ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВАМ КЛАССИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.
В статье рассматривается пути решения задач педагогики по воспитанию гармонично развитой личности через сферу искусства на примере как классических произведений искусства, так и современных. Также рассказывается, что такое творческий человек для современного общества и его роль в решении экологических проблем.
Ключевые слова: искусство, творческий опыт, формирование индивидуальности, творческое самовыражение, эмоциональная сфера.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 635.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. М. Гриценко
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО БелОДЭБЦ
ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВАМ КЛАССИЧЕСКОГО
И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.
Аннотация. В статье рассматривается пути решения задач педагогики по воспитанию гармонично развитой личности через сферу искусства на примере как классических произведений искусства, так и современных. Также рассказывается, что такое творческий человек для современного общества и его роль в решении экологических проблем.
Ключевые слова: искусство, творческий опыт, формирование индивидуальности, творческое самовыражение, эмоциональная сфера.
Зачем изучать искусство и какой в этом смысл? Причин прививать ребенку любовь к искусству много: это и культурное воспитание, и эстетическое развитие, а также ряд оснований, имеющих в своей конструкции научный подход (построение обучения на основе анализа произведений великих художников, использование арттерапевтических методов). [1]
Познание окружающего мира - один из этапов взросления личности, которое происходит благодаря визуальному восприятию.
Искусство является своеобразным проводником, через него передается целая система навыков мышления и взглядов, которые в дальнейшем, применяются человеком в рамках поиска неординарных решений в различных сферах жизнедеятельности.
Искусство - это художественный язык, который можно понимать и на котором можно говорить. Искусство – это красота, созидание и неиссякаемый источник из которого можно черпать вдохновение, учиться говорить о своих чувствах, распознавать и анализировать свои и чужие эмоции.
Современное общество становится все сложнее и насыщеннее, а изобретательность и умение мыслить творчески становится важным навыком, и поэтому во главу угла ставится вопрос пользы и рациональности любых действий. Искусство учит ребенка выделять самое важное, совершать открытия, которые дают не единичный результат, а способ, которым он будет пользоваться в дальнейшем в повседневности, в работе, бытовой сфере, духовной жизни, межличностных отношениях.
Люди постоянно встречают эстетические проявления. Красивые проявления стимулируют активность в труде, доставляют эстетическое наслаждение.
В наше время - богатой компьютерной технологии, многие дети не замечают красоту вокруг себя, не могут выразить свои чувства, показать своё отношение к чему-либо, они эмоционально бедны. Знакомить детей с произведениями искусства просто необходимо. Это так называемое «воспитание глаза», чтобы глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.
Каждая картина может рассказать какую-то увлекательную историю, но что бы её услышать, надо внимательно рассмотреть изображение, обращая внимание на мельчайшие детали, подумать, поразмышлять, а также помогает закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве. Например, при знакомстве с картиной Шишкина «Рожь», дети видят на картине ясный день. Но педагог утверждает, что художник подчеркнул, что собирается дождь. Ставится задача, рассмотрев детально картину, найти этому доказательство. Здесь работает технология проблемного обучения, цель которого научиться делать выводы, основываясь на ранее полученную информацию. (Дети должны обратить внимание на ласточек, которые летят низко к земле, почти у самой дороги. Как известно, низко летающие ласточки — к дождю.) Через серию вопросов системного подхода: что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете; что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться, дети начинают понимать произведение искусства, а не просто получать информацию.
Ребёнку важно не просто узнать об искусстве, а прожить свой творческий опыт. Изучая мировые шедевры, дети спросили: "А мы можем такое нарисовать? Ответом были слова А. А. Мелик-Пашаева "Художниками станут не многие, но, занимаясь искусством, каждый получит опыт "встречи с собой", опыт творца в широком смысле слова, который пригодится ему в любой профессии". И мы вместе отправились в увлекательное путешествие, в мир высокого искусства, где дети самостоятельно прошли путь создания картин мировых шедевров.
Когда дети узнали, что Василий Кандинский разработал систему звучания красок, связав его со звуком того или иного музыкального инструмента, наделяет каждую форму определенными свойствами и характером, что точка - это нечто быстрое, а линия создает движение; прямые линии спокойные, ломанные и волнистые отражают разную степень эмоции; тонкая линия похожа на высокую ноту и звучит, как флейта или скрипка, то совершенно неожиданные изображения получились у детей, при решении творческой задачи "Вырази настроение, эмоции с помощью цветовых пятен" или сам себе Кандинский".
Если ребенок с детства видит, что творчество - это не только повторение классических канонов, но и смелые эксперименты, он будет увереннее пробовать что-то новое.
