ПОРТРЕТ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

ПОРТРЕТ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Портрет - один из самых главных и значительных жанров в изобразительном детском творчестве. И, пожалуй, один из самых сложных в Детской художественной школе, поскольку, ребенку школьного возраста непросто в точности передать внешнее сходство и характер того или иного человека.

Однако, трудно представить занятия  изобразительного искусства без данного жанра, который позволяет детям создавать целую галерею ярких и неповторимых образов (детских, мужских, женских), который раскрывает творческую индивидуальность ребенка и который формирует у детей представления о человеке, его чувствах и эмоциях.

Первые портретные образы появляются в жизни ребенка уже в возрасте 2-х 3-х лет. И первым шагом на пути знакомства с портретом являются детские рисунки, в которых присутствуют образы Колобка, Солнышка, Цветка. Дети «оживляют» свои первые художественные образы «лицом»: пририсовывают нос и ротик в виде черточек и глазки в виде точек в пределах нарисованного круга. Таким образом, они «оживают» и становятся индивидуальностью, получив свой характер, свое «лицо».

Немного повзрослев, каждая девочка рисует своим куклам лица, придавая каждой из них свой характер, свои индивидуальные черты. Так рождаются  в игре первые портреты.

Задача педагога-художника на занятиях–. Научить ребенка творчески мыслить, работая над композиционным решением будущего портрета; внимательно изучать лица людей, их характерные особенности (большие уши, маленькие глаза, большой нос, рот, цвет волос и т.д.); наблюдать за мимикой лица человека в разных ситуациях, его эмоциональном состоянии (человек плачет, смеется, сердится и т.д.). В этом непростом деле на пути постижения портретного искусства поможет несколько методов:

 

На первом этапе работы над портретом применяется  научный метод.

Дети знакомятся с портретным  жанром  живописи с точки зрения истории изобразительного искусства, узнают его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж), знакомятся с различными видами портретной живописи: автопортрет, мужской, женский, детский портрет, исторический,

парадный. Ребята узнают о том, что различают одиночные, парные, групповые портреты, что портреты бывают погрудные, поясные, художник может изобразить портретируемого в полный рост, на полотне может быть изображена только голова человека.

Благодаря учителю, ребенок понимает, что отличительные особенности портретов заключаются в том, что этот жанр должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты его характера  и его душевное состояние.

На следующем этапе работы дети знакомятся с жанром автопортрета.

Педагог предлагает учащимся изобразить самих себя. Рассмотрев внимательно свое отражение в зеркале или на основе зрительной памяти ребята приступают к работе.

Благодаря методу наблюдения и внимательного изучения дети учатся познавать себя, изображая свои черты на листе бумаги. Тематика автопортрета может быть разнообразной «Я и мое любимое животное», «Моя мечта. Кем я хочу стать», «Автопортрет зимним вечером», «Я на прогулке» и т.д. Композиционно такие портреты могут быть разнообразными: поясные, погрудные, в полный рост.

Не углубляясь в изучение анатомии строения головы (лица) и фигуры человека, посмотрев наглядные пособия (портреты, выполненные учащимися прошлых лет) дети на своем собственном опыте постигают основы портретного искусства. Рассматривают лица друг друга, обращают внимание на глаза, их форму, размер, расположение на лице, расположение и форму бровей.

Необходимо показать детям несколько способов изображения носа и рта. Рассматривая друг друга и себя в зеркале, дети выясняют, что волосы бывают разного цвета, разного качества (прямые и кудрявые), а прически имеют разную форму: у мальчиков короткие волосы и стрижки, у девочек тоже разные стрижки, а также хвостики и косички, длинные и короткие.

Портретный образ могут дополнить различные предметы в руках изображаемого человека (птичка, кошка, фрукты, цветы), разнообразные

элементы одежды (шляпка, венок из цветов), разнообразный фон  (окружающий пейзаж, обстановка интерьера)

Поскольку автопортрет дело непростое, в процессе работы могут возникнуть некоторые проблемы

Практика показывает, что на начальной стадии работы многим детям трудно нарисовать овал лица величиной хотя бы в половину альбомного листа и правильно расположить на нем глаза. Овал получается либо слишком маленьким, либо нарисованное вовсе не похоже на овал. Задача педагога вовремя увидеть ошибку, подсказать и помочь ребенку нарисовать правильную форму и нужный размер.

