Живопись водорастворимыми материалами

Сегодня мы рассмотрим технику акварельной живописи на примере рисования фигуры в интерьере.  Вы уже знакомы с данным материалом, и с первого курса обучения должны помнить и знать, что такое акварель, тем не менее, я  напомню, как работать с красками, как правильно наносить и смешивать цвета, как работать в технике аля-прима и по-сырому.

Акварель является важным элементом в изобразительном искусстве и обучении детей, благодаря своей доступности и отсутствию необходимости сложных специальных приспособлений. Однако акварельная живопись часто рассматривается как предварительный этап перед освоением масляной живописи, хотя является самостоятельным искусством.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_po_zhivopisi.docx60.06 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция по предмету: Живопись водорастворимыми материалами

Сегодня мы рассмотрим технику акварельной живописи на примере рисования фигуры в интерьере. Вы уже знакомы с данным материалом, и с первого курса обучения должны помнить и знать, что такое акварель, тем не менее, я напомню, как работать с красками, как правильно наносить и смешивать цвета, как работать в технике аля-прима и по-сырому.

Акварель является важным элементом в изобразительном искусстве и обучении детей, благодаря своей доступности и отсутствию необходимости сложных специальных приспособлений. Однако акварельная живопись часто рассматривается как предварительный этап перед освоением масляной живописи, хотя является самостоятельным искусством.

Важной с нами задачей изобразительного искусства является воспитание зрителя, который должен понимать и оценивать особенности произведений, выполненных акварелью. Для этого необходимо ознакомить зрителя с возможностями и ценностью акварели как средства художественного отражения мира.

На этой лекции в первую очередь мы поговорим о технике акварельной живописи и её составах.

И самым главным при работе с акварелью является выбор бумаги, которая будет использоваться для рисования. Желательно использовать плотную бумагу с плотностью 300 г/м², чтобы лучше поглощалась вода и не деформировала поверхность. Почему мы рисуем на белой бумаге? Потому что белый цвет дает свечение.

После выбора бумаги, нужно выбрать краски. Их можно приобрести как набором, так и отдельно. Важно обратить внимание на содержание пигментов в красках: чем больше пигмента в составе, тем ярче и насыщеннее будет окраска портрета. Лучшие из производителей -“ ван гог” и “белые ночи”. Одной из особенностей акварели является ее исключительная прозрачность. Благодаря этому свойству можно создавать многослойные эффекты, где свет проникает через прозрачные слои красок и отражается от бумаги. Также возможно изменять оттенки, наслаивая высохшие слои краски на предыдущие. Это позволяет добиться большей насыщенности цветов, используя один и тот же красящий состав.

Однако акварель отличается от других техник, таких как гуашь, своими особенностями и правилами работы. Акварель не предназначена для пастозного нанесения, поскольку это противоречит ее сущности. Она требует использования большого количества воды, что объясняет ее название, происходящее от слова "вода". Еще одно отличие состоит в том, что сложно достичь нужных результатов, ограничиваясь всего тремя основными цветами. Поэтому на рынке представлены палитры акварели с большим количеством цветов (от 16 и более). Механическое смешивание цветов может значительно снизить прозрачность и чистоту акварели.

Для работы с акварелью необходимы кисти различной толщины и размера. Демонстрировать номера кистей бессмысленно, так как у каждого производителя они разные. В приоритете беличьи кисти и колонок, можно купить несколько кистей тонких размеров из синтетики. Для начала работы можно приступить к обычной кисточке среднего размера.

Акварельная живопись имеет долгую историю и является важной частью художественного наследия. Техника акварели получила свое название от латинского слова "aqua", что означает "вода". Это связано с тем, что акварельные краски разводятся водой. Прозрачность, яркость и чистота цвета делают акварель уникальной среди других видов живописи.

Живопись непрозрачной акварелью с добавлением белил имеет богатую историю, охватывающую различные культуры и периоды времени. Еще в Древнем Египте, античном мире и в средние века в Европе и Азии художники использовали эту технику. Искусство акварели сохраняется в произведениях, выполненных на папирусах и рисовой бумаге. В средние века на Западе и в Руси акварель применялась для украшения церковных книг, включая раскраску орнаментов и заглавных букв в рукописях. Она также использовалась в миниатюрной живописи.

