статья "Рисунок на свободную тему. Все "за" и ""против".

Легких Анна Николаевна

материалы статьи раскрывают положительные и отрицательные стороны свободного рисования на занятиях изобразительным искусством. в статье идет речь о занятиях с детьми младшего школьного возраста, но её материалы вполне применимы и для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.statya.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунок на свободную тему. Все за и против.

В преддверии нового учебного года перед каждым педагогом возникает необходимость написания тематического планирования учебных занятий. Разумеется, все педагоги стремятся к последовательности в процессе изучения того или иного предмета. Последовательность, конечно же, заключается не только в приобретении новых знаний, умений и навыков, но и в усовершенствовании уже имеющихся.

Принцип от простого к сложному показал свою практичность во всех школьных дисциплинах, в том числе и в изобразительном искусстве. Многие могут возразить, что «рисование» не столь важный предмет и нет необходимости в серьезном подходе к его изучению. Возможно. Но так ли это на самом деле? Правы ли те, кто утверждает это? Дать однозначный ответ на это вопрос едва ли удастся. Возможно, в общеобразовательной школе предмет «изобразительное искусство» и не имеет глобального значения, а вот в школе искусств – это одна из самых важных дисциплин.

Но вернемся к построению тематического планирования. Этот процесс весьма трудоемкий и, при этом, творческий, требует от педагога точности, конкретности, последовательности. Тема каждого следующего занятия вытекает из темы предыдущего. Педагоги этому правилу следуют неотступно. Но каждый ребёнок – творческая личность, хоть и проявляется это порой не совсем в искусстве. Уверена, что каждый педагог, каждый учитель подтвердит зависимость творческого процесса, правильности поставленной задачи от настроения самого «творца» –  ребёнка. Удивительно, но далеко не всегда заданные в планах преподавателей темы, близки детям. Часто бывает так, что работа по той или иной теме идет совсем не так, как того хотелось бы обоим участникам процесса: сюжет рисунка никак не определяется, цветовая гамма работы не складывается, не говоря уже про образы и объекты рисунка и их детали. Что же делать в подобных случаях?

Можно, конечно, вспомнить очень важное слово «надо» и держать ориентир на него. Можно предложить к рассмотрению в качестве образцов работы других учащихся, выполненные раньше. Можно предварительно провести обзорную беседу соответствующей тематики с рассмотрением открыток, видеороликов и печатных материалов. Но будет ли результат должного качества? Не уверена. Как итог – работа не нравится ни автору ни наставнику, не те цвета, не тот сюжет… Всё не то.

В такие моменты я, как педагог, даю возможность ребёнку немного отступить от намеченного плана, отпустить своё воображение в свободный полёт. Очень часто из таких вот полётов рождаются самые невероятные сюжеты, на бумаге распускаются сказочные сады с удивительными животными, возникают далёкие космические миры, а у кого-то появляется необычайной красоты натюрморты. И сразу всё получается, встаёт на свои места, отображает настроение и состояние души художника в данный момент времени. Тут же возникает вопрос, а как же план, темы, столь необходимые к изучению? План – это, по сути своей, некое правило, следовать которому прямая обязанность и педагога и ученика. Но ведь правила созданы для того, чтобы их нарушать. И, как мне кажется, во многих случаях именно такого рода нарушения подарили миру известных художников.

На своих уроках я даю детям немного помечтать. Содержательные беседы с яркими примерами, видеодополнения к той или иной теме, далеко не всегда дают возможность полностью раскрыться детскому воображению. Как правило, в подобных ситуациях основная масса ребят стремится повторить увиденное. Повторить в цвете, форме, положении объектов, их распределении на бумаге… и, в большинстве случаев, результат далёк от ожиданий. Как следствие – огорчение, отказ от дальнейшей работы, чрезмерная самокритика. Но стоит включить лёгкую фоновую музыку, предложить детям закрыть глаза и немного помечтать, как всё меняется. Разумеется, мечтать можно и на определённую тему, но как? Разве можно мечтать об объёмной геометрической фигуре или различной технике штрихования? Нет!!! Мечтать можно лишь на «свободную тему». И тогда карандаш превращается в волшебную палочку и начинает свободно парить по белому полю бумажного листа, воплощая самые невероятные фантазии.

Казалось бы, зачем тогда педагог? Ребёнок вполне способен сам мечтать и фантазировать и переносить всё на бумагу. Могу поспорить. Как раз здесь и нужен человек, способный понять, прочувствовать, возможно, даже увидеть детскую фантазию. Самые основные трудности у юных художников возникают с распределением пространства и масштабом, как работы в целом, так и отдельных объектов по отношению друг к другу. Не менее существенные вопросы возникают и в процессе цветопередачи изображения. Именно в эти моменты педагог важен и нужен. Подсказать, но не указывать, вот, на мой взгляд, основной принцип работы педагога. Направлять, вести за собой, но при этом, давать возможность самовыражения. Свобода – это основа всех основ.

 У каждой медали есть две стороны. Это же относится и к рисованию на свободную тему. Тут есть не только положительные моменты (которых, на мой взгляд, конечно же больше), но и отрицательные. Один из них – отсутствие всякой темы для рисования у ребёнка, а точнее - элементарного желания. Как известно, если творец не хочет приниматься за работу, то не поможет даже убедительное слово «надо». Разумеется, можно демонстрировать в качестве примеров иллюстрации к различным произведениям, рисунки других детей на свободную тему, вести беседы и выстраивать диалоги с учащимися, которые наводили бы на выбор темы рисунка конкретного ребёнка. Но очень часто это не даёт желаемого результата. На мой взгляд, это единственный и, в то же время основной минус рисунка на свободную тему.

Вывод из всего выше сказанного напрашивается сам собой – пренебрегать планом занятий никак нельзя, но не стоит забывать о свободе самовыражения  каждого ребёнка. А сделать это можно на уроках рисования на свободную тему.