"Духовная жизнь- высшая потребность"

Павлюкова Ольга Валерьевна

Духовные потребности рождаются вместе с человеком, они определены его биосоциальной природой, чем и обуславливается стремление людей к высшим ценностям и самосовершенствованию. Специальное свойство духовных потребностей - их социальная неограниченность. Эти потребности могут быть реализованы в двуедином процессе освоения духовных ценностей и творческого созидания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Духовная жизнь – высшая потребность человека.

 Об этом хорошо сказано С.Ф. Анисимовым: «Смыслообразующим моментом жизни человека, который отличает его от всех других живых существ, является преимущественно духовная жизнь и деятельность, производство и потребление духовных ценностей под знаком Истины, Добра, Красоты».

Духовные потребности рождаются вместе с человеком, они определены его биосоциальной природой, чем и обуславливается стремление людей к высшим ценностям и самосовершенствованию. Специальное свойство духовных потребностей - их социальная неограниченность. Эти потребности могут быть реализованы в двуедином процессе освоения духовных ценностей и творческого созидания.

Благодаря освоению духовных ценностей личность обогащается, развиваются ее новые духовные потребности. Значит, можно говорить о бесконечности процесса духовного самосовершенствования личности. Нельзя оценивать сформированную духовность как свершившийся факт. Речь может идти только о качественных изменениях в духовном мире человека.

Понятие «нравственность», как и понятие «духовность», так же широко употребляется в научной литературе, однако единства во взглядах на характерные признаки этого понятия также не существует, оно является дискуссионным в социальной науке.

Нравственность получает свое содержательное выражение в свободном согласовании собственных чувств и действий с интересами других людей. С этой точки зрения, нравственность и мораль тождественны, сфера нравственности ограничивается соблюдением определенных правил поведения. Если рассматривать нравственность только в качестве части общественной жизни, из этого следует, что человек вне общества не может вести себя нравственно, и такой подход, безусловно, ограничен. На наш взгляд, нравственность – это широкое понятие, которое включает в себя всё, из чего складывается поведенческая позиция человека.

Нами же нравственность обозначается как внешнее проявление духовности, которое выражается в отношении к себе, к другим людям, к природе, к культуре, к религиозным традициям и т.д. Понятия «духовность» и «нравственность» – это понятия, которые достаточно близки друг другу содержательно, они взаимодополняемы, но не тождественны. Воспитывать духовность или нравственность по отдельности, как самостоятельно существующие качества личности, невозможно. Воспитание целостной личности требует синтеза в воспитании духовности и нравственности. Именно поэтому мы считаем, что более верным в описании педагогической деятельности использовать понятие «духовно-нравственное воспитание».

      Особенности духовно-нравственного воспитания

                 детей младшего школьного возраста.

Работа над решением проблем формирования нравственных качеств у младших школьников предполагает учет их возрастных и психологических особенностей. По справедливому утверждению исследователей в области возрастной педагогики, каждый возраст соответствует качественно особому этапу психологического развития, а каждый этап может быть охарактеризован множеством изменений, которые составляют в своей совокупности своеобразные структуры личности ребенка в конкретный период его развития.

Младшему школьному возрасту присуще интенсивное развитие и качественное преобразование познавательных процессов: указанные процессы постепенно приобретают опосредствованный характер, осознанность и произвольность. У ребёнка постепенно развиваются все психические процессы, у него повышается способность к управлению процессами внимания, памяти, мышления. К возрастному периоду начального школьного возраста предъявляются высокие требования по формированию умственной деятельности учащихся. Должен повыситься интерес к познанию окружающего мира, к процессам овладения новыми знаниями, умениями, навыками.

Развитие  форм словесно-логического, рассуждающего мышления, которое происходит в процессе усвоения научных знаний, постепенно перестраивает и иные познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим» Будучи усвоенными, новые знания и сформированные в ходе духовно-нравственного воспитания представления, повышение уровня самосознания и критического мышления, приводят к возникновению и развитию новых качественных образований, таких, как рефлексия, анализ, внутренний план действий, подводящие ребенка к нравственному выбору.

Младший школьный возраст сенситивен духовно-нравственному развитию, формированию нравственных принципов, освоению и становлению таких характеристик в области нравственной сферы, как:

 - мотивы к познанию нравственных законов, к развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- продуктивные приемы и навыки учебной и познавательной деятельности, которые ведут к нравственной самооценке и оценке с позиций нравственных норм;

- индивидуальные особенности и способности, развитие нравственных качеств; - навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

 - адекватная самооценка, развитие критичности в отношении к себе и окружающим с опорой на знание нравственных правил и норм поведения, которые приняты в данных конкретных культуре и обществе;

 - духовно-нравственные нормы, развитие нравственных качеств и чувств;

- Навыки взаимоотношений со сверстниками, основывающиеся на законах нравственности, принципах установления прочных дружеских связей, контактов. Важнейшим новообразованиям подвержены все сферы психического развития, так, в младшем школьном возрасте «происходят преобразования интеллекта, личности, социальных отношений».