С XV по XVII век акварель имела практическое значение и применялась в основном для раскрашивания гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. Прекрасным примером такого использования являются пейзажи Альбрехта Дюрера и голландских, фламандских художников.

Со второй половины XVIII века акварель стала широко применяться в пейзажной живописи. Ее быстрота позволяла художникам зафиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность цвета облегчала передачу атмосферных явлений. В это время появились первые профессиональные художники-акварелисты. Их пейзажи, не яркие по цвету, создавались на увлажненной бумаге, которая была покрыта однородным тоном, подчиняющимся всем оттенкам с размытыми границами и детализацией тонким пером. Великобритания (Андреа и Джон Роберт Козенс, Томас Гёртин), Франция (Жан-Батист Огюст Фрагонар, Юган Робер) и Россия (Федот Яковлевич Алексеев, Михаил Михайлович Иванов, Семен Федосеевич Щедрин, Федор Матвеев и другие) были центрами акварельной живописи в то время.

Во второй половине XIX века в Италии появился новый стиль акварельной живописи, характеризующийся плотными многослойными работами на сухой бумаге. Он отличался выразительными контрастами света и тени, а также использованием цвета и белого пространства бумаги. Особые качества акварели, такие как легкость, прозрачность и тонкость, привлекли внимание многих художников. Постепенно акварель развилась в самостоятельное направление искусства благодаря влиянию общего развития живописи. Станковая акварель достигла высокого уровня мастерства и не уступала по художественной ценности картины, созданным масляными красками. Параллельно с развитием станковой акварели развивались иллюстрационная и архитектурная графика в технике акварели.

В России такой стиль применяли Карл Павлович Брюллов и Алексей Алексеевич Иванов. Особенной техникой портретной живописи отличался Петр Федорович Соколов, который воскресил искусство миниатюрного портрета. Он использовал чистые краски без добавления белил и добился прозрачности и воздушности в своих работах. Его миниатюрные портреты отличались простотой, красотой цветовых оттенков и безупречным рисунком (например, "Портрет дамы в зеленом платье" и "Портрет молодого офицера").

XIX век стал периодом значительного развития акварельного искусства. Художники экспериментировали с различными техниками, обладали свободой в выражении, их работы отличались многообразием тональных оттенков и колористических решений. В этот период активно работали в акварельной технике Эжен Делакруа, Огюст Домье, Поль Гаварни во Франции, Адольф Менцель в Германии, Илья Ефимович Репин, Василий Иванович Суриков.

В период конца XIX и начала XX века значительный вклад в развитие русской акварельной живописи внесли художники, объединенные в творческое сообщество "Мир искусства", а также другие художники из их круга. Они отличались высоким профессиональным мастерством и стремлением к поиску современного языка в искусстве.

Акварель ХХ века характеризуется большой свободой в использовании технических приемов. Художники сочетали графику и живопись в своих произведениях. Большинство художников "Мира искусства", а также смежных с ними художников, таких как Александр Яковлевич Головин, Лев Самойлович Бакст, Дмитрий Николаевич Кардовский, Филипп Александрович Малявин, Мстислав Валерианович Добужинский, Константин Федорович Юон, Борис Михайлович Кустодиев, Зинаида Сергеевна Серебрякова, использовали акварель в сочетании с другими материалами, такими как белила, гуашь, темпера, пастель, бронза и др. Однако чистая акварельная техника в основном была сохранена у таких художников, как Константин Андреевич Сомов, Александр Николаевич Бенуа и Анна Петровна Остроумова-Лебедева.

Множество выдающихся художников продолжали работать в традициях русской станковой акварели. Среди них можно выделить Георгия Семеновича Верейского, Виктора Михайловича Конашевича, Николая Александровича Тырсу, Константина Ивановича Рудакова, Николая Николаевича Купреянова, Владимира Владимировича Лебедева, Льва Александровича Бруни, Петра Васильевича Митурича, Сергея Васильевича Герасимова, Александра Викторовича Фонвизина, Льва Владимировича Сойфертис.

