Сценарий игры "Мастера и подмастерья" в рамках реализации программы наставничества в изостудии

Осипова Оксана Владимировна

В материале представлен сценарий игры, как возможный вариант организации взаимодействия наставнико и наставляемых по форме "ученик-ученик", в рамках освоения программы по изобразительному искусству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Союз» Выборгского района Санкт- Петербурга

«Мастера и подмастерья»

Сценарий игры в рамках реализации программы наставничества.

Автор:

педагог дополнительного образования

                                                   Осипова Оксана Владимировна

Санкт-Петербург

2022г.

Описание игры

Наставники и наставляемые отправляются в воображаемое путешествие и попадают в мастерскую, где печатают открытки. Мастерская пуста, на столе лежит записка от Мастера-Печатника с просьбой помочь сделать тираж открыток ко Дню победы в технике гравюры на картоне. Рядом с запиской учащиеся находят заготовки для создания печатной формы (по количеству участников), материалы для печати.

Поскольку наставники уже знакомы с техникой гравюры на картоне, они становятся мастерами. У каждого мастера своя команда наставляемых. Наставляемые выступают в роли подмастерьев, которые действуют по инструкции мастера. Мастера рассказывают и показывают, как из предложенных заготовок сделать печатную форму. Подмастерья изготавливают печатную форму как показывает мастер. Далее мастера рассказывают как сделать оттиск с печатной формы, показывают как это сделать на примере собственной работы. Подмастерья печатают свои оттиски как показывает мастер. Мастера помогают подмастерьям, корректируют их работу, помогают сделать повторный оттиск, если первый не получился.

Готовые оттиски вывешиваются на доску. Педагог предлагает учащимся обсудить результаты работы, рассказать, что было самым сложным, самым интересным, что удалось лучше всего и почему.

Подготовка к игре

Работа с наставляемыми

В качестве наставляемых выступают учащиеся младших групп (1-2 год обучения) На подготовительном этапе педагог проводит ознакомительное занятие по теме «Гравюра на картоне» для наставляемых .Педагог рассказывает о видах печатной графики,  знакомит наставляемых с понятием высокой печати. Педагог описывает как поэтапно создаётся печатная форма, как с неё выполняется оттиск. Так же педагог рассказывает о том, какие материалы и инструменты необходимы для выполнения наиболее простого варианта гравюры на картоне.

Работа с наставниками

В качестве наставников выступают учащиеся старших групп, уже знакомых с техникой «Гравюра на картоне». Наставники выбираются из числа ребят, показавших хорошие результаты при работе в данной технике. Так же учитывается их желание и готовность помочь младшим учащимся в освоении этой техники.

Педагог договаривается с учащимися об участии в игре на занятии в младшей группе., разъясняет им их роль в этой игре, знакомит их со сценарием. Так же наставники совместно с педагогом вспоминают всю последовательность создания печатной формы и оттиска, проговаривают особенности каждого этапа.

Реквизит и материалы для проведения игры:

  • Заготовки для печатной формы из плотной бумаги (прямоугольная основа, вырезанные звёзды, лавровые ветви, голуби)
  • Клей ПВА
  • Кисти для клея
  •  Краски
  • Валики
  • Дощечки для раскатывания красок
  • Тонкая бумага для печати
  • Тряпочки для очистки валика
  • Влажные салфетки
  • Коробка для художественных материалов
  • Карта с указанием пути в страну печатной графики
  • Письмо от Мастера-Печатника

Ход игры

Учащиеся младшей группы (наставляемые) как обычно приходят на занятие. Их встречает педагог и наставники.

Педагог:

- Здравствуйте! Сегодня на занятии мы продолжим тему гравюры на картоне. На прошлом занятии вы узнали, что нам необходимо для создания такой гравюры, а сегодня вам предстоит отправиться в воображаемое путешествие в страну печатной графики и создать свои первые оттиски.

Отправиться в путешествие нам помогут ребята из старшей группы. (представляет наставников). Они уже не однажды бывали в стране печатной графики, по - этому охотно согласились выступить в роли провожатых и помощников.

Наставники достают «Карту местности» и показывают её наставляемым.  На карте  обозначены объекты (столы, мольберты и т.д.), которые есть в кабинете. Названия этих объектов зашифрованы, надо отгадать и найти их . Стрелками обозначен путь от одного такого объекта к другому. Путь ведёт  к столу, где спрятаны материалы для графики.

