учащихся как средство эстетического воспитания и взаимодействия

      Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать понимать и ценить художественное творчество других.

      Еще в 70- х годах в рамках диссертации И. Н. Турро было определено значение коллективной деятельности в художественной деятельности младших школьников. Автором отмечалось, что сам процесс коллективного творчества и его последующий результат вызывает у учащихся чувство удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. В работе подчеркивалось, что коллективные занятия создают благоприятный фон для общения детей друг с другом. Результат коллективного творчества, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью.

      В конце 80-х Б.М. Неменский в своей книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.  В настоящее время, коллективное творчество рассматривается как равноправное взаимодействие учащихся, направленное на реализацию творческого потенциала.

       В настоящее время проблема формирования культуры общения – одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Именно коллективное творчество позволяет передать практический опыт    посредством культуры самого общения, которое осуществляется при помощи следующих функций:

1.Информационная – обмен познавательной информацией.

2.Контактная – готовность к приему и передаче информации.

3.Координационная - согласование действий и взаимодействие.

4.Перцептивная – восприятие и понимание друг друга.

5.Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.

      Проведение коллективных работ предполагает нравственную потребность в другом человеке. В качестве критериев, способствующих развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

- общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;

- наличие условий самовыражения и самореализации каждого;

- составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий;

- доверие и взаимопомощь, между членами группы;

- сочетание ролевого и личностного взаимодействия.

         Коллективная деятельность для ребят не нова, как игровой прием она применялась ранее на занятиях рисованием в детском саду.

    1.2 Формы коллективного творчества учащихся и их классификация

         Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместное творческое взаимодействие учит детей договариваться, ставит, и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Необходимо постоянно уделять внимание и выделять на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

             На уроках изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.

             Автор первой классификации – М.Н. Турро, исследовавший еще в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ по изобразительному искусству в начальных классах. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно-производственная.

             Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной работы наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

             Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

              Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную деталь.

          В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского учителями-экспериментаторами были систематизированы виды коллективной деятельности по признаку количества участников процесса совместного труда: парного, группового, коллективного. Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции.

             Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

             Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.

              Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

              Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

  На уроках изобразительного искусства мной наиболее чаще используется совместно – индивидуальная форма работы, поэтому наиболее полно в своей работе я раскрою именно эту форму коллективного творчества.

  1.3 Совместно – индивидуальная форма организации коллективной  изобразительной деятельности

 Почему я выбрала именно совместно – индивидуальную форму работы на уроках основы ИЗО?

         Потому, что это одна из наиболее простых форм организации работы над коллективной композицией, которая доступна для формирования тесного творческого взаимодействия между детьми.

Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке сюжета совместной композиции, при планировании дальнейшей работы и в конце урока на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

          Несмотря на кажущуюся простоту организации, совместно – индивидуальной деятельности, мне на уроке необходимо продумать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы и ее эстетическое качество.

          В начале, когда мною стал применяться данный метод работы, композиция составлялась следующим образом: ученики самостоятельно выполняли, какой-либо рисунок, затем им предлагалось вырезать изображения по контуру и наклеить их на общий фон, но некоторые ученики изображали предмет в «среде», из которой «вырвать» его было очень сложно.

           Мои приемы организации совместной – индивидуальной деятельности учащихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить ряд общих положений:

- продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости – фона;

- выбрать единый изобразительный материал;

- определить соразмерность в общей композиции;

- определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединиться или крепиться отдельные детали к общему фону;

- продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции.

           Во время урока роль организатора коллективной деятельности ложится на меня. Во фронтальной работе с классом я ставлю учебную задачу или занимательную проблему, руковожу поискам путей ее решения, формулирую и определяю индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы учеников, мной корректируется в зависимости оттого, что сделано другими.

          На заключительном этапе, когда создается композиция, мне помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих учеников. В конце урока все учащиеся, работающие над созданием композиции, принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.

           К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на уроке изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Каждый участвующий в творческой деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет коллективу. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности ученика.  

1.4. Посильность и доступность заданий для коллективного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства

          Коллективная изобразительная деятельность для учащихся должна иметь яркий эмоциональный окрас и черты схожие с игрой, а для старших учащихся – практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе творческого взаимодействия и выполнения коллективного задания.

  Посильность изобразительной деятельности должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Это основа получения качественного результата совместной работы. Если результат коллективного творчества по качеству будет ниже результата индивидуальной работы, и не будет соответствовать эстетическим требованиям, то он может вызвать у учеников отрицательное отношение к совместной деятельности.

 Чтобы процесс коллективной деятельности был посилен и результат отвечал эстетическим требованиям, я придерживаюсь следующего:

- использую заранее приготовленный в единой цветовой гамме лист, при работе над реалистической композицией, например, многоплановое изображение пейзажа города, села.

Окрашенная бумага позволяет дорисовать аппликативные силуэты гуашевыми красками, пастелью.

