Конспект занятия по теме «Осенний парковый пейзаж пригородов Санкт-Петербурга. Эскиз витражной композиции». Предмет Композиция, 4 год обучения.

Ольхина Светлана Сергеевна

Тема занятия: «Осенний парковый пейзаж пригородов Санкт-Петербурга. Эскиз витражной композиции». (2 занятие; Реализация темы в течение четырех занятий).

Цель занятия: закрепить общее представление о единстве ландшафтно - парковой архитектуры  и  садово - паркового искусства на примере  дворцово - парковых ансамблей пригородов Санкт – Петербурга XVIII – XIX веков; развить навыки коммуникативной и исследовательской деятельности.

В ходе изучения темы обучающиеся:

  • закрепят понятия: «композиция», «выразительные средства композиции», законы композиции, колорит, «контраст»; «пейзаж», «парк», «парковый пейзаж»; «садово – парковое искусство», «основные школы садово – паркового искусства», «архитектура», «ландшафтная архитектура»,  «витраж», «готический витраж», «современные виды витражей»,  «стилизация», «Петровское барокко», «Елизаветинское барокко», «Классицизм», «готическое направление»; «китайское направление», «руинный стиль», «пейзанский стиль»;
  • систематизируют знания об архитектурных памятниках пригородов Санкт-Петербурга; 
  • смогут рассказать об основных школах садово – паркового искусства;
  • смогут рассказать об особенностях архитектурных стилей и направлениях ландшафтной архитектуры;
  • сформируют  практические умения и навыки изображения парковой архитектуры, характера различных пород деревьев, состояния осенней природы;
  • освоят живописные и графические приемы изображения;
  • сформируют эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
  • разовьют творческое воображение, фантазию и образное мышление;
  • закрепят знания о витражном искусстве;
  • разовьют навыки аргументированного анализа учебных работ;
  • разовьют коммуникативные навыки, навыки самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

        

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по предмету «Композиция», 4 год обучения

Раздел: «Декоративная композиция «Автопортрет».

Тема:

«Осенний парковый пейзаж пригородов Санкт-Петербурга.

Эскиз витражной композиции»

Ольхина Светлана Сергеевна,

педагог дополнительного образования

2022 г.

Тема занятия: «Осенний парковый пейзаж пригородов Санкт - Петербурга. Эскиз витражной композиции» (Реализация темы в течение четырех занятий).

Цель занятия: закрепить общее представление о единстве ландшафтно – парковой архитектуры  и  садово – паркового искусства на примере  дворцово – парковых ансамблей пригородов Санкт – Петербурга XVIII – XIX вв.; развить навыки коммуникативной и исследовательской деятельности.

Задачи занятия:

Обучающие (предметные):

  • закрепить представление о понятиях (терминах): «композиция», «выразительные средства композиции», о законах композиции («ритмическая организация», «симметрия», «пропорции», «цвет», «фактура»), о законах перспективы («линейная, воздушная»), колорит, «контраст»; «пейзаж», «парк», «парковый пейзаж»; «садово – парковое искусство», «основные школы садово – паркового искусства», «архитектура», «ландшафтная архитектура»,  «витраж», «готический витраж», «современные виды витражей»,  «стилизация», о стилях и направлениях («Петровское барокко», «Елизаветинское барокко», «Классицизм», неканоническая линия в архитектуре эпохи Классицизма («предромантическое» и «романтическое направление») - «готическое направление»; «китайское направление», «руинный стиль», «пейзанский стиль»);
  • систематизировать знания об архитектурных памятниках пригородов Санкт – Петербурга  и уметь рассказывать об основных школах садово – паркового искусства, об особенностях архитектурных стилей и направлений ландшафтной архитектуры;
  • закрепление знаний о витражном искусстве.

Развивающие (метапредметные):

  • продолжать формировать  практические умения и навыки изображения парковой архитектуры, характера различных пород деревьев, состояния осенней природы;
  • продолжить освоение живописных и графических приемов изображения;
  • формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
  • развивать творческое воображение, фантазию и образное мышление;
  • продолжить развитие навыков аргументированного анализа учебных работ;
  • развить коммуникативные навыки, навыки самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности.

Воспитательные (личностные):

  • воспитывать интерес к дворцово – парковым ансамблям пригородов Санкт–Петербурга XVIII – XIX вв. – Петродворца, Павловска, Царского Села (Пушкина), Гатчины; уважение и бережное отношение к историческим памятникам культуры в целом.

Методы и формы обучения: беседа, объяснительно – иллюстративный, практический.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска

Для учителя: ЭОР, созданные педагогом: Презентация по теме: «Осенний парковый пейзаж пригородов Санкт - Петербурга» (Эскиз витражной композиции).

Музыкальный ряд: Петр Чайковский  «Времена года». Антонио Вивальди «Времена года».

Таблицы «Законы перспективы» (Линейная, Воздушная); Плакаты «Цветовой круг»; «Гармонические сочетания цветов»; «Стилизация»; 3-и плаката, показывающие последовательность выполнения работы  от композиционного построения в карандаше до конечной  работы в цвете с нанесением черного контура; фотографии с осенними видами парков, показывающими различное состояние природы; Репродукции художественных произведений мастеров с видами парков Гатчины; репродукции современных витражей с изображением пейзажа.

Для учащихся: Бумага Ф – А3, чернографитный карандаш, ластик, гуашь,  палитра, кисти (белка) № 1 – 5, тряпочка, черные маркеры (тонкий, средний, толстый).

План занятия

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

2. Беседа по теме занятия: Постановка и формулировка учебной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов занятия. Повторение и закрепление изученного материала. Мини-выставка работ. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Ход занятия

1.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Проверка готовности учащихся к занятию, приветствие учащихся.

