Применение игровых педагогических технологий на занятиях в медиацентре

Гермаш Ирина Григорьевна

Гермаш Ирина Григорьевна,

педагог дополнительного образования

 

«Применение игровых педагогических технологий на занятиях в медиацентре «Штрих» гимназии № 642 «Земля и Вселенная»

Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

"Игровые технологии" педагогами применяются давно и активно. Когда я писала программу режиссёрской студии "Ракурс", я не предполагала, что этот метод буду использовать в своей педагогической деятельности. Точнее, не думала, что этот метод станет её основой. Но работа с детьми средних классов показала, что самый сложный материал становится понятным, лучше и быстрей осваивается ребёнком именно через игру. 

Русский писатель Ю. Нагибин писал: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра- это продолжение жизни, где вымысел – грань правды». Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает «детское» в детях, она - их школа жизни и «практика развития».

Моя задача дать детям практические навыки основ таких профессий творческих профессий. Научить работать с материалом, воплощать задуманное в движение, а потом из снятых дублей смонтировать короткометражный фильм или клип.

Уроки по математики, русскому языку, литературе делать обязательно - это ребенок хорошо знает, а будет ли он выполнять задания по режиссуре, сценарному искусство и дикторскому мастерству? Вряд ли. А если весь процесс запустить как игру, то ребенок и после занятий продолжит эту игру. Я часто слышу от педагогов или родителей: "Представляете, он (или она), играют в Ракурс".

Нынешнему поколению трудно дается написание сочинений. Слова: "Пишем план" бросает детей в мелкую дрожь. А в процессе игры, очень хорошо пишутся истории, по которым потом легко написать сценарий. Мы выбираем несколько сценаристов, даем им темы. И сценаристы начинают прорабатывать сюжет, придумывать завязку и развитие действия, кульминацию и развязку. И, самое главное, только лучшая история будет воплощена в фильм. Поэтому все стараются: амбиции толкают детей на подвиги. Когда игровой процесс запущен, его уже не остановить. И все чаще дети приходят на занятия с написанными историями, которые им бы хотелось снять.

Думаю, тот факт, что дети в течение 2016-2017 учебного года всё прибывают и прибывают в нашу студию, говорит о том, что метод игры в  "съемочную площадку", в "процесс создания кино" или "медиа-продукта" становится все популярней среди них. Ведь дети через игру постигают навыки интересных профессий и добиваются результатов. И, самое главное,  результат их творчества видят все: работы студии можно посмотреть в социально группе студии "в контакте", или на видеоканале, который дети сами же и создали.

Наша студия - это большая съемочная группа. У каждого своя роль: кто-то сценарист, кто-то режиссёр, кто-то выполняет функцию помощника режиссера, администратора, реквизитора, актера, ведущего. Каждый участник студии в течение учебного года пробует себя  во всех этих ролях и может, таким образом, определить для себя, какая именно профессия ему  близка и интересна.

Вот как проходят наши занятия. Сценаристы пишут сценарий фильма или программы. Далее коллективно мы сценарий прочитываем, вносим свои коррективы и приступаем к работе. Потом пишется режиссерский сценарий, готовится экспликация, актеры и ведущие учат роли, тексты. Реквизиторы готовят реквизит. Помощник режиссера  готовит съемочную площадку. Для многих детей это самое сложное.

Допустим, по сценарию съемка проходит в классе алгебры. Нужно заручиться согласием педагога о проведении  съемки в этом классе, а если предполагается, что и учитель должен сыграть роль в фильме, с ним нужно не просто договориться  - нужно уговорить его. По нашим правилам игры, чтобы ребенку было комфортно преодолевать пороги стеснения, помощников режиссера у нас всегда двое: вдвоем не так страшно и преодолевать трудности намного легче.

Результат такой работы уже приносит свои первые плоды. Многие классные руководители заметили, что дети, которые раньше стеснялись в классе элементарно публично прочитать стихотворение, теперь не избегают публичных выступлений, а наоборот, стараются быть активными и общительными.

Золотое правило нашей игры "Съемочная площадка": один за всех и все за одного! Я не устаю детям, повторять, что медиа-творчество - это творчество коллективное. Чтобы снять фильм или создать телепрограмму, нужна большая команда, где каждый выполняет свою работу.  Если помощник режиссёра не позаботится о построении мизансцены, а актеры не выучат роли, то фильма не будет. Подобная игра детям прививает чувство персональной ответственности.

Я, как педагог, выполняю функцию редактора-директора, и эта функция даёт мне возможность корректировать и направлять в нужное русло работу съемочной группы. В игре я объясняю правила создания мизансцены для той или иной сцены, правила создания режиссёрской или операторской экспликации, провожу с детьми минутки актерского мастерства.

Каждые 2 недели мы ведем 3-4 проекта. Затем у нас две недели для  монтажа и подготовки к новым проектам. Когда фильм, клип или информационная программа готовы,  работа выкладывается в социальную сеть «в контакте» - в нашу группу.

