Главные вкладки
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» 3 б класс вариант 2 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №1026.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждено:
приказом от 30.08.2024 № 529
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительная деятельность. В Мире разных материалов»
3 б класс
вариант 2
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Медведева Юлия Анатольевна,
учитель трудового обучения
высшей категории
г. Нягань, 2024 г.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №1026.
АООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Рабочая программа составляется с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.
Учебный предмет «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» в 3 б классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю.) Итого - 34 часов.
Цель обучения - формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи обучения:
- развитие интереса к изобразительной деятельности;
- формирование умений пользоваться инструментами;
- обучение доступным приемам работы с различными материалами;
- обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
- развитие художественно-творческих способностей.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов»
Личностные результаты:
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности с одноклассниками (детьми);
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности со взрослыми;
- понимает и ведет себя как ученик;
- умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;
- позитивно реагирует на понравившуюся музыку, рассказ и т.п.;
- умеет корректно привлечь к себе внимание;
- бережно относится к результатам своего и чужого труда.
Предметные результаты:
- проявление интереса к доступным видам изобразительной деятельности;
- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование,
аппликация);
- умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации;
- стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
- готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов» в 3 классе
Оценка личностных результатов
Сформировано | Сформировано | Сформировано | Не сформировано, но доступно в | Не сформировано, не |
4 балла | частично, доступно | частично, доступно | совместной деятельности со взрослым | доступно (не адекватно) |
под контролем | со значительной | 1 балл | 0 баллов | |
взрослого | помощью взрослого | |||
3 балла | 2 балла |
Оценка предметных результатов Критерии оценивания
Обучение детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту 2 не предполагает использования традиционной (5-ти бальной) оценочной системы.
Текущая аттестация предполагает мониторинг освоения АООП за первое полугодие и проводится в течение двух последних недель декабря месяца.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в течение двух последних недель мая месяца в форме мониторинга, по аналогии с текущей аттестацией.
Фиксация результатов текущей и промежуточной (годовой) аттестации осуществляется в форме «усвоил»/ «не усвоил».
Оценочные материалы по предмету представлены в Приложении 1.
- Содержание обучения
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся
Программа по изобразительной деятельности, в мире разных материалов включает один раздел: «Работа с текстильными материалами и пуговицами». В силу диагноза, ребенок выполняет практические работы с помощью учителя, используя метод «рука в руке».
Занятия изобразительной деятельностью направлены на вызывание у ребенка положительной эмоциональной реакции, на поддержку и стимулирование его творческих устремлений, развитие самостоятельности, обучается уважительному отношению к своим работам, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности
полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.
- Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | «Работа с текстильными материалами и пуговицами» | 34 |
Итого: | 34 |
- Содержание учебного предмета.
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
3 | «Работа с текстильными материалами и пуговицами» | Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Пуговицы. История пуговиц. Виды пуговиц. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). Аппликация на ткани. |
- Календарно-тематическое планирование , 3б класс.
№ | Тема раздела, урока | Кол- во | Дата | Основные виды учебной деятельности | |
«Работа с текстильными материалами и пуговицами» 34 ч. | |||||
1 | Нитки. Свойства | 1 | 3.09 | Беседа о нитках. Знакомство с разными видами ниток. Выполнение инструкций учителя: тактильное обследование материала – нитки (различение ниток по толщине, мягкости, жесткости). Практическая работа: разрывание ниток, разрезание ниток. | |
2 | Виды ниток. | 1 | 10.09 | Работа с разными видами ниток- шерстяные, капроновые, хлопчатобумажные. Тактильное обследование ниток различного вида. Работа по презентации. Сведения о нитках. Подготовка к выполнения ручных швейных работ. | |
