Методическая разработка "Угловая перспектива комнаты"

Дарья Владимировна Дембовская

Линейное построение угловой песпективы кабинета, тональное решение светлого и темного. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Борисоглебского городского округа «Детская художественная школа

им. А. П. Рябушкина»

Дисциплина: «Рисунок»

Методическое пособие на тему:

«Угловая перспектива интерьера»

                                                                                Выполнила преподаватель

                                                                                    художественных дисциплин:

                                                       Дембовская

                                                                        Дарья Владимировна

Борисоглебск

2023 г

Методическое пособие: «Угловая перспектива интерьера»

Цель:

Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса.

Развивающая: развитие глазомера, чувства глубины и масштабности пространства, освоение и закрепление навыков работы с различными художественными материалами.

Обучающая: научить выполнять рисунок интерьера с учетом перспективного сокращения.

Задачи:  

  • Показать этапы работы над рисунком интерьера
  • Углубить знания и навыки в искусстве рисования
  • Знакомство с техническими приемами для лучшего решения задания.
  • Самостоятельное рисование интерьера.

Оборудование для учащихся: мольберты, бумага (формат А3), карандаши различной мягкости, ластик, раздаточный материал, работы из методического фонда.

Оборудование для преподавателя: компьютер, проектор, экран, мольберт, бумага, карандаш, ластик.

Объяснение практического материала.

«Рисунок интерьера заставляет преодолевать плоскость листа бумаги, достигать иллюзорности и глубины в изображении. Интуиция подсказывает, какие средства следует использовать, чтобы добиться необходимой выразительности рисунка, какие новые научные знания необходимо приобрести, чтобы успешно справляться с поставленными задачами»

  Ростовцев Н.Н.

Интерьер (фр. interieure внутренний) – 1) архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания: жилые комнаты, общественные залы, производственные цеха и т.д.; 2) жанр изобразительного искусства.

Для изображения интерьера художники используют самые разнообразные средства, начиная от графитного карандаша, туши и чернил, акварели и заканчивая их сочетаниями.

Перспектива – это техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Различают два вида линейной перспективы – фронтальная и угловая.

С чего начинается построение интерьера расположенного под случайным углом зрения

В перспективе важнейшей частью является линия горизонта, она же – уровень глаз художника. В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате?

Линия горизонта – это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились.

Интерьер разделяют на: фронтальный и угловой. Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены: левую, центральную и правую, а также – пол и потолок. Параллельные линии в перспективе сойдутся в одну точку схода.

Художник в композиционном решении картины может изменять высоту линии горизонта и главную точку картины (влево или вправо от центра картины). Если точка зрения находится в центре картины — изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если же точка зрения расположена справа или слева от центра картины — изображение называется боковой фронтальной перспективой.

Рисунок углового интерьера отличается тем что главная вертикаль расположена в углу помещения, то есть луч нашего зрения направлен в угол.

При построении углового интерьера обращаем внимание на правильное положение уровня горизонта: расстояние от пола до уровня горизонта относится к высоте помещения как расстояние от пола до Ваших глаз к высоте от пола до потолка. Этот уровень можно отметить, просто сев на стуле возле стены. Чтобы избежать искажений изображения, следует взять более широкий угол зрения: чем дальше друг от друга будут располагаться точки схода параллельных прямых, тем естественнее будет изображение интерьера.

С чего начинается построение интерьера расположенного под случайным углом зрения

В рисунке интерьера особое значение приобретают метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей наблюдательной перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко следить за ходом построения изображения предметов в рисунке.

Каким бы сложным по конфигурации ни был интерьер, его всегда можно привести к обычным геометрическим объемам, которые имеют в плане квадрат, прямоугольник, круг, шестиугольник и т. д., поэтому умение рисовать простые геометрические формы в перспективе значительно облегчит рисование интерьеров с натуры.

Прежде всего, успешное выполнение рисунка интерьера с натуры зависит от правильного выбора точки зрения, линии горизонта и точек схода параллельных прямых. При рисунке помещения линии горизонта будут располагаться на уровне глаз сидящего или стоящего за мольбертом человека. В зависимости от местоположения рисующего перспектива его рисунка будет угловой или фронтальной.

 

Этапы работы.

