Конспект занятия по теме: «Произведение изобразительного искусства Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем»» (фасилитированное обсуждение). Предмет «Композиция», 2 год обучения.

Ольхина Светлана Сергеевна

Тема занятия:  «Произведение изобразительного искусства Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем» (фасилитированное обсуждение).

Цель занятий: Развить визуальную культуру личности ребенка средствами новых возможностей восприятия и интерпретации произведений изобразительного искусства.

«Фасилитированная» беседа или «фасилитированная» дискуссия - представляют собой коллективное обсуждение чего – либо, опирающееся на определенную стратегию вопросов, задаваемых фасилитатором. В процессе такой дискуссии мысль одного участника семинара служит стимулом для мыслей другого. Система вопросов, на которых строится обсуждение, строго продумана и соответствует закономерностям развития визуализации. Метод фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства направлен на развитие визуальной культуры личности ребенка, на развитие  его сознания и мышления. Фасилитированное обсуждение  основными задачами ставит: научить вглядываться, задумываться, интерпретировать и эмоционально воспринимать  увиденное, получать эстетическое удовольствие.

На примере фасилитированного обсуждения по картине Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем» обучающиеся:

  • научатся внимательнее всматриваться в произведение изобразительного искусства;
  • научатся задумываться над увиденным на картине;
  • научатся эмоционально воспринимать увиденное и откликаться - получить эстетическое удовольствие;
  • научатся понимать настроение персонажей и общий эмоциональный настрой картины;
  • научатся сравнивать, изображенное художником на полотне с реальной действительностью;
  • научатся понимать замысел произведения, сюжетную линию, устанавливая связь между содержанием и средствами художественной выразительности;
  • научатся понимать взаимоотношения между персонажами картины;
  • закрепят способность выделять в картине, особенности ее композиции, ритмическое построение линий и пятен, пропорции, перспективу, колорит;
  • научатся видеть красоту родной природы;
  • сформируют представление о жизни русского купечески – мещанского сословья, о жизни простого русского народа;
  • закрепят знание  о терминах: пейзаж, архитектурный пейзаж, портрет, балюстрада, символика;
  • закрепят знание  о русском традиционном религиозном празднике – Яблочном Спасе;
  • сформируют способность мылить, сравнивать, анализировать произведения изобразительного искусства;
  • разовьют творческое воображение и эстетический вкус.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «КОМПОЗИЦИЯ», 2 год обучения

Раздел: «Иллюстрирование. Русские пословицы и поговорки.

По мотивам лубочной картинки».

Тема:

«Произведение изобразительного искусства

Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем»»

(фасилитированное обсуждение)

Ольхина Светлана Сергеевна,

педагог дополнительного образования

2022г.

 

Тема занятия:  «Произведение изобразительного искусства Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем» (фасилитированное обсуждение).

Цель занятий: Развить визуальную культуру личности ребенка средствами новых возможностей восприятия и интерпретации произведений изобразительного искусства.

Задачи занятий:

Обучающие (предметные):

  • познакомить с  картиной Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем»;
  • учить внимательно всматриваться в произведение, научить задумываться над увиденным,  называть объекты, изображенные художником, замечая в нем главное и второстепенное;
  • учить эмоционально воспринимать увиденное,  откликаться (получить эстетическое удовольствие;
  • учить понимать настроение персонажей и общий эмоциональный настрой картины;
  • учить сравнивать, изображенное художником на полотне с реальной действительностью;
  • учить понимать замысел произведения, сюжетную линию, устанавливая связь между содержанием и средствами художественной выразительности;
  • учить понимать взаимоотношения между персонажами картины;
  • закреплять способность выделять в картине, особенности ее композиции, ритмическое построение линий и пятен, пропорции, перспективу, колорит;
  • учить видеть красоту родной природы;
  • сформировать представление о жизни русского купечески – мещанского сословья, о жизни простого русского народа;
  • закрепить знание  о терминах: пейзаж, архитектурный пейзаж, портрет, балюстрада, символика;
  • закрепить знание  о русском традиционном религиозном празднике – Яблочном Спасе.

Развивающие (метапредметные):

  • развивать способность понимать и чувствовать прекрасное;
  • развить ориентировку в пространстве;
  • формировать способность мылить, сравнивать, анализировать произведения изобразительного искусства;
  • развивать творческое воображение и эстетический вкус.

Воспитательные (личностные):

  • воспитывать интерес к рассматриванию картины;
  • воспитывать эмоциональное отношение к  произведениям изобразительного искусства, сопереживать героям;
  • воспитывать и уважение с русской народной культуре и родной природе;
  • воспитывать желание посещать музеи.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний (занятие – виртуальная экскурсия).

