Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Рисунок»

Просветова (Овчинникова) Ирина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Рисунок» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств. 

          Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств г. Макарова» Сахалинской области

(МБУДО «ДШИ»)

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБУДО

«ДШИ г. Макарова»

____________ Н.А. Сталевская

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»

по учебному предмету

«РИСУНОК»

Срок реализации – 4 года (1-4 классы)

г. Макаров

2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»

По учебному предмету «Рисунок»

СОСТАВЛЕНА на основании  примерных программ, рекомендованных федеральным агентством по культуре и кинематографии  научно - методическим центром по художественному образованию (Москва 2002-2006г.) 

Одобрено школьным

методическим объединением

МБУДО «ДШИ»

«19» сентября 2020 г.

Разработчик: Просветова Ирина Владимировна, преподаватель изобразительного отделения МБУДО «ДШИ г Макарова»

Рецензент: Усова Марина Олеговна, зам. директора МБУДО «ДШИ г Макарова»

            Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе;

-  срок реализации программы учебного предмета;

-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета;

- сведения о затратах учебного времени; 

- форма проведения учебных аудиторных занятий;

- цель и задачи программы учебного предмета;

- обоснование структуры программы учебного предмета;

- методы обучения;

- описание материально-технических условий для реализации программы учебного предмета.

II.        Учебно-тематический план

III.    Содержание предмета по направлениям, разделам, темам, жанрам        

III.        Требования к уровню подготовки учащихся         по направлениям        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- критерии оценки.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- методическая литература;

-учебная литература;

- средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства, учебного предмета «Рисунок» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.  

        Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать социально-психологические функции.  

        Одной из ведущих дисциплин в детской художественной школе является рисунок. Учебная программа предусматривает изучение основ реалистического изображения. Академический рисунок - основа всех видов изобразительного искусства, знание необходимо каждому профессиональному художнику независимо от того, какого направления в искусстве он придерживается.

        Основной принцип, лежащий в основе Программы «Рисунок» - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.       Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель и т.д.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не «вжился в материал», то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и творческого развития.

К предметам художественно-творческой подготовки относится учебный предмет «Рисунок» – учащиеся занимаются 1 час в неделю. Предусмотрены так же самостоятельные занятия, которые предполагают выполнение индивидуальной творческой работы учащегося при подготовке к выставкам в образовательной организации, а также для участия в городских, региональных, всероссийских и международных мероприятиях. Образовательная организация должна создать условия для выполнения самостоятельной работы в мастерских организации.

        Рекомендуемая продолжительность урока 40 - 45 минут. Возраст учащихся, приступающих к освоению ДООП «Рисунок» - от 6,6 до 9лет.

Срок реализации программы учебного предмета

При реализации Программы учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий: первый год обучения-33 недели (дополнительные каникулы), со второго по четвертый год обучения составляет 34 недели в год, по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 135 учебных часа.

Учебный план для дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства учебного предмета «Рисунок»

№ п/п

Наименование предметной области/учебного предмета

Количество аудиторных часов в неделю

Аттестация (классы)

1 кл.

2кл.

3 кл.

4кл.

1.1

Рисунок

1

1

1

1

Форма проведения учебных занятий

        Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе. 

Программа решает теоретические и практические задачи, постепенно усложняя задания.

Цель и задачи программы учебного предмета

Целью занятий по учебному предмету является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся, овладение знаниями и представлениями об изобразительном искусстве, формирование практических умений и навыков в области рисования, а также устойчивого интереса к самостоятельной деятельности.

Задачи:

  • развить у учащихся зрительное восприятие, целостного видения натуры;
  • выработать навыки рисования карандашом и графическими материалами;
  •  изучить законы академического рисунка;
  • более полно овладеть изобразительной грамотой, развить зрительную память, аналитическое мышление.
  • развить наблюдательность, умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

        В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Весь курс рисунка включает в себя задания с постепенным усложнением задач. Длительные учебные постановки чередуются с краткосрочными, что активизирует процесс обучения.

        Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- игровой.

        Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом  для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «РИСУНОК»

1-й год обучения

Наименование тем

Кол.часов

1 класс

1

Вводная беседа. Линяя, штрих, тон

1

2

Зарисовки предметов, имеющих разные силуэты и размеры

1

3

«Пятно», «контур», «силуэт»

2

4

«Симметрия», «пропорция»

2

5

Перспектива окружности

2

6

Конструктивный рисунок

1

7

Знакомство с понятием светотень

1

8

Наглядная линейная перспектива

2

9

Рисование геометрических тел

2

10

Натюрморт из двух предметов

3

11

Букет из веток

2

12

Натюрморт с предметами геометрической формы.