Белорусская школа акварели прошла период становления и поиска своего творческого языка. Примеры использования акварельной техники в Беларуси можно найти в миниатюрах Радивиловской летописи. С XVII по XVIII века водяные краски использовались для раскрашивания гравюр.

Творческие процессы XIX – начала XX века, которые были особенно заметны в Польше и культурных центрах Российской империи, также присутствовали в провинции, включая территорию Беларуси. Здесь работали художники из разных художественных школ. Творчество Франциска Смуглевича, Юзефа Пешки, Яна Дамеля, Николая Орды, Василия Ваньковича тесно связано с культурной жизнью Беларуси, а также Польши и Литвы.

Произведения батального жанра Яна Дамеля, который работал в Минске, и Януария Суходольского, родившегося в Гродно, отличаются умением создавать сложные социальные композиции с ландшафтами и многофигурными сценами.

Польский художник Юзеф Пешка, проживший в Витебске, Минске и Могилеве, создал серию акварельных работ с краеведческим и этнографическим характером. Эти произведения имеют высокую ценность как исторические документы эпохи, так и образцы графического искусства.

Наполеон Орда (1807-1883 гг.), талантливый художник, литератор и музыкант, родом из Гродненской губернии, оставил после себя обширную коллекцию акварелей, на которых изображены исторические места Беларуси и природные пейзажи. Эти произведения не только передают достоверность исторического повествования, но и обладают эстетической значимостью. Среди них можно найти замки в Мире, Лиде и Несвижском дворце, а также виды Гродно, Минска и других городов. На основе этих акварелей были созданы литографии, публиковавшиеся в альбомах, содержащих 20-30 листов.

Краеведческо-этнографическое направление, начатое произведениями Н. Орды и Ю. Пешки, продолжилось в акварелях М. Кулеши, Д. Струкова и И. Трутнёва. В начале XX века Язэп Дроздович занимался изучением культурного наследия белорусского народа и отображал известные места родного края на своих работах, особенно на Витебщине.

Примером академической акварели являются портреты Ю. Пэна, ученика П. Чистякова. Его акварельные произведения отличаются тонким восприятием живописных качеств водных красок. В станковой жанровой акварели широкую популярность среди белорусских художников получили работы Н. Тарасикова, В. Кудревича, Л. Лейтмана, В. Волкова, М. Филипповича и А. Остаповича.

Акварельные эскизы, выполненные Валентином Волковым (1881-1964 гг.) и сохранившиеся до наших дней, демонстрируют великолепное владение классической акварельной техникой. Оставаясь верным принципам реализма, он передал свои знания и взгляды своим ученикам в Витебском художественном техникуме. В 1930-х годах многие художники, окончившие техникум, начали свой творческий путь и сделали значительный вклад в развитие акварельного искусства Беларуси. Среди них были Н. Тарасиков, Е. Красовский, Н. Беда, А. Волков, В. Цвирко, Н. Головченко, Н. Чураба и другие. Лев Лейтман (1896-1974 гг.) стал одним из первых белорусских художников, которого можно справедливо назвать ведущим акварелистом. Всю свою творческую жизнь он использовал акварель и гуашь как основные средства художественного самовыражения. Помимо своего творчества, Лейтман также преподавал в Витебском художественном техникуме, где он передал первые уроки профессионализма многим художникам следующего поколения. Расширение традиционного диапазона средств выражения водяной живописи в творчестве Лейтмана стало движущей силой, которая подняла белорусскую акварель на новый качественный уровень развития. Он не только стал классиком акварельной живописи, но и реформатором её традиционных форм.

Начало 1960-х годов наметило новый этап развития акварели. Были организованы всесоюзные акварельные выставки (с 1965 года) и республиканские акварельные выставки (с 1966 года), а также сформировались локальные школы акварели, в частности Витебская школа акварели.