Очень часто дети забывают изобразить такую немаловажную часть на голове человека как уши. Поэтому педагог должен обязательно обратить внимание учеников на наличие ушей на голове человека, их форму. Как правило, они бывают овальной формы, поменьше или побольше, расположены под линией глаз.

Кроме того, изображение человека в рисунках детей очень часто отличается композиционным однообразием, примитивностью, схематизмом и это не случайно, ведь человек является самым сложным объектом изображения и необходим значительный художественный опыт и своевременная помощь педагога, чтобы грамотно и выразительно его изобразить. Можно предложить детям нарисовать человека в разном ракурсе (фас, профиль, в полоборота), попробовать передать разнообразное выражение лица.

 

В дальнейшем педагог может направить детей на создание портретов своих близких родственниковдрузей. Здесь может быть мама в нарядном красивом платье, и любимая бабушка, сестренка, лучший друг или подруга и т.д.

Работая над созданием портретов, дети знакомятся с основными средствами выразительности портрета: мимикой лица, позой и жестами, костюмом, изображением рук и фоном (окружающей обстановкой).

В композиции «Портрет моего друга», мамы, бабушки дети учатся передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, волос, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изобразить лица, нарисовать шею, плечи и частично одежду, возможен фон, который побуждает подумать, в какой обстановке лучше нарисовать тот или иной образ. Затруднения у детей обычно вызывают шея (она получается слишком тонкой) и плечи (дети, как правило, рисуют их покатыми), поэтому голова у них стоит как бы на треугольнике. Необходимо показать на себе или

на ребенке, что плечи довольно прямые и гораздо шире головы, а шея не такая уж тонкая, лишь чуть поуже головы.

Рисуя лицо человека, дети учатся соблюдать необходимые пропорции и правильно размещать части лица.

Кроме того, дети учатся передавать половые отличия мужчины и женщины, выражающиеся в чертах лица, прическе, телосложении, костюме, характере и т.д. Старательно рисуя портреты, подбирая наиболее яркие выразительные средства, дети передают свои чувства любви и уважения к родителям, близким, рассказывают о красоте и нежности матери, доброте и мужественности отца. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.

На следующем этапе педагог использует метод эмоционального восприятия портрета. В качестве демонстрационного материала применяются портреты, в которых передается характер и настроение изображаемого.

Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Для рассмотрения может быть

предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте. В качестве демонстрационного материала идеально подойдут портреты голландского художника Ф.Хальса раннего периода.

Своеобразная отличительная особенность портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать не только внешний облик изображаемого человека, но и выражать черты характера человека и его душевное состояние, настроение, определяемое замыслом художника, Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности портретного жанра, который воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

В создании ярких, эмоциональных портретов 6-ти летним детям нет равных

Большую роль в передаче эмоционального состояния играет колористическое решение композиции, которое помогает раскрыть характер изображенного на портрете человека.

Следующим этапом в работе над портретом могут стать парные и групповые портреты. «Мы с мамой», «Я с папой», «Моя семья», «Я и мой друг» (Мои друзья) и т.д. Фоном в таких портретных композициях могут быть элементы интерьера, а также элементы пейзажа.

Портреты-образы вызывают наибольший интерес у учащихся. Героями таких портретов могут стать сказочные герои (добрые, злые, грустные), фантазийные образы,образы людей различных профессий.

Рисуя портреты людей разных профессий, учащиеся отражают в своих рисунках особенность одежды, типичные характеры представителей той или иной профессии (доктор – добрый, милиционер – строгий, клоун – веселый и т.д.). Развивая у детей творческие способности, предлагается нарисовать портреты несуществующих образов, например, времен года в образе людей. В таких композициях дети передают характерные черты каждого сезона (Зима – холодная, лютая, снежная…, Весна – ветреная, цветущая, легкая…, и т.д.).

 

Таким образом, изучая портретный жанр, его разнообразные виды, дети не только учатся изображать человека, но и отражают свое эстетическое отношение к окружающему миру людей, проявляя свое творчество и фантазию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор статьи: Карякина Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_portret_karyakina_aprel.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТРЕТ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Портрет - один из самых главных и значительных жанров в изобразительном детском творчестве. И, пожалуй, один из самых сложных в Детской художественной школе, поскольку, ребенку школьного возраста непросто в точности передать внешнее сходство и характер того или иного человека.

