Открытый урок для 2 класса по предмету история искусства на тему «Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи». Коротынская А. Ю,

Коротынская Алиса Юрьевна

Знакомство с творчеством Леонардо да Винчи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока на тему «Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи».

Выполнила: Коротынская А. Ю.

2 класс

Цель: познакомить учащихся с творчеством и изобретениями Леонардо да Винчи

Задачи:

Учебные: Знакомство с творчеством и изобретениями Леонардо да Винчи.

Воспитательные: Эстетическое воспитание.

Развивающие: Развитие художественно-образного мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Объяснение нового материала (45 мин.)
  3. Итог урока (10 мин.)

Оборудование

Для учителя: мультимедийная презентация.

Для учеников: общая тетрадь 96 листов, ручка.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 1).

Высокое Возрождение охватывает сравнительно короткий период - с конца 15в. до второго десятилетия 16в. Только в Венеции расцвет искусства продолжался дольше. В это время изменились представления людей о мире. Восприятие человеческой личности как будто укрупнилось; это выразилось не только в величественных масштабах архитектурных сооружений, фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности, значительности образов. Изобразительный язык художников стал обобщенным, мощным и сдержанным (слайд 1).

Леонардо да Винчи, самый известный до сего дня гений европейской культуры, родился в 1452 году в небольшом городке Винчи недалеко от Флоренции. Он был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. В отцовском доме Леонардо получил хорошее образование, усвоив основы всех наук. В 14 лет был отдан на обучение в мастерскую Андреа Вероккио. Хотя сам Вероккио был скульптором, мастерская выполняла самые разнообразные заказы. Обычно ученикам доверяли писать элементы пейзажа или второстепенных персонажей. Так в картине «Крещение Христа» фигура одухотворённого белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо (слайд 2).

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 3).

Одна из первых работ Леонардо «Благовещение» вызывает довольно много споров: одни утверждают, что работа была написана самостоятельно от первого до последнего мазка, другие уверены, что у художника был соавтор. 

Долгое время считалось, что некоторые детали «Благовещения» выдают неопытность молодого Леонардо. Так, правая рука Девы Марии выглядит неестественно длинной, кажется ближе к зрителю, чем вся фигура женщины. Стена справа от Богородицы слишком длинная, а светильник, стоящий на саркофаге, расположен чересчур далеко. Однако недавнее исследование показало, что все эти «огрехи» волшебным образом исправляются, стоит только зрителю встать на правильную точку относительно картины. Возможно, работая над «Благовещением» художник знал: потенциальные зрители не будут стоять прямо перед картиной, а будут смотреть на нее справа и немного снизу (в том месте, где планировалось повесить работу, смотреть на нее можно было только из этой позиции). Если в Галерее Уффици встать справа от картины, стена на ней выравнивается и становится пропорциональной, а светильник перемещается ближе к Марии. Ее правая рука укорачивается до естественных размеров и принимает правильное положение относительно зрителя. Кроме того, фигура Девы Марии увеличивается и становится центром сюжета. Таким образом, работа Леонардо представляет собой тщательно выверенный результат его оптических исследований и опытов (слайд 3).

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 4).

Самостоятельное творчество Леонардо началось с привычных для искусства того времени образов Мадонны с младенцем-Христом. Им были написаны Мадонна Бенуа и Мадонна Литта (названы по фамилиям владельцев картин), совершенно различные по настроению. В Мадонне Бенуа юная девочка-мать, не помышляя о будущем, забавляет своего серьезного, крупного и пухлого младенца. Мадонна Литта возвышена, одухотворена, мудра и прозорлива. И не менее мудр младенец-Христос на ее руках, обративший к зрителю глубокий и всезнающий взгляд.

Леонардо отказался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона.

Да Винчи много экспериментировал в поисках различных составов красок, одним из первых в Италии перешёл от темперы к живописи маслом. «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда ещё редкой, технике (слайд 4).

Не найдя применения своим силам во Флоренции, художник перебирается в Милан, ко двору герцога Лодовико Сфорца, где становится придворным инженером, архитектором и художником. Герцог Сфорца постоянно вел войны, и Леонардо изобретал для него новые виды оружия, осадных орудий и защитных сооружений.