Младший школьный возраст – возраст больших изменений, происходящих в познавательной сфере ребенка.

У памяти появляется ярко выраженный познавательный характер, примеры нравственного и безнравственного поведения сохраняются в детской памяти на всю жизнь.

Итак, младший школьный возраст следует рассматривать в качестве возраста, сенситивного для интенсивного интеллектуального и нравственного развития, когда происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание. Ребёнком начинают руководить сознательные цели, нравственные нормы, правила поведения. У ребёнка появляются навыки ориентировки в своем внутреннем мире. Учитель приобретает для ребенка значение очень важной личности, которая определяет во многом его взаимоотношения с другими детьми, семейные взаимоотношения, и это налагает на учителя большую ответственность. Изменения, которые происходят в психическом облике младших школьников, – свидетельство широких возможностей развития ребенка на данном возрастном этапе, и эти возможности следует использовать в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Для правильности суждений о ребенке, необходимо своего рода «переселение» в его духовный мир. Чтобы оказать помощь ребенку в работе над развитием его нравственной жизни, необходимо проникновение в духовную жизнь ребенка, рассмотрение того, какие нравственные понятия у него уже имеются.

Можно отметить еще ряд основных моментов, которые выделял В.В. Зеньковский относительно духовных и нравственных изменений, происходящих в этот период:

- повышается важность такого фактора жизни, как эмпирическое сознание;

- происходит изменение прежних духовных установок; - происходит исчезновение детской наивности;

- появляется стремление приспособления к миру и людям, к порядкам и законам природы и социальной жизни;

- возможен рост религиозного сознания, которое способно стать определяющим источником моральной жизни; - происходит оформление в систему эмпирического самосознания, сознания своей ответственности, интересов, влечений, вкусов и запросов.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Возрастной период младшего школьного детства характеризуется значительными новообразованиями во всех сферах личностного развития ребенка. В младшем школьном возрасте происходит существенный рост нравственного сознания, от чего напрямую зависит и поведение, и нравственный выбор в любой жизненной ситуации.

Младший школьный возраст следует рассматривать в качестве классического времени для оформления личностно принятых нравственных норм и правил. Поэтому в этом возрасте чрезвычайно важны грамотное педагогическое воздействие на ребенка и сопровождение его опытным воспитателем в «духовно-нравственный мир».

Задачи комплекса мероприятий являются:

-Познакомить детей младшего школьного возраста с христианским представлением о внутреннем душевном мире человека, о предназначении (смысле, цели) земной жизни человека и христианском мировосприятии, из которых вытекает христианское поведение человека;

-познакомить детей младшего школьного возраста с жизнью людей, которые соблюдают нормы христианской морали.

-Способствовать общекультурному развитию ребенка.

-Воспитать уважительное отношение к родной культуре, к гражданской позиции детей младшего школьного возраста; воспитание направленности к добродетельной жизни; начатков нравственного поведения; ориентации на традиционные семейные ценности.

-Способствовать возвращению в активную лексику и в процесс личного самосознания подрастающего поколения понятий, наполненных высоким духовным смыслом: совесть, честь, стыд, справедливость, долг, правда, истина, вера, надежда, любовь и т.д.

При разработке содержания комплекса мероприятий учитывался ряд принципов, предложенных Е.Н. Бородиной целостности, эмоциональной включенности, культуросообразности, проблемности, интеграции.

Рассмотрим данные принципы. Принцип целостности связан с отношением к деятельности восприятия и понимания основных идей произведений искусства через ценностно-смысловое сопереживание в соединении со способами мышления.

Принцип эмоциональной включенности позволяет выстроить процесс духовно-нравственного воспитания на основе чувственного переживания художественных образов и их осмысление ребенком, возможно и в условиях творческих импровизациях (прием «Оживи картину).

 Принцип культуросообразности соответствует тесной связи отбора содержания культурно-национальному менталитету ребенка. Принцип проблемности состоит в моделировании эмоциональноотношенческих задач в образно-игровом взаимодействии педагога и детей через погружение в мир изобразительного искусства, художественных образов. Это предоставляет возможность ребенку проявить личную позицию в высказываниях и рассуждениях.

Интеграции ориентирует педагога на организацию взаимосвязи различных видов искусств, при котором остается роль ведущего вида искусства, в рамках нашего исследования, это изобразительное искусство и икона. Единый подход к восприятию разных видов искусства: музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.