Однако, трудно представить занятия  изобразительного искусства без данного жанра, который позволяет детям создавать целую галерею ярких и неповторимых образов (детских, мужских, женских), который раскрывает творческую индивидуальность ребенка и который формирует у детей представления о человеке, его чувствах и эмоциях.

Первые портретные образы появляются в жизни ребенка уже в возрасте 2-х 3-х лет. И первым шагом на пути знакомства с портретом являются детские рисунки, в которых присутствуют образы Колобка, Солнышка, Цветка. Дети «оживляют» свои первые художественные образы «лицом»: пририсовывают нос и ротик в виде черточек и глазки в виде точек в пределах нарисованного круга. Таким образом, они «оживают» и становятся индивидуальностью, получив свой характер, свое «лицо».

Немного повзрослев, каждая девочка рисует своим куклам лица, придавая каждой из них свой характер, свои индивидуальные черты. Так рождаются  в игре первые портреты.

Задача педагога-художника на занятиях–. Научить ребенка творчески мыслить, работая над композиционным решением будущего портрета; внимательно изучать лица людей, их характерные особенности (большие уши, маленькие глаза, большой нос, рот, цвет волос и т.д.); наблюдать за мимикой лица человека в разных ситуациях, его эмоциональном состоянии (человек плачет, смеется, сердится и т.д.). В этом непростом деле на пути постижения портретного искусства поможет несколько методов:

На первом этапе работы над портретом применяется  научный метод.

Дети знакомятся с портретным  жанром  живописи с точки зрения истории изобразительного искусства, узнают его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж), знакомятся с различными видами портретной живописи: автопортрет, мужской, женский, детский портрет, исторический,

парадный. Ребята узнают о том, что различают одиночные, парные, групповые портреты, что портреты бывают погрудные, поясные, художник может изобразить портретируемого в полный рост, на полотне может быть изображена только голова человека.

Благодаря учителю, ребенок понимает, что отличительные особенности портретов заключаются в том, что этот жанр должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты его характера  и его душевное состояние.

На следующем этапе работы дети знакомятся с жанром автопортрета.

Педагог предлагает учащимся изобразить самих себя. Рассмотрев внимательно свое отражение в зеркале или на основе зрительной памяти ребята приступают к работе.

Благодаря методу наблюдения и внимательного изучения дети учатся познавать себя, изображая свои черты на листе бумаги. Тематика автопортрета может быть разнообразной «Я и мое любимое животное», «Моя мечта. Кем я хочу стать», «Автопортрет зимним вечером», «Я на прогулке» и т.д. Композиционно такие портреты могут быть разнообразными: поясные, погрудные, в полный рост.

Не углубляясь в изучение анатомии строения головы (лица) и фигуры человека, посмотрев наглядные пособия (портреты, выполненные учащимися прошлых лет) дети на своем собственном опыте постигают основы портретного искусства. Рассматривают лица друг друга, обращают внимание на глаза, их форму, размер, расположение на лице, расположение и форму бровей.

Необходимо показать детям несколько способов изображения носа и рта. Рассматривая друг друга и себя в зеркале, дети выясняют, что волосы бывают разного цвета, разного качества (прямые и кудрявые), а прически имеют разную форму: у мальчиков короткие волосы и стрижки, у девочек тоже разные стрижки, а также хвостики и косички, длинные и короткие.

Портретный образ могут дополнить различные предметы в руках изображаемого человека (птичка, кошка, фрукты, цветы), разнообразные

элементы одежды (шляпка, венок из цветов), разнообразный фон  (окружающий пейзаж, обстановка интерьера)

Поскольку автопортрет дело непростое, в процессе работы могут возникнуть некоторые проблемы

Практика показывает, что на начальной стадии работы многим детям трудно нарисовать овал лица величиной хотя бы в половину альбомного листа и правильно расположить на нем глаза. Овал получается либо слишком маленьким, либо нарисованное вовсе не похоже на овал. Задача педагога вовремя увидеть ошибку, подсказать и помочь ребенку нарисовать правильную форму и нужный размер.

Очень часто дети забывают изобразить такую немаловажную часть на голове человека как уши. Поэтому педагог должен обязательно обратить внимание учеников на наличие ушей на голове человека, их форму. Как правило, они бывают овальной формы, поменьше или побольше, расположены под линией глаз.