В отличие от своих предшественников, мастеров Раннего Возрождения, да Винчи не чувствовал себя художником-ремесленником. Он был ученым, естествоиспытателем, анатомом, физиологом. Не было такой области в изучении природы, которая бы его не интересовала. Особенно много размышлял Леонардо о различных стихиях. Полагая, что воздух есть океан частиц, в который погружены все предметы, он решает этот океан изобразить. Так появилось знаменитое сфумато – воздушная дымка в его картинах. Согласно принципу сфумато, воздух смягчает контуры, и чем дальше находится предмет, тем больше он размыт.

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 5).

В Милане Леонардо написал алтарный образ «Мадонна в гроте». На ней мы видим четырех персонажей: Деву Марию, младенца Христа, ангела и маленького Иоанна Крестителя. Фигуры вписаны в пирамиду и объединены между собой жестами: молитвы, благословения, указания. Пещера окружает их, защищая и сохраняя. Очень важен для художника задний план: скалы купаются в дымке сфумато, стихия воздуха на картине стала видимой (слайд 5).

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 6).

Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря», исполненную им в 1495-1497 гг. для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане.

Огромная фреска (4,6 х 8,8 м) занимает всю торцевую стену трапезной, как бы продолжая реальный интерьер. Христос, фигура которого находится в центре, на фоне дверного проёма, и апостолы восседают за столом. Изображена драматическая кульминация трапезы, когда Христос произнёс роковые слова: «Один из вас предаст меня». Они вызывают у апостолов гамму разнообразных чувств: отчаяние, испуг, недоумение, гнев; некоторые вскакивают с мест, бурно жестикулируют. Чтобы не создавать впечатления сутолоки, художник объединил персонажи в четыре группы по три фигуры в каждой и расположил их слева и справа от Спасителя (слайд 6).

Леонардо отказался от традиционного размещения Иуды по другую сторону стола, но предатель сразу узнаётся среди участников трапезы - по отпрянувшей назад фигуре, судорожному жесту руки, сжимающей кошель, зловещему затенённому профилю. Образ Христа - не только пространственный, колористический, но и духовный центр композиции. Учитель одинок в своём мудром спокойствии и покорности судьбе.

Кульминацией сюжета является учреждение Таинства Причастия: в то время как правая рука Иисуса тянется к тому же блюду, что и рука Иуды, левая направлена к хлебу: ладонь раскрыта таким образом, будто Иисус благословляет его для причастия (слайд 7).

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 8).

Судьба «Тайной вечери» трагична. Ещё при жизни мастера из-за экспериментов с красками и грунтом фреска начала осыпаться. Сильно повлияло и расположение монастыря в низменной, сырой местности, где каждую весну случались наводнения. В 17в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции. Во время войны с Наполеоном трапезную использовали как оружейный склад. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. В начале 20в. были проведены работы по расчистке и укреплению росписи. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба. Предпринятые после войны реставрации спасли роспись от дальнейшего разрушения, остатки живописи Леонардо были выявлены и закреплены. Однако о великом творении мастера можно составить теперь только самое общее представление (слайд 8).

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 9).

Когда в 1499 г. Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитаний. Некоторое время он работал во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо. Портрет, известный как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Изначально картина была иной: модель позировала художнику на балконе, по сторонам от нее находились колонны. Колонны были обрезаны одним из последующих владельцев картины, поскольку формат не вписывался в интерьер.

Леонардо писал портрет два года, вложив в произведение свои представления о женственности, о сложности, многогранности и изменчивости человека. Поэтому его Мона Лиза – образ всеобъемлющий, она притягивает внимание, но ее трудно описать словами. Она одновременно прекрасна и некрасива, молода и зрела; кажется, что любую из черт человеческой натуры можно в ней отыскать.

Технически «Джоконда» выполнена очень сложно и виртуозно. Как выяснили современные рентгенологические исследования, Леонардо наносил кистью тончайшие прозрачные слои лессировок, толщиной всего лишь в пару микрон. Нижние слои просвечивают из-под верхних, и живопись кажется светящейся изнутри. До логического предела был здесь доведен и прием сфумато (слайд 9).

Не одно столетие прошло с момента создания «Джоконды», однако и по сей день не утихают споры вокруг этого удивительного образа. Существует множество теорий, согласно которым Леонардо написал не одну версию портрета Моны Лизы. Это касается, в первую очередь, картины «Мона Лиза Айзелуортская», или «Новая Мона Лиза». На ней изображена женщина, удивительно похожая на «Джоконду». В 2013 году Фонд Моны Лизы из Цюриха предположил, что это не поздняя копия (как считалось ранее), а ранняя версия знаменитого полотна из Лувра: Леонардо не успел закончить портрет до своего отъезда из Италии в 1506 году и отправил заказчику работу незавершенной. Что касается «Джоконды», то она была написана во Франции значительно позже.

