"Копирование произведений художников как один из методов обучения изобразительному искусству"

Ануфриева Анастасия Ивановна

В статье представлен краткий обзор истории метода копирования, его особенностей как способа обучения изобразительному искусству и целей его применения. Также кратко охарактеризовано использование метода копирования художественных произведений в детских художественных школах.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Копирование произведений художников как один из методов обучения изобразительному искусству».

Копирование работ великих мастеров давно является одним из методов обучения в области изобразительного искусства. Этот подход позволяет не только изучить технику и стиль известных художников, но и глубже понять процесс творчества. На занятиях по изобразительному искусству такая практика может значительно повысить уровень мастерства учащихся, обогатив их визуальный и технический опыт.
На современном этапе обучения копирование крайне редко включается в учебный процесс. Программы ДХШ, ориентированные на реалистическое изображение, преимущественно строятся на освоении рисунка и живописи с натуры. Хотя работа с натуры является основополагающей крайне важно расширять диапазон применяемых форм изобразительной деятельности. Академическая система может быть подкреплена и расширена именно через копирование произведений художников, что значительно повысит качество обучения, поскольку обогатит начинающего художника освоением опыта предшествующих поколений. Применение данного метода способствует развитию умений внимательно наблюдать, замечать мелкие детали и мыслить критически. Учащиеся, анализируя и воспроизводя произведения классиков, а также работы современных художников, учатся выходить за пределы очевидного, что является важной частью художественного обучения. Таким образом, копирование выступает не только как обучающий прием, но и как средство глубокого погружения в искусство, расширения творческого потенциала молодого художника. А также является одним из эффективных  способов обучения и развития навыков в изобразительном искусстве. Задания по копированию должны быть тесно связаны с выполнением заданий по тематическому планированию. К примеру, если по учебной программе дисциплины «живопись» учащиеся пишут натюрморт, то для копирования рекомендуются произведения этого же жанра. Процесс копирования начинается с выбора работы. Важно, чтобы ученик чувствовал интерес к исходной картине, так как это будет стимулировать его внимание и желание воспроизводить детали. Затем следует тщательный анализ произведения: изучаются композиция, цвет, свет и тени. Лучше копировать работы ясные по форме, цвету, светотени и живописно-пластическому языку. Здесь важно ставить задачу не только в том, чтобы познакомиться с живописными особенностями произведения и освоить методы работы художника, но и приобрести умения в рисовании, построении и моделировании формы. Только после этого стоит переходить к непосредственному копированию. Выбор техники выполнения работы зависит от уровня подготовки ученика и его индивидуальных характеристик-от простых карандашных эскизов до сложных многослойных живописных приёмов. Особое внимание уделяется тому, чтобы учащийся стремился не просто воспроизводить по памяти, а глубоко понять методики и приёмы, применённые художником. Такой подход не только способствует развитию технических навыков, но и формирует аналитическое мышление и чувство стиля. Задания по копированию произведений великих мастеров так же целесообразно использовать как дополнительные к основным упражнениям, что значительно ускоряет освоение художественных техник и развитие творческих умений. Это поможет значительно ускорить процесс освоения художественных техник и формированию художественно навыка. Через процесс копирования происходит не только усвоение технических навыков, но и формирование индивидуального мировосприятия ребёнка. Изучая и воспроизводя произведения художников, учащиеся черпают вдохновение для создания собственных работ, совершенствуют свой стиль и развивают уникальный художественный язык. Таким образом, копирование служит своего рода связующим звеном между изучением истории искусства и творческой практикой создания новых, оригинальных произведений.

 Автор статьи: Ануфриева А.И.