Открытый урок "Искусство Эгейского мира"

Прибура Лидия Тимофеевна

Цель урока: дать представление о характерных особенностях художественной культуры Эгейского мира

Задачи урока:

  • познакомить с особенностями критской культуры на примере памятников архитектуры, изобразительного искусства и ДПИ;
  • познакомиться с новыми понятиями и терминологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Искусство Эгейского мира»

Технологическая карта урока

по предмету «История искусств»

Прибура Л.Т.,

преподаватель изобразительного искусства

МБУДО «ДШИ № 4 города Южно-Сахалинска»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата проведения урока – 18.11.2021

Преподаватель – Прибура Лидия Тимофеевна

Программа – Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» 5 лет обучения

Предмет – История искусств

Класс – 2 класс

Тема урока: Искусство Эгейского мира. Путешествие к критской культуре

Первый урок из цикла двух

Тип урока: Беседа, урок-путешествие.

Цель урока: 

  • дать представление о характерных особенностях художественной культуры Эгейского мира

Задачи урока:

 Образовательные:        

  • познакомить с особенностями критской культуры на примере памятников архитектуры, изобразительного искусства и ДПИ;
  • познакомиться с новыми понятиями и терминологией.

           Развивающие:

  • развить познавательные интересы учащихся: синтез, анализ, обобщение полученных знаний;
  • стимулировать навыки самостоятельной исследовательской работы;
  • развить эстетический вкус и наблюдательность;

Воспитательные:

  • создать условия для понимания ценности памятников художественной культуры и их значении в современном мире;
  • осознание учащимися необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия;

Планируемые результаты:

        Личностные: 

  • приобщить к истокам культурно-исторического наследия человечества;
  • развить умения и навыки познания и самопознания через искусство;
  • приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого.

        Предметные: 

  • научить называть характерные особенности эгейского искусства;
  • научить называть основные типы строений, визуально распознавать основные понятия по изучаемой теме;
  • научить находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках;
  • применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме.

Материалы и оборудование:

Для учителя:

  • компьютер, экран, мультимедийная презентация «Античность. Искусство Эгейского мира. Путешествие к критской культуре»,
  • Видеосюжет «7 чудо. Кносский дворец»;

Для учащихся:

  • Рабочий лист «Эгейская культура»;
  • Шаблоны ваз для росписи;
  • Ручка, простой карандаш

Межпредметные связи:

  • ИЗО;
  • литература;
  • музыка;
  • обществознание;
  • история.

Форма работы:

  • групповая.

Форма обучения:

  • фронтальная;
  • групповая.

Методы обучения: 

– объяснительно-иллюстративный,

  • словесный (рассказ, объяснение);

– наглядный;

– практический;

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):  

  • регулятивные (организация учебной деятельности путем соотнесения доступной информации для усвоения обучающимися темы урока)
  • познавательные (знакомство с культурой античной цивилизации, целостное представление о мире и формах искусства данной исторической эпохи);
  • логические (анализ с целью выделения существенных признаков полученных знаний);
  • личностные (демонстрация способности визуального восприятия, анализа, обобщения и систематизации полученных знаний);
  • коммуникативные (обеспечение профессиональной педагогической компетентности в общении с обучающимися, умение слушать и вступать в диалог с преподавателем, участвовать в коллективном обсуждении и решении поставленных задач по теме урока);

Этапы работы

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

1

Организационный момент

3 мин

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем новую тему.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих в журнале. Создает эмоциональный̆ настрой на предстоящий урок.

Приветствуют преподавателя, подготавливают рабочее место, проверяют свою готовность к уроку

2

Мотивация учебной деятельности.

10 мин

Организует беседу: задает вопросы, актуализирует новый материал, активизирует познавательную деятельность.

Мотивирует учащихся.

-Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с новым миром.

 На рабочих столах вы обнаружите материал для работы на уроке – «Рабочий лист», куда вы будете записывать основные понятия и характеристику искусства нового мира и для практической части – «Шаблоны ваз для росписи»

.

 Для того, чтобы узнать о происхождении культуры, о которой мы сегодня будем говорить. Давайте обратимся к термину, которой связывает весь период данного искусства. Посмотрите на экран, вы уже наверняка догадались, что -  АНТИЧНОСТЬ».