3 | Панно: яблоко. | 1 | 17.09 | Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Игра «Намотай больше ниток на катушку» Повторение техники безопасной работы с ножницами. Тактильное обследование образца. Выполнение работы: Наматывание ниток на шаблон в виде фруктов из картона. | |
4 | Панно: груша | 1 | 24.09 | Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами. Тактильное обследование образца. Выполнение работы: Наматывание ниток на шаблон в виде фруктов из картона. | |
5 | Аппликация из нарезанных ниток: Овощи-морковь | 1 | 1.10 | Обсуждение этапов выполнения работы, тактильное обследование деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде овощей нарезанные (измельченные) нитки заполняя всю внутреннюю поверхность. Оформление работы цветными карандашами. | |
6 | Аппликация из нарезанных ниток: Овощи-огурец | 1 | 8.10 | Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде овощей нарезанные (измельченные) нитки заполняя всю внутреннюю поверхность. Оформление работы цветными карандашами. | |
7 | Аппликация из нарезанных ниток: Осенние листья. | 1 | 15.10 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде листьев нарезанные (измельченные) нитки заполняя всю внутреннюю поверхность. Оформление работы цветными карандашами. | |
8 | Аппликация из нарезанных ниток: Осенние листья. | 1 | 22.10 | Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде листьев нарезанные (измельченные) нитки заполняя всю внутреннюю поверхность. Оформление работы цветными карандашами. | |
9 | Панно: Овечка из ниток и картона. | 1 | 5.11 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для панно. Повторение техники безопасной работы с ножницами. Выполнение работы: Наматывание ниток на шаблон в виде овечки из картона. | |
10 | Панно: Овечка из ниток и картона. | 1 | 12.11 | Повторение техники безопасной работы с ножницами. Выполнение работы: Наматывание ниток на шаблон в виде овечки из картона. Оформление работы цветными карандашами. | |
11 | Аппликация: Осеннее солнышко из ниток и картона. | 1 | 19.11 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Повторение техники безопасной работы с ножницами. Выполнение работы: Крепление ниток по краю шаблона в виде солнышка из картона. Оформление работы цветными карандашами | |
12 | Поделка: Разноцветные змейки из ниток и картона. | 1 | 26.11 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для поделки. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами. Выполнение работы: Наматывание ниток на шаблон в виде змеек из картона. | |
13 | Аппликация: Медуза из ниток и картона. | 1 | 3.12 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Крепление по нижнему краю ниток на шаблон в виде медузы из картона. Оформление работы цветными карандашами. | |
14 | Поделка: Кисточки из ниток. | 1 | 10.12 | Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для поделки. Повторение техники безопасной работы с ножницами. Выполнение работы: по технике наматывание. | |
15 | Поделка: Кисточки из ниток. | 1 | 17.12 | Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Игра «Подбери нитки по цвету» Повторение техники безопасной работы с ножницами. Выполнение работы: по технике наматывание. | |
16 | Поделка: Ягоды | 1 | 24.12 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для поделки. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Игра «Подбери нитки для вязания в правую руку и катушечные в левую руку». Повторение техники безопасной работы с ножницами. Выполнение работы: Связывание ниток в пучок. | |
17 | Поделка: Ягоды | 1 | 14.01 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для поделки. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Игра «Подбери нитки для вязания в правую руку и катушечные в левую руку». Повторение техники безопасной работы с ножницами. Выполнение работы: Связывание ниток в пучок. | |
18 | Аппликация: Человек из ниток | 1 | 21.01 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Игра «Подбери нитки для вязания в правую руку и катушечные в левую руку» Выполнение работы: Связывание ниток в пучок. | |
19 | Аппликация: Человек из ниток | 1 | 28.01 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Игра «Подбери нитки для вязания в правую руку и катушечные в левую руку» Выполнение работы: Связывание ниток в пучок. | |
20 | Аппликация: Улитка | 1 | 4.02 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала - нитки. Игра «Подбери нитки по цвету». Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде улитки нитки закручивая в спираль. Оформление работы цветными карандашами. | |
21 | Ткань. Виды ткани | 1 | 11.02 | Работа с образцами ткани. Работа по презентации: «Применение и назначение ткани в жизни человека». Беседа о свойствах ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сведения о ткани. Полотняное переплетение в ткани. Изготовление макета полотняного переплетения. Хлопчатобумажные волокна и ткани. Свойства хлопчатобумажных тканей. | |
