Об искусстве и не только....
О современных проблемах в преподавании предметов "Искусство", "Музыка", "Православная культура", "ОРКИСЭ".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Об искусстве и не только…»
В разделе журнала «Социальное служение» статья с шокирующим заголовком «Без страха перед убийством». На вопросы по глобальной для России проблеме огромного числа абортов – как следствия узаконенного детоубийства, отвечает профессор, заведующая кафедрой неонатологии и перинатологии северного государственного медицинского университета Галина Чумакова. В ее интервью есть золотые слова, с которыми, несомненно, согласятся неравнодушные, мудрые и честные люди России. Небольшой вывод, которым врач завершает беседу, предельно прост, но при этом включает всю полноту и глубину философской мысли. Вот, что посоветовала читателям автор:
« Поменять ситуацию, помимо Церкви, может искусство. К сожалению, сейчас нет фильмов, спектаклей о ценности жизни. Человек состоит из духовного и физического, и это духовное тоже необходимо развивать через хорошую музыку, великую живопись, фильмы. Душа должна трудиться – не только тело».
Интуитивно, не будучи философами и искусствоведами, сегодня многие думающие родители покупают или включают через Интернет своим чадам старые советские мультфильмы или кино. Добрые, наивные, не изуродованные урбанистическими или кубическими экспериментами компьютерной мышки, они все еще сражаются в невинной детской душе с многочисленными монстрами и злодеями некоторых разрекламированных и модных «шедевров» современной анимации, навязываемых на каналах ТВ. Конечно, и сегодня немало хороших фильмов, но все-таки такого внимания к воспитанию детей через искусство, как в советскую эпоху, к сожалению, нет. Давайте вспомним историю. В решениях 25 съезда КПСС было предусмотрено «обеспечить дальнейшее повышение роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей, формировании их духовных запросов», намечено значительно улучшить кинообслуживание населения, повысить идейно-художественный уровень фильмов, обеспечить выпуск в необходимом количестве научно-популярных, учебных, хроникально-документальных фильмов, а главное - увеличить производство и расширить тематику кинофильмов для детей и юношества. Вскоре дети Советского Союза увидят с домашних экранов те самые киношедевры, которые и по сей день заботливые родители в качестве нравственного и эстетического воспитания приобретают детишкам 21 века. Когда на уроке спрашиваешь ребят, то практически все знают и с удовольствием смотрят «Приключения электроника» или «Приключения Дениски Кораблева», «Гостью из будущего» или «Красную шапочку» (Беларусьфильм), про мультфильмы «Бременские музыканты» или «Цветик – семицветик» и говорить нечего. Их знают абсолютно все. Уникальный сплав из профессиональной режиссуры, актерского мастерства, киномузыки, высокого смыслового содержания сделали фильмы классикой и вечным двигателем добра. Но, все же, плоды эгоизма и гедонизма с каждым годом все больше дают знать о себе, а педагогам и воспитателям становится труднее с каждым днем. Многие дети ориентированы исключительно на «успех любым путем», чуть ли не архаичными становятся понятия уважения к учителю, родителям, они разучиваются общаться и даже играть в догонялки на переменах. Зайдите в любую школу во время перерыва, и вы увидите, какое количество детей сидит «в компьютере» или «телефоне». Поверьте, иногда становится жутко – некоторые дети имеют вид «человека больного той или иной зависимостью». Видно, как их не интересует ничего, кроме остановленной игры, и ребенок с нетерпением ждет исключительно окончания урока. Он элементарно зациклен, как это бывает у страдающих игроманией. Сегодня ребенку действительно трудно в мире обрушивающейся со всех сторон на него информации без правильной и направляющей поддержки, своеобразного путеводителя – ориентира в океане мнений, событий, соблазнов и т.д. Несколько лет назад в Российской академии образования было принято абсолютно правильное и своевременное решение – был введен новый предмет «Искусство», который и был призван стать ориентиром в информационном пространстве. Школьные предметы «музыка» и «рисование» стали называться «изобразительное искусство» и «Искусство музыка». Были выпущены прекрасные красочные учебники, особенно к программе Е.Д. Критской. Работая по этой программе, учитель смог немало внимания через искусство уделять именно воспитанию. Появились богатые возможности творческих вариаций во время занятия. С этого момента все зависело исключительно от профессионализма, творчества, любви к детям самого педагога. В качестве примера я хочу привести мнения самих учеников, учащихся 8-9 классов МБОУ СОШ №30, участвовавших в предметном анкетировании в конце учебного года.
…Мне очень понравился наш новый урок искусства в 8 классе, потому что мы узнаем много нового, интересного, необычного на каждом уроке. Мы не только слушаем музыку, но еще смотрим различные исторические фильмы, играем по командам в викторины. На всех других предметах мы изучаем что-то определенное, а на искусстве проходим, как музыку, так и кино, художников, архитекторов, композиторов. Поэтому думаю, что наш класс очень хочет продолжить заниматься искусством до 11 класса. (Резвая Анна 8 «а» класс 2012 г.)