Какое интересное и новое слово, давайте узнаем о его происхождение и запишем определение в «Рабочий лист». Мы не раз будем с ним сталкиваться (слайд 2).

- Ребята, теперь мы узнали, что Античность относиться к культуре Древней Греции.

-Давайте посмотрим периодизацию этого периода (слайд 3)

Хотите ли узнать больше о том, как зарождалась культура Античности?

Отвечают на вопросы. Обсуждают детали.

3

Постановка учебной цели и задачи

7 мин

Организует подводящий к теме диалог. Создает условия постановки учебных цели и задач.

-Как вы думаете, ребята, о каком культурном периоде пойдет сегодня речь? Если мы говорим о раннем этапе зарождение античности? (смотрим слайд 3, периодизация)

- Правильно. Эгейский период. Значит о чём говорить мы сегодня будем? Об искусстве эгейского мира

- Исходя из темы нашего урока - какие задачи вы поставите перед собой?

- Самые главные на наш взгляд задачи - познакомиться с особенностями критской культуры на примере памятников архитектуры, изобразительного искусства и ДПИ, - познакомиться с новыми понятиями и терминами (слайд 4)

Формулируют ответ из наводящих вопросов преподавателя

Записывают тему, определяют цели и задачи занятия.

4

Изучение нового материала.

20 мин

Организует работу по изучению нового материала и поиску информации по новой теме.

(слайд 5).

- Итак, записав тему урока, приступим к её изучению. Когда же была открыта Эгейская культура?!

И кому принадлежит открытие именно критской культуры!? (слайд 5, 6,7)

- Давайте выполните задание №1 в рабочем листе – (см. приложение «Рабочий лист»).

. Ну что, продолжаем наше путешествие дальше

 .

- Как нам уже известно по изучению Др.Египта и Месопотамии, у древних народов были свои мифы и легенды связанные с их культурой. Критяне (минойцы тому не исключение). Каждому событию в их жизни был присвоен свой миф, давайте послушаем о загадочном существе с телом человека и головой быка - «Миф о Минотавре»

-  «Миф о Тесее»

- «Миф о Дедале и Икаре»

Организует поисковую работу обучающихся.

 - Узнав о мифическом существе, обитавшем в бесконечном лабиринте. Мы переходим к знакомству с архитектурным памятником Критской культуры – Кносский дворец. В чем ее художественные особенности? В этом нам поможет разобраться следующий сюжет «7 чудо. Кносский дворец» (слайд 14-16).

Организует обсуждение с учениками по просмотренному материалу. Предлагает внести ответы в рабочий лист занятия.

 колонку «Кносский дворец» в таблице «Художественные особенности Эгейской архитектуры» - задание №2.

 ( просмотр слайдов 17-24)

- Изучив архитектурные особенности, мы переходим к живописи, которая неотрывно была связаны с архитектурой, поскольку являлась фресками Кносского дворца.

Демонстрирует , знакомит с изобразительным искусством Критской  культуры (слайды 26-31).

Организует беседу, помогая обобщить и систематизировать новое знание.

Каковы главные художественные идеи росписей Кносского дворца? Назовите основные сюжеты и мотивы. Какие  особенности росписей вы можете выделить?

- А теперь ребята всё. что мы с вами перечислили, давайте запишем в табличку рабочего листа:

Предлагает внесите ответы в таблицу «Художественные особенности Эгейского изобразительного искусства» - задание № 3 в рабочем листе (слайд 33)

-Все ли записали художественные особенности?

Задает вопрос:

-Какой вы думаете какой еще вид искусства играет особую роль в культуре Античного мира?

На Крите особо процветало искусство вазописи

(слайд 35-36)

Слушают объяснения, выполняют задание в рабочем листе.

Отвечают на опережающее домашнее задание о мифах.

Смотрят учебный фильм.

Высказывают свои ответы.

Примерные ответы:

Свободная планировка, напоминающая лабиринт.

Сложная конструкция, поддерживаемая колоннами особой формы.

Центр дворца – двор-колодец.

Во дворце преобладают открытые пространства, свет, воздух.

Начинают заполнять таблицу.

В процессе беседы выявляю особенности росписей Кносского дворца, его основные мотивы и сюжеты. Вносят ответы в таблицу.