Фигура «Айзелуортской Моны Лизы» очень похожа на фигуру «Джоконды», также совпадают композиция и освещение. Тем не менее, лицо «Лизы» выглядит явно моложе, это и позволяет предположить, что она является более ранней версией картины. Несколько экспертов пришли к выводу, что шея «Лизы» уступает в изобразительной технике этой детали на других полотнах Леонардо да Винчи. Возможно, руки и лицо были написаны самим Леонардо, а остальное - другим художником, или даже несколькими. Задний план в картине из Айзелуорта проработан значительно менее подробно, чем на полотне из Лувра (возможно и эта часть была написана не Леонардо) (слайд 10).

Леонардо оставил огромную коллекцию рисунков. Немногие мастера могут сравниться с ним в умении создавать эффект объема простым утолщением линии (слайд 11).

Художник использовал все известные в его дни технические приемы графики и изобретал новые. Он делал рисунки сангиной, серебряным штифтом (кусочек серебра, заточенный с одной стороны и закрепленный в удобный для руки держатель). Рисунок, сделанный серебряным штифтом, получается вначале голубовато-серого цвета. Постепенно, в результате окисления, он принимает теплый коричневатый оттенок и создает изображение необыкновенной деликатности и утонченности (слайд 12).

Любимым материалом мастера были перо и чернила, которые позволяли от рисования переходить к написанию комментариев.

Леонардо да Винчи занимался научными разработками, теорией искусства. В знаменитом «Трактате о живописи» и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам светотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе (слайд 13).

Свои чертежи Леонардо да Винчи шифровал и они были опубликованы лишь в 19 веке. При жизни великого инженера многие его изобретения оставались неизвестными широкой публике (слайд 14).

Самоходная тележка, предположительно предназначенная для театрального использования, была разработана Леонардо для перемещения без толкания с помощью человека. Аппарат, приводимый в действие спиральными пружинами, был оснащен тормозами и системами рулевого управления.

Бронированная машина – прообраз современных танков. Машина должна была иметь экипаж из 8 человек внутри корпуса. Кроме того, на массивной круглой платформе должны были располагаться множество легких пушек. При этом их наводчик имел поле обзора в 360 градусов, находясь в прицельной башне наверху. Леонардо да Винчи даже думал о включении лошадей в управление своей машиной, но затем отказался от этой идеи из-за неконтролируемой природы животных (слайд 15).

Учащиеся фиксируют в тетрадях представленную на слайде информацию, учитель параллельно ведет объяснение (слайд 16).

Хотя Леонардо и был личностью выдающейся, но как и другие художники и ученые того времени, не мог обходиться без заказчиков и покровителей. Он служил миланскому герцогу Сфорца, флорентийской республике, Чезаре Борджиа, французскому королю Людовику 12. Даже безуспешно пытался получить заказ от римского папы. Все последние годы жизни его преследовало чувство нереализованности, одиночества, ненужности миру. На знаменитом автопортрете он изобразил себя глубоким старцем, с чертами мудреца и страдальца. И хотя художнику в тот момент было всего шестьдесят с небольшим, груз жизненного опыта так изменил его облик.

Получив приглашение от французского короля Франциска I в 1516 году, да Винчи уехал во Францию и стал придворным живописцем. За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни во Франции Леонардо провёл в постели, а в 1519 году умер (слайд 16).

  1. Подведение итога урока: 

А теперь давайте ответим на несколько простых вопросов и проверим, что вы сегодня запомнили (слайд 17).

В: Что такое сфумато?

О: Сфумато – воздушная дымка в картинах Леонардо да Винчи. Согласно принципу сфумато, воздух смягчает контуры, и чем дальше находится предмет, тем больше он размыт.

В: Почему фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие так плохо сохранилась?

О: Фреска «Тайная вечеря» плохо сохранилась из-за экспериментов с красками и грунтом, частых наводнений, из-за того, что в 17в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции; во время войны с Наполеоном трапезную использовали как оружейный склад; во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба, а так же по причине неумелых реставраций.

В: Какая картина Леонардо да Винчи самая известная в мире?

О: Мона Лиза или «Джоконда»

Верно. Молодцы!

Окончание урока.


Предварительный просмотр: