Конспект открытого урока «Цветовой контраст. Композиция с использованием цветовых контрастов».

Кристович Екатерина Григорьевна
Изучение и первичное закрепление понятия «цветовой контраст», создание композиции с использованием цветовых контрастов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_2022.docx8.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Кристович Екатерины Григорьевны, преподавателя

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного

Образования «Детская школа искусств»

Усть-Кутского муниципального образования

Тема: «Цветовой контраст. Композиция с использованием цветовых контрастов».

Дата: 03.02.2022 г.

Предмет: Цветоведение

Программа: ДПП в области изобразительного искусства «Живопись», срок освоения 8 (9) лет.

Тип урока: изучение нового материла.

Учащиеся: 1 класс

Цель: изучение и первичное закрепление понятия «цветовой контраст», создание композиции с использованием цветовых контрастов.

Задачи:

             Образовательные: сформировать новое понятие «цветовой контраст»; продолжить отработку навыков работы гуашью.

             Развивающие: развитие наблюдательности и воображения, творческую фантазию, интерес к искусству через выполнение практического задания по созданию композиции с использованием цветовых контрастов.

             Воспитательные: воспитание художественного вкуса, эстетического цветового ощущения и изысканности цветовых оттенков.

Основные методы работы: беседа, наглядный, практическая работа

Средства обучения: устные тексты, показ трудовых приёмов, демонстрация готовых работ.

Педагогические технологии: личностно-ориентированная.

Материалы и оборудование: цветовой круг,  образцы работ, гуашь, кисти

Межпредметные связи: основы изобразительной грамоты и рисование.

План урока

I.    Организационный момент (1 минута)

II.   Вводная беседа (5 минут)

III.  Изучение нового материала (8 минут)

IV.  Практическая часть (24 минуты)

VI.  Заключительная часть (2 минуты)

Директор МБУДО ДШИ УКМО                                           И. А. Каргапольцева

Ход урока:

  • Организационный момент (1 минута)
  • Вход преподавателя урока и коллег в класс.
  • Приветствие обучающихся и коллег.
  • Представление обучающихся. (Сегодня на уроке «Цветоведения» обучающиеся 1 класса художественного отделения нашей школы. Возраст 8-9 лет.)

Цель (для обучающихся): научиться выполнять композицию с использованием цветовых контрастов.

ПЛАН:

Наш сегодняшний урок будет состоять из двух частей:

  • Теоретический материал
  • Практическое задание
  • Вводная беседа (5 минуты)

- Мы с вами хорошо поработали над изучением цветового круга.  

- Скажите, на какие три группы делятся цвета? Ответы детей.

Это основные цвета (красный, синий, желтый). Вторичные или составные цвета, которые получаются при смешение двух основных цветов. Третичные цвета создаются при смешении первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе.

- Но мы  не усвоили ещё одну важную сторону цвета – это контраст.

III. Изучение нового материала (8 минут)

Игра «Наоборот»

- Чтобы понять, что такое контраст мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Я называю слово, а вы называете противоположное слово по смыслу.

зима - …..(лето)

весна - …..(осень)

радость - …..(печаль)

доброта - …..(зло)

север - ……(юг)

день - ……(ночь)

- Ребята, теперь скажите, что же такое контраст? Обозначает противоположно, наоборот.

Директор МБУДО ДШИ УКМО                                           И. А. Каргапольцева

- У каждого цвета тоже есть свой противоположный цвет, отыскать эти цвета нам помогут разноцветные жучки и цветовые круги. (У каждого ребенка цветовой круг и разноцветные жучки.). Пусть наши жучки «поползают» по цветовому кругу и выберут себе цвет, на котором они становятся более яркими и выразительными.

- На каком цвете ярче виден желтый жучок? (на фиолетовом).

- ……………………………..красный жучок? (на зеленом).

-………………………………оранжевый жучок? (на синем).

Посмотрите, как расположены цвета красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и синий? (напротив друг – друга).

- А где в природе встречаются противоположные (контрастные) цвета, украшая друг друга? ( В зеленой траве - красные цветы; синее небо – желто - оранжевое солнце…).

- ……………………………..красный жучок? (на зеленом).

-………………………………оранжевый жучок? (на синем).

- Посмотрите, как расположены цвета красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и синий? (напротив друг – друга).

- А где в природе встречаются противоположные (контрастные) цвета, украшая друг друга? ( В зеленой траве - красные цветы; синее небо – желто - оранжевое солнце…).

«Контрастные цвета» – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, жёлтый-фиолетовый, синий-оранжевый.

- Существует семь видов контрастов. Вы пока только начинающие маленькие художники, поэтому пользоваться будем только тремя видами контрастов: возле холодных - теплые цвета, возле светлых - темные цвета, контраст дополнительных цветов. (Демонстрация и анализ репродукций с использованием цветовых контрастов).

IV. Практическая часть (25 минут)

- Теперь у вас, ребята, есть возможность использовать знания цветовых контрастов в своей творческой работе. И выполнить вот такую композицию с бабочкой (показ итоговой работы).

- Вам нужно будет использовать в своей работе контрастные цветовые сочетания в изображении бабочек, а также использовать для фона, листика на котором будет сидеть ваша бабочка – цветовые нюансы.

- Вспомните, что такое цветовой нюанс? Нюансная гармония строится на сочетаниях оттенков одного цветового тона, а также на сочетаниях цветов соседних или близко расположенных на цветовом круге.

Директор МБУДО ДШИ УКМО                                           И. А. Каргапольцева

- Работу будем выполнять на двух листах форматом А4 с помощью гуашевых красок. На одном листе будет бабочка, на другом листочек,  предварительно мы выполним набросок будущей композиции карандашом. Для работы с формой бабочки будим использовать шаблон, а для узора на крыльях будите использовать  своё воображение и  свою фантазию. - Прежде чем мы приступим к практическому заданию, давайте проведем физминутку:

Раз-подняться, потянуться,(Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

- Работаем в два этапа:

1 этап работы:

- Выполняете рисунок бабочки и листочка карандашом.

2 этап работы:

- Работа цветом. Нюанс для фона – это листок. Вам нужно будет подобрать три похожих цвета. Например, желто-зелёный, зелёный и сине-зелёный. Контраст для бабочек. Подобрать контрастные цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге: например, фиолетовый и жёлтый, красный и зелёный, синий и оранжевый.

Индивидуальная помощь.

  • Заключительная часть (2 минуты)

Знания о цветовых контрастах вам помогут на уроках изобразительного искусства, в выборе подарков для знакомых и близких вам людей, умения красиво и со вкусом одеваться.

Подводя итог нашего занятия,  попробуем ответить на вопрос:

«Справились ли вы с поставленной целью? »… Сделать выставку готовых работ.

Они все заслуживают высокой оценки, все неповторимы, как и вы. Спасибо за урок!

Список литературы

  • Поплёвина В.А. Цветоведение. Комплекс практических работ. Учебно-методическое пособие / Сост.: В.А. Поплёвина; АНПОО «Тамбовский колледж социокультурных технологий» - Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2017. – 144 с. – 30 экз.
  • Ческидова, И. Б. Развитие чувства цвета у детей младшего школьного возраста/ И. Б. Ческидова // Художественная культура и образование / Елец, Елецкий гос. пед. ун-т. им. И. А. Бунина. – Москва, ИХО РАО, 2009. – 0,5 п.л.

Директор МБУДО ДШИ УКМО                                           И. А. Каргапольцева