Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» 7-9 лет

Пашкина Инна Юрьевна

Предлагаемая программа по лепке из пластилина  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г.Нягань

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

г.Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №6»

имени А.И. Гордиенко, почетного гражданина города Нягани

Принята     на  заседании педагогического    cовета

«____»____________ 20__г.

Протокол №_________                                            

Утверждаю                                  директор МАОУ г.Нягань

«СОШ№6» им. А.И. Гордиенко

от «____» ___________20__г.                                                                                                                  

__________ О.Г. Волоснев                      

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Пластилиновое чудо»

Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся: 79 лет

                   

Программа разработана:

Ф.И.О. Пашкина И.Ю., учитель ИЗО

2022-2024 учебный год

Нягань, 2022

Содержание

I.

Комплекс основных характеристик

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана). Планируемые результаты

7

1.4.

Календарный учебный график

8

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

12

2.1.

Условия реализации программы

14

2.2.

Формы контроля

17

2.3.

Оценочные материалы

17

III.

Список литературы

18

Приложения

19

I.

Комплекс основных характеристик

1.1. Пояснительная записка

Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся  с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?

Да! И начинать, этот путь нужно с детства.

В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного.  И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов:

Предлагаемая программа по лепке из пластилина  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.

Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.

Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

1.2.

Цели и задачи программы

Цель программы:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными видами лепки;
  • Формировать умения следовать устным инструкциям;  
  • Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  • Формировать эстетический и художественный вкус.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

  • Вызвать  интерес к декоративно-прикладному искусству.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Цель кружка:

Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Особенностью данного кружка является разнообразная тематика выполняемых работ. В ходе реализации данной программы происходит привитие нравственных, духовных и культурных ценностей.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- привитие любви к природе, декоративному, народному творчеству овладение разными приёмами и техниками;

- развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;

- обучение навыкам и приемам в работе;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, а также о красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы: процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Учащиеся должны знать:

  • правила организации рабочего места;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином;
  • названия и назначение инструментов;
  • названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • исходные формы  изделий;
  • приемы доработки исходных форм;
  • последовательность технологических операций;
  • культуру поведения и труда.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать рабочее место;
  • пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  • выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
  • правильно использовать приемы доработки исходных форм;
  • использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
  • пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
  • самостоятельно выполнять несложное изделие;
  • оформлять готовое изделие;
  • правильно вести себя в общественных местах;
  • оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
  • организовывать свое рабочее место и досуг;
  • заботиться о своем здоровье.

1.3.

Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана). Планируемые результаты

Планируемые результаты 

Обучение детей в дополнительном образовании в объединении «Пластилиновое чудо»

направлено на достижение комплекса следующих результатов:

Личностные результаты:

• умение видеть прекрасное в окружающей жизни;

• потребность общения с искусством и желание сделать окружающий мир лучше и красивее, проявлять творческую инициативу;

• гуманное отношение к людям, животным и природе;

• любовь к труду, аккуратность и настойчивость в работе;

• желание глубже познавать окружающий мир, проявляя наблюдательность, логическое мышление, осознание увиденного;

• художественно-эстетическое развитие личности ребенка;

• раскрытие творческого потенциала;

• развитие внимательности, наблюдательности.

Метапредметные образовательные результаты:

• навыки самоорганизации;

• развитие мелкой моторики рук;

• развитие глазомера;

• развитие зрительной памяти;

• активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза.

Предметные образовательные результаты:

• понимание принципов построения композиции в пространстве;

• освоение конструктивного, пластического и комбинированного способов лепки;

• умение работать с цветным пластилином;

• умение правильно компоновать в пространстве группу предметов;

• умение правильно передавать пропорции и форму предметов;

• способность передавать в скульптуре движение;

• умение выявлять и передавать наиболее характерное в натуре;

• способность добиваться передачи творческого замысла, выразительности работы;

• умение самостоятельно выбирать тему и воплощать её в материале.

Наиважнейшим результатом является использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

1.4.

