Методическая разработка:"Механизм формирования взаимоотношений педагога и учащихся в дополнительном образовании" (2021 г)

Колупанова Лариса Ивановна

Рассматриваются основные вопросы во взаимоотношениях учителя и ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_mehanizm_formirovaniya_vzaimootnosheniy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

«ДШИ» «Дорогобужский район»

Смоленской области

Методическая разработка

Тема: «Механизм формирования взаимоотношений педагога и учащихся в дополнительном образовании»

Разработчик:

педагог дополнительного образования

Колупанова Л.И.

Дорогобуж

2021

Методическая разработка на тему:

«Механизм формирования взаимоотношений педагога и учащихся в дополнительном образовании»

Цель: Формирование педагогических технологий по развитию взаимоотношений детей и педагога в системе дополнительного образования. 

Задачи:

Обучающие:

  1. Определить теоретико-методологические основы организации сотрудничества детей и педагога в дополнительном образовании.
  2. Определить взаимосвязь психолого-физиологических особенностей личности ребенка с их нравственными и эстетическими ценностями;

Развивающие:

  1. Определить условия развития взаимоотношений детей и подростков в дополнительном образовании;

Воспитательные:

  1. Выявить требования к педагогу дополнительного образования как организатору сотрудничества.
  2. Сформировать алгоритм педагогической деятельности педагогов дополнительного образования.

Гуманизация образования, его поворот к человеку, предполагает создание условий для развития доверительных отношений между субъектами образовательного процесса. Формирование у учащихся целостного и эмоционально - образного восприятия мира, развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств, невозможно без сущностного понимания доверительных отношений педагога и ребенка. Ребенок, обладающий доверительностью, способностью к открытому диалогу, откровенности, принятию, чувствующий доверие и поддержку со стороны педагога, в дальнейшем сможет реализовать себя, быстро и точно адаптируется в обществе, проявляет свои творческие способности. Доверительность повышает искренность в процессе коммуникации, развивает рефлексию. В свою очередь недоверие приводит к росту неуверенности в себе, равнодушию, пассивности, конфликтности, проявляющихся в негативной форме отношений.

В современных условиях дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного социокультурного пространства, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей.

Доверительные отношения педагога и детей в дополнительном образовании – отношения, обусловленные индивидуально - психологическими и личностными особенностями.

Главной заботой педагога, воспитывающего доверительные отношения у своих воспитанников, должна быть благожелательная среда обучения, которая формируется благодаря его умению закреплять у учащегося достигнутое и настраивать его на позитивное отношение к новым достижениям. Наиболее эффективным средством создания подобного рода положительной атмосферы в объединении является поощрение, подкрепление действий учащегося, создаваемое ситуацией сотрудничества в учебном процессе, идущее и непосредственно от педагога, и от правильной организации занятий (помещения, оформления, оптимального расписания для занятий, отдыха), позволяющих успешно взаимодействовать с педагогом, справляться с обучением, и преуспевать в нем.

Выделяются следующие типы отношений:

  • Эмоциональные: нежность, привязанность, любовь.
  • Эмоционально-оценочные: доверие, уважение, недоверие, пренебрежение, презрение.
  • Милосердие: сочувствие, сопереживание, жалость.
  • Соперничество: зависть, злоба, торжество, снисходительность.
  • Эмоционально-волевые: стремление, ожидание, требование и др.
  • Эстетические: любование и восхищение, неприязнь, брезгливость.
  • Познавательные: любопытство, интерес, безразличие, скука.

Одни из этих отношений сплачивают людей, способствуя их эмоциональному единению, другие, наоборот, вызывают отторжение.

Высказывая какие-то идеи, педагог одновременно выражает и чувства – свое отношение к детям, к их знаниям (в одних случаях говорит увлеченно, в других - равнодушно). Эти отношения проявляются в интонациях, экспрессии, позе, действиях, лексике. Общаясь, педагог демонстрирует свою волю (требование), иногда в консультативной форме (просьбы, пожелания, рекомендации, призывы, намек), иногда – в директивной (указания, распоряжения, приказ).

 

Основные механизмы межличностных отношений, основанных на потребности в социальном единении:

«Бумеранг». Человек часто симпатизирует и привязывается к тем людям, которые сами относятся к нему с симпатией, выражают любовь, ласку, одобрение, уважение, похвалу, положительно оценивают его действия и поступки. Этот механизм лежит в основе доверия и симпатии учащегося к педагогу.

«Созвучие». Эмоциональное сближение людей начинается, когда их мысли, переживания, оценки, убеждения созвучны, близки. Это вызывает тяготение друг к другу. Если педагог живет интересами детей, учащиеся к нему тянутся, обсуждают с ним свои переживания или дела. Мудрые педагоги находят добрые слова для родителей, чьи дети составляют «группы риска», обретая союзников в трудном процессе воспитания.

«Сопереживание». Это эмоциональный отклик на состояние окружающих людей. Если человек способен поставить себя на его место, проникнуться к нему состраданием, их взаимоотношения будут близкими, уважительными.

«Эталон». Человек оценивает другого сквозь призму оценочных эталонов, которые сложились в его сознании под влиянием общественного мнения – ближайшего окружения. Такие качества, как мужество, верность своему слову, надежность, вызывают уважение. На основе эталона рождаются идеалы, наиболее важные в подростковом возрасте.

«Эмоциональное эхо». Восприятие окружающего мира во многом зависит от настроения, на фоне которого познаются другие люди. Хорошее как бы транслируется другому, и у того возникает ощущение радости, счастья, покоя. Ученики улавливают эмоциональный настрой педагога по выражению его лица, словам, поступкам.

«Содействие». Межличностные отношения улучшаются, если один человек способствует продвижению других, помогает им.