5

Творческая практическая работа

10 мин

Закрепление полученных знаний и умений.

 практические задания и закрепить свои знания и умения по изученной теме.

- Ребята, перед вами на столе лист бумаги, на котором изображен шаблон древнегреческой вазы. Каждый из вас может попробовать себя в роли эгейского вазописца и создать свое уникальное произведение.

- Предлагаю выполнить роспись на шаблоне вазы в стиле «КАМАРЕС». Постараться передать плавность линий и витиеватость завитка в орнаменте на морские мотивы – это могут быть осьминоги, морские звёзды и коньки, рыбы, ежи, водоросли и т.д). Внутри шаблона, выполняем рисунок карандашом, роспись в цвете останется вам на домашнее задание (слайд 37)

По завершению практической работы, проводим небольшой просмотр работ.

- Ребята все ли завершили роспись ваз, давайте посмотрим у кого что получилось

Осуществляют индивидуальную творческую работу по росписи шаблона вазы в стиле Камарес

6

Закрепление полученных знаний и умений

7 мин

- На этом наше с вами путешествие по Эгейскому миру не заканчивается. Чтобы окончательно убедиться, всё ли вы запомнили и изучили, я предлагаю вам сыграть в одну быструю, но интересную игру на внимательность.

Готовы?! (слайд 38-46 слайд)

7

Итог урока

3 мин

 Помогает обучающимся соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.

Сумели ли мы достигнуть поставленной цели?

Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности

Учащиеся отвечают на вопросы.

8

Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения.

2 мин

- Ребята, мы с вами сегодня отлично поработали. Но осталась одна незавершённая работа – роспись наших ваз.

  1. Дома расписать цветными карандашами или фломастерами, соблюдая цветовую и композиционную характеристику периода критской культуры стиля КАМАРЕС.
  2. Выбрать понравившуюся фреску из Кносского дворца и написать небольшое сообщение-впечатление (мотив, цвет, пластика, композиция, движение в работе, своё личное впечатление. Описание фрески можно выбрать из Учебника Филиппова А.Л «История изобразительного искусства», часть 1, стр. 32-34. (слайд 47)

Записывают домашнее задание.

Приложение

                   РАБОЧИЙ ЛИСТ

        ПО ТЕМЕ: «_________________________________________________________»        

Записать определение АНТИЧНОСТЬ –

Задание 1.

Заполните пропуски в тексте.

Эгейская культура зародилась в ___________, ее центр остров _________ со столицей в городе ___________. Этот период истории культуры называется ________________.

Задание 2.

Заполните таблицу особенности архитектуры Критского периода.

Художественные  особенности Эгейской архитектуры

Критерий

Кносский дворец

Характер архитектуры

Тип строения

Центр сооружения

Принцип строительства

Задание 3.

Заполните таблицу  особенности изобразительного искусства Критского периода.

Художественные особенности Эгейского изобразительного искусства

Критерий

Критский период

Художественная идея росписей

Сюжеты и мотивы

Декоративные особенности

Роспись на шаблоне вазы в стиле «КАМАРЕС

Роспись на шаблоне вазы в стиле «КАМАРЕС»

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Античность Искусство Эгейского мира Путешествие в критскую культуру

Слайд 2

Античность – с лат. «antiguus» - «древний» – большая эпоха в истории и искусстве Западной Европы. Термин «античный» возник в XV в. и применяется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. Греческие племена жили в южной части Балканского полуострова, почти со всех сторон омываемого морями. Государственная система в Греции была создана особая. Греция делилась на отдельные государства – «полисы» Способ правления – демократический: «демос» — народ и «кратео» — я управляю. Эпос – особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера стали шедеврами античной культуры.

Слайд 3

Периодизация художественной культуры Античного мира Ранний этап античного периода: III—II тыс. до н. э – Эгейский период (крито-микенский) XI—VIII вв. до н. э., темные века или гомеровский период. «Илиада» и «Одиссея» Античный период: VII— VI вв. до н. э. - архаика или древний период. V—IV вв. до н.э. - классика или период расцвета. III—I вв. до н. э.- эллинизм или поздний период. Завоевание Греции Римом

Слайд 4

Тема: Искусство Эгейского мира. Путешествие в критскую культуру Цель: дать представление о характерных особенностях художественной культуры Эгейского мира. Задачи: Познакомиться с особенностями критской культуры на примере памятника архитектуры, изобразительного искусства и ДПИ; Познакомиться с новыми понятиями и терминами.

