Главные вкладки
Презентация на тему: "Русское барокко"
Презентация содержит информацию о главных видах русского барокко, богатый иллюстративный ряд и список литературы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Барокко в России Русское барокко — обобщающее название разновидностей художественного стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII— первой половине XVIII века, в основном в Санкт-Петербурге и Москве, в царствование Петра I и Елизаветы Петровны . Архитектурный стиль барокко предполагает раскрытие объёмов в окружающее пространство, динамизм, экспрессию форм, преувеличенность масштабов, величественные ансамбли и огромные размеры зданий, мощные пропорции, контрасты замкнутых и открытых пространств, обилие цвета и позолоты, «квадратуры» росписей с «обманками», или эффектами «тромплёй» (фр. trompe-l'œil ) и многое другое.
Однако в России искусство барокко имело ряд существенных особенностей. Первое из них заключается в том, что, русское барокко приняло на себя ренессансные просветительские функции – в России не было как такового Возрождения, а только поворот к гражданским началам общественной жизни, обращение к человеческой личности как основному элементу бытия в 17 веке. Этот феномен был назван «Русским предвозрождением» (Д. С. Лихачёв). В архитектуре наметился отход от условности средневековой архитектуры к рациональным, формам ордера. Отсюда его главное значение — не целостного художественного стиля, а скорее гуманистического, просветительского идеологического движения, приобщившего русскую культуру к достижениям западноевропейской цивилизации. Второе существенное отличие развития русского искусства от западноевропейского заключается в том, что отдалённость России от мировых центров классического искусства — Афин, Рима, Флоренции, Парижа обусловила запаздывание и последующее «сращивание» исторических художественных стилей, которые последовательно рождались и развивались в метрополиях один за другим. Хронология и типология художественных стилей в России XVIII—XIX веков значительно отличается от западноевропейских.
Московское барокко Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII века, основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре . Московское барокко представляет собой переходный период от узорочья к полноценному барокко с сохранением многих конструктивных и декоративных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием барокко Речи Посполитой. Отличительной чертой этого стиля было изобилие измельчённого декора, вертикальная направленность, ярусная композиция. Выделяют такие подвиды московского барокко, как голицынское и н арышкинское.
Голицынское барокко Голицынское барокко — это частный случай московского барокко, связанное с именем князей Голицыных — единомышленников Петра I и сторонников европеизации русской культуры. Их прозападные взгляды выразились, в частности, в возведении в своих подмосковных имениях построек, близких к западноевропейской архитектурной традиции . Князья Голицыны в постройках петровского времени окончательно отказались от сохранения традиционного силуэта русского храма, позаимствовав из арсенала западноевропейского барокко сложный лепной декор. Манифест нового стиля — церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690—1704) — была увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной. Другая характерная постройка в этом стиле — Знаменская церковь в Перове ( 1708). Знаменская церковь в Перово. 1690-1708
Ц ерковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 1690—1704 Особенности: План имеет центрическое решение Увенчан ажурной золотой короной Причудливый растительный орнамент
Нарышкинское барокко Нарышкинское барокко было тесно связано с влиятельным родом Нарышкиных, из которого происходила мать Петра Великого (однако, заказчиками зданий в этом стиле выступали не только Нарышкины). Приблизительные хронологические рамки стиля: 1685—1715 годы. Фактически , этот стиль отражал стремление изменить традиции русской архитектуры, не прибегая к полному заимствованию с Запада, путём создания нового, оригинального направления, использующего лишь отдельные, переработанные западные черты . Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряжённость, разнородность структуры и декоративной отделки . В этом стиле были возведены такие храмы, как церковь Покрова Богородицы в Филях, церковь в Троице-Лыково, Спасская церковь в Уборах. Церковь Покрова Богородицы в Филях. 1690-1694
Петровское барокко Петровское барокко — историко-региональный стиль русского искусства, главным образом архитектуры, первой четверти XVIII века, сложившийся при жизни Петра Великого в связи с основанием 16 (27) мая 1703 года в дельте реки Невы города Санкт-Петербурга, ставшего в скором времени столицей России. Стиль формировался под влиянием личных вкусов Петра I , его интереса к архитектуре Голландии, в частности Амстердама, а также особого географического положения и климатических условий. Он рационален , прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением. Ему свойственны строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность, сдержанное , по сравнению с европейским барокко, использование декоративных элементов . Архитекторы, возводившие строения в эту эпоху в Санкт-Петербурге и его окрестностях – Доминико Трезини, Г.И.Шедель, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти.