Наставники

- Привет. Мы пришли к вам, чтобы помочь добраться в страну печатной графики. У нас есть с собой карта, на которой указан путь, но она зашифрована. Чтобы её расшифровать, нужно угадать, что за пункты в ней описаны, и следовать по стрелкам от одного пункта к другому.

Наставники и наставляемые идут по карте. В конце пути их ждёт пункт «Мастерская печатной графики». В этом пункте спрятана коробка с материалами и запиской от Мастера-Печатника.

Наставники

- Посмотрите, мы пришли в мастерскую печатной графики, только почему-то здесь никого нет. Только какая-то коробка и письмо. Похоже это письмо написал мастер, который тут работал. Давайте его прочтём.

Письмо

Дорогие ребята! Я срочно выехал в город линогравюр помогать ликвидировать утечку типографской краски. К сожалению, в связи с этой катастрофой, я никак не успею закончить тираж открыток ко Дню Победы. Помогите пожалуйста отпечатать открытки в технике гравюры на картоне! Я знаю, что среди вас есть опытные печатники, которым под силу организовать вашу дружную работу. Вкоробке вы найдёте все необходимые материалы для того, чтобы сделать печатную форму и напечатать  открытки.  Искренне надеюсь на вашу помощь.

Мастер-Печатник.

Наставники

- Ребята, давайте поможем мастеру. Мы вам покажем, что нужно делать, чтобы напечатать открытки. Вместе мы быстро справимся. Посмотрите, мастер оставил нам всё необходимое.

Ребята открывают коробку. В ней лежат:

  • Заготовки для печатной формы из плотной бумаги (прямоугольная основа, вырезанные звёзды, лавровые ветви, голуби)
  • Клей ПВА
  • Кисти для клея
  •  Краски
  • Валики
  • Дощечки для раскатывания красок
  • Тонкая бумага для печати
  • Тряпочки для очистки валика
  • Влажные салфетки

Педагог

-Для начала вам нужно разделиться на группы. Старшие ребята уже делали гравюру на картоне, они будут нашими мастерами. С каждым из мастеров будут работать несколько подмастерьев. Каждый из вас должен склеить печатную форму и сделать оттиск. Мастера будут показывать вам, как это сделать. Смотрите внимательно и повторяйте за ними, если что-то не получается, они будут вам помогать.

Коллектив делится на группы и приступает к работе. Под руководством каждого наставника работает несколько наставляемых (2-3 человека). Наставники берут детали для печатной формы, показывают, как их нужно наклеить и промазать клеем, контролируют выполнение работы каждым наставляемым.

Педагог

-Ваши печатные формы готовы, теперь нужно, чтобы они подсохли. Пока формы сохнут, нужно вспомнит, как печатается оттиск. Уважаемые мастера, напомните пожалуйста, как это делается.

Наставники

-Сначала нужно подготовить рабочее место, застелить стол, достать краски, подготовить дощечку и валик.

- Нужно надеть фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться. Подготовить бумагу, на которую отпечатываем оттиск.

-Дальше нужно открыть краску и нанести её на дощечку, потом раскатать  её валиком по дощечке. Затем краску нужно накатать валиком на печатную форму. После этого нужно взять бумагу и положить сверху на печатную форму, а затем прогладить пальцами, прижимая её к форме.

Педагог

-Печатные формы уже высохли, пора приступать к печати.

Группы наставляемых под руководством наставников выполняют оттиски с печатных форм. Получившиеся оттиски вывешивают на доску. Закончив печатать, ребята убирают рабочее место.

Рефлексия

Педагог приглашает ребят к доске, на которой вывешены оттиски, предлагает наставникам и наставляемым обсудить процесс и результат работы. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

  • Что было самым интересным в работе?
  • Что было самым сложным?
  • Как можно было бы улучшить совместную работу?

Итоговое мероприятие

Получившиеся оттиски оформляются в виде открыток (дополняются поздравительной надписью, наклеиваются на плотную бумагу). Полученные открытки преподносят в подарок ветеранам.

C:\Users\oksom\Downloads\IMG20220506163420.jpg     C:\Users\oksom\Downloads\IMG20220506164344.jpg

C:\Users\oksom\Downloads\IMG20220506162020 (1).jpg     C:\Users\oksom\Downloads\IMG20220506162845.jpg