Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» 3 б класс вариант 2 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Медведева Юлия Анатольвна

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №1026.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждено:

приказом от 30.08.2024 № 529

Рабочая программа

по учебному предмету

«Изобразительная деятельность. В Мире разных материалов»

3 б класс

вариант 2

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Медведева Юлия Анатольевна,

учитель трудового обучения

высшей категории

г. Нягань, 2024 г.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №1026.

АООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Рабочая программа составляется с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

Учебный предмет «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» в 3 б классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю.) Итого - 34 часов.

Цель обучения -        формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачи обучения:

  • развитие интереса к изобразительной деятельности;
  • формирование умений пользоваться инструментами;
  • обучение доступным приемам работы с различными материалами;
  • обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
  • развитие художественно-творческих способностей.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов»

Личностные результаты:

  • проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности с одноклассниками (детьми);
  • проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности со взрослыми;
  • понимает и ведет себя как ученик;
  • умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;
  • позитивно реагирует на понравившуюся музыку, рассказ и т.п.;
  • умеет корректно привлечь к себе внимание;
  • бережно относится к результатам своего и чужого труда.

Предметные результаты:

  • проявление интереса к доступным видам изобразительной деятельности;
  • умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование,

аппликация);

  • умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации;
  • стремление к собственной        творческой        деятельности        и        умение демонстрировать результаты работы;
  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
  • готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов» в 3 классе

Оценка личностных результатов

Сформировано

Сформировано

Сформировано

Не сформировано, но доступно в

Не сформировано, не

4 балла

частично, доступно

частично, доступно

совместной деятельности со взрослым

доступно (не адекватно)

под контролем

со значительной

1 балл

0 баллов

взрослого

помощью взрослого

3 балла

2 балла

Оценка предметных результатов Критерии оценивания

Обучение детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту 2 не предполагает использования традиционной (5-ти бальной) оценочной системы.

Текущая аттестация предполагает мониторинг освоения АООП  за первое полугодие и проводится в течение двух последних недель декабря месяца.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в течение двух последних недель мая месяца в форме мониторинга, по аналогии с текущей аттестацией.

Фиксация результатов текущей и промежуточной (годовой) аттестации осуществляется в форме «усвоил»/ «не усвоил».

Оценочные материалы по предмету представлены в Приложении 1.

  1. Содержание обучения

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Программа по изобразительной деятельности, в мире разных материалов включает один раздел: «Работа с текстильными материалами и пуговицами». В силу диагноза, ребенок выполняет практические работы с помощью учителя, используя метод «рука в руке».

Занятия изобразительной деятельностью направлены на вызывание у ребенка положительной эмоциональной реакции, на поддержку и стимулирование его творческих устремлений, развитие самостоятельности, обучается уважительному отношению к своим работам, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности

полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

  1. Тематическое планирование

        

Раздел

Количество часов

1

«Работа с текстильными материалами и пуговицами»

34

Итого:

34

  1. Содержание учебного предмета.

Наименование раздела

Содержание раздела

3

«Работа с текстильными материалами и пуговицами»

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Пуговицы. История пуговиц. Виды пуговиц. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). Аппликация на ткани.

  1. Календарно-тематическое планирование , 3б класс.

Тема раздела, урока

Кол- во

Дата

Основные виды учебной деятельности

 «Работа с текстильными материалами и пуговицами» 34 ч.

1

Нитки. Свойства

1

3.09

Беседа  о нитках. Знакомство с разными видами ниток. Выполнение инструкций        учителя: тактильное обследование материала – нитки (различение ниток по толщине, мягкости, жесткости). Практическая работа: разрывание ниток, разрезание ниток.

2

Виды ниток.

1

10.09

Работа с разными видами ниток- шерстяные, капроновые, хлопчатобумажные. Тактильное обследование        ниток        различного вида. Работа по презентации. Сведения о нитках. Подготовка        к выполнения ручных швейных работ.

3

Панно: яблоко.

1

17.09

Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Игра «Намотай больше ниток на катушку» Повторение техники безопасной работы с ножницами.

Тактильное обследование образца. Выполнение работы: Наматывание ниток на шаблон в виде фруктов из картона.

4

Панно: груша

1

24.09

Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами.