Календарный учебный график

Учебный год

Начало учебного года

Конец учебного года

Продолжительность

1

2022-2023

1сентября

по окончанию реализации учебного плана в полном объёме

34 недели

2

2023-2024

1сентября

по окончанию реализации учебного плана в полном объёме

34 недели

Календарно-учебный график первого года обучения

Начало учебного года – 1 сентября

Конец учебного года – по окончанию реализации учебного плана в полном объёме.

Продолжительность учебного года – 34 недели.

Месяц

Учебная неделя, в течение которой планируется проведение занятий

Фактическая дата и время проведения занятий

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема

Место

проведения

Форма

контроля

Вводный блок

Сентябрь

1-я неделя

Практикум

3

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

Просмотр

Выполнение изделий самых простых объёмных форм

2-я неделя

Практикум

3

«Магазин игрушек». Исходная форма-шар. Изделие «Неваляшка»

Просмотр

3-я неделя

Практикум

3

«Магазин игрушек». Исходная форма-цилиндр. Изделие «Дерево»

Просмотр

4-я неделя

Практикум

3

 «Магазин игрушек». Исходная форма-конус. Изделие «Пирамидка»

Просмотр

Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм

Октябрь

5-я неделя

Практикум

3

«Урожай». Изделия «Апельсин» и «Лимон»

Просмотр

6-я неделя

Практикум

3

«Урожай». Изделия «Вишня» и «Виноград»

Просмотр

7-я неделя

Практикум

3

«Урожай». Изделие «Корзина». Коллективная работа. Композиция по теме

Просмотр

8-я неделя

Практикум

3

«Большой праздник». Изделие «Торт»

Просмотр

Ноябрь

9-я неделя

Практикум

3

«Большой праздник». Изделие «Пирог»

Просмотр

10-я неделя

Практикум

3

«Дары леса». Изделия «Подосиновик» и «Травка»

Просмотр

11-я неделя

Практикум

3

«Дары леса». Изделия «Мухомор» и «Лисичка».  Коллективная работа. Композиция по теме

Просмотр

12-я неделя

Практикум

3

«Подарок маме». Изделия «Ваза» и « Нарцисс»

Просмотр

Декабрь

13-я неделя

Практикум

3

«Подарок маме». Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка». Коллективная работа. Композиция по теме

Просмотр

14-я неделя

Практикум

3

«С Новым годом!»  Изделие «Снеговик»

Просмотр

15-я неделя

Практикум

3

«С Новым годом!»  Изделие «Символ года»

Просмотр

16-я неделя

Практикум

3

«С Новым годом!» Изделие «Снегурочка и Дед Мороз»

Просмотр

Январь

17-я неделя

Практикум

3

«С Новым годом!» Изделие «Украшения на елку»

Просмотр

18-я неделя

Практикум

3

Изделие «Хрустальная туфелька на подушечке»

Просмотр

19-я неделя

Практикум

3

«Кто на листике живёт?» Изделия «Улитка» и «Бабочка»

Просмотр

Выполнение сложных изделий

Февраль

20-я неделя

Практикум

3

«Озеро». Изделия «Утка» и «Гусь»

Просмотр

21-я неделя

Практикум

3

«Озеро». Изделие «Лебедь» Коллективная работа.  Композиция по теме

Просмотр

22-я неделя

Практикум

3

«Пасха». Изделие «Кулич»

Просмотр

23-я неделя

Практикум

3

«Пасха». Изделие «Яйцо»

Просмотр

Март

24-я неделя

Практикум

3

«Птичий двор». Изделие «Курица с цыплятами»

Просмотр

25-я неделя

Практикум

3

«Птичий двор». Изделия «Петушок» и «Индюк». Коллективная работа. Композиция по теме

Просмотр

26-я неделя

Практикум

3

«Море». Изделия «Морская звезда» и «Осьминог»

Просмотр

27-я неделя

Практикум

3

«Море». Изделия «Рыбка» и «Морской Конёк». Коллективная работа. Композиция по теме

Просмотр

Апрель

28-я неделя

Практикум

3

«Джунгли».  Изделие «Слон»

