"Разнообразные материалы и техники - как средство развития творческих способностей"

Багманова Гульнара Миргазияновна

Примеры из опыта работы. Разновидность изобразительныз техник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Разнообразные материалы и  техники -  как средство развития творческих способностей»

(художественная направленность)

Педагог дополнительного образования: Багманова Гульнара Миргазияновна

                                                                                           

2023 год.

 

    Опыт  педагога дополнительного образования показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.

    Эти факторы   обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

    Рисование, лепка, коллаж как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением.

     Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на белом альбомном листе), Бумага может быть разного цвета и фактуры, а также разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать, а разнообразные цвет и фактура влияют на выразительность рисунков, коллажа, аппликации и ставят детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

     Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, мольбертами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д.   Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

     Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок, мифов, легенд. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Обязательно необходимо разнообразить и материалы.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

     Работа необычными, разнообразными материалами, в разных техниках, доставляет ребёнку особую радость и   наслаждение, т.к. позволяет соприкоснуться с миром запахов, красок, познать   его руками, глазами.

   Доступность использования разнообразных техник определяется возрастными особенностями детей, а также установленным, на основе различных методик и тестов, уровнем развития специальных способностей детей.

  В этой статье рассматриваются основные виды необычных техник изображения и материалов. Например: акварель по-сырому, с последующим отпечатком плёнкой, травление солью, рассыпание на влажный красочный слой остатков от грифелей, наточенных акварельных карандашей, рисование ладошками, набрызг, кляксография,  граттаж,   мозаика, монотипия,  рисование полусухой кистью, прикладывание кистей, разноообразных форм,  смешанные техники (прорисовывание гелевыми ручками, фломастерами), работа фломастерами с последующей размывкой,  заливка акварелью по прорисованной восковыми  мелками  бумаге и т. п.

  • Возьмём, к примеру, технику «акварель по сырому».

-  Возраст: от 7 лет.

-  Средства выразительности: цвет, пятно, нежная, расплывчатая фактура.

- Материалы: плотная бумага, акварельные краски, кисти, пластиковый планшет или гладкий стол, тряпочка.

-  Способ получения изображения: бумага смачивается с обеих сторон и накладывается на гладкий планшет или  стол, растягивается, чтобы не было пузырей. По  влажной поверхности наносится изображения предметов, которые  в зависимости от количества воды расплываются сильно или чуть-чуть. Цвет берётся ярче, чем обычно с перспективой на высветление при высыхании. Таким способом можно рисовать практически всё: шерсть животных,  пейзажи с дымками и туманом, дождём, цветы и т. п.

  • Травление акварельного изображения солью.

-  Возраст: от 7 лет.

-  Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

-   Материалы: плотная бумага, акварельные краски, кисти, соль крупно и мелко зернистая, пластиковый планшет или гладкий стол.

-  Способ получения изображения: бумага смачивается с обоих сторон и накладывается на гладкую поверхность планшета или  стола, растягивается, чтобы не было пузырей, и по сырому наносится конкретное изображение или просто цветовые пятна, когда бумага немного подсыхает и становится матовой а не блестящей, разбрасывается соль, которая вытравляет цвет с бумаги, получается красивая фактурная поверхность, которая может быть чуть-чуть дорисована, исходя из фантазии ребёнка. Хорошо изображать таким способом пейзажи со снегом и дождём, цветы, камни и т. д.

  • Акварель «по-сырому», с последующим отпечатком стрейч-плёнкой.
  • Возраст – от 7 лет.  
  • Средства выразительности: фактурность акварельного отпечатка, переливы цвета, фантазийный образ.
  • Материалы: акварель, стрейч-плёнка, бумага, типа глянцевой, кисти.
  • Способ получения изображения: бумага смачивается, наносятся красочные акварельные слои либо свободно, либо в виде какого-то задуманного образа, и на непросохший красочный слой накладывается стрейч-плёнка, либо какие-то мягкие полиэтиленовые пакеты, создавая красивую фактуру, после какого-то временного перерыва ожидания, подсыхания работы, плёнка поднимается и полученное изображение с необыкновенной фактурой дорисовывается до нужного образа. Таким способом можно изобразить морозный пейзаж, деревья с красивой корой, морщинистое лицо, кожу динозавра, дракона и т. п., что подскажет фантазия ребёнка.

  • Заливка акварелью по прорисованной масляной или восковой пастелью поверхности бумаги.

   -  Возраст: любой

   -  Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

   -    Материалы: восковая или масляная пастель, плотная белая бумага, акварель, кисти.

   -   Способ получения изображения: ребенок рисует  мелками на белой бумаге. Затем заливает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Таким образом можно изобразить пейзаж с зимними, весенними оголенными деревьями, поле цветов, насекомых, шерсть животных, портреты людей и т. п. Особенно выразительно смотрятся работы прорисованные светлой яркой пастелью и залитые более тёмной насыщенной акварелью.

