ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.04. РИСУНОК

Григорьева Алина Александровна

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Рисунок» - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира учащимися.

Содержанием учебного предмета «Рисунок» являются задания, составленные с учетом возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности, планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risunok_1-5.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА по учебному предмету

ПО.01.УП.04. РИСУНОК

Срок обучения - 5 лет

Срок реализации программы – 1 год

для учащихся 1/5 класса

Нефтеюганск   2023г.

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУ ДО «ДШИ»

«31» августа 2023г

Протокол №1

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО «ДШИ»

                  __________Н.Н. Любимова

                  «31»  августа 2023г

                  Приказ №

Разработчик – Григорьева Алина Александровна, преподаватель отделения «Декоративно-прикладного искусства» МБУ ДО «ДШИ»

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Учебно-тематический план;
  • Годовые требования для 1 класса.
  1. Планируемые результаты

  1. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки.
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.
  • Средства обучения.

  1. Список литературы и средств обучения
  • Список методической литературы;
  • Список учебной литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Рисунок» - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира учащимися.

Содержанием учебного предмета «Рисунок» являются задания, составленные с учетом возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности, планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Срок реализации учебного предмета «Рисунок»

Учебный предмет «Рисунок» при 5 -летнем сроке обучения реализуется с 1 по 5 класс.

При реализации программы «Рисунок» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-2 классах – 3 часа, с 3-5 класс – 2 часа, самостоятельная работа в 1-5 классах – 2 часа, консультационные -20 часов.

Данная программа составлена на 1 учебный год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

 «Рисунок»

Общий объем времени по учебному предмету «Рисунок» при 5-летнем сроке обучения составляет 169 учебных часов. Из них аудиторные занятия - 99 часов, самостоятельная работа - 66 часов, консультационные часы в год 4 часа.

Таблица 1

Срок реализации

5 лет

1 год

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

746

169

Количество часов на аудиторные занятия

396

99

Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельную работу)

330

66

Консультационные часы в год

20

4

Форма проведения учебных занятий

Занятия по учебному предмету «Рисунок» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут, на период введения ограничительных мер, продолжительность урока – 30 минут, перемена – 20 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета «Рисунок»

Цель учебного предмета: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала.

Задачи учебного предмета:

Обучающие: 

  • обучение видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, тоном;
  • обучение передавать объем и форму, четкую конструкцию предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
  • обучение грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
  • обучение вести работу последовательно (от общего к частному) и обобщенно.

Развивающие: 

  • развивать художественный вкус, фантазию, пространственость, творческое воображение;
  • развивать познавательную и творческую активность;        
  • развивать точность движения рук, аккуратность при выполнении практического задания;
  • развивать чувство тона, пятна, линии;
  • развивать глазомер.

Воспитывающие:

  • воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение учащихся друг к другу, сотворчество;
  • воспитывать эстетический вкус.

Обоснование структуры учебного предмета «Рисунок»

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала на год обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета «Рисунок»

Материально-техническая база Детской школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Живопись» имеют площадь не менее 33,9 кв. оснащенные учебной мебелью: доска (1шт), пробковая доска (1шт), учебные столы (14 шт), стулья(14 шт), стеллажи (3 шт), шкаф (3шт), мольберты (8шт), натюрмортные столы (2 шт), софиты (2 шт), стенд демонстрационный секционный металлический (6 шт), компьютер (1шт), муляжи (фрукты, овощи), раковина (1шт)., натюрмортный фонд (содержащий предметы, необходимые и постановках), драпировки, работы выпускников школы,  гипсовые модели.

Учебный кабинет оснащен специализированными материалами (иллюстративные материалы, наглядные пособия) по темам учебного предмета.

В детской школе искусств имеется выставочный зал, библиотека, натюрмортный и методический фонд. Помещения звукоизолированы и своевременно ремонтируются.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИСУНОК»

Учебный предмет «Рисунок» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.

Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.

Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики.

Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память учащихся, дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка.

Постепенно учащиеся приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы человека. Значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные и тональные задачи в рисовании натюрмортов и интерьеров. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.

Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам: 

  • технические приемы в освоении учебного рисунка;
  • законы перспективы;
  • светотень;
  • линейный рисунок;
  • тональный длительный рисунок;
  • творческий рисунок, создание художественного образа графическими средствами.

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

Срок освоения учебного предмета

 «Рисунок» 1 год

                                                                                                                   Таблица 2

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

Полугодия

1

2

Аудиторные занятия (в часах)

48

51

99

Самостоятельная работа

 (домашнее практическое задание, в часах)

32

34

66

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

80

85

165

Вид промежуточной аттестации,

итоговая аттестация

Просмотр

Зачет, контрольный урок

Учебно-тематический план

В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации предпрофессиональной программы «Рисунок» с нормативным сроком обучения 5 лет.