2.Беседа по теме занятия: Постановка и формулировка учебной задачи.

Педагог: Тема нашего занятия «Осенний парковый пейзаж пригородов Санкт – Петербурга. Эскиз витражной композиции». Сегодня на занятии: 

- систематизация знаний о дворцово – парковых ансамблях пригородов Санкт – Петербурга;

- закрепление знаний об основах выполнения  осенней пейзажной композиции и о витраже;

- практикум;

- анализ своего творчества.

(Презентация, слайды 1-2)

Педагог: На предыдущем занятии вы совершили виртуальное путешествие по  великолепным дворцово – парковым ансамблям пригородов Санкт – Петербурга. Было дано домашнее задание: самостоятельно более подробно изучить историю создания дворцово – парковых ансамблей Гатчины, Павловска, Царского Села, Петродворца, ознакомиться с символикой пригородов. Определите соответствие герба каждому пригороду Санкт – Петербурга.

Учащиеся: 1.Царское Село (Пушкин), 2.Павловск, 3.Гатчина, 4. Петродворец (Петергоф).

 (Презентация, слайд 3)

Педагог: Парковые ансамбли пригородов Санкт–Петербурга вдохновляли и вдохновляют художников на создание замечательных произведений искусства. Перед вами на экране творения мастеров прошлого: Г. Сергеев «Вид на Карпин пруд, Карпин мост, Голландские сады», С. Галактионов «Вид на дворец от Колоннады Аполлона», А. Мартынов «Вид на пандус и Камеронову галерею со стороны Большого пруда» и В. Садовников «Большой каскад и Большой дворец в Петергофе».  Парки каких пригородов Санкт–Петербурга изображены на картинах мастеров?

Учащиеся: На картине Г. Сергеева изображен вид Гатчинского парка. На картине С. Галактионова изображен вид Павловского парка. На картине А. Мартынова изображен вид Царскосельского парка. На картине В. Садовникова изображен вид парка Петродворца.

  (Презентация, слайд 4)

Педагог: На предыдущем занятии вы познакомились со школами садово – паркового искусства, которые сложились в европейской традиции.  Они представлены перед вами на экране на примере Версальского парка А. Ленотра (Франция) и Парка усадьбы Холкем – Холл У. Кента (Англия), Парка Стоурхейд (Англия). Назовите эти школы. Объясните, в чем их различие?

Учащиеся: В европейской традиции сложились Французская и Английская школы садово–паркового искусства.

1. Французской школе присуще регулярно – геометрическое направление. Она основывается на рациональном, математически выверенном подходе, когда композиция парков выглядит как огромный орнамент, симметрично направленные аллеи среди равномерно посаженных и аккуратно подстриженных деревьев, кустарников и газонов; большое значение придавалось воде: каналы, бассейны и фонтаны, каскады создавали пышный водяной декор. Декоративной скульптуре в комплексе такого парка отводилось одно из первенствующих мест. Французские регулярные парки  подчиняли природу воле и замыслам художника. Регулярный парк возник в эпоху барокко – во время правления Людовика в  XIV.

2. Английской школе  присуще романтическое живописно - пейзажное направление. Английская школа основывается на естественности природной среды  и органичной вписанности в нее архитектурных сооруженный. Английский пейзажный парк имеет свободную планировку – натуральный сад – парк, созданный как подражание естественной природе. Породы деревьев тщательно подбирались по форме и по цвету их крон, живописности силуэта.  Заранее продумывалась цветовая гамма парков в различное время года. Тема воды в пейзажных парках решалась по – ином, чем в регулярных. В декоративном отношении ценился не высокий пенистый столб, а прозрачная родниковая струйка, не шум низвергающейся водяной массы, а тихое журчание.  

(Презентация, слайд 5)

Педагог: На прошлом занятии было дано домашнее задание: самостоятельно, по данному списку найти и изучить определенные парковые архитектурные сооружения дворцово – парковых ансамблей Гатчины, Павловска, Царского села, Петродворца.

Сейчас перед вами на экране будут представлены пейзажи дворцово – парковых ансамблей пригородов Санкт – Петербурга. Назовите: 1. Пригород парковый пейзаж, которого вы увидите; 2. Архитектурное сооружение, его стиль (направление), архитектора; 3. Вид парка.

Учащиеся:

№1. На фотографии представлен пейзаж Царскосельского парка. Большой Екатерининский дворец (в честь Екатерины I – матери Елизаветы), построенный Ф. Б. Растрелли в стиле «барокко» (елизаветинского), перед дворцом разбит – регулярный партерный сад (во времена Елизаветы в партерном саду выкладывали  узоры из угля, песка, толченого стекла и битого кирпича).

 № 2. На фотографии представлен пейзаж Павловского парка.  Пиль – башня  построена в «руинном» стиле В. Бренной. (Свое название она получила из – за пильной водяной мельницы, которая находилась на этом месте). Круглая башня снаружи была расписана художником Пьетро Гонзаго под полуразрушенное обветшалое здание. У подножия башни по проекту А. Воронихина был построен Пиль – башенный мост через реку Славянку. Вид изображенного парка – пейзажный.

 № 3. На фотографии представлен пейзаж Царскосельского парка. Скрипучая беседка – экзотический павильон в «китайском» стиле. Сооружение выполнено по типу китайских парковый павильонов, имеет крышу с загнутыми краями, украшенную изображениями драконов. На кровле беседки укреплен флюгер, который при вращении на ветру издает громкий скрип: это объясняет название беседки – Скрипучая. Беседка была сооружена по проекту Ю. Фельтена. Скрипучая беседка расположена на берегу Нижних прудов на границе пейзажной части Екатерининского парка и пейзажным Александровским парком.

