Методическая разработка - "Построение перспективы"

Методическая разработка «Построение перспективы» представляет собой учебно-методическое пособие по изобразительному искусству. В нём рассматриваются теоретические основы и практические приёмы передачи пространства на плоскости. Освещаются ключевые понятия: линия горизонта, точка схода, виды перспективы (фронтальная, угловая, трёхточечная) и методы их построения (с одной, двумя и тремя точками схода). Теоретический материал подкреплён практическим заданием по изображению городского пейзажа с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы. Цель разработки — развитие у учащихся пространственного мышления, навыков реалистичного рисунка и композиционного построения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Перспектива — система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; перспектива используется для построения иллюзорного пространства». Закон перспективы гласит, что чем дальше объект находится от зрителя, тем меньше он кажется. Это происходит из-за того, что наш глаз воспринимает предметы в соответствии с их размерами и расстоянием. Такое решение помогает передать глубину, которая в свою очередь влияет на человеческое восприятие.

Стремление овладеть построением перспективы в ДШИ помогает ученику развивать пространственное мышление, позволяя точнее передавать объём и глубину на плоскости. Это умение делает рисунки более реалистичными и убедительными, а также способствует грамотному композиционному построению работы. 

План урока

  1. Знакомство с понятиями: линия горизонта, точка схода; классификацией видов перспективы.
  2. Постановка практической задачи.
  3. Достижение верного построения перспективы.

Задачи:

  1. Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
  2. Развивать навыки рисования перспективы.
  3. Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

Для учителя: репродукции картин художников.

Для учеников: альбом, ластик. Карандаш.

Перспектива — это способ изображения трехмерного пространства на плоскости с учетом удаленности предметов. Законы перспективы позволяют художнику создавать иллюзию глубины и объема на двухмерной поверхности. 

Линия горизонта — это воображаемая горизонтальная линия, которая разделяет видимую область мира на две половины: небо и землю или воду, когда речь идет о морском пейзаже. 

Эта линия помогает создать ощущение глубины и трехмерности на плоской поверхности. Она определяет, как объекты размещаются в пространстве и как они связаны друг с другом. Перспективные линии — способ создания трехмерности и реализма на плоской поверхности. Чем дальше от объекта начинается такая линия, тем ближе этот объект к линии горизонта и, следовательно, тем меньше он кажется на изображении.

Способов видеть и передавать видимое на плоскости существует множество. Авторами книг представлены разные классификации. В конце XX века Б. В. Раушенбах, анализируя наиболее типичные системы геометрических построений до новейшего искусства, пишет, что история искусств знает всего четыре основных метода пространственных построений на плоскости. Среди них:

— чертежный метод (изображение объективного пространства, свойственное искусству Древнего Египта);

— метод локальных аксонометрий и их трансформаций, характерный для античного и средневекового искусства;

— центральная линейная перспектива в искусстве эпохи Возрождения;

— центральная криволинейная перспектива, появившаяся на рубеже XIX и XX столетий.

Точка схода — точка на линии горизонта, в которой сходятся параллельные в реальности линии. Этот прием помогает создать перспективу, установить местоположение наблюдателя, структурировать композицию, создать эффект глубины и реализма, а также подчеркнуть акценты.

Перспектива с одной точкой схода

Такая перспектива подходит для изображения линейно протяженных объектов: дорога, забор, стена дома. Особенно хорош этот вариант в том случае, когда объекты находятся близко друг к другу, — он помогает не допустить искажения пропорций.

Как построить:

  1. Определите точку схода. Это центральная точка, в которой сходятся все линии перспективы на вашем рисунке. Точка схода может находиться где-то на горизонте и будет центральной для создания иллюзии глубины.
  2. Нарисуйте горизонтальную линию. Это ваша линия горизонта, которая разделяет небо и землю.
  3. Добавьте объекты и линии. Начните рисовать объекты и линии перспективы, которые будут сходиться к вашей точке схода. Объекты, находящиеся ближе к точке схода, будут казаться крупнее, а те, что дальше, будут меньше.
  4. Соедините линии с точкой схода. Все линии перспективы, идущие от объектов, должны сходиться в вашей точке схода. Например, если вы рисуете дорогу, линии ее краев должны сходиться в точке схода на горизонте. Это создаст иллюзию того, что дорога уходит вдаль.

Перспектива с двумя точками схода

Этот метод используется для создания объемных объектов: куб, коробка. Также он подходит, когда объекты расположены далеко друг от друга, — например, два дома, находящихся на расстоянии. Двухточечная перспектива позволяет создавать более динамичные и сложные изображения, особенно когда вы работаете с объектами, расположенными под разными углами.

