Рождественские чтения

Вырупаев Тимофей Сергеевич

Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание через занятия изобразительной деятельностью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno_nravstvennoe_vospitanie_1_1.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание через занятия изобразительной деятельностью».

1.Сегодня в мир наших детей вошли яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры,  упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является  одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства.

Оскудела любовь, и плачут иконы, 
Нет покоя в умах и сердцах.
Слишком много ворон у дворовых помоек,

Слишком мало тепла в опустевших глазах.

(Людмила Цыркина)

2.Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.

Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.

Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности.» . В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали

3.Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания обучающихся  являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания обучающихся  являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

4.Духовно-нравственное воспитание детей происходит в процессе обучения, в данном случае на занятиях в объединении «Карандаш и кисточка».

фото

5.Целью объединения является воспитать личность, умеющую ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способную сострадать ко всему живому.

Но для достижения поставленной цели требуется решить несколько задач:

 - познакомить обучающихся с разными жанрами изобразительного искусства

- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника.

Целью объединения является воспитать личность, умеющую ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способную сострадать ко всему живому.

Но для достижения поставленной цели требуется решить несколько задач:

 - познакомить обучающихся с разными жанрами изобразительного искусства

- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника.

6.На занятиях учащиеся выполняют разножанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические (сюжетные) композиции, иллюстрации.

Фото рисунков

7.Прежде чем выполнить задание, я организую предварительную работу – наблюдение натуры. Она может быть разной от пеЙзажа за окном до ромашки полевой. К примеру:  я показываю детям медведя, спрашиваю, что они о нем знают,  чем запомнился, как отличается от других животных, в каких  художественных произведениях они его встречали, видели ли они мишек в зоопарке и знают ли они что медведь это символ нашей родины. После детального разбора натуры ЭТого медведя с самыми запоминающимися по их мнению образами и РАССКАЗЫВАЕМ ДРУГ ДРУГУ почему они ИМ ЗАПОМНИЛИСЬ. Таким подходом я воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе.

ФОТО РАБОТ

8.ИспользУЮ на занятиях элементЫ интеграции, таких как художественное слово (стихотворения, отрывки из библии), музыка (записи колокольного звона, праздничных песнопений) применение различных художественных техник (граттаж, коллаж и др) вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает сформировать яркие и зримые образы, передать свои впечатления, мысли, чувства с помощью линий, цвета, изображения.

ЗВУК КОЛОКОЛА И РИСУНКИ  ЦЕРКОВНЫЕ

9 В процессе деятельности моего объединения «Карандаш и кисточка» обучающиеся рассматривают репродукции художников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! А вблизи это пространство состоит из мазков: зелено-голубых, розово-голубых, сине-фиолетовых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность.

ФОТО Предварительный анализ природы и работ художников помогает учащимся создавать самостоятельные живописные этюды.

С ХУДОЖНИКАМИ КАРТИНАМИ

Обучение толерантности является тоже одной из важнейших задачДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека. И это проводится на занятиях с элементами истории искусства, где на примерах из мировой культуры ребенок учится быть толерантным.  Изучая искусство, ребенок учится воспринимать опыт других. Только через воздействие искусства возможно формирование духовно богатой личности.

Стоит вглядеться в детские рисунки, и сразу становиться ясно – в них отражается отношение к жизни, гражданская позиция, внутренние идеалы. Необходимо не только учить детей рисовать, но и по средствам рисования глубже понимать те или иные события, идеи. В рисунке ребенок может выразить то, что не может сказать словами. Искусство обогащает духовный мир ребенка делает его чутким, отзывчивым, гуманным. И как вид коммуникации, создает уникальную возможность, приобщится к другим культурам, чужому опыту. Искусство можно не только созерцать, но и быть непосредственным его участником.

Сегодня от признания личности, принятия ее особенностей и неповторимости, гуманизации человеческих отношений зависит наше завтра. Здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру, к самому себе, есть ли в нем потребность в духовном самосовершенствовании, познании других и самого себя. 

Особое внимание   уделяю  умению преодолевать тяготы жизни, неприятности и стрессы с помощью выставки.  Выставка помогает  создавать  рисунок лучше и интереснее. Мы обсуждаем рисунки с выставки  и выявляем плюсы и минусы выставленных работ. Этим я учу ребенка принимать критику а так же преодолевать неудачи. Считаю, что показ выставочных работ должен быть обязательным и своевременным. Очень важно, чтобы ребята могли увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.

Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на занятиях изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание

У детей не бывает удач или неудач в рисовании. Они умеют рисовать всегда: сегодня - так, а завтра - не хуже или лучше, а просто иначе. Оценка педагога обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения, чтобы не разрушить уверенности в себе, в своих способностях и не убить интерес к изобразительному искусству.

В заключении скажу, что моя работа в объединении карандаш и кисточка  способствуют гражданскому становлению личности ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться на занятиях изобразительного искусства.