3

13

Натюрморт с дорисовкой фона

4

14

Зарисовка растений

1

15

Знакомство с понятием набросок

1

16

Натюрморт с предметами быта

8

Итого:

33

2-й год обучения

Наименование тем

Кол.часов

2 класс

1

Вводная беседа. Натюрморт из 2 - 3 геометрических тел

4

2

Рисование драпировки со складками

4

3

Натюрморт из 2 - 3 предметов

4

4

Наброски фигуры человека

4

5

Натюрморт с чучелом птицы

4

6

Рисунок гипсового орнамента

4

7

Итоговая постановка из 2 - 3 предметов

10

Итого:

34

3-й год обучения

Наименование тем

Кол.часов

3 класс

1

Рисунок гипсового орнамента с драпировкой

4

2

Рисунок фигуры человека

4

3

Наброски фигуры человека в движении

2

4

Натюрморт с предметами быта

6

5

Тематическая постановка из 3 - 4 предметов

8

6

Натюрморт из 3 - 4 предметов на разных уровнях

8

7

Рисунок части интерьера

2

Итого:

34

4-й год обучения

Наименование тем

Кол.часов

4 класс

1

Натюрморт гипсовой розетки на фоне драпировки со складками

4

2

Тематический натюрморт

4

3

Натюрморт из 3 - 4 предметов

6

4

Натюрморт из 3 - 4 предметов различных по материалу

8

5

Постановка из гипсовых геометрических тел (итоговая)

12

Итого:

34

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ,

 РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ, ЖАНРАМ

        В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения произведений искусства, основ рисунка, живописи и композиции до самостоятельного творчества.

Содержание учебного предмета «Рисунок»

1 КЛАСС

Задание 1. Вводная беседа. Линия, штрих, тон. Роль и значение изобразительных средств рисунка в процессе рисования натуры. Задачи предмета «рисунок». Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и использованием, методы и способы работы карандашом. Упражнения в проведении прямых и кривых линий. Упражнения с нарастанием и ослаблением тона. Задачи: знакомство с предметом, наработка навыков работы карандашом. Материалы: простые карандаши разной твердости, формат А4.

Задание 2. Зарисовки предметов, имеющих разный силуэт и размер. Вариант: зарисовки на одном листе бумаги листьев разной конфигурации (дуба, клёна, рябины, берёзы и т. д.) с наложением друг на друга, для получения дополнительных плоскостей. Задачи: знакомство с различными формами листьев деревьев, выработка навыков работы карандашом и тоном. Материалы: простые карандаши разной твердости, формат A3.

Задание 3. Знакомство с понятиями пятно, контур, силуэт. Вариант: «театр теней», «живая клякса», «неизвестная планета». Задачи: знакомство с новыми выразительными средствами, выработка навыков работы с новыми материалами (тушь). Материалы: чёрная тушь, гуашь, формат A3.

Задание 4. Знакомство с понятиями «симметрия», «пропорции». Упражнение дающее наглядное представление о симметрии и упражнение объясняющее понятие «пропорции». Задачи: знакомство с новыми понятиями, выработка навыков определения пропорций. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А4-A3.

Задание 5. Знакомство с перспективой окружности. Вариант: «дирижабль».

Задание 6. Знакомство с конструктивным рисунком, его особенностями и возможностями в передачи объёма предметов. Задачи: знакомство с объёмным построением предметов при помощи линейной конструкции, без использования тонального рисунка. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А4.

Задание 7. Знакомство с понятием светотень на примере цилиндра. Задачи: знакомство с объёмным построением предметов при помощи конструкции и тонального рисунка. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А4.

Задание 8. Знакомство с наглядной линейной перспективой на примере куба. Задачи: знакомство с объёмным построением куба при помощи линейной перспективы и конструктивного построения. Распределение светотени на фигуре куба. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А4. Направленный свет.

Задание 9. Знакомство с построением объёмной фигуры шара. Задачи: знакомство с объёмным построением шара при помощи конструктивного построения. Распределение светотени на фигуре шара. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А4. Направленный свет.