№ 4. На фотографии представлен пейзаж Павловского парка. В конце Тройной липовой аллеи, справа, на открытой площадке расположен павильон – полуротонда. Проектировал это сооружение К. Росси, но построили его только в начале 20 века. На гранитном цоколе возвышается изящная беседка с колоннами и полуколоннами. Внутри павильона – бронзовая статуя Марии Федоровны (жена императора Павла I) работы скульптора  В. Беклемишева. Вид изображенного парка – пейзажный. Сооружение выполнено в стиле «классицизм».

(Презентация, слайд 6)

Учащиеся:

№1. На фотографии представлен пейзаж Павловского парка. Колоннада Аполлона – один из ранних  декоративных павильонов парка, построенных Ч. Камероном. В центре двойного кольца колонн, перекрытых архитравом,  была установлена статуя Аполлона – покровителя искусств (копия античной статуи Аполлона, хранящейся в Ватиканском дворце Бельведер). Первоначально колоннада была замкнута, но в 1817 году часть колоннады обрушилась, что придало ей законченность, как бы открыв Аполлону выход к небесному простору. «Руины» решили не восстанавливать. Еще раньше по рисункам Кваренги здесь был устроен каскад, ниспадающий к реке Славянка. Все это усиливало сходство с легендарным Парнасом. Небольшой каменный мостик перекинут через широкий каскад, спускающийся от Колоннады Аполлона к реке Славянке. Мост построен по проекту Д. Кваренги. Вид изображенного парка – пейзажный.

№2. На фотографии представлен пейзаж Гатчинского парка. Приоратский дворец  в Гатчине построен по проекту архитектора Н. Львова на берегу Черного озера. Приоратский дворец внешне напоминает средневековые постройки. Высокие острые крыши, восьмигранная башенка со шпилем и флюгером, стрельчатые завершения окон – элементы средневековой архитектуры (дворец относится к романтическому «готическому» направлению), характерному для паркового строительства в России в последней четверти 18 века. Дворец был построен для приора Мальтийского ордена, французского эмигранта Конде. При сооружении дворца Львов применил изобретенный им оригинальный и дешевый способ землебитного строительства, использовалась прессованная и просушенная земля.

№3. На фотографии представлен пейзаж парка Петродворца. Дворец Монплезир (от фр. – мое удовольствие) построен на берегу Финского залива. Это небольшой одноэтажный дворец с высокой шатровой крышей построен в стиле «Петровского» барокко. Над созданием дворца работали  архитекторы И. Браунштейн, Ж. –Б. Леблон, Н. Микетти. Монплезир стал первой картинной галереей в России: здесь размещена большая коллекция картин голландских и фламандских художников XVII -  XVIII вв. В центре сада расположен фонтан «Сноп». В центре каждого из четырех цветников, окружающих «Сноп», находятся – фонтаны – колокола, отлитые по моделям скульптора И. Мартоса. Они имеют интересную конструкцию – статуи находятся внутри водяных колоколов. В данном случае – статуя Психеи. Вид изображенного Монплезирского  сада – регулярный.

№4. На фотографии представлен пейзаж Гатчинского парка. Березовый домик напоминает по внешнему виду поленницу дров. Портал «Маска» возведен позднее. Портал с треугольным фронтоном, опирающимся на двойные пучки колонн ионического ордера, прикрывает Березовый домик. Название его связано с назначением павильона – сюрприза, возведенного с целью «привести в нечаянное удивление». Портал с 16 – ю колоннами -  «Маска» построен по проекту В. Бренны. Березовый домик построен в так называемом «пейзанском» стиле. Вид изображенного парка – пейзажный.

(Презентация, слайд 7)

Учащиеся:

№1. На фотографии представлен пейзаж Павловского парка. Недалеко от Павловского дворца находится Вольер (Птичник) – здание классической архитектуры, построенное Ч. Камероном. Здесь в XVIII в. держали певчих птиц. В этом здании устраивались танцы, обеды и ужины семьи Павла I. Перед Вольером был вырыт пруд. Посреди него на высоком постаменте установили мраморную статую богини любви Венеры. Вид изображенного парка – пейзажный.

 №2. На фотографии представлен пейзаж парка Петергофа. Самый  большой фонтан Верхнего сада – «Нептун». Верхний сад – характерный образец регулярной планировки парков первой половины XVIII в. В центре бассейна на трехъярусном гранитном постаменте возвышается Нептун – бог морей с короной на голове и трезубцем в руке. Ниже скульптуры Нептуна укреплены связки раковин и кораллов, фигурки трубящих мальчиков – тритонов, геральдические щиты, морские нимфы, парные фигуры всадников на морских крылатых конях, морские драконы. Все фигуры поданы в барочном резком и разнообразном движении, прекрасно гармонируют с подвижностью многочисленных струй фонтана.  Скульптура фонтана создана  в Нюрнберге Г. Швейгером и Х. Рихтером. Она была куплена Павлом I и установлена в Петергофе.  На заднем плане – вид на Большой дворец и восточный флигель дворца с Церковным корпусом - творения архитекторов И. Браунштейна, Ж. – Б. Леблона, Н. Микетти, М. Земцова, Ф. – Б. Растрелли. Дворец сохранил черты петровского барокко, хотя и был радикально перестроен Ф. – Б. Растрелли в формах барокко (елизаветинского).

№3. На фотографии представлен пейзаж Гатчинского парка. Большой Гатчинский дворец построен по проекту архитекторов А. Ринальди, В. Бренна. Он отличается сдержанностью обработки фасадов, облицованных местным известняком. Дворец был построен как рыцарский охотничий замок (мотив «крепости»). На насыпной террасе В. Бренна устроил Собственный садик. Сад устроен по принципу типичных регулярных садов: здесь были деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, трельяжи, система аллей. В саду установили 14 мраморных статуй,  в центре – статуя Флоры работы итальянского скульптора Фабио Медико.