  • Работа жесткой полусухой кистью.

-  Возраст: любой.

 - Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

-  Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

-  Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Хорошо изображать таким способом животных, птиц, ветки хвойных деревьев и т. д.

 

  • Техника « Рисование ладошкой».

-  Возраст: от 6 лет.

-  Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

-  Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

-  Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Полученные отпечатки дорисовываются, превращаются в птиц, бабочек, медуз, цветы….

  • Техника «Свеча с акварелью».

-   Возраст: от 7 лет.

-  Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

-  Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

  • Техника « Кляксография с трубочкой».

-  Возраст: от 7 лет. Средства выразительности: пятно.

-  Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

-  Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Недостающие детали дорисовываются.

  • Техника « Акварельные мелки, карандаши»

-  Возраст: от пят 7 лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

-  Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

-  Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

  • Техника «Монотипия пейзажная».

-  Возраст: от шести лет.

-  Средства   выразительности:    пятно,   тон,   вертикальная     симметрия, изображение пространства в композиции.

-  Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

-  Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На по­следнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 

  • Техника « Граттаж» чёрно-белый.
  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, тон, декоративность.
  • Материалы: бумага, свеча, чёрная тушь, чёрная гуашь, широкая кисть (флейц), не пишущая ручка или перо.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает поверхность листа свечой или белым восковым мелком, закрашивает поверхность смесью чёрной туши с гуашью и после просыхания процарапывает любые образы. Красиво выглядят в этой технике животные, птицы, декоративные цветы, насекомые, архитектура и т. п.

  • Техника «Граттаж» цветной.

-   Возраст: от 7 лет.

-   Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

  • Материалы: бумага, цветная масляная или восковая пастель, чёрная тушь, чёрная гуашь, широкая кисть (флейц), не пишущая ручка или перо.
  • Способ получения изображения: ребёнок наносит на поверхность листа цветовые пятна пастелью, либо хаотичные, либо в виде радуги, либо в виде конкретного изображения, потом  закрашивает поверхность смесью чёрной туши с гуашью и после просыхания процарапывает  образы. Очень эффектная техника позволяет изображать всевозможные сказочные сюжеты: драконов, мифологических существ, экзотических птиц, лубочные картинки и т. п.

     Можно было бы ещё много перечислять и описывать техники, но всё равно, что-нибудь пропустишь, тем более каждый день в работе с детьми изобретаются всё новые приёмы, техники и способы для развития художественной одарённости, да и сами дети, всегда что-нибудь новенькое придумают и разнообразят свою деятельность, и удивят педагога новыми возможностями, на то они и одарённые.

    Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться. Поэтому, каждый день педагог должен работать над собой, развиваться творчески, искать новые подходы и удивлять детей, привлекая их внимание к прекрасному миру искусства, развивая и поддерживая в них желание творить, трудиться, добиваться результатов, идти к свой Великой цели, любить и беречь мир, а также создавать свой новый мир Красоты, Добра, Света и Счастья.

                                               Заключение.

     Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

     Заниматься развитием творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей одарённых детей важно не только для них, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи.          

      Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.   

     «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя».

         О.А.Куревина  (кандидат философских наук, доцент)

       И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения Гения. 

       Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей одарённых детей необходимо применять занимательные занятия, цель которых – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Применение необычных нетрадиционных техник, нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: «а вот пальчиком, да в краску!»

        Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.  Разнообразные необычные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.

         Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача педагога и коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…

Список используемой литературы.

  1. Давыдова Т., «Рисуем ладошками» (детское творчество)/ Т.Давыдова,  

    И. Литошенко, Н.Терентьева, - М.: ООО «Стрекоза», 2010.

  1. Давыдова Т., «Рисуем пальчиками» (детское творчество)/ Т.Давыдова,

   И. Литошенко,-М.: ООО «Стрекоза», 2010.

  1. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Лыкова И.А., Художественное воспитание, обучение и развитие детей 2-7лет,  «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова – М.: издательский дом  

«Карапуз-дидактика», 2007.

  1. Платонова С.М. «Одарённый ребёнок». Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011
  2.  Рузанова Ю.В., «Развитие моторики рук в нетрадиционной  

   изобразительной деятельности»/ Ю.В. Рузанова, -издательство КАРО

   Санкт-Петербург, 2002.

  1.  Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
  2. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.
  3. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.
  4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф., «Увлекательное рисование методом тычка с  детьми 3-7 лет»/ К.К. Утробина,  Г.Ф. Утробин, - Москва, издательство   «ГНОМ и Д» 2001
  5.  Фатеева А.А., Рисуем без кисточки / А.А.Фатеева; худож. А.А.Селиванов. -  Ярославль: Академия развития, 2007.

               Для статьи был использован материал с сайтов:

  1. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtmlhttp://bibliofond.ru/view.aspx?id=5518