В Витебске заметен значительный рост творческой активности в области акварельного искусства, где художественно-графический факультет пединститута (ныне Витебский государственный университет имени П.М.Машерова) играет важную роль в базовой академической подготовке художников. Среди художников-акварелистов выделяются две яркие и непохожие друг на друга творческие личности: Геннадий Шутов (1939 г.) и Феликс Гумен, ученик Ивана Столярова (1941 г.). Они имеют различные эстетические взгляды и стилистические подходы, но объединяет их предпочтение графическому направлению в акварели. Творческие принципы Феликса Гумена были поддержаны и развиты его учениками, такими как В. Ляхович, В. Напреенко, Ф. Киселёва, Л. Воронова, Н. Миронова, М. Овчинникова, В. Свистунов, В. Рынкевич и другие. Художники-педагоги, работая в различных учебных заведениях республики, широко распространяли и обогащали эстетику и методику акварельной живописи витебской школы, создавая свои собственные локальные школы.

В 1980-х годах в конструкционно-образном строе акварели начинают проявляться элементы графического дизайна. Беспредметный характер изображений, стремление к монохромности, акцентирование на тональных пятнах, пластике линии и ритме — все это является внешними признаками нового направления. Для достижения выразительности некоторые художники не ограничивают себя только акварельными красками, они используют также гуашь, акрил, темперу, анилиновые красители и аппликацию.

ХХ век, особенно его вторая половина, ознаменовались революционными изменениями в идейно-образном и стилистическом содержании белорусской акварели. Прикладные и иллюстративные функции акварели уступили место аллегорическим, ассоциативным и абстрактным композициям. Расширение выразительных средств акварельной живописи привнесло большую условность форм и свободу технических приемов в традиционное письмо.

В конце ХХ века белорусская акварель приобрела самостоятельное значение в структуре изобразительного искусства, занимая устойчивое место между живописью и графикой. Новое видение традиционной живописи существенно расширило возможности использования акварели в творческом процессе. В 2007 году в Полоцке состоялась первая в Беларуси Международная выставка акварели, которая привлекла внимание к проблеме акварели как самостоятельного вида искусства, сопровождаясь научно-искусствоведческим симпозиумом "Акварель: традиции и эксперименты в пространстве современного искусства".

Представленный краткий исторический обзор становления акварели свидетельствует о ее широкой популярности среди художников. Некоторые использовали акварель для создания эскизов, в то время как другие придавали ей равное значение с масляной живописью, а для третьих акварель стала основой их творческой деятельности. С течением времени выработались принципы и правила акварельной живописи. Художники из поколения в поколение совершенствовали технические приемы и методы акварели, устанавливали критерии ее оценки и расширяли диапазон технических средств и жанров.

Произведения мастеров говорят о безграничных возможностях и технических применениях акварели. При наличии опыта, художественной грамотности и соответствующей технике письма можно достичь высокой выразительности образов, богатства света и цвета, а также многообразия формы и текстуры предметов.

Акварель обладает широкими возможностями передачи тончайших тонально-цветовых оттенков природы, особенно атмосферных явлений. Профессиональный акварелист способен передать глубину планов, нежность воздушной среды, освещение и материальность объектов. Тем не менее, отечественные традиции акварели научат начинающего художника быть внимательным при освоении техник и приемов акварельной живописи, изучении основ изобразительной грамотности, а также особенностей и свойств материалов. Несмотря на первоначально кажущуюся легкость, работа с акварелью в некоторой степени сложнее, чем работа с другими видами красок (например, гуашью, темперой или маслом). Эта сложность заключается в том, что акварель не допускает исправлений и переделок, которые могут повредить верхний слой бумаги и привести к потемнению рисунка.

В большей степени освоена и разработана сфера традиционной академической акварели, где ее специфика сводится к использованию прозрачного красочного слоя. Эволюция акварели в материалах, технических приемах, образах и ее интенсивное развитие во второй половине ХХ века позволили раскрыть богатые и ранее неиспользованные особенности акварельной живописи.

Особенности акварели определяются физическими свойствами материалов, таких как бумага, краски, вода, добавки к краскам, а также инструменты, и творческой индивидуальностью художника. Если составляющие первого фактора поддаются анализу, классификации и конструированию (путем использования различных синтетических и природных добавок можно заранее определить технические эффекты в будущей работе), то второй фактор полностью зависит от личных черт характера художника, особенно его импровизационных способностей и пластичности мышления. В художественной практике эти факторы неразделимы.

