Социальные проблемы детства в отечественных кинофильмах.

В статье рассказывается о социальных проблемах детей которые остаются актуальными и в наши дни, и как отражается эта тема в отечественных кинофильмах. (посвящается году российского кино 2016)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья35.66 КБ
Файл презентация к статье1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Выполнила

воспитатель МДОУ д.с №1

комбинированного вида

Казначеева Юлия Валерьевна

Социальные проблемы детства в отечественных кинофильмах.

 «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

Василий Александрович Сухомлинский

Каждая эпоха и каждая цивилизация по-своему понимает сущность и границы детства. Детство - всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление.

В современной науке нет единого мнения о том, что считать детством, каковы особенности этого возрастного этапа и его временные границы.

Некоторые физиологи и психологи, биологи и демографы считают концом детства и началом молодости период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет).

По возрастной периодизации, принятой в психологии и педагогике, детством считается период до 11 лет, который включает младенчество - до 1 года, раннее детство - до 3 лет, дошкольный возраст - до 7 лет, младший школьный возраст - до 10-11 лет.

 С точки зрения отечественной демографии дети представляют совокупность населения, не достигшего зрелого возраста, где верхней границей детства считается 15 - 16 лет.

 В социологии хотя и нет строгих границ, но все зависит от конкретных целей исследования, иногда к категории «молодежь» относят уже тех, кому исполнилось 14.

Конвенция о правах ребенка и Семейный кодекс РФ устанавливают, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, т.е. совершеннолетия.

Определение детства пытались дать многие ученые разных времен, но единого мнения на этот счет нет.

По словарю Г.М. и А. Ю. Коджаспировых, детство - это этап развития человека, предшествующих взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Значение слова Детство по Ожегову: ранний, до отрочества возраст и период жизни в таком возрасте.

Таким образом, детство  - это начальный период формирования личности и гражданина общества. Формирование происходит на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Это период активного развития и «прогресса» человека.

Отечественные и зарубежные педагоги, психологи, такие как И.С.Кон, К.Юнг, В.В.Зеньковский, А.С.Макаренко и многие другие,  отмечают, что мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Как возникает и развивается его личность? Когда и как становится независимым?

Детство - особое социальное явление. Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет собой неотъемлемую часть общества, выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя (как ни парадоксально это звучит) направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый мир. Причем главной, внутренне заложенной целью детства в целом и каждого ребенка в частности, является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. Но эта же цель - взросление детей, - субъектно имеющая другую направленность - обеспечить это взросление, - выступает главной для взрослого мира.

Социальное благополучие (неблагополучие) детства связывается по преимуществу с такими явлениями, как самочувствие детей, степень благополучия и удовлетворенности в качестве и количестве потребляемых ими благ и услуг, и прежде всего в пище, одежде, поддержании здоровья, удовлетворении образовательных, духовных, нравственных потребностей и запросов.

Социальное неблагополучие детей характеризуется отклоняющимся от нормы морально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем функционирующей системы подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. По содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с его уровнем жизни.

Детские образы и социальные проблемы детства отражаются в картинах художников, в произведениях  писателей и поэтов. Отечественное кино также не осталось в стороне. Так как кино – это одно из социальных явлений, то, следовательно, оно становится индикатором социальных изменений, экономических трансформаций, средством передачи культуры и  идеологии. Каждый фильм о детях или с участием детей отражает менталитет, психологию, детскую субкультуру в данный исторический момент.  Сценаристы и режиссеры в своих художественных картинах широко отражают многие социальные проблемы детства. Например…

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам. Рассматривалась в таких фильмах как:

«Респу́блика ШКИД» — советский художественный фильм, созданный в 1966 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Геннадием Полокой. Рассматривается судьба беспризорных детей по разным причинам оказавшихся в школе-коммуне.

 «Педагогическая поэма» — первая экранизация одноимённой книги А. С. Макаренко, снятая в  1955 году режиссёр: А. Бочаровым. Действия разворачиваются в первой колонии для беспризорных детей где ребята проходят нелёгкий путь от беспризорничества до слаженного коллектива, вместе со взрослыми преодолевают трудности и невзгоды.

 «Путевка в жизнь» - советский фильм, снятый в 1931 году Николаем Экк. Драматическая история, рассказывающая о перевоспитании бывших беспризорников и воров в трудовой коммуне, созданной в первые годы советской власти.

