"Страх белого листа"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРАХ БЕЛОГО ЛИСТА ЧЕРЕЗ ВЗГЛЯД «ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГА».
Статью подготовила Педагог ИЗО СДШИ ДО г. Семикаракорска
Александра Александровна Сивохина.
Каждый раз, когда перед человеком стоит какая-то задача, приходит сомнение, если сомнение не подкреплено уверенным навыком его место занимает страх.
-«Таня, Сережа, берите альбом, доставайте краски, рисуем вазу».
-«Танечка, умничка!»
-«Сереже, из какого места у тебя растут руки, что это за безобразие!».
Нам всем знакомы эти фразы. Как так получается что один ребенок, смело, берет кисть, ляпает цветовые пятна, и мазок за мазком получается образ, иногда сам юный художник к этому образу не стремился, он просто выплескивает на бумагу или холст, свое настроение, свое напряжение, да просто эмоцию мгновения, и «вуаля»…вырос смелый художник. Родители таких детей мало их критикуют, они возможно художники, возможно нет, но главное они видят в занятиях малыша смысл. Обратная ситуация получается у тех детей, которые растут под прицелом критики, какого-то вымученного эталона.
Есть, конечно и такие дети, которые получая критику и замечания идут против этой волны, они сами знают, сами решают, сами выбирают, этакие старички в молодом теле. Но таких единицы. До тех пор, пока ребенок не окреп эмоционально, ему нужна поддержка и помощь близких, им нужно постоянное подтверждение того что его «шедевр» оценят по достоинству, ведь он целый час ляпал эти волшебные пятна.
Критика, завышение требования к качеству работы, стремление вписать творчество в шаблон в итоге приводят к одному очень неприятному явлению: «страх белого листа». Казалось бы что тут такого, но в моей работе, преподавателя изо, этот страх можно пронаблюдать у большинства. Вот так сидит ребенок, склонился над белым чистым листов и замер, другой вариант, нарисовал, увидел его несовершенство через призму взрослого мышления и тут же в утиль.
Вот что на эту тему думает Психолог Елена Лялина (vk.com)
Среди начинающих художников, и не только начинающих, а также не только художников, но и других творческих людей, встречается такое явление как страх белого листа, или еще его называют страхом белого холста. Вот перед тобой белый холст, в голове идея, в руках кисть, но что-то останавливает, какая-то неведомая сила мешает начать писать. Выпито три чашки кофе, пересмотрены все ленты в соцсетях, а работа так и не начата.
Страх белого листа может проявляться как ступор, «зависание» перед чистым листом, либо как избегание. Страх, может быть, не осознан, и тогда, находятся более важные дела, исполнение которых проще, результат которых очевиден. Например, протереть пыль, помыть посуду, почитать ленту в соцсетях, заварить чай, и т.п.
В основе страха белого листа лежит боязнь сделать ошибку, не справиться с задачей, получить в свой адрес критику или негативную оценку, все испортить и потратить время зря, не достичь желаемого результата. Эти страхи можно отнести к патологическим. Когда в реальности человек сталкивается с критикой, ошибкой или недостигнутым результатом он зачастую в силах перенести эти события без разрушения. У психики есть механизмы психологических защит, помогающие восстановить целостность и устойчивость. Однако встреча с чувствами, вызванными этими ситуациями, может быть неприятна. https://www.b17.ru/article/469350/
А теперь давайте вместе с психологом и со мной преподавателем ИЗО практиком, опишем способы выхода из этого мучительного для детей состояния «страха белого листа».
Как можно справиться самостоятельно со страхом чистого листа?
ПСИХОЛОГ
1.Создать приятную творческую атмосферу
Для этого можно включить любимую музыку, навести порядок в мастерской, организовать творческое пространство таким образом, чтобы необходимыми материалами было удобно пользоваться. Также важно выделить достаточно времени для творчества и распланировать, чтобы не отвлекаться постоянно на другие дела.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЗО
Конечно этот способ замечательный, но на занятиях в школе искусств нужно объяснить материал, показать техники, и много чего еще. Музыка прекрасно, но через, какое-то время дети, начинают ее перекрикивать, и она становится общим шумом.
А вот работа по технологическим картам, либо в поэтапной технике «мастер-класс», помогает ребенку сосредоточиться, снимает с него ответственность, он становится ведомым за педагогом и при доверительных отношениях смело идет за инструкцией. –«Инструкция …фу как не красиво, это не творчество, это что-то другое», да это прямое сопровождение, поддержка как на лестнице, «рука-нога, вот так»…и каждый раз из урока в урок, навык за навыком, штрих за штрихом, рука крепнет, сам ребенок начинает понимать, это Я, Я могу.
ПСИХОЛОГ
2. Сделать чистый лист не чистым
Для этого можно сделать набросок или нанести имприматуру, нарисовать какие-нибудь штрихи, то есть любым способом сделать белый лист не белым.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЗО
Отличный способ уйти от белого листа, но не снижает степень ответственности и страха допустить ошибку.
