«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ МАЗКОВ КИСТЬЮ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УПРАЖНЕНИЙ И ПРИЁМОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ АРТ ИДЕЯ»

Агафонова Ольга Владимировна

Стремление к самовыражению – движущая сила личности человека. Рисование является одним из инструментов, с помощью которого человек может выразить себя. Ребёнок не знает, что не умеет рисовать, поэтому не боится ошибок и не испытывает нерешительности перед чистым листом. Но чем старше ребёнок становится, тем больше сравнивает свои творческие успехи с художественными достижениями окружающего его мира. В ощущении неполноты и несовершенства своих навыков, нередко возникает чувство беспомощности и желание бросить занятия рисованием.

Сегодня достаточно много направлений в художественном творчестве: от академической живописи до любительских иллюстраций. Благодаря развитию социальных сетей художественное искусство стало доступным как никогда. Любой пользователь интернета, желающий научиться рисовать, может пройти обучающий дистанционный курс. Все современные художники размещают результаты своего творчества на своих страницах в социальных сетях. В ходе просмотра их иллюстраций возникает желание научиться таким же техникам рисования и создавать не менее эффектные работы.

Из всех направлений художественного творчества акварельная живопись считается наиболее сложной. Чтобы овладеть искусством акварельной живописи требуется не один год упорного труда. Но не все могут позволить себе обучаться так долго. Ребёнок, приходящий на занятия по рисованию нуждается в получении базовых знаний и умений, а также в освоении элементарных приёмов рисования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агафонова Ольга Владимировна

 педагог дополнительного образования

ГБУ ДО РХ «Республиканский центр дополнительного образования»

г. Абакан, Республика Хакасия

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ МАЗКОВ КИСТЬЮ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УПРАЖНЕНИЙ И ПРИЁМОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ АРТ ИДЕЯ»

Стремление к самовыражению – движущая сила личности человека. Рисование является одним из инструментов, с помощью которого человек может выразить себя. Ребёнок не знает, что не умеет рисовать, поэтому не боится ошибок и не испытывает нерешительности перед чистым листом. Но чем старше ребёнок становится, тем больше сравнивает свои творческие успехи с художественными достижениями окружающего его мира. В ощущении неполноты и несовершенства своих навыков, нередко возникает чувство беспомощности и желание бросить занятия рисованием.

Сегодня достаточно много направлений в художественном творчестве: от академической живописи до любительских иллюстраций. Благодаря развитию социальных сетей художественное искусство стало доступным как никогда. Любой пользователь интернета, желающий научиться рисовать, может пройти обучающий дистанционный курс. Все современные художники размещают результаты своего творчества на своих страницах в социальных сетях. В ходе просмотра их иллюстраций возникает желание научиться таким же техникам рисования и создавать не менее эффектные работы.

Из всех направлений художественного творчества акварельная живопись считается наиболее сложной. Чтобы овладеть искусством акварельной живописи требуется не один год упорного труда. Но не все могут позволить себе обучаться так долго. Ребёнок, приходящий на занятия по рисованию нуждается в получении базовых знаний и умений, а также в освоении элементарных приёмов рисования.

 

Разработка системы приёмов и упражнений

В начале творческого пути необходимо выработать у обучающихся навык выполнения чётких уверенных линий и мазков. Для формирования базы упражнений выбран флористический жанр. Особое внимание уделено плавности цветовых переходов, многоплановости и прозрачности мазков.

На протяжении нескольких месяцев обучающихся старших групп, создавали эскизы  по воображению и по образцам иллюстраций других художников. Было нарисовано около 50 работ разной сложности. При визуальном анализе работ, становилось ясно,  что именно вызывает трудности. Не получались тонкие линии, плавные переходы цвета и мазки листьев и лепестков. Постепенно приходило понимание, как выполнить тот или иной приём. Каждое затруднение в рисунках было началом процесса разработки упражнения. На помощь пришли правила выполнения мазков из китайской системы У-син.

