Методическая разработка занятия "Композиция кадра"

Колягина Альбина Александровна

Цель занятия: Знакомство с понятием «композиция кадра». Обучение основным законам композиции.

Задачи:

- познакомить с понятием «композиция кадра»;

- обучить разным способам создания гармоничной композиции;

- развить интерес к фотоискусству;

- способствовать формированию навыка гармоничного сочетания объектов в кадре;

- формировать потребность применять полученные знания на практике;

- воспитать умение работать с партнером;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompozitsiya_kadra.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Композиция кадра»

Цель: Знакомство с понятием «композиция кадра». Обучение основным законам композиции.

Задачи:

- познакомить с понятием «композиция кадра»;

- обучить разным способам создания гармоничной композиции;

- развить интерес к фотоискусству;

- способствовать формированию навыка гармоничного сочетания объектов в кадре;

- формировать потребность применять полученные знания на практике;

- воспитать умение работать с партнером;

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, видеокамера, штатив.

Дидактическое оснащение: презентация «Правила композиции в фотографии».

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Урок рассчитан на два академических часа.

План занятия:

  1. Организационная часть. (5 мин.)
  2. Знакомство с новым материалом. (40 мин.)
  3. Практическая работа. (35 мин.)
  4. Подведение итогов занятия. (10 мин.)

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Здравствуйте ребята! На предыдущем занятии мы с вами изучали особенности портретной съемки. Я дала вам домашнее задание: принести фотографии портретных съемок ваших друзей или родственников. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Просмотр фотографий.

1 слайд.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд зрителя, а другие оставляют его равнодушным? Почему одни фотографы становятся победителями конкурсов, а другие так никогда и не обретут известность?

Одной из причин, по которой некоторые снимки выделяются на фоне других – мастерское владение искусством фото композиции кадра. Сегодня мы подробно остановимся на этом понятии и узнаем разные способы создания гармоничной композиции.

  1. Знакомство с новым материалом.

2 слайд.

Композиция – гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.

«Композиция – закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, дает пластическую основу композиции». Евгений Кибрик

Когда соблюдены все условия построения композиции, кадр кажется гармоничным и завершенным, в то время как в противном случае взгляду что-то «мешает», хоть мы можем и не всегда это осознавать. Чтобы избегать таких сложностей, достаточно знать и использовать основные правила.

3 слайд.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". 

Принято считать, что правило золотого сечения вывел Пифагор, он даже создал тайную школу, где изучалась мистическая суть этого явления. Не потерял своей актуальности этот прием и сегодня. Золотое сечение применяется в самых разных видах искусства: архитектуре, живописи, и конечно, в фотографии, позволяя сделать кадры выразительными, притягивающими взгляд. Говоря о фотографии, мы все же будем обращаться к произведениям великих художников.

 Доказано, что внимание человека обращено в первую очередь на точки, показанные на рисунке. Они располагаются на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев картины (кадра), независимо от ее формы и размеров. 

золотое сечение

4 слайд.

Правило третей. Одно из простейших правил композиции, которое стало очень распространенным инструментом для любителей и профессиональных фотографов. Метод состоит в разделении кадра на трети, вертикально и горизонтально (так что фактически это девятые части), и в использовании этих линий для эффективного разделения вашего изображения и отделения областей изображения. Точки, в которых линии пересекаются, рассматриваются как ключевые области для главных объектов в кадре.

5 слайд.

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе.

6 слайд.

При съемке людей не правильно размещать их в центре кадра. Человек,  находящийся на пересечении горизонтальных и вертикальных линий, смотрится гораздо гармоничнее, чем в центре. Правильным решением станет оставленное пространство по направлению взгляда человека. Если это пространство оставить позади, то получится, что объект смотрит в край фотографии.

7 слайд. Диагональное золотое сечение.

Правило диагонального золотого сечения

Когда речь идет о классическом спокойном пейзаже, соблюдать правило третей или золотого сечения не трудно – в кадре присутствуют горизонтальные и вертикальные линии. Для более сложных случаев было разработано правило диагонального золотого сечения. В этом случае ключевые объекты располагаются таким образом, чтобы основные элементы находились в двух главных четырехугольниках.

8 слайд.

Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

9 слайд. Правило диагоналей

Аналогично правилу третей, есть и упрощенный вариант диагонального сечения – правило диагоналей. В этом случае линейные объекты располагаются на диагоналях, придавая снимку динамику. При этом диагональная линия, направленная слева направо снизу вверх подчеркивает движение и делает снимок более энергичным. А линия, проведенная слева направо сверху вниз, используется в более спокойных сюжетах. Связано это со сложившейся в нашей культуре традицией читать слева направо.

10 слайд.

Диагональное расположение объектов намного эффектнее смотрится в кадре чем горизонтальное.

 

Во-первых, диагонали дают возможность оценить пространство благодаря уходящим вдаль линиям. Если же в кадре преобладают горизонтальные линии, то он будет плоским.

 

Во-вторых, диагонали придают фотографии настроение. Так линии, направленные из нижнего левого угла в правый верхний формирует у зрителя спокойное настроение, а линии направленные из правого нижнего в левый верхний угол добавляют кадру динамики.

Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Наклонись и улыбнись.

Перемена 10 мин.

  1. Практическая работа.

Закрепить полученные знания, как обычно, поможет выполнение практической работы.

Предлагаю распределиться по желанию на творческие мини-группы по 2-3 человека.

Каждая группа за указанное время выполняет два задания.

 1 задание. (20 мин.)

Определите, какое правило композиции использовано в этих фотографиях.

2 задание. (10 мин.)

Снимите фотографии людей, предметов, пейзажа, обстановки кабинета, используя правила композиции.

Подведение итогов занятия.

Продолжите фразу:

«Я сегодня узнал(а)…»

«Правило третей заключается в том, что…»

«Композиция – это…»

«Правила композиции важно знать, потому что…»