Социальная  проблема детской преступности никогда не перестанет быть актуальной. Обеспокоенность ростом детской преступности существует во всем мире. Россия – не исключение. У российской преступности появилось новое лицо. Улыбчивое детское личико. Десятилетние мальчики и девочки убивают, насилуют, грабят, одним словом делают то, что может разрушить их жизнь и жизнь окружающих. Дико звучит выражение «детская преступность», но страшнее реальность, в которой все наглядно можно увидеть и ужаснуться.

 «Пацаны»  — советский  художественный фильм, поставленный  режиссёром Динарой Асановой в 1983 году. Фильм о судьбе трудных подростков, на воспитание которых сильное влияние оказала неблагоприятная среда. Главный герой  мальчик, промышляющий мелким воровством и мошенничеством, предстает перед судом, и ему грозит большой тюремный срок.

Фильм «Деточки» (2013г.) режиссера Дмитрия Астрахана. Рассказывает о группе детей из детского дома, которая с молчаливого согласия всего города убивает депутатов-педофилов, после чего начинает мстить взрослым, виновным в смерти несовершеннолетних. В числе жертв нечистый на руку: хирург, наркодилер, судья, учительница, доведшая ученика до самоубийства и глава фирмы, поставляющий просроченные продукты в детский сад.

Взаимоотношения со сверстниками  — проблема значимая во всех возрастах. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Это воздействие не всегда носит положительный характер.

Художественный фильм 1983 года  «Чучело» —  режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Это был первый фильм, в котором советские пионеры изображены не как юные ленинцы-комсомольцы, а как настоящие антигерои. Фильм  о том, насколько серьезно все бывает в 6 классе, и о детской жестокости, ни в чем не уступающей взрослой. 

 «В моей смерти прошу винить Клаву К.» — художественный фильм о первой любви, снятый в 1979 году режиссёрами Николаем Лебедевым и Эрнестом Ясаном по повести Михаила Львовского. Трагическая история отношений советских подростков Сережи Лаврова и Клавы Климковой. В центре сюжета — мучительные переживания юноши, глубоко задетого несбывшимися мечтами о большой и чистой любви.  «В моей смерти прошу винить Клаву К.» — слова отчаявшегося мальчишки из короткой предсмертной записки, спрятанной в пустой цветочной вазе.

 «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» - советский комедийный художественный фильм, снятый режиссёром Элемом Климовым на киностудии «Мосфильм» в 1964 году.

В данном фильме рассматривается проблема отношений детей со взрослыми и сверстниками.  Верная детская дружба, солидарность и честность.

 «Первоклассница» — художественный фильм снятый в 1948 году режиссёром Ильёй Фрэзом по одноименной повести Евгения Шварца. Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Переход к новой жизни, полной событиями и переживаниями. Фильм о том, как благодаря опытной учительнице и подружкам – одноклассницам, самолюбивая и капризная Маруся Орлова стала дисциплинированной и отзывчивой девочкой, отлично закончившей первый класс. Ведь Марусе очень понравилось в школе, особенно учительница. Она готова была каждый день дежурить и приходить в школу спозаранку, лишь бы учительница ее похвалила. Авторитет взрослого.

Социальной защиты детей - сирот, несомненно, очень актуальна. Таких в России - несколько десятков миллионов. Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным учреждением. В нем живут и учатся дети от 4 до 18 лет.

 «Хозяйка детского дома» (1983г.) — советский телевизионный фильм (2 серии), мелодрама режиссёра Валерия Кремнева.

Сироты - дети тонко чувствующие одиночество, и им особенно много требуется душевной теплоты и заботы. Героиня фильма, именно такая женщина - душевная, искренняя, всеми своими силами пытающаяся хоть немного сделать окружающий сирот мир, радостней и лучше. Так она становится поистине любимой «Мамой для всех».

 «На тебя уповаю» — фильм-драма режиссёра Елены Цыплаковой, снятый в 1992 году. Главная героиня Алла бросила своего новорожденного ребенка. Угрызения совести не дают ей покоя. После попытки самоубийства, она по совету священника устраивается работать в детский дом, в котором царят жестокость и безразличие.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство. Но и здесь маленького человечка и его будущих родителей ждет ряд проблем, с которыми не каждый готов столкнуться…

 «Странные взрослые» (1974) — советская лирическая мелодрама, повествующая о сложности взаимоотношений взрослых и детей. Немолодые бездетные супруги удочеряют детдомовскую девочку Тоню. Детдомовская прямота Тони, непонимание того, что вещи могут быть не общие, а чьи-то, ее доверчивая контактность и чрезмерная самостоятельность мешают ей найти взаимопонимание с новоявленными родителями.