Задание 10. Натюрморт из двух предметов. Задачи: Правильная компоновка в листе двух предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А4. Направленный свет.

Задание 11. Рисование чучела птицы. Задачи: знакомство с построением фигуры птицы, особенностями рисования чучела. Выполнение тонального рисунка, проработка объёма с помощью светотени. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А4. Направленный свет.

Задание 12. Натюрморт с дорисовкой фона. Задачи: Правильная компоновка в листе предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Дорисовать воображаемую среду где может располагаться натюрморт, на каком фоне. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: фломастеры ограниченной цветовой гаммы, формат А3. Направленный свет.

Задание 13. Зарисовка растений (комнатных цветов) Задачи: Знакомство с понятием «зарисовка». Правильная передача внешних форм растения, особенностей строения листьев, распределение светотени в растении. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, гелевые ручки, фломастер, формат А4.

Задание 14. Знакомство с понятием набросок человеческой фигуры. Задачи: знакомство с пропорциями тела человека, особенностями построения тела в движении. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А4. Марионетка фигуры человека.

Задание 15. Натюрморт из двух предметов быта и двумя драпировками без складок (кувшин, тарелка, яблоко). Задачи: Правильная компоновка в листе предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А3. Направленный свет.

Задание 16. Итоговый натюрморт из двух-трёх предметов. Задачи: Правильная компоновка в листе предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А3. Направленный свет

2 КЛАСС

Задание 1. Натюрморт из двух - трёх геометрических тел. Задачи: Правильная компоновка в листе двух предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А3. Направленный свет.

Задание 2. Рисование драпировки со складками. Задачи: Правильная компоновка в листе, линейный рисунок конструкции складок, проработка светотени по складкам. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А3. Направленный свет.

Задание 3. Натюрморт из двух - трёх бытовых предметов и драпировкой с простыми складками. Задачи: Правильная компоновка в листе двух предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А3. Направленный свет.

Задание 4. Наброски человеческой фигуры. Задачи: рисование фигуры в различных позах, наработка навыков быстрого рисования натуры. Соблюдение пропорций фигуры. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, фломастер, формат А4.

Задание 5. Натюрморт с чучелом птицы. Задачи: Правильная компоновка в листе предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат A3. Направленный свет.

Задание 6. Рисунок простого гипсового орнамента. Задачи: Правильная компоновка в листе, конструктивное построение. Распределение светотени на постановке. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат A3. Направленный свет.

Задание 7. Итоговый натюрморт из двух - трёх бытовых предметов и драпировкой с простыми складками. Задачи: Правильная компоновка в листе двух предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат A3. Направленный свет.

3 КЛАСС

Задание 1. Рисунок гипсового орнамента с драпировкой со складками. Задачи: Правильная компоновка в листе двух предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат A3. Направленный свет.

Задание 2. Наброски человеческой фигуры. Задачи: рисование фигуры в различных позах, наработка навыков быстрого рисования натуры. Соблюдение пропорций фигуры. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, фломастер, формат А4.

Задание 3. Натюрморт из двух - трёх бытовых предметов и драпировкой со складками. Задачи: Правильная компоновка в листе двух предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат A3. Направленный свет.

Задание 4. Тематический натюрморт из трёх-четырёх предметов и драпировкой со складками. Задачи: Правильная компоновка в листе предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: мягкие материалы (сангина, уголь, сепия, соус, мел) формат A2. Направленный свет.

Задание 5. Наброски человеческой фигуры. Задачи: рисование фигуры в различных позах, наработка навыков быстрого рисования натуры. Соблюдение пропорций фигуры. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, фломастер, формат А4.

Задание 6. Натюрморт из трёх бытовых предметов и драпировкой со складками. Задачи: Правильная компоновка в листе двух предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат A3. Направленный свет.

Задание 7. Рисунок части интерьера. Задачи: Правильная компоновка в листе, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение пространственной перспективы. Передача пространства тоном, соблюдение воздушной перспективы. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А2.

4 КЛАСС

Задание 1. Натюрморт с гипсовой розеткой и драпировкой со складками. Задачи: Правильная компоновка в листе, нахождение пропорций предметов, построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А2. Направленный свет.

Задание 2. Тематический натюрморт из трёх-четырёх предметов и драпировкой со складками. Задачи: Правильная компоновка в листе предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: мягкие материалы (сангина, уголь, сепия, соус, мел) формат А2. Направленный свет.