… слушаем помимо классической музыки духовную, делаем анализ картин, музыки. Мы изучаем искусство и то, что это не отдельные уроки музыки или рисования, на самом деле хорошо, потому что такой объединенный урок интереснее…(Керимова Самайя 9 «а» класс).
… Мне кажется , что эта программ очень нужна ученикам, так как благодаря ей мы познаем новое и узнаем старое. Очень довольна программой на уроках искусства, она иным необходима. (Еремина анна 8 «а» класс).
… Два года мы изучали урок «Искусство», новый для нас урок. Мне он нравится, потому что можно расслабиться, послушать красивую музыку, а не которую все время крут по телевизору, так же посмотреть интереснее фрагмент из фильмов, таких как «Три тополя на Плющихе», «Собачье сердце» или фрагмент опер. (9 класс, фамилия не указана).
…Считаю, что многим школьникам не хватает духовного, возвышенного и просто интересного. На уроке искусства можно немного помечтать, подумать над увиденным. У меня появилось много картин, музыки, режиссеров… (9 класс, фамилия не указана).
… На уроках искусства мы узнали, что многие произведения предсказывают будущее, знакомились через искусство с историей нашей страны. (Гурьева Света 8 «а» класс).
Понимаю, что невозможно остаться равнодушным, читая благодарные искренние пожелании ребят. Но, к сожалению, в среде педагогов и на собраниях специалистов поговаривают, что этот предмет планируют убрать из школьной программы и заменить повсеместно на ОБЖ. Вероятно, трех физкультур подряд уже недостаточно и всевозможных факультативов «твое здоровье» тоже. Знакома картина. Общество приучает нового человечка заботиться только о своем теле, а дл души достаточно тех самых сокращенных гуманитарных предметов, как литература. Не менее страшно, когда, не понимая значения искусства в жизни человека, администрации некоторых школ разрешают вести эти предмет дилетантам или по остаточному принципу. Например, в целях экономии, раздают нагрузку учителям начальных классов. Ни в коей мере не преуменьшая значения и роль учителя начальной школ, среди которых много интеллектуальных и духовно-образованных педагогов, хочется подчеркнуть, что подобная тактика должна быть исключением, ввиду отсутствия специалиста. К примеру, сегодня даже в городе, в некоторых общеобразовательных школах, находящихся по соседству с музыкальной школой, где при желании всегда можно обратиться к специалисту, уроки музыки или рисования, зачастую навязывают учителям начального звена. Это мотивируется в целях собственной школьной экономии тем, что «у них же в дипломе написано, что имеют право вести…». Да имеют, но по своей честности и нежелании быть дилетантом, не все хотят заниматься тем, что должен делать специалист. Не вызывает сомнений факт, что музы кой, к примеру,- надо заниматься каждый день для того, чтоб хорошо играть или петь, а лучше это делать пот 3 часа в день, тем более если музыкант не закончил муз. Колледж на концертмейстера и поверхностно изучал сольфеджио. На деле же самоуверенному или некомпетентному человеку в голову придет мысль, что петь с ребятишками можно и под «минусовки», благо интернет их предлагает предостаточно. Качество же, знание детского диапазона, владение вокальной техникой, дыханием, знанием распевок, пониманием стилевых особенностей той или иной эпохи, индивидуального стиля композиторов и т.д. не имеют значения. Как говорится, меньше знаешь, лучше спишь. Хочется привести положительный пример обычной сельской школы, что в Катунино, где, кстати, тоже есть школа искусств. Девяностые годы. Объяснять не надо. Всеобщий хаос и развал. Как «небесную манну» среди этого бескультурья спускают в школы программу по МХК. Бывший директор учебного заведения Альберт Михайлович Ручьев, который сегодня является директором Приморского архива, при большом нажиме педагогов с высшим гуманитарным образованием, не доверяет ведение этого предмета ни одному учителю. Ответ претендентам, желающим прихватить лишний учебный часок – прост: «Каждый предмет должен вести специалист, на сегодня в школе профессионалов в области культурологи и искусства нет». Некоторое время спустя урок МХК стала вести Наталья Евгеньевна Уманец, которую приняли на работу в школу с образованием не только учителя музыки, но и искусствоведа, закончившего Академию живописи имени Репина в Петербурге.
Если б сегодня в России среди руководителей было столько же принципиальных и честных людей, то, наверное, не показывали бы сегодня по телевидению пугающие передачи о современной русской профессиональной некомпетентности. Как сказала героиня известного фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром» «Ошибки учителей не так заметны, как врачей, но…».
Шохина Марина Николаевна