Кроме того, изображение человека в рисунках детей очень часто отличается композиционным однообразием, примитивностью, схематизмом и это не случайно, ведь человек является самым сложным объектом изображения и необходим значительный художественный опыт и своевременная помощь педагога, чтобы грамотно и выразительно его изобразить. Можно предложить детям нарисовать человека в разном ракурсе (фас, профиль, в полоборота), попробовать передать разнообразное выражение лица.

https://lh6.googleusercontent.com/TzVm_WX0yVjQDA0XhfVMgkq_ZR8Z8cFTyDivfXlIfJ_8MlrRLEI8Y4ULnUkVX0TAI76N8lra2jBWrpNvEJhRhUpxjPCPzQ7nja-s-T-ogtLhq5lZ7jR7_H_d569BoyGonGgeshwiY7s_zS8OcgC:\Users\Владелец\Desktop\DSC08392.JPG

В дальнейшем педагог может направить детей на создание портретов своих близких родственниковдрузей. Здесь может быть мама в нарядном красивом платье, и любимая бабушка, сестренка, лучший друг или подруга и т.д.

Работая над созданием портретов, дети знакомятся с основными средствами выразительности портрета: мимикой лица, позой и жестами, костюмом, изображением рук и фоном (окружающей обстановкой).

В композиции «Портрет моего друга», мамы, бабушки дети учатся передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, волос, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изобразить лица, нарисовать шею, плечи и частично одежду, возможен фонкоторый побуждает подумать, в какой обстановке лучше нарисовать тот или иной образ. Затруднения у детей обычно вызывают шея (она получается слишком тонкой) и плечи (дети, как правило, рисуют их покатыми), поэтому голова у них стоит как бы на треугольнике. Необходимо показать на себе или

на ребенке, что плечи довольно прямые и гораздо шире головы, а шея не такая уж тонкая, лишь чуть поуже головы.

Рисуя лицо человека, дети учатся соблюдать необходимые пропорции и правильно размещать части лица.

Кроме того, дети учатся передавать половые отличия мужчины и женщины, выражающиеся в чертах лица, прическе, телосложении, костюме, характере и т.д. Старательно рисуя портреты, подбирая наиболее яркие выразительные средства, дети передают свои чувства любви и уважения к родителям, близким, рассказывают о красоте и нежности матери, доброте и мужественности отца. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.

На следующем этапе педагог использует метод эмоционального восприятия портрета. В качестве демонстрационного материала применяются портреты, в которых передается характер и настроение изображаемого.

Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Для рассмотрения может быть

предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте. В качестве демонстрационного материала идеально подойдут портреты голландского художника Ф.Хальса раннего периода.

Своеобразная отличительная особенность портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать не только внешний облик изображаемого человека, но и выражать черты характера человека и его душевное состояние, настроение, определяемое замыслом художника, Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности портретного жанра, который воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

В создании ярких, эмоциональных портретов 6-ти летним детям нет равных

Большую роль в передаче эмоционального состояния играет колористическое решение композиции, которое помогает раскрыть характер изображенного на портрете человека.

Следующим этапом в работе над портретом могут стать парные и групповые портреты. «Мы с мамой», «Я с папой», «Моя семья», «Я и мой друг» (Мои друзья) и т.д. Фоном в таких портретных композициях могут быть элементы интерьера, а также элементы пейзажа.

Портреты-образы вызывают наибольший интерес у учащихся. Героями таких портретов могут стать сказочные герои (добрые, злые, грустные), фантазийные образы,образы людей различных профессий.

Рисуя портреты людей разных профессий, учащиеся отражают в своих рисунках особенность одежды, типичные характеры представителей той или иной профессии (доктор – добрый, милиционер – строгий, клоун – веселый и т.д.). Развивая у детей творческие способности, предлагается нарисовать портреты несуществующих образов, например, времен года в образе людей. В таких композициях дети передают характерные черты каждого сезона (Зима – холодная, лютая, снежная…, Весна – ветреная, цветущая, легкая…, и т.д.).

F:\работы\DSC06145.JPG

Таким образом, изучая портретный жанр, его разнообразные виды, дети не только учатся изображать человека, но и отражают свое эстетическое отношение к окружающему миру людей, проявляя свое творчество и фантазию.

Автор статьи: Карякина Н.В.