Методическая разработка "Угловая перспектива комнаты"
Линейное построение угловой песпективы кабинета, тональное решение светлого и темного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Построение угловой перспективы комнаты | 967.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Борисоглебского городского округа «Детская художественная школа
им. А. П. Рябушкина»
Дисциплина: «Рисунок»
Методическое пособие на тему:
«Угловая перспектива интерьера»
Выполнила преподаватель
художественных дисциплин:
Дембовская
Дарья Владимировна
Борисоглебск
2023 г
Методическое пособие: «Угловая перспектива интерьера»
Цель:
Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса.
Развивающая: развитие глазомера, чувства глубины и масштабности пространства, освоение и закрепление навыков работы с различными художественными материалами.
Обучающая: научить выполнять рисунок интерьера с учетом перспективного сокращения.
Задачи:
- Показать этапы работы над рисунком интерьера
- Углубить знания и навыки в искусстве рисования
- Знакомство с техническими приемами для лучшего решения задания.
- Самостоятельное рисование интерьера.
Оборудование для учащихся: мольберты, бумага (формат А3), карандаши различной мягкости, ластик, раздаточный материал, работы из методического фонда.
Оборудование для преподавателя: компьютер, проектор, экран, мольберт, бумага, карандаш, ластик.
Объяснение практического материала.
«Рисунок интерьера заставляет преодолевать плоскость листа бумаги, достигать иллюзорности и глубины в изображении. Интуиция подсказывает, какие средства следует использовать, чтобы добиться необходимой выразительности рисунка, какие новые научные знания необходимо приобрести, чтобы успешно справляться с поставленными задачами»
Ростовцев Н.Н.
Интерьер (фр. interieure внутренний) – 1) архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания: жилые комнаты, общественные залы, производственные цеха и т.д.; 2) жанр изобразительного искусства.
Для изображения интерьера художники используют самые разнообразные средства, начиная от графитного карандаша, туши и чернил, акварели и заканчивая их сочетаниями.
Перспектива – это техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Различают два вида линейной перспективы – фронтальная и угловая.
В перспективе важнейшей частью является линия горизонта, она же – уровень глаз художника. В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате?
Линия горизонта – это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились.
Интерьер разделяют на: фронтальный и угловой. Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены: левую, центральную и правую, а также – пол и потолок. Параллельные линии в перспективе сойдутся в одну точку схода.
Художник в композиционном решении картины может изменять высоту линии горизонта и главную точку картины (влево или вправо от центра картины). Если точка зрения находится в центре картины — изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если же точка зрения расположена справа или слева от центра картины — изображение называется боковой фронтальной перспективой.
Рисунок углового интерьера отличается тем что главная вертикаль расположена в углу помещения, то есть луч нашего зрения направлен в угол.
При построении углового интерьера обращаем внимание на правильное положение уровня горизонта: расстояние от пола до уровня горизонта относится к высоте помещения как расстояние от пола до Ваших глаз к высоте от пола до потолка. Этот уровень можно отметить, просто сев на стуле возле стены. Чтобы избежать искажений изображения, следует взять более широкий угол зрения: чем дальше друг от друга будут располагаться точки схода параллельных прямых, тем естественнее будет изображение интерьера.
В рисунке интерьера особое значение приобретают метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей наблюдательной перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко следить за ходом построения изображения предметов в рисунке.
Каким бы сложным по конфигурации ни был интерьер, его всегда можно привести к обычным геометрическим объемам, которые имеют в плане квадрат, прямоугольник, круг, шестиугольник и т. д., поэтому умение рисовать простые геометрические формы в перспективе значительно облегчит рисование интерьеров с натуры.
Прежде всего, успешное выполнение рисунка интерьера с натуры зависит от правильного выбора точки зрения, линии горизонта и точек схода параллельных прямых. При рисунке помещения линии горизонта будут располагаться на уровне глаз сидящего или стоящего за мольбертом человека. В зависимости от местоположения рисующего перспектива его рисунка будет угловой или фронтальной.
Этапы работы.
- Подготовка материалов и принадлежностей. Размещение линии горизонта, точек схода за пределами формата листа.
- После проведения линии горизонта и разметки точек схода, определяем высоту вертикального направления угла комнаты. Так как ракурс и точка зрения немного снизу, высота угла делится примерно на 3 равные части, где она из них снизу линии горизонта, а две – сверху. Важно и то, что сама линия находится левее посередины листа, соответственно и углы стен будут различаться. Правая стена раскрыта больше, левая – меньше.
Далее от правой точки схода проводим линии через края высоты угла влево. Те же действия происходят и с левой точкой схода. В итоге мы получаем две стены, потолок и пол.
- На данном этапе мы должны наметить основные предметы и мебель в интерьере. Для построения стола вспоминаем этапы построения куба. Начинаем с его основания. Определяем ближний угол, через него проводим линии к точкам схода. Отмечаем его глубину и длину. В отмеченных точках поднимаем вертикали до нужной нам высоты. Повторяем те же действия с верхней плоскостью стола.
Проекции окна и доски противоположны. Окно строим через левую точку схода, доску- через правую. Важно верно отметить высоту и ширину, сравнивая их между собой и столом.
Выделяем ближние к нам линии контрастнее.
- Усложняем форму всех предметов и мебель. Выделяем толщину столешницы, раму на доске. Детализируем люстру. Окно вписываем в толщину стены, для этого строим откосы и раму. Намечаем ширину стену во внешнюю сторону комнаты – боковую и верхнюю часть окна, а также подоконник. Заметим, что все вертикали сохраняются, как и в натуре. Их можно проверить относительно края листа формата.
- Дорисовываем остальные предметы интерьера: стул, батарея.
Показываем характерные особенности стола.
Начинаем тональную проработку интерьера с самых темных. Стена со стороны окна, рама окна, стол, стул, падающие тени. Сравниваем все объекты между собой по тону. Горизонтальные поверхности оставляем освещенными.
Впечатление глубины пространства передается, как и точным перспективным построением интерьера, так и включением светотени в рисунок. Следует обратить внимание на то, как распределяются светлые и темные пятна на плоскости и каково их композиционное расположение. Здесь учитываются света и тени на предметах, тональная окраска предметов. Следует учесть, что направление линий штриховки должно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве.
- Да последнем этапе мы должны четко создать воздушное пространство интерьера. Тон штриховки должен учитывать и удаление объектов от рисующего. Здесь поможет знание правил воздушной перспективы. На переднем плане предметы четче прорисовываются и детализируются, средний план служит камертоном тона рисунка, а дальний – объединяет штриховкой предметы с фоном. Добавляем детали интерьера, декор, чтобы создать характерный образ помещения. Так же можно создать фактуру стекла, делая его более контрастным и «бликующим».
Заканчивая работу над рисунком интерьера, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения. Следует посмотреть на рисунок издали, и проверить, как согласуются между собою архитектурное пространство интерьера и его наполненность по тону, не «лезут» ли вперед по тону предметы дальнего плана, не являются ли рефлексы такой же силы тона, как и света, воспринимается ли цельным и законченным весь рисунок.
Законы психологии зрительного восприятия говорят о том, что не все предметы, окружающие человека, воспринимаются одинаково. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно, чем остальные. Следовательно, учитывая закономерности восприятия, мы должны и в рисунке помочь зрителю выделить главное, смягчив второстепенное.