Статья: "Формирование мотивации на уроках изобразительного искусства".

Игнатова Лариса Станиславовна

Как мотивировать обучающихся к занятиям изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ignatovoyl.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Игнатова Л.С. - преподаватель школы искусств

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы мотивации при обучении; факторы, способствующие её развитию.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, мотивация, факторы, управление.

Формирование  мотивации на уроках изобразительного искусства.

          «Предметы эстетические - лепка, рисование, пение и музыка, отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью в жизни…. трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки».

 А. Луначарский

Изобразительное искусство, как один из учебных предметов занимает важное место в воспитании обучающихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации.

Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.

Поскольку искусство, в большей степени, имеет психологическую составляющую, то стремление человека к искусству будем рассматривать с точки зрения психологии.

Все мы в душе – люди искусства. Искусство, в первую очередь – средство выражения своих эмоций. Все, что творится в жизни человека – отражение внутренних его переживаний. Не удивительно, если рождается потребность вылить эти переживания на холст или бумагу. Поэтому, исходя из выше сказанного, стремление человека к искусству – это психологическая потребность.

Известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов. Большую роль играют широкие социальные мотивы (получить хорошую профессию, быть уважаемым в обществе, приносить пользу людям), наличие которых свидетельствует об осознании учеником своей жизненной перспективы и возможности самореализации в будущем.

Для большей мотивации учащихся в искусстве педагог должен учитывать особенности каждого возраста и согласно им организовывать урок.

Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными.

Для повышения мотивации к творческой деятельности школьников уроки изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в изображении), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.

Что дает высокая мотивация обучения ребенку:

‒ чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;

‒ повышение собственной значимости;

- развитие творческих способностей;

 ‒ гордость собой и своими успехами.

Мотивация – это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности.

Мотивация обучающихся отражается:

 - в понимании, оценке и принятии учебной задачи;

- в определении конечных и промежуточных целей работы;

- в эстетическом восприятии мира;

- в отношении к учителю;

- в использовании личного опыта.

Управление развитием мотивации позволяет преподавателю:

- обоснованно планировать учебно-воспитательную работу на уроке;

- предвидеть направление поведения учеников и контролировать его;

- предотвращать возникновение одних и поощрять развитие других черт личности учащихся;

- повышать эффективность учебно-воспитательной работы;

- развивать логическое мышление, интуицию, воображение учащихся;

- формировать характер, нравственные черты личности (объективность, настойчивость, честность, трудолюбие и т.д.);

- правильно оценивать результативность учебно-воспитательной работы;

- поддерживать доброжелательные отношения с учащимися, делать их активными участниками учебного процесса.

Задачи педагогической деятельности:

- обучать постановке целей и задач, их формулированию;

- обучать умению ставить промежуточные цели;

- обучать преодолевать затруднения и рассчитывать свои силы;

- обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями.

.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ:

- содержание учебного материала (новизна, связь с практикой,  занимательность, нестандартность и т.д.).

- включенность ученика в коллективные формы работы, отношения сотрудничества преподавателя и обучающегося, помощь преподавателя.

- привлечение ученика к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что обучающиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Конкурсная творческая деятельность как раз позволяет обучающимся такую возможность.

 В конкурсной деятельности всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревновании возрастает активность обучающихся, их воля к победе.

Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими обучающимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

.

ЛИТЕРАТУРА:

Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1976.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2004.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание личности. М.: Просвещение, 1977.

Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., П