1.5. Возрастные особенности и творческое взаимодействие учащихся

         При выборе формы и методики организации совместной работы, учащихся важно учитывать их готовность коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем ранее приобретенного опыта общения учеников.

          К основным возрастным особенностям младшего школьника, влияющим на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности, следует отнести:

- высокую эмоциональность,

- развитое воображение,

- высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе,

- увлеченность процессом деятельности,

-  низкая направленность на качество результата,

- легкое переключение с одного вида деятельности на другой,

-быстрая утомляемость от однообразной работы.

В связи с этим можно возрастные особенности разделить на две группы:

Параметры, затрудняющие

совместную деятельность

Параметры, положительно влияющие на

совместную деятельность

-высокий уровень самостоятельности,

-низкая направленность интереса на результат,

-быстрая утомляемость от однообразной деятельности.

- высокая эмоциональность,

- целостность восприятия,

- развитое воображение,

-переключение с одного вида деятельности на другой,

-увлеченность процессом работы.

          Для того чтобы потребность в общении у младшего школьника происходило активно, коллективная деятельность на первом этапе должна быть эмоциональной, способствовать проявлению творческого воображения. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной изобразительной деятельности тоже способствует интересу к коллективному творчеству. Организация занимательных игровых ситуаций и использование приемов драматизации (сказки) входе работы над совместным результатом сближает изобразительное творчество с игрой, вызывая интерес к коллективной деятельности.

 Рассмотрев возрастные особенности младших школьников можно сделать вывод, что совместно-индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми младшего возраста. Она наиболее проста по организации. В процессе совместно-индивидуальной деятельности легче отследить работу каждого ученика, к тому же эта форма позволяет постепенно обогащать творческое взаимодействие и общение детей, ведя их от совместно-индивидуальной деятельности через работу, в малой группе и далее к совместно-взаимодействующей деятельности.

 Знания возрастных особенностей учащихся дают возможность подобрать форму организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей учащихся – как изобразительных, так и организаторских, и делает художественную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.   

1.6. Материалы и техники доступные для коллективной изобразительной деятельности

Одной из наиболее посильной техникой коллективной деятельности учащихся, а также самой распространенной является аппликация. Я использую следующие приемы работы в этой технике:

- обрывная аппликация выполняется из элементов, не вырезанных, а вырванных по контуру, что придает более ажурный силуэт неба, леса, цветов),

- коллаж -  аппликация из различных материалов: картон, разная по фактуре бумага;

- флористика – аппликация из природных материалов, высушенные листья, цветы, травы.

          На уроках изобразительного искусства при работе над основой конструкций я часто применяю пластиковые и картонные упаковки. Наиболее удачно данный материал используется в макетах для построек домов по теме «зодчество».

 Техника работы с пластилином стала популярной после показа мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона», он применяется мною для отделки мелких элементов, например: чешуя.

 Таким образом, чтобы содержание и процесс коллективной деятельности были доступны каждому учащемуся, необходимо:

 1. Правильно распределить индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, даю с учетом возможностей каждого ученика;

2. Правильное распределение роли в группах с учетом интересов всех участников.

 Коллективное изобразительное творчество, как и индивидуальное, невозможно без подготовки учащихся к активному творческому созиданию.

Поэтому на уроках изобразительного искусства коллективное творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием музыки и литературы, проигрыванием учащимися сценок и игровых ситуаций.

Заключение

  Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее творческое взаимодействие между детьми, развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающие потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательной процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.

 Опыт моей работы показал, что мои уроки формируют эмоциональную культуру младших школьников, развивают коммуникативные навыки, активизируют творческую самостоятельность даже у детей с недостаточно развитыми навыками изобразительной деятельности. Задача каждого моего урока коллективного творчества – научить каждого ребенка работающего в группе видеть своего товарища и совместно с ним развивать творческий сюжет.

 Коллективное творчество пробуждает в детях активное творческое взаимодействие, отзывчивость и внимание, умение понимать друг друга. Значит, выдвинутая нами гипотеза оказалась верной.

И результатом своей работы я могу считать то, что:

- развитие коммуникативных навыков дает ребенку освоить богатейшую

гамму человеческих эмоций, чувств.

- детям будет легко уловить настроение работающих с ними в одной группе.

- умение управлять своими чувствами и эмоциями, где- то их скрывать, где-то давать им волю – необходимое качество для каждого

                     

Библиографический указатель:

1. Неменский Б.М. «Приоритеты на путях очеловечивания образования».

«Искусство в школе», №3, 1995г.

2. Неменская Н.А. «Изобразительное искусство» - Волгоград: Учитель, 2010

3.Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах»- Волгоград: Учитель, 2010г.

4. В.И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества»

М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2002

5. А.Ф.Конев, И.Б.Борисович «Учимся рисовать. Материалы, композиция, техника»- Харвест, 2012

6. Н.Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»: Учебник.3-е изд., дополненное и переработанное – М.: АГАР, 2010

7. В.Н. Петрова «Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учить»

библиотека журнала «Директор школы» выпуск №4, 1999 г. Москва

«Сентябрь».