«Основы цифровой живописи в компьютерной графике»

Солонинина Екатерина Алексеевна

Методическая разработка открытого урока по компьютерной графике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования                                      «Детская школа искусств города Югорска».

Методическая разработка

открытого урока по теме:

«Основы цифровой живописи в компьютерной графике»

Разработчик: преподаватель МБУ ДО «ДШИ»

Солонинина Екатерина Алексеевна

Содержание

Урок 2 из блока «Рисование и раскрашивание».

Выделяю для урока следующие цели:

Обучающая: Освоение приемов цифровой живописи, посредством корректировки черно-белых изображений.

Развивающая: Развить умения и навыки работы с цифровыми кистями.

                            Обогащение информационной культуры учащихся

Воспитывающая: Пробудить интерес учащихся к дальнейшему изучению основ компьютерной графики.

Оборудование для занятия:

  1. Компьютеры, с установленными на них ОС MS Windows 9x или выше и любым графическим                 пакетом, например Coral-Photo Point.
  2. Мультимедийный проектор или интерактивный комплекс.
  3. Локальная сеть.
  4. Презентация.ppt с использованием дополнительных файлов.
  5. Музыкальное сопровождение урока.
  6. Доска, указка.
  7. Наглядный материал и раздаточный материал.

Раздаточный материал для каждого учащегося:
Приложение 1 раздаточный наглядный материал для каждого учащегося (Раскадровка мультфильма)
Приложение 2– раздаточный наглядный материал

Приложение 3– раздаточный наглядный материал (технологическая карта)

Приложение 4листы оценки полученных знаний (рефлексия) 2 шт.

Материалы и оборудование: пазлы, клей, салфетки, лист ватмана, маркеры 10 штук).

Система оценивания. Учащиеся самостоятельно оценивают работу по 2 критериям, заполняя лист самооценки по 5-бальной шкале. Также оценивают свою работу на уроке в команде, рисуя на готовом шаблоне мимическую зарисовку лица «Микки Мауса» (Приложение 4). В конце занятия учитель собирает все оценочные листы и выводит общую среднюю оценку или, если остается время, выполняет это совместно с учащимися.

План (ход) занятия:

  1. Организационный момент. Техника безопасности.
  1. Приветствие учащихся и гостей открытого урока.
  2. Мини-игра в пазлы «Угадай героя урока»
  3. Просмотр черно-белого мультфильма «Пароходик Вили».
  4. Подведение к теме урока. Постановка цели занятия.

II.    Объяснение нового материала
       1.          Основные понятия (цифровая живопись, мультипликация, анимация). Знакомство с историей.

2.          Знакомство с основами создания живописных изображений.

III.   Работа в команде.
       1.          Механизм создания поэтапных изображений (Раскадровка).

2.          Принципы и приемы цифровой живописи (выбор инструментов для рисования и раскрашивания.

IV.    Самостоятельная работа. Технологии рисования и раскрашивания мультипликационных кадров (создание цветных рисованных живописных изображений).

V.      Сохранение и обсуждение готовых цветных изображений. Закрепление нового материала. Подведение итога учебного занятия (рефлексия)

  1. Организационный момент. Техника безопасности. Постановка цели.

Учитель: Приветствую всех учащихся и гостей открытого урока! Ребята! Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости... Гости пришли посмотреть, чему мы с вами научились на уроках компьютерной графики и чему нам предстоит сегодня научиться! Желаю всем настроиться на плодотворную и результативную работу на уроке! Не забываем про технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Итак, прежде чем узнать тему урока, я предлагаю вам легкую игру в пазлы! Предлагаю узнать, кто сегодня будет главным героем нашего урока! Перед вами пазлы, вам нужно их дружно собрать, склеить, и повесить на доску готовое изображение нашего героя!

Учитель: Итак, кто же наш герой?

Учащиеся: это Микки Маус!

Учитель: А кто же такой этот Микки Маус?

Учащиеся: герой американского мультфильма!

Учитель: А теперь я предлагаю устроиться удобнее на стульях и посмотреть небольшой отрывок из мультфильма о Микки Маусе под названием «Пароходик Вилли».

Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма.

Учитель: На данном этапе прервем мультфильм. Итак, перед вами собранный Микки Маус из пазлов, и Микки Маус из мультфильма! В чем же различия между этими героями?