Задание 3. Натюрморт из трёх - четырёх предметов различной материальности и драпировками со складками. Задачи: Правильная компоновка в листе двух предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат A3. Направленный свет.

Задание 4. Натюрморт из трёх - четырёх предметов различной материальности и драпировками со складками. Задачи: Правильная компоновка в листе двух предметов, нахождение пропорций предметов, конструктивное построение

Задание 5. Итоговый натюрморт с геометрическими телами. Задачи: Правильная компоновка в листе, нахождение пропорций предметов, построение. Распределение светотени в натюрморте. Материалы: простые карандаши разной твёрдости, формат А2. Направленный свет.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся по направлению «Изобразительная деятельность» на различных этапах обучения

В конце первого года обучения дети должны знать и уметь

В области композиционной организации изображения:

  • гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
  • выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;
  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;
  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь рисовать линии разного направления и характера;
  • уметь рисовать предметы симметричной формы.

В области цвета:

  • знать способы получения составных цветов, оттенков одного и того же цвета, светлых и темных оттенков;
  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах;
  • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета.

В области передачи пространства:

  • уметь передавать плановость пространства (ближе - ниже, дальше – выше), загораживание дальних предметов ближними;
  • элементарно изображать замкнутое пространство: пол и заднюю стену.

В конце второго года обучения дети должны знать и уметь

В области композиционной организации изображения:

  • уметь вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски;
  • уметь передавать композиционное равновесие на листе бумаги при асимметричном заполнении плоскости.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь находить контрастные формы;
  • уметь передавать основную, функциональную конструкцию предметов.

В области цвета и освещения:

–  объяснять и учитывать в работе роль цвета в создании настроения в рисунке;

 –  уметь изобразить пейзаж в характерной для данного времени года цветовой гамме.

В области передачи пространства:

  • уметь передавать зрительное уменьшение удаленных предметов;
  • уметь передавать глубину пространства путем изображения движущихся объектов и кругового размещения фигур.

В конце третьего года обучения дети должны знать и уметь

В области композиционной организации изображения:

  • знать законы изображения (доминанта, контрапункт, пропорциональность в композиции);
  • владеть понятиями композиционного смыслового равновесия, ритма и паузы;
  • уметь передавать пространство с учетом линии горизонта;
  • уметь находить композиционно - смысловой центр для создания единого целого через выразительную роль деталей;
  • овладеть первоначальными навыками рисунка натюрморта из 2-х предметов с натуры.

В области формы, пропорции, конструкции:

  • уметь пользоваться выразительными свойствами графического материала;
  • уметь применять на практике основные правила перспективы;
  • знать анатомическое строение животных;
  • уметь составлять натюрморты из предметов, расположенных на различных пространственных уровнях.

В области цвета и освещения:

  • уметь передавать возможности световоздушной среды и цветовых нюансов;
  • знать возможности новых  живописных техник («а-ля-прима», техника полусухой кистью);
  • знать влияние среды на предметы («касание» предмета и фона).

В области передачи пространства:

  • знать простейшие закономерности воздушной и линейной перспективы, правила объемного изображения предметов;
  • уметь выделять границы света и тени, линии и уровня горизонта, точки схода.

В конце четвертого года обучения дети должны знать и уметь:

В области композиционной организации изображения:

  •  уметь вариативно решать тематические композиции, выбирая из предложенного - лучшее;
  • уметь использовать этюды, зарисовки, наброски;
  • знать последовательность работы над композицией;
  • уметь тщательно прорабатывать индивидуальный характер персонажей и объектов среды.

 В области формы, пропорции, конструкции:

  • знать возможности новых материалов (темпера, гуашь);
  • строить, ставить на плоскость и передавать с помощью светотени форму предметов;
  • владеть графическими средствами изображения (линия, штрих, пятно);
  • владеть навыками в выполнении линейного и живописного рисунка;
  • выявлять и передавать характер изображаемого через правильно взятые пропорции.

В области цвета и освещения:

  • знать закономерности ритмического построения цветовой плоскости листа;
  • возможности ограниченной цветовой палитры с целью дальнейшего формирования практических навыков гармоничного сочетания цветов;
  • возможности цвета в передаче формы и пространства;
  • возможности живописи в передаче состояния среды и настроения человека.

