Презентация "История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра"

Презентацию можно использовать на занятиях по беседам об искусстве, истории изобразительного искусства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра Халитова Ю.И .

Слайд 2

Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность) - реальный вид какой-либо местности. Самостоятельный пейзаж имеет свой мотив-сюжет, собственное настроение и композиционно-изобразительный акцент, введенные в пейзаж фигуры людей и животных, если сюжет картины не связан с ними (в таком случае они изображаются в мелком масштабе) - такие фигуры называют стаффажем (второстепенные элементы композиции).

Слайд 3

Изображение природы интересовало людей всегда, ещё в период неолита встречаются изображения, которые включают условные обозначения небесного свода, светил, стран света. Элементами пейзажа украшались стены гробниц и дворцов в странах Древнего Востока, Египта. В древнеегипетском изображении природы есть только отдельные элементы пейзажа - лотос, тростник, деревья, да и роспись имеет декоративное значение .

Слайд 4

В Древней Греции и Римской республики пейзажи служили как бы декорацией жилых интерьеров, эти изображения природы очень близки к нашему пониманию пейзажа, хотя писавшие их художники имели недостаточное представление о перспективе, поэтому образы кажутся невыразительными.

Слайд 5

В странах Востока философия и религия способствовали развитию искусства пейзажа, которое на многие годы опередило европейских пейзажистов. Созерцание природы, связанное с религиозным течением «дао», стало неотъемлемой частью духовной жизни и в VII-VIII веках изображение природы становится ведущим жанром в живописи. Китайские художники рисовали на свитках, сделанных из шелковой ткани или рисовой бумаги, которые сворачивались в трубочку. Хочешь посмотреть - разверни свиток. Вертикальные свитки с композициями – «тяо-фу» - украшали стены. Если композиция была горизонтальной - «шоу-цзюань», и в несколько метров длиной, её рассматривали на полу, как книгу. В Китае пейзаж стал своеобразным духовным общением.

Слайд 6

В эпоху Возрождения сложились два вида изображения «пейзажа-декорации». Первое - эмоциональное, уравновешенное, сдержанное изображение природы. Второе - нагромождение мощных скалистых и древесных масс, чередование объемов, замкнутого и открытого пространств.

Слайд 7

В ХVII веке пейзаж окончательно сложился как самостоятельный жанр, и самый большой вклад в его формирование внесли художники Нидерландов. В северной провинции Нидерландов –Голландии - искусство приняло необычный характер для этого времени.

Слайд 8

ХIХ век стал новым расцветом реалистического пейзажа. Формировались национальные школы пейзажа в Европе и России. Во Франции к 30-м годам складывается школа художников национального пейзажа. Одним из первых стал писать природу Франции Жорж Мишель, природа родной страны стала и темой картин Камиля Коро. Он писал переходные состояния вечера и утра, избегая ярких контрастов.

Слайд 9

Жанр пейзажа в России возник довольно поздно. Его появление связано с основанием санкт-петербургской Академии художеств, где в 1767 году был учрежден класс пейзажа, готовивший живописцев-пейзажистов. Утверждению этого жанра способствовали также классы перспективы и театральных декораций, откуда вышли многие пейзажисты. Узкие специальности, в том числе пейзажа, были заведены в классе гравирования.

Слайд 10

Большое значение для развития пейзажного жанра имели пенсионерские командировки наиболее одаренных выпускников Академии. Обучаясь в Италии и во Франции у больших мастеров, пенсионеры совершенствовали свое мастерство, достигая уровня европейского искусства. За рубежом побывали (а некоторые и остались там) знаменитые русские пейзажисты: Максим Воробьев, Александр Иванов, Михаил Лебедев, Семен Щедрин, Федор Матвеев, Федор Алексеев, Сильвестр Щедрин и многие другие. Это позволило пейзажному жанру уравняться с европейским искусством и продолжать жить своей российской жизнью, обретая свое лицо, откликаться на проблемы духовной реальности страны . С.Щедрин Полдень, 1779

Слайд 11

История развития пейзажа как самостоятельного жанра- процесс очень сложный, это огромный труд художников, длительное и кропотливое изучение и осмысление ими природы. История пейзажа- это история самоотверженной коллективной работы многих поколений художников, история преемственности и добросовестной учебы у старших товарищей.

Слайд 12

Интернет-ресурсы http://novickiy.ru/news/pejzazh/2014-07-14-601 https://maria-art.com/zastyivshaya-priroda