(Учащиеся отвечают: Один Микки цветной, другой черно-белый!)

Учитель: Правильно! А современные мультфильмы цветные или черно-белые? (учащиеся отвечают: цветные) Я бы назвала их даже живописными.

Итак, я объявляю тему урока: «Основы цифровой живописи в компьютерной графике»

Учитель: А что же такое цифровая живопись? Давайте повторим это понятие.

Учащиеся: Это создание электронных изображений, осуществляемое за счет использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.

Учитель: Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом у художника. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные знания и опыт (законы перспективы, теория цвета, блики, рефлексы и т. д.).

Как вы думаете, зачем нужна цифровая живопись в черно-белых изображениях, в черно-белых мультфильмах, например? И как ее можно там применить?

Учащиеся высказываются…

А теперь, ребята, я предлагаю определить и сформулировать цель нашего занятия, как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться, и дам вам подсказку

Цель урока: Освоение приемов цифровой живописи, посредством… (данную фразу учитель проговаривает вслух) корректировки черно-белых изображений (предполагаемый ответ учеников).

II.    Объяснение нового материала

Учитель: Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был сделан первый мультфильм. Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». 18 ноября 1928 прошла премьера первого звукового анимационного фильма «Пароходик Вилли», и именно этот день считается днем рождения Микки Мауса. Мультфильм имел ошеломляющий успех, но он стал только первой ступенькой на пути к настоящей славе. Кстати, Микки-Маус был одним из первых мультипликационных героев, которые появились не только со звуком, но и в цвете.

Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков.  Проще говоря, мультипликация (анимация) – это “Оживление” изображений, набор быстро мелькающих картинок. И если бы мы нарисовали несколько картинок на листах бумаги или в графических редакторах и смогли заставить эти картинки меняться с быстрой скоростью, то тогда мы бы создали эффект анимации. Об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке! Для этого вам нужно будет найти мультфильм «Пароходик Вилли» в интернете и посмотреть его до конца! Это ваше домашнее задание.

Первые наброски Микки были чрезвычайно незатейливы. От фильма к фильму он менялся: усложнялось строение тело, в глазах появились зрачки и немного изменилось выражение мордочки. К 1940-м годам художники добавили цвет и трехмерный эффект, еще более оживляя мышонка. После этого менялись только детали костюма. Белые перчатки оставались всегда его отличительной особенностью.

Учитель: Современные технологии предлагают нам большие возможности и настоящие профессионалы, работающие в киноиндустрии, которых называют сейчас компьютерными гениями, умеют превращать черно-белые фильмы и мультфильмы в цветные! И в этом конечно же есть востребованность!

Ребята! Я предлагаю вам сегодня побыть в роли начинающих цифровых художников мультипликаторов, и узнать еще один секрет из мира цифровых технологий. У нас нет возможности сделать весь мультик о Микки Маусе цветным, но сегодня мы попробуем отредактировать несколько кадров из мультфильма «Пароходик Вилли». Так давайте же оживим кадры из мультфильма с помощью цвета!

Я предлагаю поработать вам сначала в команде и потом самостоятельно, каждый над своим делом. У вас сегодня будет такая творческая группа цифровых мультипликаторов, у которых цель уже определена. Осталось, определить задачи, которые я поставлю перед вами и постараться в группе их решить.

III.   Работа в команде.

Этапы работы в команде:

  • Выбрать ответственного за распределение кадров (главного редактора).
  • Распределение черно-белых кадров.
  • Определение идеи живописной раскраски.
  • Определение цвета одежды героев.
  • Выбор форм кистей для корректировки и создания живописного изображения.

Задачи, которые мы перед собой ставим, при создании живописного изображения!
       - Использовать для общей цветовой коррекции только полупрозрачные кисти (возможно использование готовых штампов)

- Черно-белое изображение не должно быть перекрашенным в цветное, оно должно сохранить естественный вид со своей изначальной тоновой коррекцией (сохранение тоновой коррекции)

- Изображение должно быть живописным
       - Изображение должно быть реалистичным (сохраняются свет, тень, рефлекс, объем…)

Этапы работы над изображением:

1.  Загрузка выбранного файла (открытие)
2.  Создание живописного изображения инструментами рисования и раскрашивания, в соответствии с условиями, определенными в команде.
3.  Сохранение готового файла.