№4. На фотографии представлен пейзаж Царскосельского парка.  Грот на берегу Большого пруда построен по проекту Ф. – Б. Растрелли в барочном стиле. Далее расположен  ансамбль построек, разработанный Ч. Камероном: Камеронова галерея, Павильон Холодная баня с Агатовыми комнатами, перед которыми на уровне  второго этажа - расположен Висячий сад и Пандус – пологий спуск из Висячего сада прямо в парк.  Постройки  Ч. Камерона  выполнены в стиле «классицизм». Грот  также как и  комплекс зданий, созданных Ч. Камероном, обозначили границу регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.

(Презентация, слайд 8)

Педагог: Молодцы! Какие чувства вызывают у вас парковые ландшафты изучаемых пригородов Санкт - Петербурга?

Учащиеся: Парковые пейзажи Петродворца, Павловска, Царского Села (Пушкина), Гатчины вызывают чувства красоты, гармонии и восторга.

Педагог: Да, действительно, парковые ландшафты пригородов представляют  собой гармоничное сочетание ландшафтной парковой архитектуры с садово - парковым искусством, то есть - гармоничную организацию архитектурно-ландшафтного пространства. Такая  гармоничная организация реализуется при помощи известных вам законов композиции: ритмическая организация линий и объемов; симметрия или  асимметрия; пропорции (соразмерность объектов); цвет, фактура.

Давайте рассмотрим   законы композиции на примере ландшафтных ансамблей Петродворца и Павловска. Законы композиции, в данном случае, рассматриваются в тесной связи с эстетикой стиля барокко и классицизма. (Видеоряд: Большой дворец. Арх.И. Браунштейн, Ж. – Б. Леблон, И. Микетти, М. Земцов, Ф. Растрелли, Большой каскад со скульптурой (были сделаны оригинальные авторские повторения) – скульпторы Ф. Шубин, Ж. Рашетт, И. Мартос, Ф. Щедрин, И Прокофьев, М. Козловский,  Фонтан «Самсон» - скульптор  М. Козловский (Петродворец); Храм Дружбы. Арх. Ч. Камерон,  Чугунный мостик. Арх. К. Росси  (Павловск)).

Педагог: Какова ритмическая организация линий и объемов в представленных  ландшафтных композициях? В чем различие?

Учащиеся: В композиции парка Петродворца преобладает динамический, активный, интенсивный ритм. Такой ритм, обусловленный естественным ландшафтом - Большой дворец (фасад, которого имеет барочную динамику форм) построен на естественном выступе высотой 16 метров над уровнем Финского залива. Динамику спуска к заливу  усиливает терраса перед дворцом, затем - Каскад, имеющий  три  богато украшенные водопадные лестницы. Активное, патетическое движение создают  бронзовые позолоченные фигуры статуй Каскада и энергичные, торжественные струи воды фонтанов Каскада и главного фонтана «Самсон, раздирающий пасть льва» (высота струи – 22 метра). Патетика, властность, напряжение присутствует в фигуре Самсона. Перспектива морского канала и его параллельное оформление елями и 22 фонтанами тоже создают активный  ритм линий и объемов.  Вся ритмическая организация линий и объемов создана искусственно, по замыслу художника. (Большой каскад символизирует победу России в Северной войне, ее утверждение на Балтийском море, победа под Полтавой, произошла 27 июня 1709 года, в день Сампсония Странноприимца. Статуя Самсона - символизирует Россию - победительницу, а  лев – побежденную Швецию (Лев присутствует на гербе Швеции)).

Ритмическая организация линий и объемов в композиции Павловского парка – спокойная, замедленная, выдержанная, уравновешенная, естественная. Здесь нет высотных выступов, искусственно  сделанных каскадов и торжественных фонтанов с золочеными статуями. Архитектура ротонды (Храма Дружбы - круглый в плане, он опоясан кольцом стройных колонн дорического ордера и увенчан невысоким куполом), Чугунного мостика через реку Славянку  имеют ясные, четкие очертания (стиль классицизм), а окружающий природный ландшафт естественен.  Здесь все зависит от состояния самой природы и времени ее года. Барельефы на постаментах ваз Чугунного моста и его решетка повторяют барельефы во фризе Храма Дружбы.

Педагог: Замечательно! Какая из представленных ландшафтных композиций симметрична, а какая – асимметрична? 

Учащиеся: Композиция парка Петродворца  – симметрична. В симметричной композиции все части уравновешены.  Статуи композиции создают переход от партера и ковша к ступеням каскада, от него – к фасаду дворца, играющего в этой композиции роль театрального задника. Павильоны и зелень как бы образуют стены гигантского зала,  состоящего из двух строго симметричных половин, разделенных ковшом и Морским каналом. Регулярная композиция превращается в замкнутый зелеными кулисами строго упорядоченный театрализованный микрокосмос, существующий по законам, предопределенным  для него художником.

Композиция Павловского парка – асимметрична. Гармония в асимметричной композиции достигается уравновешиванием объектов по размеру, по цвету, по тону. Это касается не только объектов, но и пространств между ними. Для пейзажных парков  характерна непрерывная смена  разнообразных картин природы. Система пейзажного парка увеличивает количество видовых точек, которые в регулярном парке строго определены.

Педагог: Одинаковы ли цветовое решение и фактура поверхностей в  рассматриваемых ландшафтных ансамблях?

