Герои эпоса Олонхо

ШУМАКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Презентация интегрированного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroi_eposa_olonho_2.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герои эпоса Олонхо

Слайд 2

интегрированный урок Разработала Шумакова Татьяна Александровна, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО»ДШИ» г. Удачного. Предметы: Беседы об искусстве и Основы изобразительного искусства. Тема : «Герои эпоса Олонхо ». Проведён для учащихся 2 и 3 классов художественного отделения. Преподаватели: Шумакова Татьяна Александровна и Галиуллина Альвина Рауфовна .

Слайд 3

Цель урока Приобщить учащихся к духовной культуре народа Саха, привлечь их внимание к героическому эпосу Олонхо с его элементами фантазии и мифологии.

Слайд 4

Задачи урока: Познакомить учащихся с понятиями «Олонхо» и « олонхосут », представлением о строении мира древнего народа Саха, с кратким содержанием отдельных сказаний Олонхо, разнообразием героев и манерой исполнения сказаний, с фамилиями художников и их иллюстрациями к Олонхо, отдельно с творчеством якутского художника Тимофея Степанова. Через фольклор учить детей понимать мировоззрение древнего народа Саха. Через различные виды учебной деятельности развивать творческие способности учащихся. Воспитывать уважение к культуре родного края.

Слайд 5

Структура урока Организационный момент Актуализация знаний учащихся Объяснение нового материала Практическое выполнение творческих работ Подведение итогов Выставка работ учащихся

Слайд 6

Героический эпос В устном творчестве многих народов существует героический эпос . Древнегреческое слово «эпос» переводится как «рассказ», «песня». Народный героический эпос — это собрание повествований о подвигах героев . Это длинные произведения, подробно описывающие события, происходящие в большой период времени. Свой героический эпос есть у разных народов. Русские былины, скандинавские саги, немецкая «Песнь о нибелунгах », финская « Кáлевала », калмыцкий « Джéнгар », якутский « Олонхó ».

Слайд 7

Героический эпос олонхо День Олонхо в Якутии 25 ноября. В 2005 году в этот день эпос Олонхо был признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. В олонхо нашли отражение верования древних якутов. По представлениям древних якутов существует три мира: верхний, средний и нижний . Средний мир — айыы сирэ или орто дойду — цен­тр Вселенной , где живут люди, причем каждое живое существо и каждый предмет имеет своего духа — « иччи ». Среди них есть духи злые и добрые. Нижний мир — Утугэн или Ютюгэн (преисподняя ) — мир злых чудовищ абаасы , ме­шающих счастливой жизни людей. Их глава — Арсан Дуолай . Верхний мир — мир богов во главе с Урун Аар тойоном. Посредниками между людьми и богами являются шаманы и ша­манки.

Слайд 8

Структура и содержание олонхо Якутский героический эпос состоит из множества сказаний, в заглавии имена главных героев — « Нюргун Боотур Стремительный», « Юрюнг Уолан », « Кыыс Туйгун » и др. Это крупные произведения, в них тысячи строк . Возникновение олонхо восходит в глубину веков. Главная идея олонхо — борьба за установление справедливости, по­беда добра над злом. Каждое олонхо складывается из большого количества эпизодов. Оно открывается развернутым вступлением, где описываются три мира. Вступле­ние начинается плавно, в приподнятом духе . После вступления следуют эпизоды с описанием происходящих событий. Содержание излагается подробно, детально. Природа одушевлена: рассуждает дерево Аал Луук Мас , думает и разговаривает богатырский конь. Стиль олонхо отличается пышностью, величавостью.

Слайд 9

Содержание олонхо Первые люди обустраивают счастливую жизнь на земле. Но ее разрушают существа Нижнего мира. Они грабят, угоняют скот, похищают женщин. Возникает необходимость защитить людей, вернуть мир на землю, для чего нужно уничтожить абаасы . Эту сложную задачу разрешают герои-богатыри. Добрые божества Верхнего мира покровительствуют людям, злые — Нижнему миру. Главный сюжетный мотив — защита богатырём своего рода от насилий и обид . Олонхо « Нюргун Боотур », широко распространенное в наро­де, является типичным примером жанра . Существуют олонхо с героиней девушкой-богатыркой или богатыркой-шаманкой. Героини, как и богатыри-мужчины, защи­щают свой род и племя. Таковы олонхо о Кыыс Ньургун , Кыыс Туйгун и др.