 «Путевка в жизнь»  (2013) фильм режиссера Олега Галина, рассказывает о мальчике Роме, который живет в приемной семье Ряхиных, и  не знает родительского тепла и заботы. Единственный его друг — пес по кличке Плут. Однажды устав от постоянных скандалов и побоев, Ромка вместе с Плутом сбегают из дома и попадает в воинскую часть, где ему позволяют остаться. Поначалу мальчик был не в восторге от армейского режима, но постепенно втянулся и понял, что нашел свое место. 

Отечественный фильм «Девочка из города» (1986), режиссер Олег Николаевский.

Маленькая Валентина осталась сиротой после того, как ее родители погибли, сражаясь за родину. Девочку вместе с другими людьми эвакуируют из Сталинграда, окруженного фашистами. По пути в Челябинск Валя заболевает и оказывается в доме деревенской жительницы Дарьи Шалихиной, матери троих детей. Дарья приютила маленькую сироту и постепенно привязалась к ней. Валя тоже нашла в гостеприимном доме так необходимую ей материнскую заботу и любовь.

Многоде́тная семья́ —  это семья, в которой трое или более детей. Основные проблемы многодетных семей:

- материальные;

- проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильем;

- проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных проблем;

- рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях;

- проблемы в сфере образования;

- проблемы с воспитанием детей;

- индивидуальные проблемы ребенка, связанные со спецификой жизни в многодетной семье;

- моральные проблемы, связанные с изменением отношения в обществе к многодетным семьям, и т.п.

 «Павлуха» — художественный фильм, созданный на студии «Мосфильм» в 1962 году.

Социальные проблемы рассматриваемые в данном фильме – это воспитание в неполной многодетной семье (мать – одиночка). Бедность, чтобы как-то помочь матери, мальчик отправляется в город на заработки. Его мечта – быть взрослым, самостоятельным и независимым.

 «Дети Дон-Кихота» комедия, 1965г., режиссера Евгения Карелова. Лирическая комедия о многодетной семье заведующего родильным домом. Герой фильма живёт по очень строгим моральным нормам. За это его прозвали Дон-Кихотом. Он и своих приёмных сыновей воспитывает в том же духе. И сыновья оказываются достойными своего отца, хотя им часто приходится преодолевать самые разные, и серьёзные, и комические жизненные ситуации.

 «Однажды двадцать лет спустя» — советский кинофильм (1980) режиссера Юрия Егорова, посвященный судьбе многодетной матери Надежды Кругловой.

Еще одна социальная проблема детства – это  воспитание ребенка мачехой либо отчимом.

В нашей стране с каждым годом увеличивается число разводов и повторных браков, в результате чего у многих детей появляются мачеха или отчим, а также сводные братья и сестры.

Трудности, с которыми сталкиваются дети с новыми супругами родителей, это чувство ревности, взаимная адаптация членов смешанной семьи, которая усугубляются конкуренцией между сиблингами (братья, сестры) принадлежащими к различным семьям.

Самая высокая адаптивность к новому браку у детей раннего и дошкольного возраста, самая низкая — в предподростковом (9-10 л.) и младшем подростковом возрасте (11-13 л.). Проблемы смешанных семей отражены в таких отечественных фильмах:

«Мачеха» — художественный фильм 1973 года снятый по одноименной повести Марии Халфиной. Фильм о том, как любящей жене и матери двух детей жизнь преподносит сюрприз: оказывается, у ее мужа есть дочка, которая осталась одна. Ничего не остается, как принять ее в свой дом. 
О том, какой это нелегкий шаг и для женщины, и для ребенка расскажет фильм. Главную героиню и муж, и мать считают недалекой, глупой, но в фильме она предстала мудрой и целеустремленной женщиной, готовой жертвовать собой ради счастья семьи.
 

   «Серёжа» — советский художественный фильм 1960 года, работа режиссёров Георгия Данелия и Игоря Таланкина по одноимённой повести Веры Пановой.

         Фильм «Сережа» - это жизнь глазами маленького ребенка, т.е. взгляд на взрослую жизнь.