Учащиеся: Для композиции парка Петродворца характерно искусственно созданное цветовое пространство - обилие позолоты (фигуры статуй Большого Каскада, фасад дворца),  смелые контрасты света и тени, благодаря объемному декору фасада Большого дворца, скульптурному декору Каскада, пышному водному декору,   контрасты цвета (позолота статуй, зелень елей, белый мрамор балюстрады террасы, гранитные пьедесталы для ваз и статуй).

Для композиции Павловского парка  характерно естественное цветовое пространство.  В архитектуре (экстерьер) – четкость объемов, гладкость стен, сдержанная, мягкая цветовая гамма отделки. (Принцип композиции пейзажных парков не означал их свободного формирования путем естественного неконтролируемого роста деревьев. Осуществлялось деликатное, осмысленное вторжение в природную среду, с целью достижения натуральности.  Породы деревьев тщательно подбирались по форме и по цвету их крон, живописности силуэта.  Заранее продумывалась цветовая гамма парков в различное время года).

(Презентация, слайды 9 -13)

Обсуждение домашних эскизов.  Пожелания и новое домашнее задание педагога.

Педагог: На прошлом занятии каждому из вас было дано задание - определить сюжет будущей декоративной композиции на тему: «Осенний парковый пейзаж пригородов Санкт – Петербурга. Эскиз витражной композиции», сделать тональные и цветовые эскизы. Сегодня на занятии вы продолжите выполнять свою индивидуальную композицию, но вначале, давайте проведем небольшую мини - выставку ваших домашних эскизов и выявим основные ошибки, определим дальнейшие ваши действия.

Педагог: Четко определите сюжет вашей композиции. Вспомните основные законы композиции. Какие краски осени вы будите использовать? Красоту осени воспевали и воспевают в своих произведениях многие художники. Какие эмоции вы хотите передать через свою работу. Состояние природы  зависит от времени суток (утро, день, вечер, ночь),  от условий погоды (светит солнце, дождь собирается пойти, идет дождь и т. п.) (Видеоряд).

(Презентация, слайд 14 - 15)

Педагог: Напоминаю, что вы выполняете эскиз витражной композиции. Витраж (от лат. Vitrum – стекло) – один из видов монументально – декоративного искусства, это сюжетная или орнаментальная композиция из разноцветных стекол, которая устанавливается в проеме окна; отдельные элементы витража соединяются в единое целое с помощью металлического переплета.

Витражи были не только живописным украшением интерьеров готического собора, они – выполняли роль окон и служили основным источником света. Тематика витражей Средневековья имеет религиозное содержание. Сейчас существует несколько видов современного витражного искусства – Заливные (контурные) витражи, витражи в технике Тиффани, Классические витражи, Фьюзинговые витражи и др. В современных домах витраж чаще всего используют не столько для естественного, сколько для декоративного освещения. Применение современного витража различно. Это не только витражное окно, но и витражные потолки, проемы в стенах, ниши, межкомнатные перегородки и т. п. Тематика витражей разнообразна.

(Презентация, слайды  16-18)

Задание: Продолжить работу над созданием осеннего паркового пейзажа пригородов Санкт – Петербурга. Эскиз витражной композиции.

3. Практическая работа (самостоятельная работа учащихся).

Последовательность выполнения задания:

(Реализация темы  в течение четырех занятий)

  • Занятие 1. Создание эскизов (в тоне, цвете)
  • Занятие 2. Рисунок карандашом: (Форма объектов для композиции витража должна быть ясной и обобщенной, без лишних деталей. Уже в эскизе необходимо учитывать особенности создания витража. Рисунок общей формы разбивается на небольшие кусочки, как бы для подбора цветовых стеклышек). Наметить композицию, руководствуясь законами композиции (определить композиционный центр,  пропорции архитектурного сооружения или групп объектов к окружающему пространству паркового пейзажа  и  формату листа в целом, ритмическую организацию всех объектов композиции, применить законы линейной и воздушной перспективы).
  • Занятие 3.Работа в цвете: (Рисунок общей формы разбит на небольшие кусочки, как бы для подбора цветовых стеклышек). 1.Определить колорит; 2. Применить законы линейной,  воздушной и цветовой перспективы при изображении; 3. Прокрыть основные цветовые пятна (Краски подбираются на палитре путем смешивания цветов).
  • Занятие 4. Завершение работы в цвете и нанесение черного контура маркером (в эскизе создается общее впечатление о композиции и цветовом решении витража).

(Презентация, слайд 19)

4.Итоги занятия.

Педагог: Наше занятие подошло к концу и пришло время подвести его итоги.

Закончи, пожалуйста, предложения:

Я создаю образ (я изображаю)…

Я оценил свою работу…(Аргументация)

(Презентация, слайд 20)

Мини – выставка и экспресс просмотр выполненных работ: Анализ работ, выявление ошибок, определение лучших работ. Рефлексия.

5.Домашнее задание: Найти и принести на следующее занятие стихи об осени; Подробнее познакомиться с историей возникновения западноевропейского витража и с техникой, технологией современных видов витражей.

Уборка рабочего места.