Просмотр

29-я неделя

Практикум

3

«Джунгли».  Изделие «Черепаха»

Просмотр

30-я неделя

Практикум

3

«Джунгли». Изделие «Жираф»

Просмотр

31-я неделя

Практикум

3

«Джунгли».  Изделие «Пальма».  Коллективная работа. Композиция по теме

Просмотр

Создание картин

Май

32-я неделя

Практикум

3

Картина «Ночное небо»

Просмотр

33-я неделя

Практикум

3

Картина «Портрет»

Просмотр

34-я неделя

Обобщающее занятие

3

Свободная тема

Просмотр

Календарно-учебный график второго года обучения

Начало учебного года – 1 сентября

Конец учебного года – по окончанию реализации учебного плана в полном объёме.

Продолжительность учебного года – 34 недели.

Месяц

Учебная неделя, в течение которой планируется проведение занятий

Фактическая дата и время проведения занятий

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема

Место

проведения

Форма

контроля

Вводный блок

Сентябрь

1-я неделя

Практикум

3

Вводное занятие. Инструктаж по правилам безопасной работы. Знакомство с программой работы

Просмотр

Пластилиновая анимация

2-я неделя

Практикум

3

История анимации. «Путешествие в мир мультипликации»

Просмотр

3-я неделя

Практикум

3

Сценка «Червяк». Изготовление героев, фонов. Проигрывание истории в живую

Просмотр

4-я неделя

Практикум

3

Сценка «Движущийся человек». Изготовление героев, фонов. Проигрывание истории в живую

Просмотр

Октябрь

5-я неделя

Практикум

3

Сценка «Кошка прыгает». Изготовление героев, фонов. Проигрывание истории в живую

Просмотр

6-я неделя

Практикум

3

Обобщающее занятие «Мультфестиваль»

Просмотр

«Мир человека»

7-я неделя

Практикум

3

Лепка фигуры человека на каркасе из проволоки. Лепка своей семьи

Просмотр

8-я неделя

Практикум

3

Лепка композиции  «На отдыхе»

Просмотр

«Мир фантазий»

Ноябрь

9-я неделя

Практикум

3

Лепка любимого сказочного героя

Просмотр

10-я неделя

Практикум

3

Лепка инопланетных картин

Просмотр

11-я неделя

Практикум

3

Лепка фантастических животных

Просмотр

12-я неделя

Практикум

3

«Транспорт будущего»

Просмотр

«Подводный мир»

Декабрь

13-я неделя

Практикум

3

Лепка различных рыб

Просмотр

14-я неделя

Практикум

3

«Морское дно»

Просмотр

15-я неделя

Практикум

3

«Аквариум»

Просмотр

16-я неделя

Практикум

3

«Рыбалка»

Просмотр

Январь

17-я неделя

Практикум

3

«Золотая рыбка»

Просмотр

«Мир техники»

18-я неделя

Практикум

3

Лепка самолёта

Просмотр

19-я неделя

Практикум

3

Лепка телевизора

Просмотр

Февраль

20-я неделя

Практикум

3

Лепка на свободную тему

Просмотр

Солёное тесто

21-я неделя

Практикум

3

Лепка простых предметов и декорирование

Просмотр

22-я неделя

Практикум

3

Изготовление плоских подвесок и дальнейшее их раскрашивание

Просмотр

23-я неделя

Практикум

3

Лепка бабочки

Просмотр

Март

24-я неделя

Практикум

3

Лепка медвежонка

Просмотр

25-я неделя

Практикум

3

Лепка сюжета сказки

Просмотр

26-я неделя

Практикум

3

Лепка несложного рельефного изображения

Просмотр

27-я неделя

Практикум

3

Лепка отпечатка ладони с декором

Просмотр

Апрель

Плоскостная лепка на картоне

28-я неделя

Практикум

3

Лепка картины «В лесу»

Просмотр

29-я неделя

Практикум

3

Изготовление веточки с птичкой

Просмотр

30-я неделя

Практикум

3

Лепка картины «Бабочки и цветы на поляне»

Просмотр

31-я неделя

Практикум

3

Лепка композиции «Утро в деревне»

Просмотр

Май

32-я неделя

Практикум

3

Лепка школьных принадлежностей в пенале

Просмотр

33-я неделя

Практикум

3

Коллективная работа. На свободную тему

Просмотр

34-я неделя

Контрольно-учётное

3

Посещение выставок прикладного творчества

Просмотр

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

Условия реализации программы

Условия набора:

Группа первого года обучения набирается в количестве 15 человек. В группу могут записаться все желающие в возрасте от 7 до 8 лет.