К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:

- основы конструктивного рисунка;

- законы светотени;

- законы перспективы.

Учащиеся должны уметь:

- решать композицию листа;

- последовательно вести работу над рисунком «от общего к частному»;

- владеть техническими приемами рисунка;

- уметь наблюдать и запоминать натуру;

- анализировать свой рисунок в процессе работы;

 - точно передавать пропорции предметов;

–уметь поставить предметы на плоскость;

- передавать объем предметов с помощью светотени;

- передавать пространство 2 - 3 планов, материальность предметов.

Предварительные оценки выставляются по завершению четверти. Надо стремиться объективно, оценивать работу ученика, подчеркнуть все достоинства, указать на имеющиеся недостатки и ошибки. Заключительные оценки по рисунку ученикам выставляются на полугодовых просмотрах, в которых принимают участие ведущие педагоги школы. Здесь определяется уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 Контроль знаний, умений и навыков, обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный. 

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика.

Промежуточный контроль – осуществляется по окончании каждого полугодия в форме контрольного урока.

Контроль знаний, умений, навыков, учащихся может проводится в форме педагогического анализа по результатам просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотр-выставка учебных работ – в конце каждого года. В каждой работе отмечаются положительные стороны, лучшие работы принимают участие в окружных, всероссийских, международных выставках. Также может проводиться диагностика по методике «5 рисунков» (методика Н.А.Лепской) в начале и в конце каждого учебного года, прослеживается динамика художественного развития учащегося.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности.

Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).

Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать, как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.

Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, "выставочность", оригинальность, эстетический вкус автора.

Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися. При оценке практической работы следует принимать во внимание:

• выполнение учебной задачи урока;

• художественную выразительность композиции;

•владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.

Критерии оценок

  1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса  на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).

«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.

2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4» (хорошо) - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;

«3» (удовлетворительно) – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.

5 баллов — особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.

4 балла — полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Ученик хорошо справляется с тональной проработкой, но допускает незначительные ошибки в решении.

3 балла — при выполнении задания есть несоответствия требованиям; уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и тоновом решении натюрморта.

2 балла — полное несоответствие требованиям; уровень графической грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, выработку и закрепление у них потребности в творчестве, представлений о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном  состоянии.

Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога.

Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала, программных музыкальных произведений (музыкальные произведения должны быть небольшими по продолжительности звучания, отличаться яркостью и динамичностью образов, иметь моторный характер, побуждающий детей к творческому движению, например, пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Игра в лошадки», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и т.д.

В программе предполагается проводить занятия по таким видам деятельности, как: восприятие и изображение музыки; изображение движения через цвет; пространственное решение изображения (сценки) и создание объемной конструкции; изображение на бумаге по итогам прослушивания (чтения) литературного или музыкального произведения.

Учащиеся должны почувствовать органическую связь различных видов искусств, их единую природу как видов художественного творчества, а также научиться понимать различия выразительных средств каждого вида искусства. Это поможет выявить склонность учащегося к какому-либо виду художественного творчества, увидеть взаимодействие разных способов художественного выражения мысли – через слово, жест, звук, движение, линию и цвет.  

Таким образом, на занятиях дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности. Для работы в области изобразительного искусства предлагается использовать такие материалы, как гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для работы в области графики – карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Программа предлагает освоение и таких видов техники как монотипия, граттаж (воскография), мокрым по мокрому, лессировка.

В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с учеником должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замысла, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.

В работе должны быть задействованы по возможности  все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства: от объемной формы (лепка) к плоскостной форме в разных вариантах (графика, живопись). Например:

превращение плоскости (листа бумаги) в объем (оригами, бумажная пластика),

совмещение в одном объекте объемных и плоскостных форм (коллаж),

выявление связи изображения с ритмикой тела с помощью таких упражнений, как рисование двумя руками,

рисование заданными графическими приемами,

выявление связи изображения и осязания (рисунки, созданные с помощью отпечатков пальцев, ладони), а также слова и изображения, перформанса и изображения.

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной группы учащихся.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выставки, когда работа детей по конкретной теме развешивается на стенах или раскладываются на полу. Основными критериями оценки детских работ являются личностное отношение, точность и совершенство выражения.

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнения различных художественных решений. В конце учебного года готовится большая выставка творческих работ, на которую приглашаются родители и друзья.

