Мастер-класс "Хрустальные кляксы"

Прибура Лидия Тимофеевна

Показ эффективных видов нетрадиционных методов рисования акварелью для использования в учебной практике учащихся художественного отдела ДШИ № 4.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 4 города Южно-Сахалинска»

Прибура Л.Т.

ЦИКЛ МАСТЕР-КЛАССОВ

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ АКВАРЕЛЬЮ»

Цель: показать эффективные виды нетрадиционных методов рисования акварелью для использования в учебной практике учащихся художественного отдела ДШИ № 4.  

Мастер-класс

«Хрустальные кляксы»

Тема: «Ранняя весна»

Время: 11:00-12:00

Участники: 

  • учащиеся 2 класса ДПОП «Живопись» (срок обучения 8 лет);
  • преподаватели.

Методы обучения:

  • репродуктивный;
  • практический;
  • словесный;
  • наглядный.

Оборудование: 

  • интерактивная презентация;
  • дидактические средства: рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования;

для каждого участника мастер-класса:

  • лист бумаги формата А3;
  • акварель;
  • кисти «Белка» толстая и тонкая;
  • баночка для воды;
  • одноразовая плоская тарелка;
  • трубочка;
  • сухие салфетки;  
  • соль пищевая.

План-конспект мастер-класса

I. Теоретическая часть.

Я хочу предложить вашему вниманию цикл мастер-классов под общим названием «Нетрадиционные методы рисования акварелью». Их цель – показать эффективные виды нетрадиционных методов рисования акварелью для использования в учебной практике учащихся художественного отдела ДШИ № 4.

Рисование с использованием нетрадиционных методов – интересный и увлекательный процесс, который завораживает и поглощает детей полностью. Это свободное творческое дело, в котором нет строгих правил и рамок, и есть возможность использовать новые дополнительные материалы и инструменты из повседневной жизни. Это важно – мы, преподаватели, знаем, насколько положительно изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка – творческое, эстетическое, познавательное и т. д.

Акварель – интересный и невероятно сложный материал для детей. И для того, чтобы научиться пользоваться им профессионально, потребуется не один год упорного труда и терпения. Именно поэтому на начальном этапе ознакомление детей с акварелью, я использую в своей педагогической практике так называемые нетрадиционные методы рисования. Замечу, что данное направление отлично подходит для учеников и взрослых любого возраста.

На сегодняшний день существует великое множество нетрадиционных методов рисования акварелью – кляксография, воскография, пуантилизм, по мокрому, гризайль и др.   Моим коллегам-художникам они хорошо известны. В чем же заключается сущность моего авторского подхода, то самое новшество, ради которого мы все сегодня собрались? Я предлагаю в одной работе использовать 2-3 техники, своеобразную «политипию», в результате чего композиция получается более эффектной и выразительной. Кроме того, ученики за один урок смогут попробовать сразу несколько разных приёмов, что будет способствовать   лучшему усвоению новой информации, разбудит их фантазию и стремление к поиску новых средств.

Каждый из вас может добавить свой уникальный опыт или объединять несколько методов в одной работе для более сложного и необычного результата, в зависимости от поставленных задач.

Почему я не довольствуюсь уже известными методами? Как художник, я стремлюсь к поиску новых средств выразительности. А как педагог, я хочу помочь учащимся младшего школьного возраста преодолеть некоторый психологический барьер. Дело в том, что детям сложно использовать акварель для полноценной законченной академической работы – они еще не обладают для этого необходимыми технологическими умениями и навыками.  Кроме того, у детей пока не выработалась способность последовательного ведения долгосрочной академической работы и грамотного ее завершения.  Мой метод   соединения в одной работе нескольких нетрадиционных видов рисования позволит им исследовать все свойства акварели, при этом они не будут бояться растекания краски, водных подтёков, заломов и т.д., которые не свойственны для академической работы. Предлагая свой метод, я также хочу мотивировать к поиску новых средств выразительности и своих коллег, и своих учащихся.  

Сегодня я хочу предложить вам мастер-класс под названием «Хрустальные кляксы», в котором мы будем использовать метод кляксографии на мятой бумаге с применением соли.  Это очень интересный способ получения объёмного изображения.  

Тема изображения – «Ранняя весна».

  1. Практическая часть. 

Ход работы:

  1. Первое что нам необходимо сделать – смять бумагу. Но для того, чтобы её не повредить, делаем следующее. Толстой кистью, обильно смоченной водой, увлажняем всю поверхность листа и даём воде немного впитаться. После того, как лист стал слегка влажным, сминаем его в комок, затем аккуратно разворачиваем в ровный слой. Бумага для дальнейшей работы готова!
  2. Приступая к работе с акварелью, следует хорошо смочить краски, акварель – водорастворимая краска и любит много воды. Необходимо заранее определиться с цветовой гаммой нашей работы. Поскольку мы будем изображать раннюю весну, я предлагаю использовать ограниченную палитру. Колорит – холодный, соответственно, преобладающие цвета – фиолетовый, синий, сиреневый, голубой, изумрудный, и только некоторые пятна можно сделать для контраста тёплыми.
  3. Начинаем рисовать с фона в светлых тонах, постепенно продвигаясь к более тёмным и насыщенным. Работу ведем сверху вниз. Несмотря на то, что бумага у нас влажная, ее необходимо периодически слегка смачивать для того, чтобы цвета плавно сливались друг с другом, согласно вашей задумке.
  4.  Поверх цветного влажного слоя по изгибам смятого листа сыпем небольшое количество соли для получения бóльшего живописного и фактурного эффекта.
  5. После того, как фон просох, стряхиваем соль и приступаем к проработке мелких деталей. Наша ранняя весна – в лесу. Лес пока без листвы, поэтому деревья мы сделаем в интересной технике «кляксография». Нам понадобится кисть, трубочка и палитра, в качестве которой мы используем одноразовую тарелочку. Для начала прорабатываем задний план. На толстую кисть, смоченную водой, набираем побольше краски (более сложный оттенок можно подобрать на палитре, смешав 2-3 цвета). Деревья на заднем плане будут более холодные, поэтому на палитре к основному цвету дерева добавляем холодный оттенок (например, коричневый смешиваем с голубым) – таким образом объект будет более воздушный. Набранный цвет капаем в то место, где будет располагаться наше дерево. Затем берем трубочку и выдуваем, образуя веточки. Так можно повторить несколько раз для большей детализации. Когда дерево просохло, то же самое повторяем на переднем плане, но более насыщенным цветом и широкой каплей. Ведь чем ближе предметы по отношению к внм, тем они крупнее и ярче.
  6. Композиция высохла. Передний фон можно выделить акцентными яркими цветами.
  7. Работа готова! За счёт соли небо получилось более живописное, а деревья в технике «кляксография» добавили образу весеннего леса реалистичности. На поверхности образовалось множество «трещин» – совсем как на полотнах художников прошлых веков.

  1. Подведение итогов: выставка, обсуждение, вопросы