"Дидактические материалы по изобразительному искусству"

Степанец Светлана Германовна

Размещен материал КВН и Дидактических игр по изобразительному искусству для младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН по изобразительному искусству. Сделаем мир цветным.

КВН по изобразительному искусству.

«Сделаем мир цветным».

Цель: Обобщить знания и представления об изобразительном искусстве.

Задачи: Создать ситуацию успеха, атмосферу радости, добра и творчества.

Выявить знания выразительных средств, терминологий и понятий изобразительного искусства: умения выделять отличительные элементы разных жанров, знания о цветах спектра в их последовательности, теплых и холодных цветах, основных и дополнительных цветах, о колорите, о взаимосвязи цвета и настроения. Выявить уровень усвоенных умений и навыков. Развивать воображение, внимание, образное мышление, творчество.

Материал: кроссворд; эмблемы команд; дидактическая игра «Составь букет», «Собери гусеницу»; 2 бумажные палитры; цветовые фишки; 2 набора открыток с репродукциями в разных изобразительных жанрах; 2 листа бумаги с нарисованными кругами для игры «Превращение»; маркеры; медальоны «Знатоку ИЗО» на каждого участника; палитры; гуашь; кисти № 3, 8; альбомные листы на каждого; мольберты; воздушные шары для оформления зала и 2 набора шаров 7 цветов спектра.

Музыкальное сопровождение: муз. Г. Гладкова, сл. Е. Кушнера «Если видишь на картине…»; инструментальная мелодия для игр.

Ход занятия: Дети под музыку заходят в зал. (На груди каждого участника КВН эмблема с символом команды).

Ведущий:

Когда войдешь ты в мир искусства

Откроешь тайну красоты.

Слилось в нем все и мысль, и чувство,

Талант, художник, чудо, ты.

— Дорогие ребята, сегодня у нас необыкновенное занятие КВН для знатоков изобразительного искусства. Прошу вас разделиться на 2 команды.

Прошу вас, представиться друг другу (команда «Веселая клякса», команда «Разноцветная палитра»). Прошу представиться капитанов команд.

Наше компетентное жюри будет оценивать ваши знания, умения и способности. (Представление жюри).

Прежде, чем мы начнем соревноваться,

Предлагаю вам немножечко размяться.

Нужно разгадать кроссворд, в котором зашифровано слово из 10 букв. Если вы правильно отгадаете все предметы, которыми пользуются художник, то узнаете, как называется помещение, где работает художник.

Вопросы:

 1)На ней мы рисуем (бумага).

2)Ей обрамляют картину (рамка).

3)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски (кисть).

4)На ней смешивают краски (палитра).

5)Белый камушек растаял на доске следы оставил (мел).

6)Если ты его поточишь, нарисует все, что хочешь

(карандаш).

7)Разноцветные сестрицы, заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой, носит воду бородой,

А сестрицы вместе с ним, нарисуют дом и дым (краски).

8)В нее наливают воду, чтобы промывать кисти (банка).

9)Цель каждого художника ее нарисовать (картина).

10)Кто хочет стать художникам (я)?

Ведущий: Наша разминка закончена. Начинаем КВН.

1 Задание:

Назовите 3 основных цвета (красный, желтый, синий);

Назовите 3 дополнительных цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый);

Назовите хроматические цвета (все цвета спектра);

Назовите ахроматические цвета (серый, белый, черный);

Скажите загадку, в которой упоминается цвет.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

2 Задание:

Разноцветные ворота

На пути построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер этот,

Взял он красок для ворот

Не 1, не 2, не 3 —

Целых 7, ты посмотри!

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать.

(Радуга).

Ребята, вы хорошо знаете, что в радуге каждый цвет стоит на своем месте.

Сейчас мы с вами немножко поиграем. Игра называется «Построй радугу».

Я раздам вам воздушные шары семи цветов. Пока будет звучать музыка,

вы будете свободно двигаться по залу. Как только музыка утихнет, вы должны быстро и правильно построиться в 1 шеренгу, в порядке расположения цветов в спектре.

Жюри будет оценивать правильность и быстроту выполнения задания.

(Звучит музыка, дети двигаются по залу).

Ведущий: Чтобы проверить правильность построения красок, давайте вспомним волшебную фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

3 Задание: Конкурс «Собери букет».

Каждой команде нужно взять панно с изображением вазы и бумажные цветы

различных цветов и оттенков. Одна команда будет собирать букет из цветов теплых оттенков, а другая – холодных оттенков. Жюри будет оценивать быстроту и правильность выполнения задания.

4 Задание: Конкурс капитанов. Игра «Собери гусеницу».

Посмотрите, перед вами набор кругов 1 цвета, но разных оттенков красного и синего цвета. Вы должны собрать гусеницу, от головы (темного), до хвостика (светлого оттенка).