Первый год обучения 1 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка

1.1

Вводная беседа о рисунке. Организация работы

урок

5

2

3

1.2.

Графические изобразительные средства

10

4

6

1.3.

Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия

10

4

6

1.4.

Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт

15

6

9

Раздел 2. Линейный рисунок

2.1

Зарисовки фигуры человека

урок

15

6

9

Раздел 3. Законы перспективы. Светотень

3.1

Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива

15

6

9

3.2.

Светотеневая зарисовка простых по форме предметов

урок

15

6

9

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность

4.1.

Тональная зарисовка животного (мягкий материал)

урок

18

8

12

4.2.

Зарисовка мягкой игрушки

18

8

12

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1.

Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах

18

8

12

5.2.

Натюрморт из двух предметов быта

18

8

12

5.3

Консультационные часы

4

-

4

Итого:

169

66

103

169

Годовые требования для 1 класса

Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка

1.1.Тема: Вводная беседа о рисунке. Организация работы

Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

1.2.Тема: Графические изобразительные средства

Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и нечетные) части. Использование карандаша как измерительного инструмента. Рисунок шахматной доски. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А3. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

1.3.Тема: Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия

Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев, бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных народных орнаментов. Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А3. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

1.4.Тема: Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт

Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений. Зарисовка силуэта сухих растений и трав. Формат А3. Материал – графитный карандаш, гелиевая ручка.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

Раздел 2. Линейный рисунок

2.1.Тема: Зарисовки фигуры человека

Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка). Формат А3. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

Раздел 3. Законы перспективы. Светотень

3.1.Тема: Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива

Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Формат А3. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

3.2.Тема: Светотеневая зарисовка простых по форме предметов

Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени. Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность

4.1.Тема: Тональная зарисовка животного (мягкий материал)

Понятие о живописном рисунке. Зарисовки животного на выбор. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное. Формат А3. Материал – уголь, сангина.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

4.2.Тема: Зарисовка мягкой игрушки

Зарисовки мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Освещение естественное. Формат А3. Материал – уголь, сангина.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1.Тема: Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах

Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости. Передача материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

5.2.Тема: Натюрморт из двух предметов быта

Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе. Освещение верхнее боковое. Формат А-3. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
  • знание законов перспективы;
  • умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
  • умение моделировать форму сложных предметов тоном;
  • умение последовательно вести длительную постановку;
  • умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
  • умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
  • навыки владения линией, штрихом, пятном;
  • навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
  • навыки передачи фактуры и материала предмета;
  • навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.

Формы промежуточной аттестации:

  • контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени).

Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ, учащихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ учащихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

  Цель промежуточной аттестации – выяснить уровень усвоения материала учебного предмета.

Критерии оценок

По результатам текущей, промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Выставляется оценка:

5 (отлично) – ученик самостоятельно выбирает формат, выполняет правильную компоновку изображения в листе. Ученик самостоятельно ведёт последовательное, грамотное и аккуратное построение. Умело использует выразительные особенности применяемого графического материала. Грамотное владение линией, штрихом, тоном, самостоятельно исправляет ошибки и недочеты в рисунке. Рисунок приводит к целостности.

4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но допускает некоторую неточность в компоновке, есть небольшие недочеты в конструктивном построении и незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений. В работе есть некоторая дробность и небрежность рисунка.

3 (удовлетворительно) - работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует. В рисунке грубые ошибки в компоновке, неумение самостоятельно вести рисунок, анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка. В работе есть незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.

2 (неудовлетворительно) - выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки, не самостоятелен.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.

На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.

Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность учащихся увидеть результат, к которому нужно стремиться, постичь секреты мастерства.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач.

По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.

Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета учащимися.

Активное использование учебно-методических материалов необходимо обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.

Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео  фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические  разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для учащихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы учащихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.

Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.

Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.

Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой учащихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку учащегося.

Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих учащихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.

Средства обучения

-материальные: учебная аудитория, наглядные пособия, мебель, натюрмортный фонд;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся и преподавателя, настенные иллюстрации, магнитная доска;

-демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- аудиовизуальные: учебные кинофильмы.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы

1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003

2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963

3. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957

4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961

5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984

6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2010

7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006

8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986

9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010

10. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975

11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989

13. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.

- М.: Изобраз. искусство, 1981

13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002

14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006

Список учебной литературы

1. Барышников А.П. Перспектива. -  М., 1955

2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004

3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008

4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

5. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006