Форма занятия: занятие – исследование.

Вид занятия: фасилитированное обсуждение, беседа.

Методы и формы обучения: фасилитированно – иллюстративный, исследование, коллективное обсуждение.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска;

Образовательные ресурсы: Электронные образовательные ресурсы, созданные педагогом - «Произведение изобразительного искусства Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем».

Литературный ряд: «Художник… вводит нас в мир каких – то новых образов…». Б. Иогансон.

План занятия

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

2. Беседа по теме занятия.

3. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Содержание занятия

Художник… вводит нас в мир каких – то новых образов,

которых прежде мы не видели, или, наоборот,

в мир явлений, как будто нам знакомых,

но… заставляет увидеть их совсем по – иному,

с иной точки зрения.

                                                                                                                                     Б. Иогансон

Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в Государственный Русский музей и посмотрим на одно из представленных там  полотен. Перед вами на экране представлена картина для нашей фасилитированной беседы.

  • Что прежде всего привлекло ваше внимание при взгляде на картину?

(Презентация, слайды 1 – 3)

Первая группа вопросов фасилитированного обсуждения.

  • Кто изображен на переднем плане картины?
  • Что вы можете сказать об этой женщине? Какая она?
  • Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить об изображенной даме?
  • Что «говорят» вещи и предметы натюрморта, изображенные на полотне, об их владелице?
  • О чем «говорят» мимика, поза и жест  героини?
  • Каким образом  художник показывает свое отношение к изображенной даме?
  • Как вы думаете, кто она и чем занята?
  • Что можно сказать о месте, где купчиха пьет чай?
  • Как вы думаете, живописец изобразил обычное или праздничное чаепитие? Почему?

(Презентация, слайды 4 - 6)

Вторая группа вопросов фасилитированного обсуждения.

  • Что вы видите на заднем плане картины?
  • Что вы можете сказать о пейзаже? Какой он?
  • Какая роль ему отведена в картине?
  • Как вы думаете, что за местность запечатлел мастер?
  • Как вы думаете, какое время года, месяц, время суток  передал мастер?
  • Что ты здесь  видишь такого, что позволяет тебе так думать?
  • Какие «звуки» музыки льются с полотна? Что нарушает царство тишины и покоя?
  • Какие «запахи»  вы здесь улавливаете?
  • Что ты здесь  видишь такого, что позволяет тебе так говорить?
  • Как вы думаете,  с какой целью художник вводит в картину изображение семейной пары за чаепитием, кучера с конем около расписных ворот, кота,  предметов богатого стола? О чем они «говорят»?
  • Кто видит что – то такое, о чем еще никто не говорил?
  • Какие предметы и вещи «говорят» о многогранном творчестве русского народа? Назови их?

(Презентация, слайды 7 - 8)

Третья группа вопросов фасилитированного обсуждения.

  • Как мастер использует художественные выразительные средства – построение композиции, пропорции, ритмическую организацию, перспективу, колорит?
  • Какие чувства, эмоции и настроение вызывает у вас живописное полотно? Почему?
  • Что мы видим на картине, а о чем можем только догадываться?
  • Попытайтесь пофантазировать и домыслить, что осталось «за кадром» этого произведения?
  • Как бы вы назвали картину? Почему именно так?
  • Вы хотите узнать, как называется картина, которую мы с вами рассматривали, кто и когда ее написал?

(Презентация, слайды  9 - 10)

Перефразирование ответов учащихся педагогом (связное обобщение). 

При первом взгляде на картину ваше внимание привлекло изображение женщины и кота. Вы отметили монументальность и величавость женской фигуры. Изображенная художником дама - молода и красива: у нее – розовые губы, темные брови и ярко – голубые глаза. Одежда женщины говорит о ее богатстве, богатом положении в обществе: шелковое платье с кружевным воротничком, с бантом на груди и брошкой, крупные серьги и красивый, в  цвет платья собранный платочек на голове. Предметы на столе, за которым она сидит, тоже говорят о том, что это далеко небедная дама: кренделя, ватрушки, бисквит с изюмом, пироги; в стеклянной вазочке – варенье; на тарелке – гроздь винограда и яблоки, наверху которого расписной заварной чайник;  в центре стола – большой арбуз; слева – огромный самовар; перед женщиной – высокая красивые фарфоровая чашка и сахарница. Позы и жесты хозяйки стола – плавны и неторопливы. Многие из вас сделали вывод, что героиня не имеет никаких забот, она не работает и имеет прислугу.  По вашему мнению -  мастер восхищается красотой знатной дамы, одевая ее в дорогие шелка. Ваше же отношение к ней не однозначно: кому – то из вас ее образ понравился, а кому – то  героиня показалась высокомерной, ленивой и  капризной. Художник изобразил богатую даму за обычным, бесконечно длящимся, купеческим чаепитием. Купчиха пьет чай из блюдца на своем балконе.