И тем не менее в практике, работа на цветных листах идет легче, ребята начинают видеть по новому палитру, их манит результат. Прекрасно показала себя бумага «Вулканический песок» с ней гуашь начинает прямо заигрывать и вальсировать, с шедевром уходят все. Один минус, работу на конкурс не отправить, потому что ее сразу кому-то дарят.
ПСИХОЛОГ
3. Разобрать пошагово
В тайм-менеджменте есть такой прием - есть «слона» по частям. То есть, сложную задачу (слона) нужно разделить на части и начать выполнять ее по частям. Продумайте план своего произведения, что и в какой последовательности вы будете делать и переходите к действию по плану. И не забывайте, что можно вообще не делать из мухи слона.
Преподаватель ИЗО
Темы предпрофессиональной программы по ИЗО очень разнообразны и насыщены. Часто работу нужно завершить за 2 академических часа. Дети в начальной школе сейчас очень неусидчивые, дает результат «Слайдовая лента информации». Слайдовая лента с быстрой сменой информационных блоков, за непродолжительный период времени сформировала устойчивую потребность в смене информации, причем информация не абы какая, а интересная и яркая. Как решить такую проблему, ведь иногда дети совершенно не помнят, что они рисовали уроком ранее. Тут на помощь приходят коллективные творческие работы.
Когда работа с одним замыслом, но каждый ребенок вносит свою индивидуальную лепту.
Приведу пример. Мы с ребятами делали «ДОМ-дерево кошек». Замысел, на Формате А1 старшая группа учеников под моим чутким руководством, нарисовали чудесный пейзаж: небо, солнце, река, и огромный дуб. Задача была поставлена следующая, ребята каждый рисовали, лепили и даже делали из готового шаблона котенка. Затем без моего участия закрепляли с помощью клея на ветке дуба. Работа заняла несколько занятий, но когда она была, готова это был шедевр социологического теста-самооценки (ЛЕСЕНКА- Социологический тест). Это помогло мне лучше понять особенности ребят и посмотреть на них со стороны, когда их внутренние блоки сняты. Каждый котенок, абсолютно точно отражал внутренний мир ребенка, его схему выстраивания отношений, Я и социум.
Страх белого листа, ушел в общий фон, так сказать в «зрительный зал».
ПИХОЛОГ
4.Работать над мастерством
Любое творчество, даже при наличии способностей требует непрерывной работы. Тренировка навыков дает уверенность в результате. Помните, что даже неудачный опыт является опытом, и получив его, у вас появляется возможность понять свои ошибки и найти способ их не делать в дальнейшем.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЗО
Работа над мастерством, для ребенка с его импульсивностью и харизмой становится местами пыткой, «Кружим овалы»…-«Что за бред, можно услышать от детей», вот тут приходится хитрить и юлить. Рисуем смешариков, «ТОЛПУ», а как на счет «Ромашкового поля», любую технику для руки, часто нужно вписать в образ. По факту так понятнее, и самое важное более одухотворённее.
ПСИХОЛОГ
5. Принять не идеальность и индивидуальность
Осваивая мастерство, мы всегда перенимаем опыт у лучших мастеров. Однако творчество многих великих мастеров не находило признания при их жизни, вызывало много критики или было непонятно современникам. Стремясь подражать лучшим, есть риск лишить свое творчество индивидуальности и встать на путь соревнования, в котором нет победителя. Ведь наше творение оценивается субъективно и обязательно найдутся поклонники, критики и противники. Определите круг людей, чье мнение для Вас важно, с кем вы имеете схожие ценности, и кто может Вам дать необходимую поддержку, чью критику Вы способны принять как точку роста. Кроме того, наши ошибки делают нас живыми, неповторимыми и наравне с талантами наполняют наше творчество индивидуальностью.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЗО
А вот этот пунк, наверное нужно выделить как самый ключевой.
Дети идут к человеку, на доверие, на принятие, на чувство значимости в том пространстве которое создает педагог.
Я не идеальный педагог, но стараюсь пропустить через сердце то, что каждый ребенок это отдельная планета, которая вращается по своей собственной орбите. Я очень много хвалю детей, каждого по-разному, они часто не верят, думают я лукавлю ведь сами они не видят, что у них получился шедевр. Тогда приходится прибегать к сравнению. Но не в коем случае, не сравнению работ между собой. Сравнению с современными мультиками и эталонами художественного искусства в сми. Мы узнаем много нового, когда изучаем работы художников, просматриваем выставки. Сравнение иногда приводит нас к выводу. –« Да мы и вправду ого-го» ..
Потому-что современный художник зачастую -это человек, который вовремя попал в водоворот ситуации успеха, слухов, маркетинга, нужных знакомств ,что стали залогом его популярности и востребованности. А моя задача уже, но важнее, сделать ребенка чуточку счастливее, ярче, динамичнее и конечно же перестать бояться, просто быть собой! Все остальное вторично!!!