5 Задание: Пока соревнуются наши капитаны, я объявляю «рисовальный» конкурс «Волшебные превращения».

На листе, прикрепленном к мольберту, нарисованы круги. Нужно немного пофантазировать и превратить их в кого-нибудь или во что-нибудь, дополняя его деталями (показ).

Жюри будет оценивать быстроту и оригинальность изображения. Важное условие не повторяться (дети по 1 выходят к мольберту).

Ведущий: Молодцы ребята! Вы большие фантазеры!

6 Задание: Как все-таки здорово, что на свете столько красок, и мы можем нарисовать ими все, что угодно: солнце, море, пляж, машину, человека.

А можно ли нарисовать свое настроение? (Ответы детей). Как?

Следующий конкурс так и называется – «Настроение».

Внимательно слушайте стихотворение, которое я прочту, а после выложите на палитре цветовые фишки, которые соответствуют его настроению.

За окном туман и слякоть,

Звезды прячутся во тьму.

Очень хочется заплакать,

Неизвестно почему.

(Дети выкладывают фишки на палитре). Какая палитра получилась? (холодная, тусклая).

Утром ветки золотятся,

В голубом как сон дыму.

Очень хочется смеяться,

Неизвестно почему.

(Дети выкладывают цветовые фишки на палитре). Какая палитра получилась?

(теплая, контрастная).

7 Задание: Ребята, а вы любите изобразительное искусство? Тогда назовите жанры изоискусства, которые знаете (натюрморт, пейзаж, портрет).

Следующий конкурс так и называется «Жанры изобразительного искусства».

У вас на столах лежат открытки с репродукциями известных картин.

Вы должны разделить перепутавшиеся жанры на 3 части: натюрморт, пейзаж, портрет. Выиграет команда, первая, справившаяся с заданием и не сделавшая ни 1 ошибки.

Ведущий: Дорогие ребята, это был последний конкурс нашего КВН. Пока уважаемое жюри будет подводить итоги сегодняшней игры, я предлагаю вам порисовать и послушать песенку о картинах.

Чудесные краски в руки возьмите

И нарисуйте все, что хотите.

(Дети рисуют). Звучит песенка Г. Гладкова «Если видишь на картине…».

Ведущий: Нам по плечу любое дело

И если только захотим

Вам на клочке бумаги белой

Мы в красках мир изобразим.

Таится радость в каждом цвете

Рисует чудо – карандаш

Как много красок на планете,

Взгляните на рисунок наш!

Молодцы ребята! Вы сегодня очень старались, показали свои знания и умения. А сейчас жюри объявит победителей.

Награждение всех участников медальонами «Знатоку ИЗО».



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ ПО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Д/И «Угадай, что получится?»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: Лист бумаги, карандаши.

Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

Д/И «Волшебная палитра»

Цель: Развивать чувство цвета.

Материал: Гуашь. Палитра.

Задание: Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

Д/И «Чего на свете не бывает?»

Цель: Развивать творческое воображение.

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.

Д/И «Что это может быть?»

Цель: Развивать воображение.

Материал: Гуашь. Палитры.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

Д/И «Расскажи об их настроении»

Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение.

Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши.

Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.

Д/И «Поможем художнику»

Цель: Развивать творческое воображение.

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Цель: Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.

Д/И «Придумай сам»

Цель: Развивать воображение, фантазию.

Материал: Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.

Д/И «Волшебные картинки»

Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

Материал: Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши.

Задание: Дорисуй картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.

Д/И «Веселая палитра»

Цель: Развивать чувство цвета.

Материал: Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов.

Задание: Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Д/И «Клубочки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Материал: Картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши.

Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой котенок играет с клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Д/И «Симметричные предметы»

Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.

Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.

Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

Д/И «Веселый гном» 


Цель: Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: Картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Задание: Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.

Д/И «Чудесный лес»


Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения.

Цветные карандаши.

Задание: Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес,

полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Д/И «Перевертыши»


Цель: Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.

Задание: Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

Д/И «Составь портрет»


Цель: Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.
Материал: Разнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши.

Задание: Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.

Определить настроение и нарисовать портрет.

Д/И «Подводный мир»

Цель игры: Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Материал: Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.

Задание: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

Д/И «Нарисуй теплую картинку» 

Цель: Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. 
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Задание: Внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. 

Д/И «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»


Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения. 
Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом. 

Д/И «Витражи»

Цель: Развивать воображение, чувство цвета и формы.

Материал: Бумага. Фломастеры. Цветные карандаши. Гуашь.

Задание: Педагог предлагает детям с закрытыми глазами нарисовать линиями изображение на листе бумаги. Затем рассмотреть получившееся изображение, придумать, на что оно похоже и раскрасить его красками.