На заднем плане картины  изображен русский панорамный архитектурный пейзаж провинциального городка на Волге: вдали видны – крыши домов, деревья, колокольни, купола церквей; справа через решетку балюстрады просматривается мощеная булыжником улица, которая ведет к  торговым рядам с лавками; за спиной купчихи слева – высокие синие ворота с узорами; далее за забором – дом с балконом, где тоже происходит чаепитие; во дворе – кучер вывел коня белой масти; по ярко – голубому небу плывут бело – розовые облака; пышной зеленью покрыты деревья.

По вашему мнению, художник изображает летний, скорее всего, августовский вечер. Царство тишины и покоя нарушают различные «звуки музыки» – перезвон церковных колоколов, шелест листьев,  цоканье копыт коня, мурлыканье  кота. Вы улавливаете и различные «запахи»: благоухание сирени, ароматных арбуза и яблок, свежеиспеченного хлеба и свежезаваренного душистого чая.

Для раскрытия глубины замысла картины, художник вводит в нее много персонажей и предметов, придавая им символическое значение: кошка – символ домашнего уюта, дуб – символ крепости, арбуз – символ  радости, самовар – символ достатка в доме, ворота – символ начала новой жизни, хлеб – символ богатства в доме,  яблоко – символ жизни, супружеская пара  за чаепитием и  изображение молодого барина на заварном чайнике – в данном случае,  выступает символом дальнейшей счастливой судьбы молодой купчихи.

Большинство из вас нашли  на полотне то, что говорит о многогранном творчестве русского народа – брошь и воротничок на груди у купчихи, фарфоровая посуда, расписные ворота, резная балюстрада балкончика, полотенце с русской народной вышивкой, плетеное блюдо и расписной сундучок.

Мастер использует яркий насыщенный праздничный  колорит, законы линейной и воздушной перспективы. Художник виртуозно компонует, соблюдая пропорции, в сравнительно небольшом полотне множество предметов, животных и людей, находя между ними определенный ритм.

Ранее вы определили, что мастер изобразил, скорее всего, летний августовский вечер, опираясь на изображение природы и спелых фруктов на столе. Ранее вы описали архитектурный панорамный пейзаж с изображением колокольни и куполов церквей. Попытка пофантазировать и домыслить, что же осталось «за кадром» этого произведения, привела вас к мысли о религиозном празднике – Преображении Господня, в народе – Яблочном Спасе, который праздновали на Руси 19 августа.   Яблоки в этот день несли в церковь для освещения. Первое «спасовское» яблоко считалось почти волшебным. Завершался праздник «провожанием заката». Вечером все выходили в поле и провожали солнце прощальными песнями.

На предпоследний  вопрос  - «Как бы вы назвали картину?» - у вас было много вариантов ответа: «На балконе», «Купчиха», «Купчиха с котом», «Купчиха за столом», «Купчиха пьет чай», «Будни купеческой жизни», «Летним вечером».

Итог  занятия – беседы. Рефлексия.

Картина, которую мы с вами рассматривали, называется «Купчиха за чаем», ее написал русский художник  Борис Михайлович Кустодиев в 1918 году?

Наша виртуальная экскурсия в Русский музей  подошла к концу, и пришло время подвести итоги нашей дискуссии.

Закончи, пожалуйста, предложения:

Я узнал…

Я вспомнил и повторил…

Мне понравилось…

Меня удивило…

Было легко…

Было трудно…

Я потрудился… (Аргументируй свою оценку)

(Презентация, слайд 11)

Домашнее задание.

Найти репродукцию одной из картин  Б.М. Кустодиева: «Масленица», «Ярмарка», Купчихи в Кинешме», «Деревенский праздник», «Купчиха» (изображение купчихи в полный рост) и внимательно рассмотрите произведение изобразительного искусства, используя метод фасилитированной беседы.

Литература.

1.Б. Кустодиев. Картины народного быта. Сост. И.В. Раздобреева. - М.: Изобразительное искусство, 1971. - 30с.

2.Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. - М.: Изобразительное искусство, 1991. - 205с.

3.Межиева М.В. Праздники на Руси. М.: Белый город, 2007. - 48с.

