Методическая разработка - "Основы цветоведения"

Методическая разработка «Основы цветоведения» представляет собой учебно-методическое пособие по изобразительному искусству. В нём рассматриваются ключевые аспекты науки о цвете: характеристики цвета (тон, насыщенность, светлота), виды цветовых рядов, принципы смешения цветов (аддитивное и субтрактивное), основы цветового круга, взаимодействие основных и составных цветов, а также влияние освещения и физиологии зрения на восприятие цвета. Практическая часть включает упражнения на создание цветовых растяжек и смешение красок. Материал предназначен для развития у учащихся художественного вкуса, наблюдательности и навыков работы с цветом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Беловская детская школа искусств»


Методическая разработка по специальности ИЗО

«Основы цветоведения»

Преподаватель Козлова Л.М.

Сл. Белая, 2025 г.

Цвет является одной из ключевых характеристик любого предмета, наравне с его формой определяя индивидуальность объекта. Описывая окружающий мир, мы неизменно обращаем внимание на цвет как на важнейшую особенность предметов. В повседневной жизни цвет служит не только средством визуального восприятия, но и способом ориентации в пространстве, помогая различать и идентифицировать объекты.

Наука о цвете, известная как цветоведение или колористика, играет значительную роль в искусстве. Она позволяет художникам глубже понять природу цвета, его свойства и возможности применения в живописи и декоративном творчестве. Цветоведение охватывает широкий спектр тем: от природы цвета и его основных характеристик до изучения цветовых контрастов, смешения оттенков, гармонии и колорита. Эти знания помогают создавать выразительные и эстетически совершенные произведения.

Изучение основ цветоведения имеет большое значение для учащихся. Оно не только расширяет их представления об окружающем мире, но и способствует развитию наблюдательности, художественного вкуса и творческого мышления.

Характеристики цвета

Цвета делятся на две категории — хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый цвета и все их смеси. Хроматические цвета мы видим индивидуально. К ахроматическим (не имеющим цвета) относятся белый, черный и все оттенки серого, они различаются только по светлоте. Человеческий глаз способен различить до 400 переходных оттенков от белого к черному.

Выделяют четыре цветовые группы: спектральные, светлые, темные и пастельные (или сероватые) цвета. Светлые — цвета спектра, смешанные с белым цветом; темные — цвета спектра, смешанные с черным; сероватые — цвета спектра, смешанные с разными оттенками серого.

Цветовой тон — это оттенок, который характеризует цвет как красный, оранжевый, жёлтый и т. д.. Он определяется положением цвета в видимом спектре и соответствует одному из спектральных цветов. 

Например, красно-фиолетовый цвет отличается от красного и красно-оранжевого из-за разного цветового тона.  

Насыщенность — это степень выраженности цветового тона, насколько цвет чист и интенсивен визуально. Эталоном насыщенности считают цвета спектра: чем ближе цвет к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем насыщеннее. 

Насыщенный цвет можно назвать «сочным», «глубоким», менее насыщенный — «приглушённым», приближённым к серому. 

Светлота — это степень приближения цвета к белому, сравнительное отличие оттенков одного цвета по принципу: светлее — темнее.  Например, лёгкий салатовый цвет будет выше по светлоте, чем цвет густой зелёной листвы. 

Цветовой ряд — это последовательность цветов, у которых, по крайней мере, одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного цвета к другому. 

Некоторые виды цветовых рядов:

  • Ряд убывающей чистоты и возрастающей яркости. Этот ряд делается разбеливанием, то есть добавлением белого цвета к спектральному. 
  • Ряд убывающей насыщенности (приглушение). 
  • Ряд убывающей яркости и убывающей насыщенности (зачернение). 
  • Ряд по цветовому тону. Это смешение двух соседних спектральных цветов (причем в пределах не более 1/4 интервала светового круга).

Смешение цветов в цветоведении — процесс получения разнообразных цветов при помощи базовых цветовых излучений или красок. 

  • Существуют два типа смешения цветов: аддитивное (слагательное) и субтрактивное (вычитательное) 

Аддитивное смешение основано на сложении аддитивных цветов, то есть цветов непосредственно излучающих объектов. Метод основан на особенностях строения зрительного анализатора человека. Некоторые виды аддитивного смешения:

  • Пространственное. Совмещение в одном пространстве разноцветных световых потоков. Пример — компьютерный монитор, цветное изображение на котором основано на цветовом пространстве RGB и получается из красных, зелёных и синих точек. 
  • Оптическое. Восприятие человеком некоего суммарного цвета при том, что в реальности слагаемые цвета разделены. 
  • Временное. Наблюдается при быстром движении различных цветов. 
  • Бинокулярное. Эффект создаётся, если надеты очки с линзами различных цветов. 

Субтрактивное смешение заключается в том, что из светового потока вычитаются какие-либо цвета. Цвет формируется за счёт вычитания из отражённого от бумаги (или проходящего через прозрачный носитель) света определённых цветов. Пример — наложение полупрозрачных слоёв различных красок друг на друга. 