Слайд 5

Зарождение критской культуры В конце XIX и начале XX века раскопки археологов открыли нам удивительный мир - ранний этап античности Древней Греции. Культуру этого периода называют Эгейской по названию Эгейского моря или, крито-микенской по названию главных центров (о. Крит) с городом Кносс и на Пелопоннеском п-ве с центром (в г. Микены) Она просуществовала почти 2000 лет, пока её не вытеснили в 12 веке до н.э. пришедшие с севера греки-дорийцы

Слайд 6

В 1900 году английских археолог Артур Эванс начал раскопки на Крите, и обнаружил самую легендарную древнюю столицу царя Миноса - город Кносс и царский дворец, напоминающий лабиринт, не раз упоминавшийся в мифах и легендах. Обнаруженную им культуру Эванс назвал «минойской» в честь царя Миноса .

Слайд 8

Мифы критской культуры

Слайд 9

Мифы были придуманы не критянами, а древними греками, жившими значительно позже Минос, сын Зевса и Европы, считался мудрым и справедливым правителем. Мифы рассказывают, что он построил большой флот, уничтожил пиратство и установил господство критян на Эгейском море Богиня мудрости Афина, Минос и мастер Дедал. Рисунок на греческой вазе

Слайд 10

Миф о Минотавре К жене Миноса, Пасифае, стал являться бог моря Посейдон в виде быка. И родился у нее сын с бычьей головой и человеческим телом – Минотавр. По совету оракула Минос, чтобы скрыть позор Пасифаи, обратился к своему архитектору Дедалу, и тот построил ему подземный дворец-лабиринт, где спрятали Минотавра. Лабиринт был сложным и запутанным: ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход Пасифая и Минотавр. Рисунок на греческой вазе

Слайд 11

АРХИТЕКТУРА

Слайд 12

КНОССКИЙ ДВОРЕЦ-ЛАБИРИНТА Этот огромный лабиринт комнат и дворов строился в течение четырёх с половиной столетий — примерно с 1900 до 1450 гг. до н. э. Он включал в себя почти 300 различных помещений. В самом здании и на прилегающих к нему землях жило до 30 тыс. человек. Общей S = 24 тыс. кв. м., Архитектор дворца был мастер Дедал

Слайд 13

Кносский дворец неразрывно связан с одним из самых популярных древнегреческих мифов, в котором повествуется о гигантском кровожадном человеке-быке – Минотавре и Тесее

Слайд 14

Миф о Тесее и Минотавре

Слайд 15

Центр дворца – большой внутренний двор-колодец На разных уровнях соединялись между собой лестницами и коридорами Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализации, терракотовые ванны в специальных помещениях, продуманную вентиляцию

Слайд 16

КОЛОННЫ - главное архитектурное украшение дворца, получили название «иррациональные». Так как имеют необычную форму. Их стволы сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Основания окрашены красным, а капитель чёрным с жёлтой полосой

Слайд 17

Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами. Свет проникал через световые колодцы в потолке, других источников света во дворце не было КОЛОННЫ свободно группируются по всему дворцу, торжественные ряды у входа во дво­рец, а затем как бы легко сбегают вниз по лестницам. Бесконечно варьируются только размеры колонн .

Слайд 18

Все жилые помещениям, располагающимся вокруг Тронного зала – Тройное святилище, комплекс Двойных секир, Мегарон царя и Мегарон царицы В Мегароне царицы обнаружили комнату для омовений с глиняной ванной, косметическим кабинетом и уборной.

Слайд 19

Основные черты архитектуры минойской культуры: Светский характер; Тип строения – дворцовый; - Отсутствие симметрии в зданиях; - Разный уровень построек; - Принцип строительства - Открытость; - Свободная живописная планировка, связь с окружающей средой; Отсутствие крепостных стен. Записать в «Рабочий лист» раздел «Художественные особенности Эгейской архитектуры» - задание №2.