           Мальчик переживает настоящую драму: его мама вышла замуж и теперь у него появился новый папа и лучший друг Коростелёв (Сергей Бондарчук), который помогает мальчику решать маленькие, но очень важные проблемы.  Мама родила второго сынишку, вместе с которым собирается переезжать в далекие Холмогоры. Сережу она собирается оставить у родственников до весны, чтобы забрать его в благоприятный для здоровья период. Для самого мальчугана это решение подобно смерти: он просит взять его с собой сразу, но старшие воспринимают это как каприз. Поддержка приходит с неожиданной стороны: Коростелёв, отчим Сережи, лучше всех понимает своего приемного сына. 

Отклоняющееся (девиантное) поведения несовершеннолетних является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной.

Девиантное поведение обычно трактуется как «поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

 «Деловые люди» — советская кинокомедия, снятая по мотивам новелл О. Генри в 1962 году режиссёром Леонидом  Гайдаем. Фильм состоит из трёх не связанных между собой по сюжету новелл, основанных на рассказах О. Генри. 

Проблемы в воспитании, как следствие девиантное поведение ребенка: хулиганкое поведение и игры, издевательства над животными.

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограниченными возможностями») - это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне.

Фильм  «Щенок» 2009г., режиссер Мария Евстафьева.

История о настоящей дружбе, об умении прощать и жертвовать… Конец 70-х – начало 80-х. Школа, юные пионеры со своими представлениями о добре и дружбе. Именно в этой среде разворачивается драматическая история Валерки - непохожего на всех остальных детей 11-летнего аутичного мальчика. Он в силу своих отклонений является изгоем в среде жестокого детского общества.

Своеобразие восприятия мира, свойственное нам в детстве, не исчезает бесследно. Где-то там, в укромных уголках  «взрослого сознания», оно продолжает жить. Время от времени заявляет о себе. В сновидении, фантазиях, игре, искусстве мы на время возвращаемся к картине своего детского мира. Может быть затем, чтобы отдохнуть от однообразия обыденности. Часто творческие идеи посещают человека именно тогда, когда его сознание на время «освобождается» от ограниченности реальности. Эту роль погружения в фантазию признавали многие: и великий Эйнштейн, и знаменитый химик Кекуле, и математик Пуанкаре. А искусство? Полотна Мане, Пикассо, Модильяни - разве в них не присутствует что-то от детского восприятия мира?

Детство не проходит. Оно живет в нас и с нами как подлинный и верный друг. Детство необходимо нам. Это не только воспоминание. Это часть нашей взрослой, сегодняшней жизни.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальные проблемы детства в отечественных кинофильмах Выполнила: Казначеева Ю.В.

Слайд 2

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» Василий Александрович Сухомлинский

Слайд 3

Детство (англ. childhood ) - этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и началом подросткового периода. По возрастной периодизации, принятой в педагогике и психологии, детством считается период до 11 лет, который включает: младенчество - до 1 года, раннее детство - до 3 лет, дошкольный возраст - до 7 лет, младший школьный возраст - до 10-11 лет. Детство по международной нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (18 лет). Детство - это начальный период формирования личности и гражданина общества. Формирование происходит на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Это период активного развития и «прогресса» человека.

Слайд 4

Отечественные и зарубежные педагоги, психологи, такие как И.С.Кон, К.Юнг, В.В.Зеньковский, А.С.Макаренко и многие другие, отмечают, что мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Как возникает и развивается его личность? Когда и как становится независимым?

Слайд 5

Социальное благополучие (неблагополучие) детства связывается по преимуществу с такими явлениями, как самочувствие детей, степень благополучия и удовлетворенности в качестве и количестве потребляемых ими благ и услуг, и прежде всего в пище, одежде, поддержании здоровья, удовлетворении образовательных, духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризуется отклоняющимся от нормы морально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем функционирующей системы подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. По содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с его уровнем жизни.

Слайд 6

Детские образы и социальные проблемы детства отражаются в картинах художников, в произведениях писателей и поэтов. Отечественное кино также не осталось в стороне. Сценаристы и режиссеры в своих художественных картинах широко отражают многие социальные проблемы детства.

Слайд 7

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспри-зорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.

Слайд 8

« Респу́блика ШКИД» Киностудия «Ленфильм», 1966 год Режиссер – Геннадий Полокой

Слайд 9

«Педагогическая поэма» 1955 год, режиссёр - А. Бочаров

Слайд 10

Путевка в жизнь» 1931 год, режиссер - Николай Экк .

Слайд 11

Социальная проблема детской преступности никогда не перестанет быть актуальной. Обеспокоенность ростом детской преступности существует во всем мире. Россия – не исключение. У российской преступности появилось новое лицо. Десятилетние мальчики и девочки убивают, насилуют, грабят, одним словом делают то, что может разрушить их жизнь и жизнь окружающих. Дико звучит выражение «детская преступность», но страшнее реальность, в которой все наглядно можно увидеть и ужаснуться.