Основные цвета при аддитивном смешении: красный, зелёный и синий. Цвета, получаемые смешением двух основных цветов, называют составными или производными. Это оранжевый, зелёный и фиолетовый. 

Основные цвета. Основными на цветовом круге являются: желтый, красный и синий. Эти цвета составляют фундамент цветового круга. В руках у опытного художника краски только этих цветов, а также белый и черный, создадут все остальные.

 Составные цвета. К цветам второго ранга относятся: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Их получают путем попарного смешивания основных: желтого, красного и синего. Смешивая желтый и синий цвета, получают зеленый. Красный и желтый образуют оранжевый. Красный и синий образуют фиолетовый. Итак, получаем следующие составные цвета: фиолетовый, зеленый, оранжевый.

Родственные или нюансные цвета – это два цвета, стоящих рядом на цветовом круге. Сочетания таких цветов выглядят очень спокойно и гармонично.

Контрастные (дополнительные) цвета – это два цвета, стоящие на противоположных сторонах цветового круга. В таких сочетаниях цвета усиливают и “зажигают”друг друга.

Передача цветовых отношений натурной постановки в живописи — это сложный процесс, требующий глубокого понимания взаимодействия цветов, физиологии человеческого зрения и влияния внешних условий. Основу восприятия цвета составляют колбочки сетчатки глаза, которые реагируют на красный, зелёный и синий спектры света. Эти фоторецепторы определяют, как художник видит оттенки объектов в натуре и воспроизводит их на холсте. Однако физиологические особенности, такие как индивидуальная чувствительность колбочек или возрастные изменения, существенно влияют на восприятие и передачу цветовых отношений.

Освещение играет ключевую роль в работе с натурой. Естественный дневной свет, меняющийся в зависимости от времени суток, подчёркивает разные аспекты цветовой гаммы: утренний свет усиливает тёплые жёлтые и розовые оттенки, тогда как вечерний может добавлять холодные синие или фиолетовые тона. Искусственное освещение, например лампы накаливания или светодиоды, также изменяет восприятие: тёплый свет акцентирует красные и оранжевые оттенки, а холодный — синие и зелёные. Художник должен учитывать эти нюансы, чтобы передать гармонию натурной постановки, включая рефлексы, тени и полутени, которые формируют цветовые взаимодействия. Например, свет, падающий на объект, может создавать цветные рефлексы от соседних поверхностей, что требует тонкого анализа для точного воспроизведения.

Физиология зрения накладывает дополнительные ограничения. С возрастом хрусталик глаза желтеет, что снижает восприимчивость к холодным оттенкам, таким как синий или голубой. Это может затруднять передачу тонких цветовых переходов в постановке, особенно если художник работает с пейзажами или натюрмортами, где преобладают холодные тона. Дальтонизм, связанный с дисфункцией определённых типов колбочек, также влияет на восприятие: например, при протанопии (нарушении восприятия красного) художник может не различать красные и зелёные оттенки, что искажает цветовые отношения. Неврологические факторы, такие как усталость или стресс, могут дополнительно искажать восприятие, делая цвета менее насыщенными или меняя их эмоциональное восприятие.

Для успешной передачи цветовых отношений художник должен учитывать контрасты — как цветовые, так и светотеневые. Тёплые и холодные тона в постановке взаимодействуют, создавая визуальную глубину и динамику. Например, тёплый оранжевый фон может сделать зелёный объект более выразительным за счёт контраста. Художник анализирует, как цвета объектов в натуре взаимодействуют с фоном, освещением и друг с другом, чтобы добиться гармоничной композиции. Важно также учитывать фактуру поверхности: матовые объекты поглощают свет, а глянцевые создают яркие блики, что влияет на восприятие цвета.

Урок на тему «Основы цветоведения» для учащихся ДШИ

Цели:

  • познакомить учащихся с основами цветоведения;
  • дать понятия о цветовом круге, основных и составных цветах, дополнительном цвете, холодном и тёплом оттенках, светлоте, цветовой насыщенности;
  • научить отображать различные цветовые комбинации с помощью ограниченной палитры;
  • развить навыки поиска гармоничных цветовых сочетаний;
  • воспитывать художественный вкус.

Визуальный ряд: презентация, таблицы, наглядные пособия.

Оборудование и материалы: кисти, краски, простые карандаши, листы бумаги формата А4.

Содержание:

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодные и теплые оттенки, светлота, насыщенность цвета.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Сообщение целей и задач урока, проверка готовности к уроку

II.Сообщение темы урока

Учитель. Цвет — это признак окружающих предметов, осознанное зрительное ощущение, важное средство в искусстве. Он влияет на чувства и настроение. Например, красный символизирует Солнце, огонь и жизнь, синий — радость и тепло, но также тревогу, белый — свежесть и чистоту, но у некоторых народов — траур, а чёрный — пустоту и горе.