Как построить:

  1. Определите две точки схода. Эти точки будут служить центрами, вокруг которых будут сходиться линии перспективы. Они обычно находятся на горизонте, но с разных сторон, в зависимости от того, какие объекты вы рисуете.
  2. Нарисуйте линию горизонта. Линия должна проходить через две точки схода.
  3. Добавьте объекты и линии. Начните рисовать объекты и линии перспективы, которые будут сходиться к одной из двух точек схода. Например, если вы рисуете улицу с высокими зданиями, линии фасадов зданий могут сходиться к одной точке схода.
  4. Соедините линии с точками схода. Линии перспективы, идущие от объектов, должны сходиться к одной из двух точек схода. Другие линии могут сходиться к другой точке схода, в зависимости от угла, под которым они видны.

Перспектива с тремя точками схода

Трехточечная перспектива применяется при сложных перспективных построениях — когда на картине много однотипных объектов. Также подходит в тех случаях, когда объекты расположены далеко друг от друга. 

Как построить:

  1. Определите три точки схода. Одна из них будет центральной и будет находиться на горизонте, а две другие — выше и ниже горизонта. Они определяют углы наклона объектов в сцене.
  2. Нарисуйте линию горизонта. Она, как обычно, будет проходить через центральную точку схода.
  3. Разместите две вертикальные линии. Одна линия будет проходить через верхнюю точку схода и опускаться вниз, а другая линия пересечет нижнюю точку схода и поднимется вверх. Эти линии будут определять вертикальную перспективу.
  4. Добавьте объекты и линии перспективы. Линии перспективы, идущие от объектов, должны сходиться к одной из этих точек.
  5. Соедините линии с точками схода. Линии перспективы должны сходиться в одной из трех точек схода, в зависимости от того, какой угол и направление вы хотите изобразить.

Виды перспективы

Фронтальная

Вид объектов спереди. Например фасад здания или лицо в анфас. Линия горизонта в этом случае проходит на уровне глаз наблюдателя. В жизни такая перспектива почти не встречается. С ее помощью передают глубину пространства, подчеркивают разницу масштабов окружения и предметов.

Угловая

Объекты показаны сбоку под углом к наблюдателю. Линия горизонта смещена вверх или вниз. В этой перспективе используются две точки схода — именно так человек видит большинство объектов, а не как в случае с фронтальной перспективой. 

С помощью такой перспективы можно реалистично изобразить трехмерный объект: предметы интерьера, архитектуры и персонажей.

Трехточечная

Эта перспектива использует разные ракурсы в одном изображении и три точки схода. Она еще называется наклонной или вертикальной перспективой. Особенность в том, что вертикальные линии тоже искажаются. С помощью трехточечной перспективы можно показать, насколько объект огромен — как он устремляется ввысь — либо обозначить, что зритель находится над очень высоким объектом.

А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете городской пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение улицы по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того, чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение улиц, и по возможности применить правила воздушной перспективы.

Практическая работа:

Сейчас мы с вами будем рисовать поле по всем правилам перспективы. Я буду рисовать его на доске, вы – в своих альбомах. Весь рисунок выполняется от руки, без помощи линеек. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.

Итог урока:

Совместный анализ выполненных рисунков учащихся у доски. Выявление характерных ошибок. Несколько работ желающих анализируют с классом, остальные выставляют без коллективного обсуждения. Все учащиеся в конце урока поднимают работы и показывают друг другу.

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Беловская детская школа искусств»


Методическая разработка по специальности ИЗО

«Построение перспективы»

Преподаватель Козлова Л.М.

Сл. Белая, 2025 г.

«Перспектива — система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; перспектива используется для построения иллюзорного пространства». Закон перспективы гласит, что чем дальше объект находится от зрителя, тем меньше он кажется. Это происходит из-за того, что наш глаз воспринимает предметы в соответствии с их размерами и расстоянием. Такое решение помогает передать глубину, которая в свою очередь влияет на человеческое восприятие.

Стремление овладеть построением перспективы в ДШИ помогает ученику развивать пространственное мышление, позволяя точнее передавать объём и глубину на плоскости. Это умение делает рисунки более реалистичными и убедительными, а также способствует грамотному композиционному построению работы. 

План урока

  1. Знакомство с понятиями: линия горизонта, точка схода; классификацией видов перспективы.
  2. Постановка практической задачи.
  3. Достижение верного построения перспективы.

Задачи:

  1. Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
  2. Развивать навыки рисования перспективы.
  3. Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

Для учителя: репродукции картин художников.

Для учеников: альбом, ластик. Карандаш.

Перспектива — это техника изображения трёхмерного пространства на плоскости с учётом удалённости объектов. Она создаёт иллюзию глубины и объёма на двумерной поверхности.

Линия горизонта — воображаемая горизонтальная линия, разделяющая небо и землю (или воду в морских пейзажах). Она задает основу для размещения объектов, усиливая ощущение трехмерности и связывая элементы композиции.