4.Панжинская – Откидач В.А. Б.М. Кустодиев. Праздничная Русь. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. -16с.

Приложения

Материалы к занятию

«Произведение изобразительного искусства Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем» 

(фасилитированное обсуждение)

Кустодиев любил изображать как многолюдные сцены русского быта, так и его отдельных персонажей. Перед нами картина «Купчиха за чаем». Художник показал крупным планом один из балкончиков купеческих хором, где за столом, покрытым белой скатертью, сидит  пышнотелая красавица – молодая купчиха. Она пьет чай из блюдца. Блюдце держит в руке, кокетливо отставив мизинец. Купчиха у художника  наделена   своеобразной монументальностью, она величава, ее движения плавны и неторопливы. У плечика купчихи – кот.

Купчиха одета в лиловое шелковое  платье с кружевным воротником, с бантом на груди и брошкой. На голове собранный надо лбом платочек, из – под которого выглядывают завитки волос. Наряд завершают крупные грушевидные серьги.

Круглое лицо безмятежно, спокойно, под темными бровями – яркие голубые глаза, розовые губы бантиком, на щеках – румянец. Пышные плечи отрыты глубоким вырезом платья, руки круглые с пухлыми пальчиками. Представление о женской красоте в народе было таким – женщина дородная, пышнотелая, «кровь с молоком», то есть белокожая, как молоко, не загорелая, не спаленная солнцем, с «соболиными» бровями, то есть с черными, и голубыми глазами; спокойная, медлительная, в шелках, кружевах и бархате. Труд крестьянина был тяжелым и ему часто хотелось покоя, отдыха и неспешного течения жизни.

Перед купчихой  - накрытый к чаю стол. В плетеном блюде – корзине, застланной салфеткой – кренделя, ватрушки, бисквит с изюмом, пироги. В стеклянной вазочке – варенье, на тарелке – гроздь винограда и яблоки. Одно  яблоко скатилось на скатерть. В центре стола – арбуз  с тонкой зеленой корочкой и сахарно – рассыпчатой мякотью. Слева – огромный самовар, на самом верху которого расписной заварной чайник. Перед купчихой высокая фарфоровая чашка и сахарница, украшенная росписью и позолотой. Чай и сахар в крестьянском быту были дорогим удовольствием. Все здесь наполнено довольством, покоем и сытостью. Молодая женщина царит в этом мирке словно богиня плодородия и изобилия. И нарядная хозяйка, и каждый из предметов словно бы сияет и с удовольствием демонстрирует себя.

Купчихи, как правило, сидели дома. Дома обязательно была кухарка, прислуга. Купчиха только распоряжалась, чтобы все было выполнено, как следует и в срок.  Основные ее интересы – это обеды, чаепития, застолье, и наряды.  День у купчих часто проходил так: «Вот мы тут посидим, потом пойдем в беседку, там закусим, посидим. Там закуска приготовлена. Да потом опять сюда придем, посидим». Так писал А. Островский в своих пьесах.  Кустодиев на своем полотне хотел показать «райскую» мечту простого человека о сытой, неспешной, полной довольства жизни с патриархальным укладом – ритуал купеческого чаепития, длящегося бесконечно. Хозяйка – купчиха не обременена никакими интеллектуальными устремлениями, ей свойственна духовная ограниченность и бессодержательность жизни, но при этом мастер изображает ее с доброй иронией. Художник прославляет и восхищается красотой купчихи. В ней мастер видит свой «идеал женской красоты».

Художник остро чувствовал  гармонию мира – русский пейзаж, белокаменные русские соборы, народное искусство и облик русских людей. На картине показана безмятежная природа летнего августовского вечера  в провинциальном городке на Волге. Вдали  видны крыши домов, деревья, колокольни, купола церквей. Справа через решетку балюстрады просматривается  мощеная булыжником улица.  Она ведет к торговым рядам с лавками и вывесками, около которых можно увидеть идущих людей и запряженных лошадей.  Перед нами раскрывается панорамный архитектурный пейзаж.  По  ярко – голубому небу неспешно плывут бело – розовые, как зефир, облака. Золотые лучи закатного солнца озаряют дома, церквушки, играют в серьгах купчихи. Пышной зеленью покрыты деревья.

За  спиной купчихи слева – высокие синие ворота, расписанные узорами. Далее за забором – купеческий дом с балконом, где тоже идет чаепитие – у самовара за столом – супружеская пара. А во дворе – кучер вывел коня белой масти.

