Занятие в фотокружке "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии"

Горбунов Александр Евгеньевич

Конспект занятия в фотокружке "Объектив"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_fotografiya_iskusstvo_svetopisi.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Фотография искусство светописи.

 Натюрморт жанровая тема фотографии"

Цели:

  1. Освоить основы построения композиции натюрморта в фотографии, особенности изобразительного языка светописи, художественно-- съёмочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков и в проектно-творческой практике.
  2. Осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана, элементарные основы грамоты фотосъемки.
  3. Развивать художественное видение фотографирующего.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная приставка, презентация, предметы и драпировки для составления натюрморта..

 Оборудование для учащихся: цифровой фотоаппарат, тетрадь и ручка.

I. Организационный момент.

Ход урока №1

II.Сообщение темы и цели урока

Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. о чем рассказывают изображения вещей?

Эволюция изображения в искусстве рассматривается, как следствие развития технических средств и способов получения изображения и как расширения понимания художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). рассмотрим фотографию, как передачу видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность. (Слайд1)Вопрос учителя. Изображение предметного мира соответствуют какому жанру изобразительного искусства? Что вы знаете о жанре изо искусства- натюрморте? Фотография и натюрморт понятия совместимые?

 Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока"Фотографирование натюрморта". Дают определение натюрморта. Натюрморт- это жанр изобразительного искусства, в котором показывают неодушевленные предметы – цветы, фрукты, посуду, предметы быта.

(Слайд 2) Тема Урока: «Фотография – искусство светописи. Натюрморт – жанровая тема фотографии».

III. Сообщение нового материала

(Слайд3)Только в фотографии натюрморты не рисуют или пишут красками, а фотографируют на плёнку и печатают на фотобумаге.

(Слайд4) Начинать снимать натюрморт лучше всего с упражнений и этюдов, которые помогут овладеть техникой передачи формы и фактуры различных предметов.

(слайд5) Форма – это внешние очертания предмета. 

Фактура - это характер поверхности предмета (гладкая, шершавая, матовая, глянцевая и др.), а также качество материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, ткань, камень, железо, дерево и др.)

(слайд6) Эстетическая сторона фотографии – идея, замысел, мысли и переживания автора, заложенный в работе художественный образ.

(слайд7) Как и любой другой жанр фотографии, натюрморт невозможен без композиции.

Термин «композиция» переводится с латинского, как «сочинение».

Композиция в натюрморте — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в кадре.

(Слайд8) Вопрос для учащихся.В чем гармоничное сочетание на данной фотографии?

(Слайд9) Техническая сторона – расположение предметов на фотографии, их взаимодействие между собой, взаимосвязь, структура.

Вопрос для учащихся. Какие виды композиции вы знаете?

Ответ. Фронтальная, усиления движения,

(слайд10) Композицию в натюрморте условно можно разделить на несколько типов:

  •  геометрическая,
  •  пространственная,
  • цветовая.

(Слайд11)Не секрет, что все объекты имеют геометрическую (или приближенную к геометрической) форму.

(Слайд12)Также не секрет, что человеку свойственно ассоциировать каждую фигуру с чем-то, характерным именно для нее. Так, например, углы подсознательно ассоциируются с указателями. Когда долго смотришь на квадрат или прямоугольник, возникает ощущение стабильности (может быть, потому что наше подсознание дорисовывает устойчивое здание).

(Слайд14) А круг создает чувство уюта и успокаивает.

(Слайд15-16)Стоит помнить и о том, что горизонтальные линии (лежащий человек) гораздо спокойнее вертикальных (человек стоящий).

(Слайд 17--18)Что же касается диагоналей, то восходящие линии — ведущие из левого нижнего угла в правый верхний — выглядят напряженнее нисходящих: читаем мы все-таки слева направо, и нашему взгляду приходится «вскарабкиваться» по картинке, чтобы добраться до самого верха. Но в этом скрыто и определенное чувство победы, не так ли?! Нисходящие же линии, идущие из левого верхнего угла к правому нижнему, наоборот, традиционно ассоциируются с расслабленностью, грустью или даже упадком.

(Слайд19) Пересекающиеся (диагональные) линии — одно из проявлений правила "Золотого сечения" . Основная идея - заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла. Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были четко выражены. 

Выделение объекта— можно произвести настроив объектив на малую глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные. 

Поставить главный объект на передний план, впереди всех остальных или настроить свет так, чтобы ведущий элемент был освещен ярче всех, а те объекты, которые оказались за и перед ним, были освещены слабее.

Статика и динамика в композиции натюрморта

(Слайд20) Статика. Рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики). Подбираем предметы, которые будем использовать, выстраиваем схему своего будущего натюрморта.

(Слайд21-23) Задействован центр, фигуры расположены фронтально и находятся в состоянии покоя. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету,  форме, массе и фактуре.

(Слайд24-26) Динамика. Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.

IV. Задание для самостоятельная работа

(Слайд27-29) Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа составляет из предложенных предметов  натюрморт. Расположить предмет в кадр. Составить композицию натюрморта. Найти точку съемки (ракурс и план) Сфотографировать натюрморт с разных точек зрения

Начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом» Фотосъемка натюрморта: в динамике с использованием диагоналей и геометрической композиции; в статике использованием пространственной композицию.

V.Самостоятельная работа

VI. Домашняя задание

 Выполнить несколько фотоснимков свободную тему. Выполнить компьютерную презентацию "Мой фотоальбом".

Используемая литература и интернет ресурсы

  • http://forum.photo-manual.ru   
  • Как фотографировать натюрморт
  • http://www.photoline.ru   
  • Сайт любителей фотографии
  • http://www.futajik.ru 
  • Основы композиции в фотографии
  • http://www.photosight.ru 
  • Съёмка натюрморта
  • http://rosphoto.com 
  • Тихая жизнь вещей.  Оживляем натюрморт.
  • http://toptopart.ru/ 
  • Изостудия Топ-тор арт
  • http://photogid.com 
  • Натюрморт
  • http://hudozhnikam.ru 
  • Цветовая композиция
  • http://xvatit.com 
  • Дизайн цвета или немного о Цветоведении
  • http://www.alfafoto.ru
  • Основные жанры в фотографии
  • Л. П. ДЫКО ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ
  • Б.М.Неменский Изобразительное искусство. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2011.
  • Б.М. Неменский Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы.
  • Программа общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.- М.: Просвещение,2008.