4.  Просмотр готовых изображений
5.  Оценка результатов творческой деятельности  (лист самооценки)
6.  Оценка результата работы на уроке (Рисунок Микки).

IV.    Самостоятельная работа.

Учитель: Время для самостоятельной работы я ограничиваю до 10 мин. Этого времени для быстрого редактирования кадров будет достаточно.

Ваши готовые отредактированные кадры нужно будет сохранить в локальной папке на рабочем столе под названием «Работы учеников!

V.      Сохранение и обсуждение готовых цветных изображений. Закрепление нового материала. Подведение итогов (рефлексия).

Учитель: Давайте посмотрим, что же у вас получилось…

Как вы считаете, получилось ли у нас сделать черно-белые изображения цветными?

Ученики: Да

Учитель: Я тоже так считаю. Более подробное обсуждение ваших творческих работ, мы продолжим на следующем уроке компьютерной графики.

А сейчас, Я предлагаю Вам самостоятельно оценить свою творческую работу по 5-бальной системе. Найдите Анкету и заполните ее.

Учитель: С какими новыми понятиями, вы сегодня познакомились? Может быть что то новое узнали из урока на тему: «Основы цифровой живописи»?

Учащиеся: Основные понятия: анимация, мультипликация, повторили понятие - цифровая живопись, узнали некоторые исторические факты из истории создания мультфильма, механизм создания анимации. Редактировали черно-белые изображения.

Учитель: Давайте повторим, с помощью чего мы можем отредактировать черно-белое изображение?

Учащиеся: С помощью традиционных инструментов художника, имитированных на компьютере, полупрозрачных кистей. 

Учитель: А разобрались ли мы с техникой “оживления” черно-белого изображения с помощью цвета?

Учащиеся: Да.

Учитель: А теперь я предлагаю вам выбрать из 4-х представленных на мониторе и у вас на листках бумаги Микки-Маусов и нарисовать своего на готовом шаблоне. Таким образом, вы оцените свою работу на уроке!

Учитель читает вслух, что обозначает каждый из нарисованных Микки-Маусов…Ученики, таким образом, оценивают сам урок и свою работу на уроке.

Давайте все вместе посчитаем, каких Микки у нас получилось больше…

Итак, побеждает …. (веселый, грустный или задумчивый) Микки!

Учитель: Мир мультипликации – это мир нашего воображения, мир, в котором солнце, луна, звезды и все живые вещи подчиняются нашим приказам. И для цифровой живописи уже нет ничего недоступного. Самый важный этап в создании цветного изображения – это владение инструментами рисования. Я думаю, у нас с вами сегодня все получилось! Может быть у вас остались какие-либо вопросы? Если, нет, то я благодарю вас за урок! Не забывайте про выполнение домашнего задания! Желаю творческих успехов! Ну а - Продолжение следует!

Приложения к уроку

(раздаточный и наглядный материал для учащихся)

  1. Раскадровка мультфильма «Пароходик Вилли» (учащийся выбирает любой понравившийся ему кадр для раскрашивания на ПК)

             

             


   

  1. Технологическая карта: Этапы работы над изображением (пример загрузки файла и его сохранение) (для каждого учащегося)

    1.  Загрузка выбранного файла (Файл-Открыть-Рабочий стол-Папка «Микки Маус.-выбор изображения-ОК)
    2.  Создание живописного изображения инструментами рисования и раскрашивания (Инструмент «Специальная кисть»+ использование формы кисти, ее прозрачности, и размера)
    3. Сохранение готового файла (Файл-Сохранить как-Название (Ф.И.),тип файла JPEG- папка на рабочем столе «Работы учеников»)

  1. Этапы работы над черно-белым изображением (наглядный материал)

  1. Выбор инструмента «кисть»

  1. Определение  инструмента «форма кисти»

  1. Рисование и раскрашивание черно-белого изображения

  1.  Подготовка к сохранению готового цветного изображения

  1. Экспортирование готового цветного изображения

Оценочные средства к уроку

«Основы цифровой живописи в компьютерной графике»

(урок 2 из блока «Рисование и раскрашивание»)

Учащийся на готовом шаблоне рисует свою рефлексию