«Упорядочение». Оно состоит в том, что четкие требования позволяют выполнять совместную деятельность без всякого напряжения, добиться успеха. Это приводит к сплоченности, а также ясности понимания, что хочет руководитель.

«Познавательный процесс». Межличностные отношения зависят от того, насколько один человек становится интересен для другого, как он удовлетворяет потребности в новизне информации. Если кто-то является источником любопытной, интересной информации, он становится привлекателен окружающим.

«Красота». Эстетические потребности людей удовлетворяются при контактах с теми, кто привлекателен физически.

«Вклад». Этот механизм проявляется в том случае, когда человек отдает другим свои собственные силы. Чем больше мы любим ближнего, тем больше ему отдаем, не требуя многого взамен. Добро порождает добро, зло – агрессию.

«Адаптация». Данный механизм срабатывает потому, что личность ко всему привыкает. Новый учащийся может сначала вызывать раздражение или удивление, но постепенно к нему привыкают, не замечая отрицательных качеств.

Передача психических состояний от одной личности к другой. Мы отмечали, что в процессе общения личность и деятельность педагога неразрывно связана с личностью и деятельностью учащихся. Одна из причин этого – взаимообусловленность их психических состояний. Отношение к педагогу зарождает не только с оценки его внешних данных, но и с реакции на психические состояния педагога: спокойный он или нет, злой или добродушный, в хорошем настроении или плохом, открыт или замкнут и т.п.

Психические состояния отражают внутренние и внешние воздействия, к ним относятся проявление:

  • Чувств: тревога, вспыльчивость, гневливость и др.;
  • Внимания: сосредоточенность, рассеянность;
  • Воли: решительность, растерянность, собранность;
  • Мышления: сомнение, удовлетворенность решением трудной задачи.

 Эмоциональное опосредование. Опыт человека всегда эмоционально окрашен: в нем накоплены приятные и неприятные для личности переживания. Они влияют на всю последующую деятельность человека благодаря установкам, целям, интересам, ценностной ориентации. Положительные или отрицательные эмоции могут закрепляться. Когда же человек встречает нечто похожее на бывшее ранее, возникает соответствующие переживание. Отрицательные эмоции, должны быть кратковременными, не свойственными для психологической атмосферы общения на уроках в целом. Для педагога они должны быть сигналом того, что необходимо изменить свою личность и деятельность.

 Деятельное опосредование взаимоотношений педагога и учащихся

 Взаимоотношения педагога с учащимися состоят в том, что необходимо координировать совместную деятельность. Это зависит, главным образом, от педагога. Слишком часто его действия оказываются самодостаточными. В результате педагог и учащиеся работают в одном пространстве, но не вместе. Это мешает сотрудничеству.

Приложение № 1.

Базовые умения руководителя детского объединения

Диагностические – владение методикой изучения личности ребенка и коллектива, объединения; использование результатов диагностики при составлении программ работы объединений психолого-педагогической помощи детям и стимулирование их активности.

Проектировочно - аналитические – определение учебных задач, воспитательных, развивающих, определение наиболее целесообразных путей и методов взаимодействия и воздействия; анализ своей деятельности и личных качеств: совершенствование их; изучение и анализ опыта других коллег с целью обобщения и использования наиболее эффективных методов в практике своей работы.

Организаторские – вовлечение детей в активную работу; помощь в самоопределении; нахождение посильного дела согласно личным и общим интересам; сплочение коллектива объединения для выполнения общих задач с учетом взаимоотношений, личных симпатий, традиций.

Методические – способность увлечь детей работой, воодушевить коллектив интересным и увлекательным делом; создание эмоционально-психологического климата, который активизирует поиск, творческую инициативу и самостоятельность; повышение педагогического мастерства и своей квалификации; оказание помощи в самоопределении и самореализации; создание ситуации успеха для каждого ребенка и для всего коллектива.

Коммуникативные – установление отношений взаимопонимания, сотрудничества, содружества с детьми, умение расположить их к себе, организация творческого общения между детьми на основе общих увлечений и интересов.

Приложение № 2

Памятка начинающему педагогу дополнительного образования

   Качество учебно-воспитательного процесса и успех занятий во многом зависит от компетентности (умение мобилизовать, имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах) педагога. От его умения создать на занятии комфортную творческую обстановку. Важно не только что делать, но и как. Вот несколько советов начинающему педагогу.

В первую очередь педагог, идя на свое занятие, должен хорошо знать материал (содержание) своего занятия. Знать, зачем и для чего он идет к детям. Идя к ним, необходимо:

  • Быть опрятным (ибо встречают по одежке);
  • Улыбаться;
  • Быть мораль настроенным на занятие;
  • Знать своих воспитанников (их характер, способности, возможности).

Готовясь к занятию, необходимо не только прекрасно знать материал, но и подготовить интересные примеры, занимательные задания, требующие, помимо всего прочего, творческий подход. Не забудьте и про наглядные материалы.

На занятии необходимо следить за реакцией ребят, возможно, переключиться в несколько иное русло и т.д. (в зависимости от обстоятельств).

Но главное четко выдержать линию занятия. Не делать пауз. Заставлять ребят самим добывать необходимую информацию.

Не забывайте оценивать любое действие ребят и направлять их на работу!

Не забывайте, что дети не хотят:

  • Чтобы их воспитывали;
  • Иметь дело с тем, кто им не приятен;
  • Обезлички и уравниловки.

И хотят:

  • Единения;
  • Иметь свою организацию, свою символику и атрибутику, близкую и понятную только им;
  • Быть взрослыми, уважаемыми и полезными.

Помните, что желание детей сопряжены с:

  • Возрастом.
  • Социальной средой.
  • Общей атмосферой в коллективе.
  • Индивидуальными способностями.
  • Отношением к педагогу.