Для постановки руки и тонкой контурной линии предложен блок из нескольких упражнений. Для них есть общие рекомендации: выполнять в положении стоя, кисть расположить вертикально и взять посередине черенка, лист положить прямо перед собой, рука от локтя до запястья находится в воздухе параллельно столу, запястье при выполнении  остаётся неподвижным, зафиксировать руку так чтобы кисть касалась листа самым кончиком.

1 упражнение. Прямые линии. Выполнить череду тонких линий различной длины (5-10см). При выполнении плечо отводится назад до завершения линии. Тренирует двигательную память.

2 упражнение. Круги и спирали. Круговое движение происходит в локтевом и плечевом суставе. Выполнять тонкую линию в виде круга, пока круги не станут ровными.  Для проверки навыка рисовать поочередно круги с открытыми и закрытыми глазами. Спирали выполнять во всех направлениях: слева, справа, изнутри и вовнутрь. Тренирует двигательную память и координацию движений.

3 упражнение. Змейка. Выполняется во всех направлениях: справа, слева, сверху и снизу. Тренирует двигательную память.

4 упражнение. Вьюнок. Это составной элемент из змейки и спирали. Основное требование: тонкость линий и круглая форма завитков. Направлено на отработку рисунка стебля растения. Тренирует линейный глазомер и развивает чувство композиционной гармонии.

5 упражнение. Листья. Выполняются разных размеров и из разных направлений. При выполнении щетина полностью ложится на лист и движется назад с постепенным отрывом от листа, совершая дугообразное движение. Остаётся длинный заострённый мазок. Выполнять до получения одинаковых по форме листов

6 упражнение. Лепестки. Выполняется боковой стороной щетины. Щетина ложится на лист боковой стороной и движется вниз, постепенно отрываясь от листа.  Остаётся широкий мягкий мазок. Отрабатываются мазки в разных направлениях.

7 упражнение. Цветы. Цветы выполняются двух видов: розетки из 3 и 6 лепестков.

8 упражнение. Насыщенность цвета. Выполнить цветовую растяжку при помощи воды по отдельным фрагментам. В начале растяжки цвет наиболее интенсивный, каждый последующий квадрат светлее, до полного исчезновения в конце линии. Тренирует умение использовать краску и воду в нужных пропорциях.

9 упражнение. Прозрачность. На коротком отрезке (7см) выполняется непрерывная растяжка цвета водой. Мокрое цветовое пятно размывается влажной чистой кистью до полного исчезновения цвета. Тренирует скорость, аккуратность и используется для эффекта прозрачности в рисунке.

10 упражнение. Переходы цветов. Выполняется широкая короткая линия одним цветом. Навстречу линия другого цвета движется до соединения и получения плавного перехода.

В ходе разработки системы заданий были отработаны основные навыки: рисование чётких уверенных линий, выполнение ровных по форме мазков и приёмы перехода цвета.

Отработка упражнений на группе обучающихся и анализ эффективности

Для Проверки эффективности упражнений, была проведена серия из 5 занятий на группе обучающихся, состоящей из 8 человек в возрасте от 8 до11лет. Основной задачей было выявление нарушений в процессе рисования, и их коррекция и исправление с помощью заданий.

Для определения первичного уровня навыков в группе было выполнено задание: по предложенному образцу сделать копию рисунка. В ходе наблюдения за работой детей были подмечены различные особенности. Со стороны физиологии: неровная осанка, угловатые движения рабочей рукой, неправильный захват кисти. Со стороны техники рисования: неумение разбавлять краску водой, неровные мазки. В эмоциональной сфере: страх перед чистым листом.

Второй этап работы с группой это выполнение упражнений по видеоурокам с нарастанием уровня сложности. При анализе работ прослеживается рост уровня умений и навыков. Прежде всего, результат виден у тех, кто самокритичен к себе и готов доверять обучающей системе. Самых быстрых результатов обучаемые достигли в работе с переходами цвета и формой мазков. Отработка ровных четких линий требует большего времени и упорства. В группе из восьми детей пятеро показали положительный результат и проявили желание продолжать обучение.

G:\Пикурова 2021\Упражнения 1_ блок.jpg   G:\Пикурова 2021\Упражнения 3 блок.jpg

G:\Пикурова 2021\Упражнения 2 блок.jpg

Примеры выполнения упражнений.