Петропавловский собор, Д. Трезини. 1712 год Меньшиковский дворец, Д.Фонтана, Г.И. Шедель. 1727 год Путевой дворец в Стрельне, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти. 1720 год
Растреллиевское барокко Растреллиевское или елизаветинское барокко , елизаветинский стиль — историко-региональный художественный стиль, а также обозначение исторического периода в развитии русского искусства в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761). Основные особенности и компоненты «елизаветинского стиля» наиболее ярко проявились в творчестве его главного представителя, итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли Младшего (1700-1771), сына скульптора петровского времени. Именно Растрелли удалось соединить все основные стилевые черты искусства его времени: основы классического итальянского барокко XVII века, элементы западноевропейского архитектурного классицизма, эстетику и орнаментику модного тогда стиля рококо и традиции древнерусского зодчества. В архитектурных проектах Растрелли принимали участие многие итальянские живописцы, в основном венецианской школы: Дж. Валериани, Пьетро и Франческо Градицци, К. Дзукки, А. Карбони, Антонио Перезинотти, Франческо Фонтебассо. Они выполняли монументально-декоративные росписи: расписывали плафоны, десюдепорты, являющиеся важной частью архитектуры елизаветинского барокко. Скульптурные и «резные» работы выполняли французские, австрийские и немецкие мастера: Николя-Франсуа Жилле, Иоганн Франц Дункер, Луи Роллан.
Франческо Бартоломео Растрелли — один из главных строителей Санкт-Петербурга 18 века. Его гению принадлежат Зимний дворец, Большой дворец в Царском Селе, Смольный собор и Большой Петергофский дворец. Юный Растрелли обучался в мастерской отца во Франции под его руководством. В возрасте 16 лет, после смерти французского короля, юношу вместе с отцом пригласил в Россию император Петр I. Молодой зодчий помогал отцу с заказами российского монарха и высшей знати. Известно, например, что он участвовал в итоговых работах над дворцами светлейшего князя А. Д. Меншикова. После его посылали на учебу в Европу: во Францию, Италию и Германию. С приходом к власти Анны Иоанновны, Растрелли стал одним из лучших архитекторов, работавших в стиле барокко. Он много строил для императрицы, желавшей укрепиться на троне и окружить себя богатством и роскошью. Расцвет карьеры архитектора наступил с восшествием на престол Елизаветы I. Именно с правлением Елизаветы Петровны связан золотой век барочной архитектуры и Растрелли как лучшего архитектора, работавшего в этом стиле. На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе. Несмотря на то, что при Елизавете Петровне Растрелли создал величайшие свои произведения, вознаграждение за свой тяжкий труд он получил от Петра III. От императора он получил чин генерал-майора и орден Святой Анны. При Екатерине II стиль барокко утратил свою актуальность. Растрелли остался без работы. Его отправили на лечение в Италию, а через год был подписан указ о его отставке с ежегодной пенсионной выплатой 1000 рублей. Он уехал в Курляндию к помилованному Бирону достраивать его резиденцию, но вскоре и там ему нашли более молодую замену.
Аничков дворец. 1754 год. План Дворец Воронцова. 1758 год Зимний дворец. 1762 год. План и фасад
Использованная литература Власов В. Г.Рождение и развитие архитектуры «русского барокко» // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. — М.-Л.: Искусство, 1940. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — М.: Наука, 1978. Барокко // Большая советская энциклопедия [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. Русское зрелое барокко / Барокко в России / История архитектуры / www.Arhitekto.ru Каптиков А. Ю.«Региональное многообразие архитектуры русского барокко». — МАРХИ, 1986. Шуйский В. Зрелое барокко и ранний классицизм. — 1997
