Программа по выявлению и развитию творческих способностей у обучающихся "Радость творчества"

Алексеева Надежда Владимировна

Новизна программы состоит в том, что в одной программе представлено несколько направлений видов деятельности, которые дает возможность воспитаннику проявить себя в разных видах изобразительного искусства. Это даѐт возможность обучающимся освоить многообразие творческих приѐмов работы, передать богатство и красоту авторских изделий.

Для педагога – это важный этап работы по наблюдению и выялению  особых способностей учеников, диагностировать уровень и качество одаренности каждого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Радость творчества»

- по содержанию : художественная.

Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связаны с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных этапах развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера:

- по функциональному предназначению: учебно-познавательной, общекультурной.

-по форме организации : групповой

Программа разработана с учетом требований :

- Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ

-Приказ Минобрнауки России от №1008

-Письмо Минобрнауки России от №09-3242 « О направлении информации»

-Приложение к письму Департамента и молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от №06-1844.

- Устав МБУДО «СДХШ им В.М. Кириллова», г. Сафоново, Смоленская область.

Новизна программы состоит в том, что в одной программе представлено несколько направлений видов деятельности, которые дает возможность воспитаннику проявить себя в разных видах изобразительного искусства. Это даѐт возможность обучающимся освоить многообразие творческих приѐмов работы, передать богатство и красоту авторских изделий.

Для педагога – это важный этап работы по наблюдению и выялению особых способностей учеников, диагностировать уровень и качество одаренности каждого.

Во время реализации программы соблюдается важный принцип обучения – поддерживать в воспитанниках радость открытия нового. Тогда у детей возникает состояние душевной приподнятости, чувство гордости за результаты своего труда. С целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, в программу включены здоровьесберегающие технологии, которые содержат физкультминутки и специальные упражнения для снятия усталости и напряжения.

Организация работы с одаренными (талантливыми) обучающимися

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Сегодня одаренными называют детей:

с высоким уровнем творческих способностей;

с интеллектом выше среднего;

достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);

хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Детская одаренность делится на явную (мы её сразу замечаем), возрастную (исчезает с возрастом), скрытую (непроявленную).

Степень одаренности:

первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч;
вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %;
третья — собственно одаренные (15-25 %);
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) .

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Они обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Поэтому нами выбраны приоритетные направления работы с одаренными детьми:

  • развитие личности одаренных обучающихся;
  • развитие их творческой самостоятельности;
  • развитие их коммуникативных умений.

Этапы реализации программы

I. Исследовательско-диагностический этап предусматривает:

  • анкетирование родителей и воспитателей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
  • методику диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А.И.Савенкова;
  • исследование уровня творческого мышления П.Торренса (фигурная форма).

II. Прогностический этап определяет:

  • сроки реализации программы;
  • сроки реализации каждого этапа;
  • прогнозируемые результаты;
  • критерии оценивания результатов по этапам работы.

III. Экспериментально-практический этап осуществляется в трех направлениях.

  • Работа с педагогами.
  • Работа с обучающимися.
  • Работа с родителями.

IV. Аналитко-рефлексивный включает:

  • Анализ результатов диагностики.
  • Динамику развития умений и навыков у обучающихся с предпосылками одаренности.
  • Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.
  • Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации программы в целом.

Основная цель программы:

  • Выявление и развитие индивидуальных и творческих способностей ребенка в условиях дополнительного образования;
  • создание условий для развития обучающихся, одаренных в творческом отношении;
  • улучшение условий социальной адаптации детей в условиях дополнительного образования.

Задачи программы:

  • развитие единого образовательного пространства МБУДО «СДХШ им В.М. Кириллова»;
  • достижение эффективности и высокого качества образования;
  • стимулирование и поддержка педагогических инноваций;
  • создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, совершенствование системы управления педагогическим коллективом;
  • развитие системы оценки качества образования;
  • обеспечение эффективности реализации программы и ее мониторинг.

Основными приоритетными направлениями программы являются:

  • повышение разнообразия и качества предоставляемых услуг в соответствии с потребностями обучающихся и их родителей;
  • обновление содержания и технологий, используемых на занятиях в МБУДО «СДХШ им В.М. Кириллова»;
  • использование новых обучающих систем и педагогических технологий;
  • развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности;

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования МБУДО «СДХШ им В.М. Кириллова».