Тактильное обследование образца. Выполнение работы: Наматывание ниток на шаблон в виде фруктов из картона.

5

Аппликация из нарезанных ниток: Овощи-морковь

1

1.10

 Обсуждение этапов выполнения работы, тактильное обследование деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде овощей нарезанные (измельченные) нитки заполняя всю внутреннюю поверхность. Оформление работы цветными карандашами.

6

Аппликация из нарезанных ниток: Овощи-огурец

1

8.10

Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем.

Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде овощей нарезанные (измельченные) нитки заполняя всю внутреннюю поверхность. Оформление работы цветными карандашами.

7

Аппликация из нарезанных ниток: Осенние листья.

1

15.10

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем.

Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде листьев нарезанные (измельченные) нитки заполняя всю внутреннюю поверхность. Оформление работы цветными карандашами.

8

Аппликация из нарезанных ниток: Осенние листья.

1

22.10

Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде листьев нарезанные (измельченные) нитки заполняя всю внутреннюю поверхность. Оформление работы цветными карандашами.

9

Панно: Овечка из ниток и картона.

1

5.11

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для панно. Повторение техники безопасной работы с ножницами.

Выполнение работы: Наматывание ниток на шаблон в виде овечки из картона.

10

Панно: Овечка из ниток и картона.

1

12.11

Повторение техники безопасной работы с ножницами.

Выполнение работы: Наматывание ниток на шаблон в виде овечки из картона. Оформление работы цветными карандашами.

11

Аппликация: Осеннее солнышко из ниток и картона.

1

19.11

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Повторение техники безопасной работы с ножницами.

Выполнение работы: Крепление ниток по краю шаблона в виде солнышка из картона. Оформление работы цветными карандашами

12

Поделка: Разноцветные змейки из ниток и картона.

1

26.11

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для поделки. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами.

Выполнение работы: Наматывание ниток на шаблон в виде змеек из картона.

13

Аппликация: Медуза из ниток и картона.

1

3.12

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем.

Выполнение работы: Крепление по нижнему краю ниток на шаблон в виде медузы из картона. Оформление работы цветными карандашами.

14

Поделка: Кисточки из ниток.

1

10.12

Узнавание (различение) текстильного материала  - нитки. Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для поделки. Повторение техники безопасной работы с ножницами.

Выполнение работы: по технике наматывание.

15

Поделка: Кисточки из ниток.

1

17.12

Узнавание (различение) текстильного материала  - нитки. Игра «Подбери нитки по цвету» Повторение техники безопасной работы с ножницами.

Выполнение работы: по технике наматывание.

16

Поделка: Ягоды

1

24.12

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для поделки. Узнавание (различение) текстильного материала        - нитки. Игра «Подбери нитки для вязания в правую руку и катушечные в левую руку». Повторение техники безопасной работы с ножницами.

Выполнение работы: Связывание ниток  в  пучок.

17

Поделка: Ягоды

1

14.01

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для поделки. Узнавание (различение) текстильного материала        - нитки. Игра «Подбери нитки для вязания в правую руку и катушечные в левую руку». Повторение техники безопасной работы с ножницами.

Выполнение работы: Связывание ниток  в  пучок.

18

Аппликация: Человек из ниток

1

21.01

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала        - нитки. Игра «Подбери нитки для вязания в правую руку и катушечные в левую руку»

Выполнение работы:  Связывание ниток в пучок.

19

Аппликация: Человек из ниток

1

28.01

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала        - нитки. Игра «Подбери нитки для вязания в правую руку и катушечные в левую руку»

Выполнение работы: Связывание ниток в пучок.

20

Аппликация: Улитка

1

4.02

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Игра «Подбери нитки по цвету». Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем.

Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде улитки нитки закручивая в спираль. Оформление работы цветными карандашами.

21

Ткань. Виды ткани

1

11.02

Работа с образцами ткани.  Работа  по  презентации:

«Применение и назначение ткани в жизни человека». Беседа о свойствах ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сведения о ткани. Полотняное переплетение в ткани. Изготовление макета полотняного переплетения. Хлопчатобумажные волокна и ткани. Свойства хлопчатобумажных  тканей.