Слайд 20

ЖИВОПИСЬ

Слайд 21

Стены парадных залов дворца были расписаны фресками с изображениями цветов, папирусов, листьев пальм, лилий, птиц, кошек, обезьян. Особенно часто появляется фигура быка

Слайд 22

Фреска – роспись по сырой штукатурке В росписях преобладает волнистая линия и упругий завиток

Слайд 23

На Крите поклонялись быкам. Сохранились настенные росписи, изображающие ритуальные игры с быками. Бычьи рога украшали стены святилищ. Чаши для жертвоприношений делались в виде бычьей головы Фреска «Таврокатапсия». Кносский дворец. Ок. XV в. до н. э

Слайд 24

Обитатели морской фауны и флоры – один из основных мотивов росписей

Слайд 25

На стенах дворца изображено множество человеческих фигур, то исполняющих какой-то религиозный обряд, то представляющих собой участников театральных представлений, пиров.

Слайд 26

В Кносском дворце был найден большой раскрашенный рельеф – изящный юноша, увенчанный лилиями, широкими плавными шагами идет по цветущему лугу. Фигура «Царя-жреца» построена по принципу египетских фигур: плечи, грудь, глаза нарисованы в анфас, лицо и ноги – в профиль. Царь-жрец. Кносский дворец. XVI в. до н. э.

Слайд 27

Роспись девушки на голубом фоне стены Кносского дворца показался исследователям изящным и тонким, несмотря на некоторую некрасивость черт. Изысканность линии профиля молодой женщины, изящество ее прически напомнили археологам модных и кокетливых француженок. Фреску назвали «Парижанкой», и это имя остается за ней до сих пор. Фреска «Парижанка». Кносский дворец

Слайд 28

Женщина занимала важное место в обществе и религиозном культе. Об этом можно судить по количеству фресок и мелких скульптур с женскими изображениями. Например, знаменитые «Дамы в голубом». Эта фреска находится в одном из залов восточной части дворца.

Слайд 29

Характерные особенности Эгейского изобразительного искусства: Художественная идея - Легкость и изящество, динамика и пластичность; Волнистая линия и завиток; - Правдивая передача движения человека; В росписях господствовали яркие, насыщенные, контрастные краски. Записать ответы в «Рабочий лист» таблицу «Художественные особенности Эгейского изобразительного искусства» - задание № 3

Слайд 30

КЕРАМИКА

Слайд 31

Критские гончары создавали удивительной красоты вазы При этом был придуман свой особенный стиль

Слайд 32

«КАМАРЕС» так назывался стиль росписи ваз со спиральными и растительными узорами, изображениями морской флоры и фауны Такое название произошло от места нахождения ваз

Слайд 33

Самые популярные мотивы росписи: спруты, медузы, морские звезды, кораллы, волнистые водоросли и раковины

Слайд 34

Практическое творческое задание: Выполнить роспись на шаблоне вазы в стиле «КАМАРЕС» Передать плавность линий и витиеватость завитка в орнаменте морского мотива

Слайд 35

Своя игра Закрепление полученных знаний

Слайд 36

Как назывался ранний этап античности Древней Греции?

Слайд 37

На каком острове было обнаружено первое искусство Эгейского мира?

Слайд 38

Как звали археолога, открывшего миру минойскую культуру?

Слайд 39

Как назывался загадочный дворец-лабиринт с мифических существом в нём?

Слайд 40

Назовите самый известный подвиг Тесея?

Слайд 41

По какому канону (лица - в профиль, а глаза – в фас) рисовали людей на фресках в минойской культуре?

Слайд 42

В каком стиле расписывали вазы в минойской культуре?

Слайд 43

Какое священное животное было на о.Крит?

Слайд 44

Домашнее задание: Расписать рисунок вазы, соблюдая цветовую и композиционную характеристику периода критской культуры стиля КАМАРЕС (цветными карандашами или фломастерами); Выбрать понравившуюся фреску из Кносского дворца и написать небольшое сообщение-впечатление ( мотив, цвет, пластика, композиция, движение в работе, своё личное впечатление). Описание фрески можно выбрать из учебника А.Л. Филиппова «История изобразительного искусства», часть 1, стр. 32-34

Слайд 45

Наше путешествие окончено! Спасибо за внимание!