Программа реализовывается в два этапа:

1 этап – педагогическое наблюдение , анализ полученной информации, определение относительного уровня одаренности обучающихся исследуемой группы;

2 этап – развитие определенных ранее творческих способностей обучающихся на занятиях по предметным программам ДПОП «Живопись» со сроком обучения 5 и 8 лет, участие в творческих конкурсах, выставках.

Критерии одаренности ребенка:

  • решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, обучающийся ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
  • в своих действиях обучающийся часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
  • речь обучающегося отличается повышенной выразительностью;
  • показывает стабильные результаты.

Таким образом, одаренным считается обучающийся, опережающий своих сверстников в развитии, либо выделяющийся среди других детей специальными способностями (художественными и т.д.)

Принципы обучения одаренных детей:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения – в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Особенно важно при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;

- принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержание образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах.

Ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

На занятиях используются технологии обучения и их элементы:

  • индивидуальное и дифференцированное обучение;
  • интегративный подход;
  • технологии кооперативного обучения и творческих мастерских;
  • проектное обучение;
  • модульная технология;
  • технология полного усвоения;
  • инновационные компьютерные технологии.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии;
  • развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между детьми, родителями и педагогами;
  • создание условий в учреждении для саморазвития и самореализации обучающихся .

План работы по выявлению творческих способностей обучающихся

( первый этап).

Направление работы

Содержание работы

Координационное

направление

  • организация работы коллектива;
  • нормативно-правовое обеспечение;
  • организация контроля.

Диагностическое

направление

  • проведение диагностики творческих способностей обучающихся;
  • контроль и анализ деятельности;
  • участие в конкурсах, выставках, мероприятиях различного уровня;
  • создание модели мониторинга достижений обучающихся, направленной на выявление и развитие склонностей, способностей и талантов.

Развивающее

направление

  • обновление образовательной среды для выявления способностей обучающихся;
  • совершенствование системы социально-педагогического и психологического сопровождения обучающихся ;
  • создание условий для участия детей с высокой творческой мотивацией в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня;
  • обеспечение необходимого уровня материально-технической базы.

Информационное

направление

  • обновление банка диагностических и методических материалов;
  • формирование медиатеки;
  • информационная поддержка педагогов, участвующих в обучении детей;
  • привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей.

Направления развития творческих способностей обучающихся

( второй этап)

Оцениваемые параметры

Основные критерии

Способ развития

Форма работы

Уровень развития

( в начале периода)

Уровень развития

( в конце периода)

#1053;епосредственно художественные способности.

1. Яркая выразительность образов.

#1042;ыбор наиболее подходяшей художественной техники.

#1053;естандартный подход к решению поставленной задачи.

1. Постановка учебной задачи соответствующей сложности.

2. Мотивация к самостоятельной работе.

1 . « Творческие разминки».

2 Упражнения на использование нестандартных приемов рисования.

#1048;ндивидуальные творческие задания.

2. Креативность мышления.

1. Умение быстро и точно, оригинально решать поставленную задачу.

2. Новизна идей.

3. Нестандартное применение художественных приемов и материалов.

1. В рамках учебного занятия, в соответствии с тематическим планом предметной программы.

1. Проведение различных по форме занятий: урок – исследование, «аукцион знаний» и т.д.

3. Сила фантазии и творческого воображения.

1. Богатый запас зрительных впечатлений.

2. Возможность чутко воспринимать образы и оценивать их.

1. Участие в организации мероприятий школы, проведение акций и т.д.

1. Посещение выставок художников различных уровней и направлений.

2. Путешествия, чтение художественной литературы и т.д.

3. Написание самостоятельно рассказов, сочинений , придумывание новых игр и т.д.

Проведение мониторинга творческих (художественных)способностей обучающихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Основные критерии

Уровень развития

Оценка развития (балл)

Метод диагностики

Форма

Художественные способности

#1056;азнообразие образов и сюжетов в рисунках.

2. Использование наиболее выразительной техники или художественного приема, материала при выполнении задания.

3. Рисование - это самостоятельный выбор , считает своим любимым делом.

4. Интерес к предметам искусства.

Высокий

(качество выражено сильно, выше среднего);

Средний

(качество выражено средне);

Низкий

( качество слабо выражено, либо совсем не выражено)

10

5

1

Наблюдение, тестирование.

Творческие задания.

Привлечение к участию в акциях , проводимых учреждением.

Интелектуальные

способности

1. Быстро справляется с поставленной задачей.

2. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
3. Хорошая память.

4. знает произведения художников.
5. Богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
6. Любит книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям старше на год или два.
7. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
8. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.

9. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
10. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.

Высокий

(качество выражено сильно, выше среднего);

Средний

(качество выражено средне);

Низкий

( качество слабо выражено, либо совсем не выражено)

10

5

1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Викторины, диспуты и т.д.

Степень выраженности качества творческих способностей:

интелектуальные :

минимальный уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

практические умения и навыки :

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием);

творческие навыки:

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

Мониторинг уровня развития творческих способностей обучающегося

в рамках учебной программы ДПОП «Живопись»

________________________________________________________________

Класс ______________________, срок обучения __________________________

Учебный год _____________________________

Классный руководитель ______________________________________________

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Начало уч. года

Завершение уч.года

Интелектуальные

Творческие навыки

Практические умения и навыки

Вывод:

Сводная таблица оценки качества творческих способностей обучающихся

Класс ______________________, срок обучения __________________________

Учебный год _____________________________

Классный руководитель ______________________________________________

Ф.И. обучающегося

Результаты наблюдений и мониторингов за указанный период

Начало уч. года

Завершение уч.года

Оценка результатов

Вывод

Методический инструментарий

МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ»

(Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе», Екатеринбург, 2004)

Методика создана автором для родителей, возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. С помощью методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

Инструкция.

80 вопросов, сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

«++» – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

«+» – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«–» – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки заносите в лист ответов. Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10–15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов.

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё схватывает на лету.
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка. Нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить.
  14. Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Не теряет уверенности даже в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем -то умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет интонацию голоса и манеру говорить, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы учиться в более старшем классе, чем учится реально.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях , всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по- разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-либо музыкальном инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения. Работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, стараясь добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх(хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы не занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

38

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов запишите внизу под каждым столбиком. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  • интеллектуальная;
  • творческая;
  • академическая (научная);
  • художественно-изобразительная;
  • музыкальная;
  • литературная;
  • артистическая;
  • техническая;
  • лидерская;
  • спортивная.

Выявление творческих способностей детей

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

(автор Казакова Т. Г.)

Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?

• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?

• Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?

• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?

• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?

• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?

• Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

· Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное

повторение изображений, предметов, фигур)?

Тест-игра «Незаконченный рисунок» или «Закорючка»

(для выявления творческих способностей).

Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов. (5 – высокий, 5 средний)

2. Тест «Домик» (для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации).

Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец. Здесь оценивается твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта, а также техника исполнения, умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим.

При обработке результатов обращать внимание на:

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх

5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора. (3 – высокий, 7 – средний)

3. Тест «Дорисовывание» (на исследование креативности)

Цель теста: изучить параметры творческого мышления. Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными рядами одинаковых контурных изображений и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

Оценка результатов: каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы). При обработке данных учитывается: оригинальность, гибкость, беглость. Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга. Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений. Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В данном тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл. (2- высокий, 6- средний, 2- низкий)

Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

1 задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

2 задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

3 задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит»

(выявление и развитие творческого мышления)

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.

Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

  • высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
  • средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
  • низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

Психодиагностика творческого мышления Елены Туник

Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Время проведения процедуры — около 40 минут.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача

Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n.

Б — беглость,
n — число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.

Категории ответов

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 m.

Г — показатель гибкости,
m — число использованных категорий.

3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.

Один оригинальный ответ — 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

0р = 5 k.

0р — показатель оригинальности,
k — число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 m + 5 k.

Т1 — суммарный показатель первого субтеста,
Б
1 — беглость по 1 субтесту,
Г
1 — гибкость по 1 субтесту,
Ор
1 — оригинальность по 1 субтесту,
n — общее число уместных ответов,
m — число категорий,
k — число оригинальных ответов.

Субтест 2. Составление изображений

Задача

Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция для испытуемого

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1 и образец выполнения задания — лампа (рис. 2).
Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.
Время выполнения всех рисунков — 8 минут.
Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).

Оценивание

Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:

n1 — число изображенных элементов (деталей);
n
2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь — 0,1 балла.
Один класс фигур — 1 балл.
n
3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка — 0,1 балла.

Б4i=1 = (0,1n1i + n2i — 0,1 n3i )

Б — беглость,
i — номер рисунка (от 1 до 4).
Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

2) Оригинальность

k1 — число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.
Один оригинальный элемент — 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k
2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.
k
2 может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

4i=1 = 5 k + k1i .