Список литературы

  1. Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. СПб., 1999.
  2. Воронов М.Г., Ходасевич Г.Д. Архитектурный ансамбль Камерона  в Пушкине. Л., 1990.
  3. Гатчина. / Под ред. Т. Ивановой, СПб., 2008.
  4. Гуров Г.Е. Пирерских А.С. Дизайн и архитектура в жизни человека. М., 2009.
  5. Дворцы и усадьбы. Гатчинский дворец и парк. / Под ред. А. Жарковой, М., 2011.
  6. Декоративная  скульптура садов и парков Ленинграда и пригородов XVIII – XIX веков. / Авт.  - сост. Р.Д. Люлина, А.Г. Раскин, М.П. Тубли. Л., 1981.
  7. Калашников Г.В. Гербы и символы: Санкт – Петербург и Ленинградская область. СПб., 2006.
  8. Караськова О.В. Средние века. Возрождение. СПб., 2003.
  9. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М., 1992.
  10. Ковалицкая Л.М. Освоение витражного искусства в ДОУ. М., 2008.
  11. Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Л., 1990.
  12. Павловск. Дворцово – парковый ансамбль. / Авт. – сост. В.А. Беланина. Л., 1989.
  13. Петергоф. Царское Село. Павловск. Ораниенбаум. Гатчина. / Сост. Г. Яр. СПб., 2000.
  14. Пирютко Ю.М. Гатчина. Л., 1975.
  15. Пригороды Санкт – Петербурга. / Авт. – сост. В.Н. Сингаевский. СПб., 2011.
  16. Пригороды Санкт – Петербурга. / Сост. П.Т. Смирнов. СПб., 2011.
  17. Раскин А.Г. Петродворец: Дворцы – музеи, парки, фонтаны. Л., 1988.
  18. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск, 1996.
  19. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно – стилизованному. Ростов – на – Дону. 2011.
  20. Фонтаны Петродворца. /Авт. – сост. И.М. Гуревич. М., 1983.
  21. Шорохов Е.В. Основы композиции. М., 1979.

                                   

Интернет – ресурсы:

Приложения

Глоссарий

  • «Архитектура» (от лат. archi – главный, греч.tektos – строить) – зодчество, искусство строить и проектировать. Выделяют три вида архитектуры: объемные сооружения, градостроительство и ландшафтная архитектура.
  • «Атлант» -  вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающая антаблемент.
  • «Балюстрада» - ограждение балконов, лестниц, крыш, состоящее обычно из ряда фигурных столбиков (балясин), объединенных сверху перилами.
  • «Барокко» (от ит. barocco – причудливый) – художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Возрождения. Расцвет эпохи барокко в России пришелся  на правление Елизаветы Петровны.  Характерные черты елизаветинского барокко в архитектуре (экстерьер) – парадность, торжественность, пышность, позолота,  смелые контрасты света и тени за счет объемного декора, контрасты цвета, группы колонн, составляющих со стеной одно целое, пилястры,  динамичность и текучесть криволинейных форм, широкие и высокие окна со сложными наличниками, окна – люкарны, богатый скульптурный декор (кариатиды, атланты и пр.); фасады насыщены элементами, которые разрушают плоскость стены и одновременно составляют с ней одно целое. (Люкарна – небольшое, чаще всего круглое, окно для освещения чердачного помещения. Пилястра – вертикальный, плоский, прямоугольный в плане выступ стены,  обработка которого соответствует ордерной системе колонны).
  • «Боскет» - декоративно подстриженные группы густо посаженных деревьев или кустарников, образующие зеленые ровные сплошные стенки. Боскеты различных типов были одним из основных композиционных мотивов регулярных садов и парков до сер. XVIII в.
  • «Витраж» (фр. vitrage – остекление, от лат. vitrum – стекло) – один из видов монументально – декоративного искусства, это сюжетная или орнаментальная композиция из разноцветных стекол, которая устанавливается в проеме окна; отдельные элементы витража соединяются в единое целое с помощью металлического переплета.
  •  «Взаимодополнительные цвета» -  противолежащие цвета в цветовом круге. Дополнительный к  желтому цвету – фиолетовый, к красному – зеленый, к синему – оранжевый и т. д. Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну вошли красные,  оранжевые, желтые, желто – зеленый цвета, получившие название «теплых», а другую – голубовато – зеленые, голубые, синие, фиолетовые, называемые «холодными».  
  • «Гармония»   это согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое.
  • Гербы пригородов Санкт – Петербурга.  

На гербе города Гатчины в верхней части на золотом поле изображен - двуглавый орел  под тремя золотыми коронами со скипетром и державой в лапах. На груди орла – мальтийский крест. На кресте – красный щит с вензелем  императора Павла I. В течение 18 лет Гатчина была любимой  резиденцией Павла. Он  превратил Гатчину в маленькое государство с крепостями и с армией. При Павле Гатчина стала городом (1796 г). Тогда же он утвердил и герб нового города. Изображение мальтийского креста - не случайно. Рыцари Мальтийского ордена, обосновавшиеся  на острове Мальта, были изгнаны оттуда  в 1798 году Наполеоном Бонапартом и нашли новое пристанище в России, у императора Павла I. Символом Мальтийского ордена - мальтийский крест. За свое покровительство Ордену Павел становится Магистром Мальтийского Ордена в России, отсюда и изображение Мальтийского креста на гербе города. В нижней части  щита на голубом фоне латинская  буква G – первая буква слова «Гатчина».

На гербе города Павловск на золотом поле – черный двуглавый орел  под тремя серебряными коронами со скипетром и державой в лапах. На груди орла – мальтийский серебряный  крест. На кресте – красный щит  и на нем золотые буквы «П» и «М» - Павел и Мария, в память о том, что  царь Павел и царица Мария Федоровна основали Павловск и жили в нем счастливо. Мария Федоровна выбрала название «Павловск» в честь своего мужа Павла и в благодарность за то, что он ради нее оставил любимую Гатчину.  