Акварельная живопись отличается широким диапазоном прозрачности красочного слоя (используется изобразительный потенциал самой бумаги) и динамичностью водяных красок, их движением и самоактивностью. Именно эти особенности определяют характер акварели. Современная акварель требует не только знания академических принципов живописи, но и особой пластичности и быстроты образного мышления во время работы. Технические эффекты, которые возникают в результате самоактивности акварели, часто невозможно точно предугадать заранее. Противодействие этим эффектам означает утрату самых ценных качеств акварели: ее непосредственность, неповторимость и недосказанность. Мастерство акварелиста проявляется в способности заметить ценность эффекта и продолжить работу, корректируя исходные задачи.

Акварель является одним из наиболее распространенных видов живописи, который широко используется в художественном образовании. Это связано в первую очередь с ее относительной доступностью и простотой использования водных красок при освоении основ изобразительной грамоты, развитии навыков создания цветовой гармонии, организации тональной и цветовой композиции, передачи иллюзии объема, пространства, материальности предметов и других аспектов.

В современности как в России, так и за рубежом существует множество производителей акварельных красок, но не все они отвечают высоким требованиям, которые предъявляются художниками, работающими в технике акварельной живописи.

Сравнивать достоинства и недостатки профессиональных и полупрофессиональных красок не имеет смысла, поскольку их различия очевидны и трудно их перепутать. Наша задача заключается в тестировании современных профессиональных акварельных красок от различных мировых производителей и изучении их возможностей и подходящих техник.

Определить цвета, которые находятся перед нами, практически невозможно. Черные, синие, темно-красные и коричневые краски выглядят похожими - темными пятнами без существенных различий в оттенках, в то время как желтые, охры, алые и светло-зеленые имеют собственные характерные оттенки.

Определение остальных цветов приходится проводить путем экспериментов, пробуя каждый цвет на палитре. Это затрудняет творческий процесс при работе с акварелью, однако работа с этими красками приносит удовлетворение: они легко смешиваются и создают плавные переходы между оттенками. Удобно также то, что краски легко набираются на кисть и равномерно наносятся на бумагу. При работе на сырой бумаге в технике "Аля Прима" цвета после высыхания становятся значительно светлее, поэтому для достижения контрастных эффектов необходимо наносить несколько слоев. Тогда краски наносятся плотно, как гуашь. (Maimery, Италия)

Мягкая акварель в тюбиках имеет привлекательный дизайн и поставляется в больших тюбиках объемом 15 мл, создавая эстетическое впечатление от использования дорогих художественных красок. Однако нас интересует, насколько эти краски удобны в работе и сохраняют свои свойства и оттенки при взаимодействии с акварельной бумагой. Первые мазки показывают, что эти краски заслуживают внимания профессиональных художников, занимающихся акварельной живописью: широкая палитра, насыщенные синие, красные и прозрачные желтые оттенки, охры мягко взаимодействуют друг с другом, создавая разнообразные цветовые нюансы акварельной техники.

Чаще всего при разборе техник акварели мы говорим про работу по-сырому и технику аля-прима.

Кроме того, часто встречаются комбинации данных приемов, когда художник использует и "работу по-мокрому", и "работу по-сухому" в одной работе. Это позволяет достичь более широкого спектра текстур и эффектов.

Автор: Елена Базанова

Источник: «Акварели Невской Волны»

Работа по-мокрому является одним из основных приемов акварельной живописи. Этот прием заключается в нанесении красок на предварительно увлажненный водой лист бумаги. Степень влажности листа определяется творческим замыслом художника, но обычно начинают работать, когда вода на бумаге перестает блестеть на свету. Опытные художники могут контролировать влажность листа просто прикосновением руки. В зависимости от того, насколько насыщен водой волосяной пучок кисти, принято выделять два условных способа работы: "мокрым-по-мокрому" и "сухим-по-мокрому".

При работе "мокрым-по-мокрому" художник использует хорошо пропитанную водой кисть, чтобы нанести краску на влажный лист. Краски быстро растекаются и смешиваются на поверхности, создавая плавные переходы и эффект размытия. Этот способ позволяет достичь более свободного и эмоционального стиля работы.