Ор — оригинальность,
i — номер рисунка (от 1 до 4).

Т5 = Б + 0р.

Т5 — суммарный показатель пятого субтеста,
Б — беглость,
0р — оригинальность.

Субтест 6. Эскизы

Задача

Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Инструкция для испытуемого

Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Время выполнения задания — 10 минут.
Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.
На рис. 5 приводится образец тестового бланка для данного субтеста.
В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 6).

Оценивание

Проводится по трем показателям:

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок — 1 балл.

Б = n

n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
Одна категория — 3 балла.

Г = 3m.

m — число категорий.

Категории ответов

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30—40 человек).
Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — показатель оригинальности,
k — число оригинальных рисунков.

T6 = n + 3 m + 5 k.

Т6 — суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (см. например — рис. 7).
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача

Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рисунках 8(1), 8(2), 8(3), 8(4): всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов (n).
Один ответ — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек.
Один оригинальный ответ — 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор — оригинальность,
k — число оригинальных, редких ответов.

T7 = n + 5 k.

Т7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

Следует отметить, что в первом издании данного теста (13) приводился только один рисунок. К сожалению, в ряде изданий были скопированы отдельные части вышеуказанной брошюры, а стимульное изображение — рисунок 6 — стал широко известен. Поэтому мною были созданы еще пять дополнительных рисунков для седьмого субтеста. Хотелось бы выразить большую благодарность студенту художественно-графического факультета Российского государственного педагогического университета г. Санкт-Петербурга Дмитрию Дмитриеву за помощь в композиционном построении этих рисунков.

Изобразительная группа тестов

Предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, я попыталась предать тестам-заданиям по возможности игровую форму. Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий «Чудесная линия». Время исполнения заданий – 10 минут:

1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.

#1058;ест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.

Следующую серию заданий я объединила названием «Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения.

3. Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту в серии «Чудесная линия».

Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Реализм воображения

Способность видеть целое раньше частей

характер творческих решений

Анкета для родителей

«Поговорим о творчестве».

#1050;ак вы считаете, творческие способности есть у каждого человека?

А. Да. конечно.

Б. Затрудняюсь ответить.

В. Нет, не у каждого.

#1045;сть ли творческие способности у вашего ребенка?

А. Да, есть (указать).

Б. Возможно, есть, но пока не проявились.

В. Нет.

3. Может ли семья помочь в развитии творческих способностей у ребенка?

А. Да, конечно.

Б. Затрудняюсь ответить.

В. Не может, это должен делать специалист.

#1050;акую помощь может оказать детский сад в развитии творческих способностей ребенка?

А. Консультативную.

Б. Организовать кружки и секции.

В. Ваш вариант ответа.

#1053;а что должна обратить внимание семья при развитии способностей ребенка.

А. На рекомендации педагога.

Б. советы родных и знакомых.

В. Желание самого ребенка.

Г. Модные тенденции.

Д. Другой вариант ответа.

6. Часто ли вы вместе с ребенком занимаетесь творческими видами деятельности?

А. Да, очень часто.

Б. Редко, потому что мало свободного времени.

В. Не занимаюсь, потому что считаю что у моего ребенка нет творческих способностей.

7. Откуда вы получаете информацию о развитии творческих способностей детей?

А. Из интернета.

Б. В детском саду от воспитателей.

В. Из литературы.

Г. От знакомых.

Д. Другой вариант ответа.

8. Какие творческие способности есть у вас лично?

9. Помогали вам родители развивать ваши способности?

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО.

Обработка результатов:

Анализ результатов поможет воспитателям определить:

#1082;акой процент опрошенных родителей понимает значение творческих видов деятельности для общего развития ребенка.

#1082;акой процент опрошенных родителей активно помогает своему ребенку в развитии творческих способностей.

3. каков уровень готовности родителей к взаимодействию с детским садом по развитию творческих способностей детей.

4. существует ли потребность родителей в консультативной помощи по развитию творческого

развития ребенка.

Список использованной литературы

  • Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.[Текст]: / Е.П. Ильин.- СПб: Питер, с.
  • Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных[Текст]: / А.А. Матюшкин– Москва: Эксмо, 2005
  • Артемьева Т.И. Методологический аспект способностей – М.: «Наука», 1977.
  • Богоявленская Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации.
  • Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5.