Классическое искусство - легко понять, оно проверено временем.
Современное искусство - это про мир творчества, где много необычного. При изучении картины Ван Гога «Звездное небо», дети познакомились с интерактивной анимацией которая создана современным программистом. Анимация создает «текучесть» картины, изменяя поток частиц подчеркивая мягкость кисти создателя.
Творчество здесь - это не только про искусство, но и про любые смелые действия, это про исследование и открытие. Это умение создавать что-то новое там искать новые формы и идеи, где кажется, что уже все было - невероятно ценно.
Современные художники в своих работах рассказывают в частности о проблемах экологии. Художники стремятся привлечь внимание общественности для предотвращения глобальных экологических катастроф, например, как экоактивисты, которые собрали коллаж по мотивам картины норвежского художника Эдварда Мунка «Крик». Работа выпущена в поддержку экологических протестов против строительства мусорного полигона у станции Шиес в Архангельской области.
Там в болотистой местности планировали создать площадку для захоронения отходов, что привело бы к загрязнению поверхностных и подземных вод, а затем через северные реки — бассейна Белого моря. И в конечном итоге — Мирового океана. Благодаря протестам местных жителей и экоактивистов территорию удалось отстоять, а полигон так и не был построен. [2]
Угроза вымирания знаменитых бамбуковых медведей подстегнула французского скульптора Пауло Гранжона на создание необычной передвижной выставки, экспонатами которой стали фигуры из папье-маше. 1600 панд, сделанных из переработанной бумаги, призваны напомнить человечеству о реальном количестве оставшихся на планете млекопитающих. Проект, организованный совместно с Всемирным фондом дикой природы.
На Филиппинском побережье силами экологической организации «Гринпис» была создана конструкция, удивительно точно передающая внешнее сходство с выброшенным на берег китом. Арт-объект был собран из выловленных волонтерами отходов в море. Таким способом организации попытались привлечь общественное внимание к проблеме загрязнения мирового океана. [3]
Обучающие, передают в работах своё отношение к различным проблемам окружающей среды, акцентируя внимание на огромной роли чистой воды, почвы и воздуха, следуя своей интуиции, своим эмоциям и чувствам. При защите их невероятно креативных работ звучали слова:
"Наша планета - прекрасна: синие моря, зеленые рощи, розовые закаты, бескрайние поля" (работа "Берегите природу!").
"Маленькие геометрические фигурки на общем фоне символизируют мелкий мусор, который мы бросаем не задумываясь, но в масштабе планеты -это катастрофа! (работа "Сохраним нашу планету!)
Название творческой работы "Сердце планеты"- порождает размышления о возможности человека жить в гармонии с природой.
Искусство помогает взаимодействовать друг с другом - обсуждать идеи, сотрудничать, осваивать умения работать в команде.
Когда взрослые смотрят на произведение современного искусства они не всегда понимают, как долго оно делалось, можно ли создать что-то подобное. Дети всегда знают, что изображено на абстрактных работах, у них есть своя интерпретация, свой уникальный ответ. Если предложить детям творческую задачу, они сами подберут подходящий материал и станут художниками, которые не бояться экспериментов.
Одним из результатом решения такой творческой задачи стала картина выполненная из бросового материала по мотивам Ван Гога "Подсолнухи", в которой автор передала своё отношение к проблеме бытовых отходов.
Искусство должно соединять людей, осуществлять преемственность в рамках мирового сообщества и поколений.
Знакомство с культурными традициями разных народов помогает мыслить критически, находить решения сложных задач и улучшать важные навыки, такие как планирование креативность, пространственное мышление и внимательность к деталям. Заинтересовать современного ребенка изучением народных промыслов можно через предложение им создать собственные произведения. Так появился целый проект "Применение элементов художественных народных промыслов в предметах современного быта".
Воспитание уважения к народному творчеству, умения понимать и ценить его, невозможно становление цельной, гармонически развитой и активной личности. Знакомясь с тем, что было создано другими людьми, ребёнок осознаёт, что тоже может быть создателем.
Искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности. Личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. Искусство учит видеть необычное в обычном, создавать новые образы, фантазировать. Восприятие искусства помогает понимать чувства других людей, даёт возможность выражать свои.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.https://урок.рф/library/nuzhno_li_iskusstvo_v_formirovanii_lichnosti_rebenka_092237.html
2. https://www.tutu.ru/geo/rossiya/kaluga/article/musor-kak-iskusstvo/
3. (https://1-engineer.ru/ekoart-iskusstvo-delayushhee-mir-luchshe)




