Конспект открытого учебного занятия "Дымковская игрушка"

Шушканова Валентина Витальевна

В 2024 году город Киров отмечает 650-летие с момента основания. Дымковская игрушка – это один из символов города Кирова и области, подчеркивающий самобытность Вятского края, его древнюю историю. Именно поэтому на её родине должны создаваться условия для ее популяризации.

Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatia_shushkanova_v_v.doc617 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Яранского района Кировской области

Методическая разработка

занятия с детьми 6 -7 лет

«Дымковская игрушка»

Автор:

Шушканова Валентина Витальевна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ Яранского района

г. Яранск, 2024 г.

В 2024 году город Киров отмечает 650-летие с момента основания. Дымковская игрушка – это один из символов города Кирова и области, подчеркивающий самобытность Вятского края, его древнюю историю. Именно поэтому на её родине должны создаваться условия для ее популяризации.

Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель: познакомить с народным промыслом, изготовлением и росписью дымковской игрушки.

Задачи: 

  • познакомить с историей дымковской игрушки;
  • сформировать знание о характерных особенностях росписи игрушек;
  • воспитывать любовь и уважение к народному творчеству родного края.

Оборудование: дымковские игрушки; иллюстрации; шаблоны дымковской игрушки; карусель; презентация; гуашь; кисточки; салфетки; клеенки; вода.

Методы и приёмы: словесный (художественное слово, беседа); наглядный; практический.

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята! Вы знаете, что у нас в Доме детского творчества есть свой музей. На одной из полок нашего музея мне попалась вот такая игрушка (демонстрация дымковской игрушки «Барыня»).

Посмотри, как хороша,

Эта девица – душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд!

А называется эта игрушка – «Дымковская».

(включаем презентацию – слайд 1, слайд 2)

- В одном селе жили люди. Когда зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым, да так, что нечего не было видно. Вот и назвали село Дымково. В том селе глина была красная.  И, научились люди из неё игрушки лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках (слайд 3).

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного

Что серости серей.

- Но особенно любили мастера лепить свистульки (слайд 4).

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки:

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

- Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет. Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая сейчас входит в состав города Кирова (ранее Вятка).

Её возникновение связывают с весенним праздником «Свистунья», к которому женское население лепило глиняные свистульки в виде баранов, козлов, уточек (слайд 5). Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они военную хитрость. Все жители взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что  к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь.

- Скажите, пожалуйста, какие игрушки вы видите на картинках? (слайд 6)

(барышни, мамки-няньки с детьми, индюк, барашек и т.д.)

- У всех игрушек яркие краски, красивые узоры.

- А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (белой)

- Перед тем как расписать дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке (слайд 7).

- А почему они яркие?

(потому что они делались к празднику, и их раскрашивали яркими красками)

- Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

(Красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый)

- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (слайд 8, 9)

(круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)

- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга: в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями.

Обратите внимание на точки между кольцами, на кольцах, по краю колец.

Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

Физкультминутка

Привезли мы глину с дальнего бугра.

(руки на поясе, повороты с пружинками)

Ну-ка за работу, чудо-мастера.

(руки вперед и в стороны)

Слепим, высушим – и в печь,

(лепят ладошками)

А потом распишем.

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушку печь -

(лепят ладошками)

Печка пышет, пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательными пальцами)

А в печи, а в печи… а в печи игрушки.

(руки вперед)

- Ребята, сегодня я предлагаю вам потренироваться в росписи дымковской игрушки. А так как мы делаем это впервые, начнем с бумажных заготовок (каждый выбирает себе бумажный шаблон и присаживается за стол).

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами в мастерской, и вы все мастера-художники. Внимательно посмотрите на элементы узоров дымковской игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме (демонстрация слайдов 10, 11, 12, 13, 14).

- Сколько цветов вы будете использовать для росписи дымковской игрушки? Какие цвета? Какие элементы росписи будете использовать?

- Приступайте к работе (роспись картонных шаблонов по мотивам дымковской игрушки).

- Ребята,  иногда мастера изготавливают не просто отдельные игрушки, а целые композиции (слайд 15). Одна из таких композиций – «Карусель» (слайд 16). В нее, как правило, включены различные персонажи, катающиеся на карусели. Сейчас вы изготовили персонажей по мотивам дымковской игрушки, а я для вас подготовила вот такую карусель (макет карусели из картона, расписанный в стиле дымковской игрушки). Предлагаю вам дополнить эту карусель своими игрушками, чтобы у нас получилась композиция (дети крепят на карусель свои расписанные шаблоны дымковской игрушки) (Приложение 1).

- Молодцы ребята, славно потрудились. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

- Эту карусель мы поставим в нашем кабинете на самое видное место, и она будет радовать нас своей красотой каждый раз, когда мы будем приходить сюда.

- Спасибо вам ребята за ваше творчество! А если когда-нибудь вы поедете в город Киров со своими родителями, то обязательно пройдите по Спасской улице: там вы увидите памятник дымковской игрушке – скульптурную композицию «Семья» (слайд 17).

Список литературы

  1. Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. «Мозаика-Синтез», М, 2004 г.
  2. Н.К. Гаранина, Е.Н. Левашова, И.А. Лыкова. "Наша деревушка" (Дымковская игрушка). «Карапуз», М, 2010 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://alexey-savrasov.ru/kartina3.php 
  2. http://dymkatoy.ru/Istoriya.html 
  3. http://www.maaam.ru/detskijsad/dymkovskie-igrushki.html  http://www.archidesignfrom.ru/1414-dymkovskie-igrushki-v-chelovecheskiy-rost.html 

Приложение 1

 

Описание: https://sun9-7.userapi.com/impg/hMo193On7RDyYn2CUmiftZ5EjwViwUKC_ZcINQ/UEKrjt8_pqg.jpg?size=1280x576&quality=95&sign=0d585e51c9390eee12740d9febe875b5&type=album

Описание: https://sun9-79.userapi.com/impg/wq5dI5BrpTMvgpt3RXHPg_KnF9apdVXu-R_syA/xTNYgLbOagI.jpg?size=1280x576&quality=95&sign=34d7a85d0a16945475b24d263a7304db&type=album