22 | Свойства ткани. Натканные материалы | 1 | 18.02 | Работа с предметными и сюжетными картинками, фотографиями. Работа по презентации: «Применение и назначение ткани в жизни человека». Беседа о свойствах ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Что такое фетр | |
23 | Аппликация на ткани: «Украсим косынку» | 1 | 25.02 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань. Игра «Подбери ткань по цвету». Работа по презентации: «Одежда». Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде одежды вырезанные детали из ткани. | |
24 | Аппликация на ткани: «Украсим косынку» | 1 | 4.03 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань. беседа «Подбери ткань по цвету». Работа по презентации: «Одежда». Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде одежды вырезанные детали из ткани. | |
25 | Аппликация на ткани: «Цветы» | 1 | 11.03 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань. Беседа «Подбери ткань по цвету». Работа по презентации: «Цветы». Выполнение работы: Вырезание по шаблону лепестков, приклеивание деталей на картон. Оформление работы цветными карандашами. | |
26 | Аппликация на ткани: «Цветы» | 1 | 18.03 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань. Работа по презентации: «Цветы». Выполнение работы: Вырезание по шаблону лепестков, приклеивание деталей на картон. Оформление работы цветными карандашами. | |
27 | Аппликация на ткани: «Украсим посуду» | 1 | 25.03 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань. Работа по презентации: «Посуда». Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде посуды вырезанные детали из ткани. | |
28 | Аппликация на ткани: «Украсим посуду» | 1 | 8.04 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) текстильного материала – нитки, ткань. Работа по презентации: «Посуда». Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Наклеивание на шаблон в виде посуды вырезанные детали из ткани. | |
29 | Пуговицы. Виды пуговиц. | 1 | 15.04 | Беседа о пуговицах. История возникновения пуговиц. Виды пуговиц: форма, цвет, материалы, количество и форма отверстий. Нитки для пришивания. | |
30 | Композиция из пуговиц «Снеговик» | 1 | 22.04 | Выполнение инструкций учителя: «посмотри», «покажи». Узнавание (различение) материала – проволока. Повторение техники безопасной работы с проволокой. Отработка приемов работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв. Создать композицию из пуговиц, на готовой основе. | |
31 | Аппликация из фетра и пуговиц «Аквариум» | 1 | 29.04 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) разного материала – нитки, фетр, пуговицы. Повторение техники безопасной работы с ножницами и клеем. Выполнение работы: Выполнение работы: Составление аппликации из пуговиц «Аквариум» | |
32 | Поделка «Пирамидка из пуговиц» | 1 | 6.05 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для поделки. Узнавание (различение) разного материала – нитки, фетр, пуговицы. Повторение техники безопасной работы. Отработка приемов работы с пуговицами: «Определение размеров пуговиц, от большего к меньшему». Выполнение работы: Соединение пуговиц с помощью нитки. | |
33 | Аппликация из фетра и пуговиц «Яблоня» | 1 | 13.05 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) разного материала – нитки, фетр, пуговицы. Повторение техники безопасной работы. Отработка приемов работы с пуговицами: «Определение размеров пуговиц, от большего к меньшему». Выполнение работы: приклеивание ствола яблони на основу из фетра, приклеивание пуговиц на яблоню. | |
34 | Аппликация из фетра и пуговиц «Божья коровка» | 1 | 20.05 | Тактильное обследование подготовленных деталей и предметов для аппликации. Узнавание (различение) разного материала – нитки, фетр, пуговицы. Повторение техники безопасной работы. Отработка приемов работы с пуговицами: «Определение пуговиц одинаковых по размеру». Выполнение работы: приклеивание деталей божьей коровки на основу из фетра, приклеивание пуговиц на крылышки насекомого. | |
Приложение.
Оценочные материалы для текущей и промежуточной аттестации
по учебному предмету «Изобразительная деятельность. В мире разных материалов», 3 б класс.
Контрольно-измерительный материал по разделу «Аппликация»
Тема: Предметная аппликация «улитка».
Цель: выявить умение выполнять поделку с клеем и фетром, умение работать по образцу, умение ориентироваться на картоне.
Используемые материалы: образец изображения – «улитка», шаблоны, фетр, нитки, клей - карандаш, картон (по количеству
детей).
Инструкция для 1-2 группы: положите перед собой картон. Возьмите шаблоны для изготовления
улитки. На полоску цветной бумаги приложите шаблон геометрической фигуры круг, обведите и вырежьте его, затем обведите
аналогично малый круг, и т.д. Из готовых фигур соберите улитку, приклейте на картон.
Инструкция для 3 группы: положите перед собой картон. Из готовых заготовок для соберите улитку и приклейте на картон по центру
(рукав в руке).