Перспективные линии — это линии, создающие эффект глубины. Они начинаются от объектов и сходятся в точке на горизонте. Чем дальше находится объект, тем ближе он к линии горизонта и тем меньше кажется на изображении.

Существует множество способов передачи пространства на плоскости. В конце XX века Б. В. Раушенбах выделил четыре основных метода пространственных построений в истории искусства:

  1. Чертежный метод — изображение объективного пространства, характерное для искусства Древнего Египта.
  2. Локальные аксонометрии — метод, использовавшийся в античном и средневековом искусстве.
  3. Центральная линейная перспектива — основа искусства эпохи Возрождения.
  4. Центральная криволинейная перспектива появилась на рубеже XIX–XX веков.

Точка схода — точка на линии горизонта, где сходятся параллельные в реальности линии. Этот приём формирует перспективу, определяет позицию наблюдателя, структурирует композицию, усиливает реалистичность и выделяет акценты.

Перспектива с одной точкой схода
Идеально подходит для изображения линейных объектов: дорог, заборов, стен зданий. Особенно эффективна, когда объекты расположены близко друг к другу, помогая избежать искажения пропорций.

Как построить:

  1. Выберите точку схода. Это центр, в котором сходятся все перспективные линии. Обычно она находится на линии горизонта, создавая иллюзию глубины.
  2. Нарисуйте линию горизонта. Она отделяет небо от земли.
  3. Добавьте объекты и линии. Рисуйте объекты так, чтобы их линии перспективы сходились в точке схода. Ближние объекты выглядят крупнее, дальние — меньше.
  4. Соедините линии с точкой схода. Например, края дороги должны сходиться в точке схода, создавая эффект удаления.

Перспектива с двумя точками схода
Подходит для объёмных объектов (куб, коробка) или сцен с удалёнными друг от друга объектами, например, двумя зданиями. Создаёт динамичные и сложные изображения, особенно при разных углах обзора.

Как построить:

  1. Определите две точки схода. Они находятся на линии горизонта, но по разные стороны, в зависимости от расположения объектов.
  2. Нарисуйте линию горизонта. Она проходит через обе точки схода.
  3. Добавьте объекты и линии. Рисуйте объекты, направляя их линии перспективы к одной из точек схода. Например, фасады зданий могут сходиться в одной точке.
  4. Соедините линии с точками схода. Линии объектов должны вести к одной из двух точек схода, в зависимости от угла обзора.

Перспектива с тремя точками схода
Используется для сложных сцен с множеством однотипных объектов или при значительном расстоянии между ними. Создает драматичный эффект высоты или глубины.

Как построить:

  1. Выберите три точки схода. Одна — на линии горизонта (центральная), две другие — выше и ниже горизонта, задавая углы наклона.
  2. Нарисуйте линию горизонта. Она проходит через центральную точку схода.
  3. Добавьте вертикальные линии. Одна проходит через верхнюю точку схода вниз, другая — через нижнюю точку схода вверх. Они задают вертикальную перспективу.
  4. Разместите объекты и линии. Линии перспективы объектов должны сходиться в одной из трех точек схода.
  5. Соедините линии с точками схода. Направление линий зависит от угла и ориентации объектов в сцене.

Виды перспективы

  1. Фронтальная перспектива
    Объекты изображаются спереди, например, фасад здания или лицо анфас. Линия горизонта проходит на уровне глаз наблюдателя. В реальной жизни такая перспектива встречается редко. Она подчёркивает глубину пространства и различия в масштабе между объектами и окружением.
  2. Угловая перспектива
    Объекты показаны под углом к наблюдателю, линия горизонта смещена вверх или вниз. Используются две точки схода, что соответствует тому, как человек обычно видит объекты. Эта перспектива позволяет реалистично изображать трёхмерные объекты: предметы интерьера, архитектуру, персонажей.
  3. Трехточечная перспектива
    Использует три точки схода и разные ракурсы на одном изображении. Также называется наклонной или вертикальной перспективой. Вертикальные линии искажаются, что позволяет показать высоту объекта (например, устремляющееся ввысь здание) или вид сверху на высокий объект.          

Практическая работа

Мы будем рисовать здание, соблюдая правила перспективы. Я рисую на доске, вы — в своих альбомах. Рисунок выполняется от руки, без использования дополнительных инструментов. Рисуйте лёгкими линиями, чтобы можно было исправить ошибки.

Итог урока

Проведём совместный разбор ваших рисунков у доски, обсудим типичные ошибки. Несколько работ по желанию проанализируем вместе с классом, остальные просто покажем. В конце урока все продемонстрируют рисунки друг другу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры. — М. : Мол. гвардия, 1985. — С. 349.

2.Ланщикова Г. А. Виды перспективных построений пространства в изобразительном искусстве и дизайне // ОНВ. 2009. №3 (78).

3.Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. — М. : Наука, 1980. — С. 7.