В группу второго года обучения учащиеся переходят из первого года обучения. Количество человек в группе составляет - 15 человек в возрасте от 8 до 9 лет.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения - занятия проводятся - 2 раза в неделю по 1,5 академических часа, количество часов в неделю - 3 часа, 102 часа в год. Второй год обучения – 1 раз в неделю по 3 академических часа, количество часов в неделю - 3 часа, 102 часа в год. Продолжительность 2-х лет обучения - 204 часа.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • Учитель для ученика, а не ученик для учителя.
  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
  • Нет предела совершенствованию.
  • Учет психофизических  особенностей детей.
  • Создание атмосферы успеха.

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная
  • групповая
  • выставка
  • экскурсия
  • творческий конкурс.

Основной вид занятий – практический.

Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
  • свободного выбора.

Основные составляющие занятий:         

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);

2) организация рабочего места;

3) повторение пройденного материала;

4) организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:

-инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;

-практическая работа;

-физкультминутки;

-подведение итогов, анализ, оценка работ;

-приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

Отличительные особенности

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.

Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.

Основное оборудование:

  • рабочая одежда, (рабочий халат или нарукавники);
  • нож (стёк);
  • материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением

Дополнительное оборудование:

Заостренные спички или зубочистки, картон самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка,  влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колёсики для придания поверхности определённой структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.

Демонстрационные пособия:

  • предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров;  желуди, плоды каштана и т.п.;
  • основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы – вы показываете объемную форму при анализе нового изделия, совмещаете ее с рисунком этой же формы на плакате, предъявляете при определении пропорций. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия;
  • большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
  • таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

альбомы с образцами, фотографиями, презентации.

Методические рекомендации

Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя.

Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:

1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.

2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.

3. Поэтапная лепка изделия по нотации.

Лепка изделия по нотации 

Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:

1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Школьники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.

3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.

4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.) или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.

5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

2.2.

Формы контроля

Система оценивания и отслеживания результатов обучения детей: в начале учебного года проводится

– входной контроль оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса;

– текущий контроль проводится в конце 1 полугодия;

– итоговый контроль проводится в конце обучения.

Формы контроля:

– индивидуальные консультации;

– собеседования;

– беседа;

– наблюдения;

– итоговые занятия.

Формы подведения итогов реализации программы:

– итоговые занятия;

– мероприятия;

– рефлексия мероприятия.

2.3.

Оценочные материалы

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Текущий:

• оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

• прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

• пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

• рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

Итоговый контроль в формах

• контроля посещаемости учащимися курса;

• итоговая выставка работ учащихся.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

• степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

• поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий

посещаемость.

III.

Список литературы

1. Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры».

2. Глазова М. «Я леплю из пластилина».

3. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах».

4. «Лепим из пластилина» от из-ва "Русич".

5. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке».

6. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.

7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.,1999г.

8. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

9. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

                                                                                                                                     

                                                                                                                                         Приложение

Правила поведения

1. На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.

2. На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не языком.

3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.

4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.

5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.

6. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.

7. Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались и он стал серым.

8. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.

9. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.

10. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.

11. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.

Правила подготовки рабочего места перед началом урока

1. Достань принадлежности лепки.

2. Надень рабочую одежду.

3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.

4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.

Правила уборки своего рабочего места (за 2–3 минуты до конца занятия)

1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.

3. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.

5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.

6. Сними рабочую одежду.

7. Все принадлежности убери.