В случае работы "сухим-по-мокрому" художник использует менее насыщенную водой кисть, чтобы контролировать распределение краски на влажной поверхности. Этот способ позволяет создавать более четкие и контрастные элементы, сохраняя при этом эффект мягкости и прозрачности акварели.

Оба способа работы имеют свои особенности и предоставляют художнику возможность экспериментировать с текстурой, тонами и насыщенностью цвета. Выбор между ними зависит от художественного видения и целей художника.

Источник:

Базанова, Елена. "Акварели Невской Волны"

Техника работы по-мокрому имеет свои достоинства и сложности. В этом методе художник наносит краску на предварительно увлажненный лист бумаги, что позволяет создавать легкие, прозрачные оттенки с плавными переходами. Особенно успешно этот прием применяется в пейзажной живописи, где можно передать атмосферу и эффекты света.

Однако, работа по-мокрому имеет свои трудности. Основная сложность заключается в текучести акварельных красок. Художник, используя этот метод, сталкивается с капризами растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые могут отличаться от ожидаемого результата. Внести исправления в отдельные участки, не затрагивая остальную часть работы, практически невозможно. Переписанный фрагмент может нарушить общую гармонию полотна, появиться замызганность или грязный эффект.

Для успешной работы по-мокрому необходим постоянный самоконтроль и уверенное владение кистью. Большой опыт позволяет художнику частично предсказывать поведение красок на сырой бумаге и обеспечивать определенный уровень контроля над их распределением. Художник должен иметь четкое представление о том, какую задачу он ставит перед собой и как ее решитью

Источник:

Колбасов, Владимир. «Акварели Владимира Колбасова»

Техника A la Prima представляет собой живопись по-сырому, которая выполняется быстро и в один сеанс, чтобы создать неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.

Одним из достоинств техники A la Prima является способность краски растекаться по влажной поверхности бумаги и создавать уникальные эффекты. Это придает картине легкость, воздушность, прозрачность и ощущение дыхания. Работа, выполненная в такой технике, практически невозможна для точного воспроизведения, поскольку каждый мазок, нанесенный на мокрый лист, уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации и множество тональных решений, можно достичь удивительных переливов и плавных переходов между тончайшими оттенками. Метод A la Prima, поскольку он не требует многократных прописываний, позволяет сохранить максимальную свежесть и насыщенность цветовых акцентов.

Техника A la Prima представляет собой живопись по-сырому, которая выполняется быстро и в один сеанс, чтобы создать неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.

Источник:

Техники акварельной живописи. «Акварель: Справочник художника»

Помимо этого, использование техники A la Prima обладает дополнительным преимуществом - экономией времени. Обычно работа выполняется "на одном дыхании", пока лист бумаги остается влажным (обычно это занимает от 1 до 3 часов), хотя в процессе творчества также возможно дополнительное увлажнение бумаги. Этот метод особенно полезен при быстрых набросках с натуры и создании эскизов. Он также эффективен при выполнении пейзажных этюдов, когда изменчивые погодные условия требуют быстрой техники работы.

При использовании этой техники рекомендуется создавать смеси из двух или максимум трех цветов. Излишняя краска, как правило, может вызвать помутнение, потерю свежести, яркости и четкости цветовых оттенков. Не следует полагаться на случайность пятен, каждый мазок должен служить определенной цели и гармонировать с формой и рисунком работы.

Источник:

Техники акварельной живописи. «Акварель: Справочник художника»

Сначала нужно нарисовать общую форму портрета карандашом, чтобы было легче скомпоновать портрет при работе в цвете. Затем начинайте наносить мазки для контуров лица и наносите краски.

Техника "по-сухому"

Техника "по-сухому" заключается в нанесении краски на сухой лист бумаги одним или несколькими слоями, в зависимости от концепции художника. Этот подход позволяет лучше контролировать распределение краски, тональность и форму мазков.