Слайд 12

«Пацаны» 1983 год, режиссёр – Динара Асанова

Слайд 13

« Деточки» 2013 год, режиссер - Дмитрий Астрахан

Слайд 14

Взаимоотношения с окружающим людьми — проблема значимая во всех возрастах. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Это воздействие не всегда носит положительный характер.

Слайд 15

«Чучело» 1983 год, режиссёр – Ролан Быков

Слайд 16

«В моей смерти прошу винить Клаву К.» 1979 год, режиссёры - Николай Лебедев и Эрнест Ясан

Слайд 17

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» 1964 год, режиссёр Элем Климов

Слайд 18

«Первоклассница» 1948 год, режиссёр – Илья Фрэз

Слайд 19

Социальная защита детей-сирот , несомненно, очень актуальна. Таких в России - несколько десятков миллионов. Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным учреждением. В нем живут и учатся дети от 4 до 18 лет.

Слайд 20

«Хозяйка детского дома» 1983 год, режиссёр - Валерий Кремнев

Слайд 21

«На тебя уповаю» 1992 год, режиссёр – Елена Цыплакова

Слайд 22

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство. Но и здесь маленького человечка и его будущих родителей ждет ряд проблем, с которыми не каждый готов столкнуться…

Слайд 23

«Странные взрослые » 1974 год, режиссер - Аян Шахмалиева

Слайд 24

«Путевка в жизнь» 2013 год, режиссер - Олег Галин

Слайд 25

«Девочка из города» 1986 год, режиссер - Олег Николаевский

Слайд 26

Многодетная семья — это семья, в которой трое или более детей. Основные проблемы многодетных семей: - материальные; - проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильем; - проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных проблем; - рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях; - проблемы в сфере образования; - проблемы с воспитанием детей; - индивидуальные проблемы ребенка, связанные со спецификой жизни в многодетной семье; - моральные проблемы, связанные с изменением отношения в обществе к многодетным семьям, и т.п.

Слайд 27

« Павлуха » 1962 год, режиссер - Георгий (Егор) Щукин

Слайд 28

«Дети Дон-Кихота» 1965 год, режиссер - Евгений Карелов

Слайд 29

«Однажды двадцать лет спустя» 1980 год, режиссер - Юрий Егоров

Слайд 30

Еще одна социальная проблема детства – это воспитание ребенка мачехой либо отчимом . В нашей стране с каждым годом увеличивается число разводов и повторных браков, в результате чего у многих детей появляются мачеха или отчим, а также сводные братья и сестры. Трудности, с которыми сталкиваются дети с новыми супругами родителей, это чувство ревности, взаимная адаптация членов смешанной семьи, которая усугубляются конкуренцией между сиблингами (братья, сестры) принадлежащими к различным семьям.

Слайд 31

«Мачеха» 1973 год, режиссер - Олег Бондарев

Слайд 32

«Серёжа» 1960 год, режиссеры – Георгий Данелия и Игорь Таланкин

Слайд 33

Отклоняющееся ( девиантное ) поведение несовершеннолетних является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной. Девиантное поведение обычно трактуется как поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Слайд 34

«Деловые люди» 1962 год, режиссер – Леонид Гайдай

Слайд 35

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограниченными возможностями» ) - это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне.

Слайд 36

«Щенок» 2009 год, режиссер - Мария Евстафьева

Слайд 37

Своеобразие восприятия мира, свойственное нам в детстве, не исчезает бесследно. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить. Время от времени заявляет о себе. В сновидении, фантазиях, игре, искусстве мы на время возвращаемся к картине своего детского мира. Может быть затем, чтобы отдохнуть от однообразия обыденности. Часто творческие идеи посещают человека именно тогда, когда его сознание на время «освобождается» от ограниченности реальности. Эту роль погружения в фантазию признавали многие: и великий Эйнштейн, и знаменитый химик Кекуле , и математик Пуанкаре. А искусство? Полотна Мане, Пикассо, Модильяни - разве в них не присутствует что-то от детского восприятия мира?

Слайд 38

Мане

Слайд 39

Модильяни

Слайд 40

Детство не проходит. Оно живет в нас и с нами как подлинный и верный друг. Детство необходимо нам. Это не только воспоминание. Это часть нашей взрослой, сегодняшней жизни.

Слайд 41

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