 На гербе Царского Села (Пушкина) на красном поле стоит большая и красивая буква «Е» - в честь первой хозяйки Царскосельского дворца Екатерины I.  На букве «Е» размещена  маленькая цифра «I», а сверху букву венчает императорская корона, так как после смерти Петра Первого его жена – Екатерина I - стала  императрицей.   Золотая буква «Е» с короной и цифрой один – это вензель царицы Екатерины I.   Петродворец (Петергоф) – место дачи Петра I на берегу Финского залива.  На гербе города Петродворец в верхней части изображено золотое поле, в нижней – синяя крепостная стена. Красная полоса рассекает стену. На ней  - золотой вензель Петра I – две латинские буквы «Р», повторенные в зеркальном отражении, под императорской короной.  Синяя крепостная стена в гербе Петергофа -  как Балтийское море, что для России прежде было неприступно. Золотое поле за стеной – как заморские богатства.  Петр прорубил России дорогу в неприступной стене – вывел нашу страну к морю и открыл ей путь  к заморским богатствам. В память об этом в гербе Петергофа красная полоса с вензелем Петра I, она рассекает синюю стену и открывает прямой путь в «золотое богатство».

  • «Главные выразительные средства графики» -  точка,  линия, штрих (тушевка), контур, пятно (силуэт).
  • «Главные выразительные средства живописи» - цвет и цветовые сочетания,  мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст.
  •  «Готический собор» - ведущий тип готических сооружений. Главный западный фасад собора  делится на три части, соответствующие трем продольным нефам. Он имеет две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль.  Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы  украшены остроконечными башенками (пинакли), окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны (вимперги). Внутри фронтона расположен – тимпан. Архивольты является важным элементом декора фасада собора, располагаясь над тимпаном. Фасад имеет много вертикальных опор в виде пучков тонких колонок, стрельчатых арок, рядов статуй. На фасаде размещается витражное окно – роза в каменном переплете.
  • «Кариатида» - вертикальная опора в виде женской фигуры, поддерживающая, балочное перекрытие и выполняющая функции колонны или пилястры.
  • «Классицизм» (от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль европейского искусства XVII – XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Характерные черты классицизма в архитектуре (экстерьер) – строгая организованность, уравновешенность, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, полное господство ордерной системы, объемное решение зданий тяготеет к форме куба, фасад оформляют аркады и колоннады, главный вход  здания часто оформлен в виде портика с фронтоном, оформление окон и дверей – сдержанное, мягкая цветовая гамма отделки. На глади стен выделяются статуи и рельефы. В начале 1810 гг. классицизм вступил в новую фазу своего развития, которая имела название – «Ампир» (от фр. – империя). Этот стиль зародился во Франции в XIX в., в период империи Наполеона I, и господствовал до 1840 – х гг. В России ампир широко распространился после победы в Отечественной войне 1812 г. Для ампира характерно: использование дорического и тосканского ордеров; наличие портиков и колоннад, строгая симметрия планов и композиций; декор с изображением воинских атрибутов; синтез архитектуры и монументальной скульптуры.
  •  «Колорит» – это общая эстетическая оценка цветовых качеств того или иного произведения искусства. Колорит бывает теплым и холодным. Цветовая гамма может строиться по принципу цветовой близости или контраста. Цветовое пятно может стать акцентом всей работы. 
  • «Композиция» (лат. compositio – составление, сочинение) - это соединение частей в единое целое, расположение в пространстве или на плоскости в соответствии с какой – либо идеей.  В композиции важно определить доминирующую часть (сделать акцент).
  • «Конструкция» – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы в единое целое.
  • «Контраст» (фр. contraste – резкое различие) -  один из художественных приемов, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств  с целью их усиления. Контрастные цвета -  цвета, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге. Контрастность подчеркивает яркость, динамику, движение; нюансные сочетания – мягкость, воздушное ощущение. Контрастность света и тени при удалении предмета ослабевает.
  • «Лабиринт» -  в XVII – XVIII вв. в регулярных садах и парках Западной Европы создавались участки с затейливым планом, где специально запутанные узкие дорожки извивались между высокими стенками стриженных кустов, боскетов, трельяжей.
  •  «Ландшафтная архитектура» – беседки, мостики, фонтаны, лестницы для скверов и парков. Ландшафтная архитектура формировалась в сочетании садово – паркового искусства с искусством организации среды открытых пространств.
  • «Маскарон» применяемая в архитектуре в качестве декора рельефная скульптурная деталь в виде головы или маски. Обычно маскароны размещали на замковом камне свода, на каскадах,  в настенных фонтанах.
  • «Неканоническая линия в архитектуре эпохи классицизма» - В последней трети XVIII  - начале – XIX в. Одновременно с классическим направлением зарождаются  и параллельно с ним развиваются «предромантическое» и «романтическое» направления в архитектуре, которые «отрицают» его каноны. Это группа сооружений, в которых используются упрощенные мотивы (элементы архитектуры – крыши, окна, пластическая декорация стен) - готической, романской, китайской архитектуры, античности – в виде руин и т. п.   В дворцовом строительстве был распространен мотив «крепости». В это время был моден в архитектуре  «пейзанский стиль», пришедший из предреволюционной Франции. Постройки в «пейзанском стиле» представляли  собой павильоны на манер некоего идеального крестьянского жилья.
  •  «Пагода» - здание буддийского храма в странах Древнего Востока, архитектурный облик сложился в Китае в первые века н. э. Пагоды возводились перед  главным зданием храмового ансамбля и были доминирующим над всеми строениями. Для них характерен квадратный, шести - восьми - или двенадцатиугольный план. Это были сооружения в виде павильонов, многоярусных пирамидальных башен, устанавливаемых на высоких платформах. Каждый ярус подчеркивался большим ступенчатым профильным карнизом. Для пагод характерны плавно изогнутые шатровые крыши со слегка поднятыми кверху углами и массивным коньком, украшенным на обоих концах выступами. Китайские архитекторы старались вписать пагоды в окружающий пейзаж.