Кругом тишина и покой, только слышно, как разливается перезвон церковных колоколов, шелестят листья, цокает копытом конь и  ласкова мурлычет котик, который, выгнув хвост,  ластится к своей хозяйке и ищет ее взгляда. В теплом воздухе улавливается запах благоухания сирени, ароматных арбуза и  яблок, свежеиспеченного аппетитного хлеба, хранящего тепло щедрой русской печи и свежезаваренного душистого чая.

Широта русского характера, своеобразие и талант простого русского  народа показаны на картине через плоды его труда. Художник выражает свою любовь ко всему русскому. Кустодиев говорил: «Мир спасет творчество народа». В подтверждение этих слов все полотно наполнено  предметами, говорящими о  многогранном  творчестве русского народа – брошь  и воротничок на груди у купчихи,  фарфоровая посуда, резные и расписные ворота, резная балюстрада балкончика из красного дерева, полотенце с русской народной вышивкой, плетеное блюдо – корзинка, расписной сундучок на столе и т. п.  

Художник наполняет  картину – сказочное царство покоя, различной символикой. Кошка – символ  домашнего уюта, предвещает свадьбу и семейное благополучие. Самовар – признак достатка в доме. Арбуз – символ довольства и радости. Дуб – символ крепости, долголетия, надежности и власти. Яблоко – символ жизни и успеха в жизни. Хлеб – символ благополучия, изобилия, достатка, символ богатства в доме, гостеприимства и оберег от злых сил. Хлеб в виде кольца – символ бракосочетания. Нож – использовался для гадания на суженного или будущий урожай, защищал от злых духов. Ворота – символ начала новой жизни. Белый конь – символ победы, волшебный, способный превратиться в птицу, помогает хозяину добыть невесту, преодолев фантастические препятствия. Конь у ворот – путь к венцу. Вывески на лавках -  изобразительные знаки, символы российского изобилия.

Кустодиев обращается к реальной  жизни, но жанровость у него другая, нежели чем у передвижников – в его картинах много  фольклора, есть нечто от сказки с добрым концом. От мира, который создал  на картине Кустодиев,  веет  ощущением  театрализованности (театральный задник,  пышащий изобилием натюрморт на переднем плане). Искусство Кустодиева – гимн во славу жизни. Кустодиев использует яркий насыщенный праздничный  колорит и законы линейной и воздушной перспективы. Художник виртуозно компонует, соблюдая пропорции,  в сравнительно небольшом полотне множество предметов, животных и людей, находя между ними определенный ритм.

Художник ненавязчиво обнажает  в картине  языческие корни и напоминает о религиозных  праздниках (Яблочном Спасе). 19 августа на Руси  праздновали Преображение Господне, вспоминая о том, как Иисус Христос явился ученикам во славе своей, преобразившись перед ними на горе Фавор. В народе этот день называли – Яблочным Спасом. До этого дня нельзя было срывать и есть яблоки. Яблоки в этот день несли в церковь для освещения. Первое «спасовское» яблоко считалось почти волшебным. Проглатывая первый его кусок, загадывали желание, приговаривая:

Что загадано, то надумано;

Что надумано, то сбудется;

Что сбудется – не минуется.

Завершался праздник «провожанием заката». Вечером все выходили в поле и провожали солнце прощальными песнями.

Глоссарий

  • Архитектурный пейзаж – пейзаж, в котором  главное внимание обращено на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
  • Балюстрада – невысокое ограждение лестниц и балконов.
  • Колорит – цветовая гармония, особенность цветового и тонального решения произведения, красота цветовых сочетаний и оттенков.
  • Композиция (от лат. - составление, сочинение) -  составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей.
  • Пейзаж (от фр. - страна, местность) – жанр изобразительного искусства, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды.
  • Перспектива (от лат. – ясно вижу) – учение о том, как правильно, сохраняя ощущение глубины, изображать на плоскости предметы в пространстве, т. е. так, как мы видим их в натуре.
  • Перспектива (Воздушная) – передает глубину уменьшением яркости цвета, смягчением очертаний и т. д. Перспективные изменения признаков предметов, которые передаются тоном и цветом (светлота, цвет, фактура).
  • Перспектива (Линейная) – исходит из того, что чем дальше предмет от наблюдателя, тем он меньше. Перспективные изменения тех признаков, которые можно изобразить линией (форма, размеры, направления контуров).
  • Портрет (от фр. – изображать «черта в черту») – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение  конкретного человека. Мастер портрета стремится в первую очередь передать внутренний мир  модели.
  • Пропорции – размерные соотношения элементов в композиции, а также элементов между собой.
  • Ритм – чередование каких – либо мотивов и свободных пространств между ними.
  • Символ – образ, обозначающий какое – либо понятие.