Учебное помещение должно иметь свободное пространство для игр и перформанса. Рабочее место ребенка должно быть просторным – гораздо больше, чем традиционная половина парты, поскольку возможна работа с бумагой большого формата, к тому же многие технологии предполагают использование большого количества материалов, требующих большого пространства для размещения. Желательно, чтобы в классе были DVD проигрыватель, проектор и магнитофон.

Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать учитель посредством инструктажа-показа.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.

Средства обучения

Для достижения успешного результата в освоении программы «Изобразительное творчество» необходимы следующие учебно-методические пособия:

  • наглядные методические пособия по темам;
  • динамические таблицы;
  • фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;
  • интернет – ресурсы;
  • репродукции работ художников.

Вспомогательные материалы

- мольберты;

- софиты;

- классная доска;

-  натюрмортный фонд, содержащий предметы, необходимые для постановок;

- таблица со схемой пропорций человеческой фигуры (Г. Баммес);

- таблица со схемой стоящей фигуры - с опорой на одну ногу и сидящей фигуры -      вид сбоку (Г. Баммес);

- таблица из пособия А. Дюрера по рисованию фигуры человека;

- таблица из пособия А. Лосенко по рисованию головы человека;

- таблица со схемой пропорций головы человека (Г. Баммес);

- работы из методического фонда школы;

  • карточки различных типов;
  • таблицы;
  • портреты;
  • музыкальные инструменты;
  • репродукции;
  • справочные материалы;
  • полуоформленный материал (емкости, коробки разных форм и цветов, и т.д.).

VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Н.М. Восприятие предмета и рисунка - М: Академия педагогических наук, 1950.

2. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.:«Просвещение».

3. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. - М.: Просвещение, 1981.

4. Луиза Гордон Рисунок фигуры человека. - М.: ЭКСПО - Пресс, 2001.

5. Луиза Гордон Рисунок головы человека. - М: ЭКСПО - Пресс, 2001.

6. Непомнящий В.М., Г.Б. Смирнов Практическое применение перспективы в станковой картине. - М.: Просвещение, 1978.

7. Патекол Филипп Как рисовать портрет. - М.: ЭКСПО - Пресс, 2001.

8. Петерсон В.Е. Перспектива. - М.: Искусство, 1970.

9. Поль Калле Карандаш. - Минск, Попурри, 2000.

10.Популярное руководство к изучению перспективы и теории теней. - Ленинград,1987.

11. Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц, и ее применение в рисунке. - М.: Высш. Школа, 1978.

12.Радлов Н.Э. Рисование с натуры. - Ленинград: Художник РСФСР, 1972.

13.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисования. - М.: Просвещение, 1982.

14. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Учебник для студентов худ.граф. Факультетов пединститутов. - М.: Просвещение, 1995.

15.Серов A.M. Рисунок. - М.: Просвещение, 1975.

16.Сокольникова Н.М. Основы рисунка -5-8 класс. - Обнинск: «Титул», 1996.

17. Учебный рисунок в Академии художеств. Под. Ред. Б. С. Угаров. -М.: Изобразительное искусство, 1990.

18.Эджертон Чармиан. Как научиться рисовать цветы. - М: ЭКСМО - Пресс, 2001.

19.Эймис Л. Дж, Флиоск К. Рисуем 50 человек. - Минск: ООО Попурри, 1999.

20.Яблонский B.A. Преподавание предметов Рисунок и Основы композиции. - М: Высшая школа, 1989

21. Aксёнов К. Рисунок: в помощь начинающему художнику-оформителю М. ,1987.

22. БарщA. Наброски и зарисовки. М., 1970.

23. БарщA. Рисунок в средней художественной школе. М., 1957.

24. Беда Г. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 1981.

25. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып.11. Карачаевск. 1971.

26. Кузин В. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. М., 1978.

27.Ли. Н. Основы учебного академического рисунка. М., ЭКСМО. 2005.

28. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М., 1986.

29. Ростовцев Н. Aкадемический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М.

30. Ростовцев Н. Рисование с натуры. Л., 1962.

31. Ростовцев Н. Учебный рисунок. М, 1976.

32. Ростовцев Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1983.

33. Ростовцев Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.

34. Ростовцев Н. Рисование головы человека. М., 1989.

35. Сокольникова Н. Основы рисунка. Обнинск, 1996.