  • «Парк» (от позднелат. – отгороженное место) – большой декоративный сад, роща с дорожками для гулянья и т. п. Сад во времена Петра Первого  понимался как «парадиз» (рай) – идеальное  архитектурно организованное пространство, насыщенное развлекательными, познавательными и поучительными сооружениями и предметами.
  • «Партер» - в садово – парковом искусстве открытая просторная часть сада или парка в виде лужайки или участков правильной формы с узорами из цветных песков, угля, толченого кирпича. В дворцово – парковых ансамблях партеры, представляющие собой декоративные композиции, отделаны цветниками, бордюрами из низких кустарников, фонтанами, скульптурой. Партеры как неотъемлемая часть регулярных парков достигли своего расцвета в садово – парковом искусстве XVIII в. в странах Западной Европы и России.
  • «Пейзаж» (от фр. – местность) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр как станковой живописи, так и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить следующие его виды: сельский, городской, садово – парковый, индустриальный, горный, лесной, морской.
  • «Пергола» - беседка или открытая галерея, представляющие собой ажурную конструкцию из ряда поставленных друг за другом арок, рам или парных столбов, перевязанных сверху деревянной обрешеткой и увитых зеленью.
  • «Перспектива» (от лат. Percpectio – ясно вижу)  - кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии.  Существует закон линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива означает кажущееся уменьшение равных по величине предметов по мере их удаления, на линии горизонта они превращаются в точку. Воздушная перспектива – означает изменение (ослабление) резкости, очертания предметов по мере их удаления. Линия горизонта находится всегда на уровне наших глаз. Перспектива делится на фронтальную и угловую. Фронтальная перспектива означает прямое расположение предмета одной из своих сторон по отношению к рисующему. Угловая перспектива означает расположение объекта к рисующему под углом. При фронтальной перспективе – одна точка схода на линии горизонта, при угловой – две точки схода на линии горизонта. Цвет в перспективе.  Все предметы в перспективе изменяют свой цвет. Леонардо да Винчи объяснял это явление тем, что толща воздуха, сквозь которую мы смотрим, смягчает очертания предметов, придавая им голубоватый оттенок. Поэтому все цвета, смешанные с голубым, получают новое звучание.
  • «Петровское барокко» - архитектурный         стиль, сложившийся в России  в первой четверти XVIII в. Здания строились под влиянием голландских и отчасти французских школ. Характерными чертами петровского барокко  (экстерьер) являются: простота объемов (дома – шкатулки, в плане – прямоугольник),  плоскостная трактовка фасадов со скромными украшениями, основной элемент фасада – пилястры, а не колонны, четкость и подчеркнутость вертикальных и горизонтальных членений тягами, применение волют, рустованных лопаток, лучковых фронтонов, высоких фигурных кровель с переломом, мелкой расстекловки окон, двуцветной раскраски фасадов (розовый, голубой, красный фон, на нем белые детали ордера – пилястры, карнизы, наличники). (Лопатка – вертикальный плоский выступ на стене, напоминающий пилястру. Отличается от пилястры тем, что не имеет внизу базы – подножия и вверху – капители. Руст – разбивка стены на прямоугольные или горизонтальные полосы).
  • «Пропорция» в переводе с лат. означает – «соотношение», «соразмерность». Пропорции - размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.
  • «Ритм» – чередование изобразительных элементов и свободных пространств между ними, их частота, сгущенность и разреженность.
  •  «Силуэт» – это общее очертание предмета. Форма предмета воспринимается без деталей и выглядит плоской (темное на светлом фоне или светлое на темном).
  • «Симметрия» - такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой – либо другой оси.
  • Стилизация  - означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.
  • «Стиль» (от греч. Stylos – палочка)  - исторически сложившаяся устойчивая система средств художественной выразительности, система принципов, правил, художественных форм, которые характеризуют любое художественное произведение.
  • «Трельяж» - легкая деревянная  или металлическая решетка в виде каркаса или щита для вьющихся декоративных растений. Трельяжные щиты бывают разнообразных форм:  прямоугольные, арочные,  Г – образные, веерные. Трельяжы служат элементом украшения регулярных садов и парков.  Грандиозные трельяжи в виде ажурных стенок, напоминающих фасады дворцов, украшенные колоннами, арками, скульптурами, вазами, устраивались в садах эпохи царствования Людовика XIV.
  • Фонтан – архитектурное сооружение в виде декоративно оформленного основания или обрамления для бьющих вверх или ниспадающих струй воды. В XVI – XVIII вв. фонтаны украсили сады и парки. Пышный декор фонтанов эпохи барокко составляла разнообразная скульптура. Классицизм дал более сдержанные, стройные формы.

Стихи

Все мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода,

Самый томный и самый тенистый,

Ведь его не забыть никогда.

                                                                            А. Ахматова

Я Гатчину люблю: ее озера –

Серебряное, с чем тебя сравнить? –

И Приорат, и Ферма, и Зверинец,

И царский парк, где павильон Венеры,

Не нравиться не могут, тем, кто любит

Действительно природу…

                                                                                И. Серерянин

«И дивный Петергоф,

Жилище пышное героев и богов,

Где Петр свой каждый шаг означил чудесами,

Где море над главой,

Где море под ногами,

Где с Львовых челюстей кипящая река

Из бездны мрачныя летит под облака

И водометы всей вселены посрамляет:

Так царь величием дел монархов превышает;

Так быстро создал флот, полки, престольный град,

Россию превратил в великолепный сад.

                                                                                                               А. Воейков

…Нельзя ль найти мне уголок…

В волшебном вашем Монплезире?

Признаться, вспомнишь лишь о нем,

Душа наполнится огнем,

И руки сами рвутся к лире…

                                                                                          В. Жуковский