Каждый предмет имеет свой цвет, некоторые узнаются только по цвету. Три одинаковых предмета можно превратить в апельсин, помидор или яблоко, раскрасив их соответствующим образом.

Каждому времени года соответствует своя палитра красок. Сегодня мы раскроем некоторые секреты цвета.


            III. Изучение нового материала

  1.     Сведения о цветоведении.

Учитель. Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов?

Учитель. Цветоведение — наука о цвете, изучающая многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, работающий с красками.

  1. Свойства цвета.

Учитель. Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов?

Лучи солнца создают ощущение цвета: в темноте цвета не видны, а при свете мы их различаем. Красный символизирует солнце и жизнь, чёрный — пустоту и горе. Хроматические цвета — это все цвета, кроме чёрного, белого и серого, например, красный, синий, зелёный.

Радуга возникает, когда солнечные лучи преломляются, образуя спектр: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эти цвета всегда идут в таком порядке. Спектр можно представить в виде круга, где красный и фиолетовый ближе друг к другу, чем к зелёному. Цветовой круг делится на тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, зелёный, голубой) цвета. Тёплые ассоциируются с солнцем и огнём, холодные — с водой и льдом.

Тёплые цвета кажутся ближе, холодные — дальше, и художники используют это для создания глубины. Основные цвета — красный, жёлтый, синий — нельзя получить путём смешивания. Составные цвета, например оранжевый, зелёный, фиолетовый, получаются из основных. Цветовой круг может включать 12 или 24 цвета, помогая определять оттенки и их сочетания.

Сравнение по светлоте показывает, что тёплые цвета (красный, оранжевый) кажутся ближе, чем холодные (синий, зелёный). Ахроматические цвета (серый, белый, чёрный) различаются только по светлоте. Цветовая растяжка — это переход между цветами, например от синего к зелёному или от красного к жёлтому и зелёному.

Оцени красоту! Один цвет переходит в другой. Теория понята. Переходим к практике.

IV. Практическая работа

Выполните упражнение 1. Это упражнение на цветовую растяжку. Поделите лист на четыре части. В верхних прямоугольниках сделайте две растяжки с использованием гуаши, а в нижних — две растяжки с использованием акварели. Техника нанесения этих красок немного отличается.

Начнем с гуаши. Выберите два цвета для первой растяжки. Например, можно взять фиолетовый и белый. На палитру выложите немного фиолетовой и белой краски. Наберите на кисть фиолетовую краску и нанесите её на верхний левый прямоугольник. Затем слегка смешайте фиолетовый с белым и нанесите полученную смесь на середину прямоугольника, чтобы создать плавный переход от темного к светлому. Возьмите чистую кисть и добавьте ещё белого, чтобы получить более светлый оттенок. Нанесите его на оставшуюся часть прямоугольника, завершая плавную растяжку от фиолетового к белому.

Для второй растяжки выберите другие цвета и повторите процесс, но уже с акварелью. Дайте работе высохнуть примерно полчаса.

Теперь перейдем к акварели. На палитре подготовьте два выбранных цвета, например, желтый и зеленый. Краска должна быть разведена до состояния «цветных лужиц». Перед нанесением акварели смочите прямоугольник чистой водой. Дождитесь, пока бумага станет влажной, но не мокрой, и только тогда начинайте наносить краску. Сначала нанесите желтый цвет, затем постепенно добавляйте к нему зеленый, смешивая и нанося новые полосы. Важно, чтобы края мазков не успевали подсыхать — это обеспечит плавный и нежный переход.

Отдельное упражнение — переход от белого к цвету в акварели. Поскольку белила в акварели не используют, за белый цвет берется сам лист бумаги. Первую полосу нанесите чистой водой, а затем постепенно добавляйте выбранный цвет, создавая градиент. Если нужно сделать растяжку от цвета к белому, разбавляйте краску водой после каждого нанесения.

Эти техники помогут вам в создании плавных переходов, которые пригодятся для изображения неба, закатов, восходов и других живописных эффектов.

Переходим к упражнению 2. Возьмите лист бумаги и акварельные краски, экспериментируйте со смешиванием цветов. Попробуйте получить коричневый цвет — какие оттенки для этого нужно смешать? Сколько оттенков коричневого можно создать? Не бойтесь пробовать разные комбинации, и вы откроете для себя множество новых цветов и оттенков.

V. Итоги работы

Выставка работ учащихся.

Заключительное слово учителя.

А теперь показываем лучшие работы. Я думаю, при выполнении практической работы вы убедились, что достоинства произведения не обусловливаются обилием и яркостью красок, что без знаний законов цвета трудно рассчитывать на успех.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  2. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – с Пб.: Питер, 2006.
  3. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.1 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
  4. Тропинина, Т.Н. Практические задания по курсу «Цветоведение» / Т.Н. Тропинина. – Новосибирск: НГТУ, 2012. – 58 с.