  1. Подготовка материалов и принадлежностей. Размещение линии горизонта, точек схода за пределами формата листа.

https://sun9-26.userapi.com/impg/Z6QLKw5Gcruo3lJ9JWGIwuC5_ThS5-XH1UZj8g/yv-fVOOHHUk.jpg?size=764x1080&quality=96&sign=07933dac68f4c429ff078a7e4d8ccecf&type=album 

  1. https://sun9-7.userapi.com/impg/s94PnrGffvFeJTMYc3deYwNVYTyod8ll9QyaVg/vUw_TXGmvIQ.jpg?size=763x1080&quality=96&sign=2e83e61321f8613504be0223fbd80cd3&type=albumПосле проведения линии горизонта и разметки точек схода, определяем высоту вертикального направления угла комнаты. Так как ракурс и точка зрения немного снизу, высота угла делится примерно на 3 равные части, где она из них снизу линии горизонта, а две – сверху. Важно и то, что сама линия находится левее посередины листа, соответственно и углы стен будут различаться. Правая стена раскрыта больше, левая – меньше.

Далее от правой точки схода проводим линии через края высоты угла влево. Те же действия происходят и с левой точкой схода. В итоге мы получаем две стены, потолок и пол.

  1. https://sun9-62.userapi.com/impg/7Z5OCMqyZSzdOECRj23QEXAswL3Wi4QtAJ7i-g/UT_kXs-Zqh4.jpg?size=771x1080&quality=96&sign=6f04798d9255d2733f3fc22172c3f287&type=albumНа данном этапе мы должны наметить основные предметы и мебель в интерьере. Для построения стола вспоминаем этапы построения куба. Начинаем с его основания. Определяем ближний угол, через него проводим линии к точкам схода. Отмечаем его глубину и длину. В отмеченных точках поднимаем вертикали до нужной нам высоты. Повторяем те же действия с верхней плоскостью стола.

Проекции окна и доски противоположны. Окно строим через левую точку схода, доску- через правую. Важно верно отметить высоту и ширину, сравнивая их между собой и столом.

Выделяем ближние к нам линии контрастнее.

  1. Усложняем форму всех предметов и мебель. Выделяем толщину столешницы, раму на доске. Детализируем люстру. Окно вписываем в толщину стены, для этого строим откосы и раму. Намечаем ширину стену во внешнюю сторону комнаты – боковую и верхнюю часть окна, а также подоконник. Заметим, что все вертикали сохраняются, как и в натуре. Их можно проверить относительно края листа формата.

  1. https://sun9-77.userapi.com/impg/K6tbLA6r_CipqYKFOs7UrOugj3QB8P5ByS9sgw/1brAncCdRk0.jpg?size=760x1080&quality=96&sign=31445e695fecd8a94f1069b91c8bede2&type=albumhttps://sun9-65.userapi.com/impg/v7NqRLD2OyXng0lZifkGdKA-l5r7fG9moXZ-VA/39B9C6a5rVE.jpg?size=775x1080&quality=96&sign=b02747335f5313e45f39055a315b08dc&type=albumДорисовываем остальные предметы интерьера: стул, батарея.

Показываем характерные особенности стола.

Начинаем тональную проработку интерьера с самых темных. Стена со стороны окна, рама окна, стол, стул, падающие тени. Сравниваем все объекты между собой по тону. Горизонтальные поверхности оставляем освещенными.

Впечатление глубины пространства передается, как и точным перспективным построением интерьера, так и включением светотени в рисунок. Следует обратить внимание на то, как распределяются светлые и темные пятна на плоскости и каково их композиционное расположение. Здесь учитываются света и тени на предметах, тональная окраска предметов. Следует учесть, что направление линий штриховки должно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве.

  1. https://sun9-18.userapi.com/impg/x_61Gfvx28L-1cVvo0wU7uSGATADZNYAZokkgg/jSb7L9ctR_g.jpg?size=766x1080&quality=96&sign=5cd3089e0c9555bc8397f433a1763215&type=albumДа последнем этапе мы должны четко создать воздушное пространство интерьера. Тон штриховки должен учитывать и удаление объектов от рисующего. Здесь поможет знание правил воздушной перспективы. На переднем плане предметы четче прорисовываются и детализируются, средний план служит камертоном тона рисунка, а дальний – объединяет штриховкой предметы с фоном. Добавляем детали интерьера, декор, чтобы создать характерный образ помещения. Так же можно создать фактуру стекла, делая его более контрастным и «бликующим».

Заканчивая работу над рисунком интерьера, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения. Следует посмотреть на рисунок издали, и проверить, как согласуются между собою архитектурное пространство интерьера и его наполненность по тону, не «лезут» ли вперед по тону предметы дальнего плана, не являются ли рефлексы такой же силы тона, как и света, воспринимается ли цельным и законченным весь рисунок.

Законы психологии зрительного восприятия говорят о том, что не все предметы, окружающие человека, воспринимаются одинаково. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно, чем остальные. Следовательно, учитывая закономерности восприятия, мы должны и в рисунке помочь зрителю выделить главное, смягчив второстепенное.