Конспект открытого учебного занятия "Дымковская игрушка"
В 2024 году город Киров отмечает 650-летие с момента основания. Дымковская игрушка – это один из символов города Кирова и области, подчеркивающий самобытность Вятского края, его древнюю историю. Именно поэтому на её родине должны создаваться условия для ее популяризации.
Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 617 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Яранского района Кировской области
Методическая разработка
занятия с детьми 6 -7 лет
«Дымковская игрушка»
Автор:
Шушканова Валентина Витальевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ Яранского района
г. Яранск, 2024 г.
В 2024 году город Киров отмечает 650-летие с момента основания. Дымковская игрушка – это один из символов города Кирова и области, подчеркивающий самобытность Вятского края, его древнюю историю. Именно поэтому на её родине должны создаваться условия для ее популяризации.
Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.
Цель: познакомить с народным промыслом, изготовлением и росписью дымковской игрушки.
Задачи:
- познакомить с историей дымковской игрушки;
- сформировать знание о характерных особенностях росписи игрушек;
- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству родного края.
Оборудование: дымковские игрушки; иллюстрации; шаблоны дымковской игрушки; карусель; презентация; гуашь; кисточки; салфетки; клеенки; вода.
Методы и приёмы: словесный (художественное слово, беседа); наглядный; практический.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята! Вы знаете, что у нас в Доме детского творчества есть свой музей. На одной из полок нашего музея мне попалась вот такая игрушка (демонстрация дымковской игрушки «Барыня»).
Посмотри, как хороша,
Эта девица – душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд!
А называется эта игрушка – «Дымковская».
(включаем презентацию – слайд 1, слайд 2)
- В одном селе жили люди. Когда зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым, да так, что нечего не было видно. Вот и назвали село Дымково. В том селе глина была красная. И, научились люди из неё игрушки лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках (слайд 3).
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного
Что серости серей.
- Но особенно любили мастера лепить свистульки (слайд 4).
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки:
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
- Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет. Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая сейчас входит в состав города Кирова (ранее Вятка).
Её возникновение связывают с весенним праздником «Свистунья», к которому женское население лепило глиняные свистульки в виде баранов, козлов, уточек (слайд 5). Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они военную хитрость. Все жители взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь.
- Скажите, пожалуйста, какие игрушки вы видите на картинках? (слайд 6)
(барышни, мамки-няньки с детьми, индюк, барашек и т.д.)
- У всех игрушек яркие краски, красивые узоры.
- А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (белой)
- Перед тем как расписать дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке (слайд 7).
- А почему они яркие?
(потому что они делались к празднику, и их раскрашивали яркими красками)
- Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
(Красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый)
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (слайд 8, 9)
(круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)
- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга: в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями.
Обратите внимание на точки между кольцами, на кольцах, по краю колец.
Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
Физкультминутка
Привезли мы глину с дальнего бугра.
(руки на поясе, повороты с пружинками)
Ну-ка за работу, чудо-мастера.
(руки вперед и в стороны)
Слепим, высушим – и в печь,
(лепят ладошками)
А потом распишем.
(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушку печь -
(лепят ладошками)
Печка пышет, пышет.
(кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки,
(машут указательными пальцами)
А в печи, а в печи… а в печи игрушки.
(руки вперед)
- Ребята, сегодня я предлагаю вам потренироваться в росписи дымковской игрушки. А так как мы делаем это впервые, начнем с бумажных заготовок (каждый выбирает себе бумажный шаблон и присаживается за стол).
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами в мастерской, и вы все мастера-художники. Внимательно посмотрите на элементы узоров дымковской игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме (демонстрация слайдов 10, 11, 12, 13, 14).
- Сколько цветов вы будете использовать для росписи дымковской игрушки? Какие цвета? Какие элементы росписи будете использовать?
- Приступайте к работе (роспись картонных шаблонов по мотивам дымковской игрушки).
- Ребята, иногда мастера изготавливают не просто отдельные игрушки, а целые композиции (слайд 15). Одна из таких композиций – «Карусель» (слайд 16). В нее, как правило, включены различные персонажи, катающиеся на карусели. Сейчас вы изготовили персонажей по мотивам дымковской игрушки, а я для вас подготовила вот такую карусель (макет карусели из картона, расписанный в стиле дымковской игрушки). Предлагаю вам дополнить эту карусель своими игрушками, чтобы у нас получилась композиция (дети крепят на карусель свои расписанные шаблоны дымковской игрушки) (Приложение 1).
- Молодцы ребята, славно потрудились. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
- Эту карусель мы поставим в нашем кабинете на самое видное место, и она будет радовать нас своей красотой каждый раз, когда мы будем приходить сюда.
- Спасибо вам ребята за ваше творчество! А если когда-нибудь вы поедете в город Киров со своими родителями, то обязательно пройдите по Спасской улице: там вы увидите памятник дымковской игрушке – скульптурную композицию «Семья» (слайд 17).
Список литературы
- Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. «Мозаика-Синтез», М, 2004 г.
- Н.К. Гаранина, Е.Н. Левашова, И.А. Лыкова. "Наша деревушка" (Дымковская игрушка). «Карапуз», М, 2010 г.
Интернет-ресурсы:
- http://alexey-savrasov.ru/kartina3.php
- http://dymkatoy.ru/Istoriya.html
- http://www.maaam.ru/detskijsad/dymkovskie-igrushki.html http://www.archidesignfrom.ru/1414-dymkovskie-igrushki-v-chelovecheskiy-rost.html
Приложение 1