Слайд 10

олонхосуты Творцами олонхо , его исполнителями и храните­лями были певцы-сказители, олонхосуты . Согласно преданиям, первым олонхосутом , родоначальником эпоса был Сээркээн Сэсэн , ставший одновременно и персонажем сказаний — мудрый, старый советчик героев. Олонхосуты – это простые люди из народа. Для исполнения олонхо не требовалось специальной подго­товки. Чаще олонхосут рассказывал сидя, положив ногу на ногу, опираясь на руку щекой или ухом . Сказывание начиналось с вечера и заканчивалось далеко за полночь, иногда к утру. Исполнение могло продол­жаться по 8-10 часов подряд, лишь с небольшими перерывами. Незаконченное повествование продолжалось на следующую ночь и могло длиться несколько ночей . Олонхосут соединил в себе черты и поэта-импровизатора , и музыканта, и актера . Чтобы яр­че выразить особенности героя, олонхосут ис­пользует разнообразные средства актерской игры — мимику, жесты, меняет высоту голоса.

Слайд 11

Персонажи олонхо Каждое олонхо содержит большое количе­ство персонажей : добрые и злые богатыри, родители, родствен­ники, сестры, невесты, добрые и злые божества, духи, шаманы, шаманки, вестники, рабы, стражи и др. В центре каждого повествования — главный герой-богатырь . Он бескорыстно защищает своих сородичей, ведет справедливую борьбу, защищает добро и нико­гда первым не наносит обиду. Он высок ростом, красив , силён. Главному богатырю племени айыы аймага противостоит бога­тырь Нижнего мира — злое, безобразное чудовище, однорукий и одноглазый циклоп, жестокий и нечистоплотный. Абаасы — вечные враги рода человеческого, олицетворение всего злого и враждебного человеку. Они зародились как отобра­жение стихийных сил природы, но потом приобрели историче­ские черты, слились с образами враждебных племен-завоевателей. После главного героя большое значение в повествовании име­ет образ женщины-героини . Сначала она показана в домашней обстановке, изнеженной и беспомощной. Но, попав в плен к бо­гатырю Нижнего мира, героиня оказывается мужест­венной воительницей, смело вступает в бой, защищая себя и дру­гих.

Слайд 12

Персонажи олонхо Помимо главной героини в олонхо много и других женских образов — матери, сестры, невесты, жены героя и других богаты­рей . Важным персонажем олонхо является кузнец Кудай Бахсы . Он выковывает оружие и богатырскую одежду, может перековать и самого героя . Сээркээн Сэсэн — умудренный жизнью и опытом человек — обобщенный образ народной мудрости. Внешне он — маленький высохший старец, но и умом, и физически оказывается сильнее любого богатыря. Есть в олонхо и комические персонажи — парень-табунщик Сорук Боллур и старуха Симэхсин Эмээхсин . Сорук Боллур — жизнерадостный, настойчивый, находчивый молодой человек, обычно оставляет в дураках господ. Симэхсин Эмээхсин — уни­женная старушка , но именно она находит выход из сложного положения, когда все вокруг растеряны и беспомощны .

Слайд 13

Платон Ойунский « Нюргун Боотур Стремительный ». Исполняет Гавриил Колесов. Олонхо живёт в различных видах искусства. Олонхо ставится на сцене как опера, как драматический спектакль, выпускается его текст в виде книг для детей и взрослых, исполняется в традиционной старинной манере на радио и телевидении.

Слайд 14

В создании литературных олонхо участвовали писатели и художники. Олонхо « Нюргун Боотур стремительный» иллюстрировали художники Э. Сивцев, В. Карамзин, И. Корякин. Но "певцом олонхо " справедливо называют Тимофея Андреевича Степанова. Его часто называли олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий олонхо и верований народа Саха.

Слайд 15

Тимофей Андреевич Степанов родился 22 ноября 1943 года в п.Кюндяя Сунтарского улуса. Рано оставшись сиротой, воспитывался в Вилюйском и Тойбохойском детдомах. В 1968 г. окончил Якутское художественное училище, после чего два года работал в сувенирном цехе фабрики « Сардаана ». В 1977 г. окончил реставрационное отделение живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в Ленинграде. Приехав в Якутск, работал в Национальном художественном музее РС(Я) реставратором масляной живописи. С 1985 г. возглавлял реставрационную мастерскую музея. В своих произведениях Степанов передает живописно-пластическим языком мифологическую картину мира народа саха . Художником создано свыше 160 произведений, в которых нашли отражение образы, темы, сюжеты олонхо , представления и мироощущения, свойственные именно его народу. Олонхо глазами живописца Тимофея Степанова

Слайд 16

Юность главных героев Олонхо Основные герои Олонхо

Слайд 17

Миры Олонхо с мировым деревом Нюргун Боотур Стремительный – победитель