22

Свойства ткани. Натканные материалы

1

18.02

Работа с предметными и сюжетными картинками, фотографиями. Работа  по  презентации:

«Применение и назначение ткани в жизни человека». Беседа о свойствах ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Что такое фетр

23

Аппликация на ткани: «Украсим косынку»

1

25.02

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань. Игра

«Подбери        ткань        по        цвету».        Работа        по        презентации: «Одежда». Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем.

Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде одежды вырезанные детали из ткани.

24

Аппликация на ткани: «Украсим косынку»

1

4.03

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань. беседа

«Подбери        ткань        по        цвету».        Работа        по        презентации: «Одежда». Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем.

Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде одежды вырезанные детали из ткани.

25

Аппликация на ткани: «Цветы»

1

11.03

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань. Беседа

«Подбери ткань по цвету». Работа по презентации: «Цветы».

Выполнение работы: Вырезание по шаблону лепестков, приклеивание деталей на картон. Оформление работы цветными карандашами.

26

Аппликация на ткани: «Цветы»

1

18.03

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань.

Работа по презентации: «Цветы».

Выполнение работы: Вырезание по шаблону лепестков, приклеивание деталей на картон. Оформление работы цветными карандашами.

27

Аппликация на ткани: «Украсим посуду»

1

25.03

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань.

Работа        по        презентации: «Посуда». Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем.

Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде посуды вырезанные детали из ткани.

28

Аппликация на ткани: «Украсим посуду»

1

8.04

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань.

Работа        по        презентации: «Посуда». Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем.

Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде посуды вырезанные детали из ткани.

29

   Пуговицы. Виды пуговиц.

1

15.04

Беседа о пуговицах. История возникновения пуговиц. Виды пуговиц: форма, цвет, материалы, количество и форма отверстий. Нитки для пришивания.

30

Композиция из пуговиц «Снеговик»

1

22.04

Выполнение инструкций учителя: «посмотри», «покажи».

Узнавание (различение) материала – проволока. Повторение техники безопасной работы с проволокой.

Отработка приемов работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо»,

«намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв. Создать композицию из пуговиц, на готовой основе.

31

 Аппликация из фетра и пуговиц  «Аквариум»

1

29.04

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) разного материала – нитки, фетр, пуговицы. Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Выполнение работы: Составление аппликации из пуговиц «Аквариум»

32

 Поделка «Пирамидка из пуговиц»

1

6.05

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для поделки. Узнавание (различение) разного материала – нитки, фетр, пуговицы. Повторение техники безопасной работы.

Отработка приемов работы с пуговицами: «Определение размеров пуговиц, от большего к меньшему». Выполнение работы:  Соединение пуговиц с помощью нитки.

33

Аппликация из фетра и пуговиц  «Яблоня»

1

13.05

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) разного материала – нитки, фетр, пуговицы. Повторение техники безопасной работы.

Отработка приемов работы с пуговицами: «Определение размеров пуговиц, от большего к меньшему». Выполнение работы: приклеивание ствола яблони на основу из фетра,  приклеивание пуговиц на яблоню.

34

Аппликация из фетра и пуговиц  «Божья коровка»

1

20.05

Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) разного материала – нитки, фетр, пуговицы. Повторение техники безопасной работы.

Отработка приемов работы с пуговицами: «Определение пуговиц одинаковых по размеру». Выполнение работы:  приклеивание деталей божьей коровки на основу из фетра,  приклеивание пуговиц на крылышки насекомого.

Приложение.

Оценочные материалы для текущей и промежуточной аттестации

по учебному предмету «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов», 3 б класс.

Контрольно-измерительный материал по разделу «Аппликация»

Тема: Предметная аппликация «улитка».

Цель: выявить умение выполнять поделку с клеем и фетром, умение работать по образцу, умение ориентироваться на картоне.

Используемые материалы: образец изображения – «улитка», шаблоны, фетр, нитки,  клей - карандаш, картон (по количеству

детей).

Инструкция для 1-2 группы: положите перед собой картон. Возьмите шаблоны для изготовления

улитки. На полоску цветной бумаги приложите шаблон геометрической фигуры круг, обведите и вырежьте его, затем обведите

аналогично малый круг, и т.д. Из готовых фигур соберите улитку, приклейте на картон.

Инструкция для 3 группы: положите перед собой картон. Из готовых заготовок для соберите улитку и приклейте на картон по центру

(рукав в руке).