Однослойная акварель "по-сухому"

Как следует из названия, в этом случае работа выполняется одним слоем на сухом листе, обычно за одно-два прикосновения. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. При необходимости можно добавить краску другого оттенка или цвета в уже нанесенный, но еще не высохший слой.

Однослойный метод "сухим-по-сухому" более прозрачен и легкий, чем лессировка, но не обладает прекрасными мокрыми переливами, которые достигаются в технике A la Prima. Однако в отличие от последней, этот метод позволяет легче создавать мазки нужной формы и тональности, обеспечивая необходимый контроль над краской. Использование цветов в работе, чтобы избежать появления грязи и замызганности, рекомендуется продумать и подготовить заранее, еще в начале сеанса живописи, чтобы свободно наносить их на лист.

В данной технике удобно заранее наметить контуры рисунка, так как нет возможности вносить корректировки дополнительными слоями краски. Этот метод особенно хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Более того, такую акварель можно выполнять как в один сеанс, так и в несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости. Другой интересный способ выполнения однослойной акварели – это техника мокрым-по-сухому. В этом случае каждый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая его, пока он еще не высох. Таким образом, происходит естественное смешение оттенков и создается плавный переход между ними. Для усиления цвета можно добавить необходимую краску в еще не высохший мазок, используя кисть. Важно работать достаточно быстро, чтобы закрыть всю поверхность листа до того, как ранее нанесенные мазки высохнут. Это позволяет создавать красивые живописные переливы, а сухая поверхность бумаги обеспечивает контроль над текучестью и очертаниями мазков.

Не говоря про лессировки и использование белил техника многослойной акварели имеет свои особенности и вызывает некоторые сложности.

Техника многослойной акварели имеет свои особенности и вызывает некоторые сложности. Одна из сложностей многослойной акварели заключается в управлении прозрачностью и насыщенностью цветов при нанесении последовательных слоев. Нужно тщательно контролировать консистенцию и плотность краски, чтобы сохранить нужную степень прозрачности и достичь желаемого цветового эффекта. Также важно учитывать взаимодействие между слоями, чтобы избежать нежелательного смешения цветов и получить чистые и яркие оттенки. То есть, есть риск перегрузить работу.

При создании одной работы возможно и комбинирование различных материалов, например, кроме акварели, в процессе живописи употребляются и белила, и тушь и пастель, в зависимости от творческого замысла художника. Предварительный рисунок восковыми мелками: для создания резерважа можно нарисовать предварительный рисунок восковыми мелками, не закрывая большие плоскости. Затем можно смочить всю работу водой и нанести заливки красками на еще непросохший лист. Места, где были нанесены восковые мелки, будут отталкивать воду и останутся не окрашенными акварелью.

В целом можно сделать вывод, что акварель, хотя и кажется на первый взгляд простой, на самом деле требует определенного мастерства и уверенности владения этой техникой. Акварель является незаменимым материалом при обучении изобразительному искусству детей, так как она доступна и не требует сложных инструментов. Однако, подготовка учителей в этой области остается недостаточной, и в высшей педагогической школе искусству акварели следует уделить более серьезное внимание.

Мастерство акварелиста проявляется в способности заметить ценность эффекта и корректировать задачи, сохраняя основную идею произведения. Уникальность акварельных работ, которые невозможно создать с помощью других техник и материалов, свидетельствует о статусе акварели как самостоятельного вида искусства. Современные тенденции развития акварельной живописи расширяют возможности использования акварели в учебном процессе подготовки художников различных специализаций.

Акварель обладает широкими возможностями передачи тонов, оттенков и атмосферных явлений природы. Она позволяет передать пространственность, освещение и материальность объектов. Однако, работа в технике акварели в некотором смысле более сложна, чем работа с другими видами красок (гуашь, темпера, масло), так как акварель не допускает исправок и переделок, и ошибки могут привести к нежелательным результатам. Поэтому художнику требуется большая сосредоточенность и ясное представление о том, что он хочет достичь и каким образом воплотить свои задумки.

В целом, акварель является уникальной искусством, которое требует от художника технического мастерства, внимательности и глубокого понимания материалов и методов работы. Она имеет свои особенности и преимущества, которые делают ее ценным и неотъемлемым компонентом художественного образования.