Конечно, самая большая радость, это когда у нас есть возможность продемонстрировать наши работы  на большом экране. Мы с удовольствием принимаем участие в различных конкурсах и фестивалях. Наши результаты: в городском конкурсе видеороликов "Петербургская хроника" стали дипломантами, в Санкт-Петербургском конкурсе "Профессия-2016" в номинации видеороликов заняли второе место, в Международном конкурсе юных журналистов "Добро пожаловать" в номинации "видео" заняли второе место.

Но на достигнутом мы останавливаться не собираемся. Сейчас участвуем в проекте "Город+" и готовим работы для показа на первом Фестивале кино и медиа - творчества "Панорама".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_germash_i_g.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Гермаш Ирина Григорьевна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная

«Применение игровых педагогических технологий на занятиях в медиа - центре «Штрих» гимназии № 642 «Земля и Вселенная»

Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

"Игровые технологии" педагогами применяются давно и активно. Когда я писала программу режиссёрской студии "Ракурс", я не предполагала, что этот метод буду использовать в своей педагогической деятельности. Точнее, не думала, что этот метод станет её основой. Но работа с детьми средних классов показала, что самый сложный материал становится понятным, лучше и быстрей осваивается ребёнком именно через игру.  

Русский писатель Ю. Нагибин писал: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра- это продолжение жизни, где вымысел – грань правды». Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает «детское» в детях, она - их школа жизни и «практика развития».

Моя задача дать детям практические навыки основ таких профессий творческих профессий. Научить работать с материалом, воплощать задуманное в движение, а потом из снятых дублей смонтировать короткометражный фильм или клип.

Уроки по математики, русскому языку, литературе делать обязательно - это ребенок хорошо знает, а будет ли он выполнять задания по режиссуре, сценарному искусство и дикторскому мастерству? Вряд ли. А если весь процесс запустить как игру, то ребенок и после занятий продолжит эту игру. Я часто слышу от педагогов или родителей: "Представляете, он (или она), играют в Ракурс".

Нынешнему поколению трудно дается написание сочинений. Слова: "Пишем план" бросает детей в мелкую дрожь. А в процессе игры, очень хорошо пишутся истории, по которым потом легко написать сценарий. Мы выбираем несколько сценаристов, даем им темы. И сценаристы начинают прорабатывать сюжет, придумывать завязку и развитие действия, кульминацию и развязку. И, самое главное, только лучшая история будет воплощена в фильм. Поэтому все стараются: амбиции толкают детей на подвиги. Когда игровой процесс запущен, его уже не остановить. И все чаще дети приходят на занятия с написанными историями, которые им бы хотелось снять.

Думаю, тот факт, что дети в течение 2016-2017 учебного года всё прибывают и прибывают в нашу студию, говорит о том, что метод игры в  "съемочную площадку", в "процесс создания кино" или "медиа-продукта" становится все популярней среди них. Ведь дети через игру постигают навыки интересных профессий и добиваются результатов. И, самое главное,  результат их творчества видят все: работы студии можно посмотреть в социально группе студии "в контакте", или на видеоканале, который дети сами же и создали.

Наша студия - это большая съемочная группа. У каждого своя роль: кто-то сценарист, кто-то режиссёр, кто-то выполняет функцию помощника режиссера, администратора, реквизитора, актера, ведущего. Каждый участник студии в течение учебного года пробует себя  во всех этих ролях и может, таким образом, определить для себя, какая именно профессия ему  близка и интересна.

Вот как проходят наши занятия. Сценаристы пишут сценарий фильма или программы. Далее коллективно мы сценарий прочитываем, вносим свои коррективы и приступаем к работе. Потом пишется режиссерский сценарий, готовится экспликация, актеры и ведущие учат роли, тексты. Реквизиторы готовят реквизит. Помощник режиссера  готовит съемочную площадку. Для многих детей это самое сложное.

Допустим, по сценарию съемка проходит в классе алгебры. Нужно заручиться согласием педагога о проведении  съемки в этом классе, а если предполагается, что и учитель должен сыграть роль в фильме, с ним нужно не просто договориться  - нужно уговорить его. По нашим правилам игры, чтобы ребенку было комфортно преодолевать пороги стеснения, помощников режиссера у нас всегда двое: вдвоем не так страшно и преодолевать трудности намного легче.

Результат такой работы уже приносит свои первые плоды. Многие классные руководители заметили, что дети, которые раньше стеснялись в классе элементарно публично прочитать стихотворение, теперь не избегают публичных выступлений, а наоборот, стараются быть активными и общительными.

Золотое правило нашей игры "Съемочная площадка": один за всех и все за одного! Я не устаю детям, повторять, что медиа-творчество - это творчество коллективное. Чтобы снять фильм или создать телепрограмму, нужна большая команда, где каждый выполняет свою работу.  Если помощник режиссёра не позаботится о построении мизансцены, а актеры не выучат роли, то фильма не будет. Подобная игра детям прививает чувство персональной ответственности.

Я, как педагог, выполняю функцию редактора-директора, и эта функция даёт мне возможность корректировать и направлять в нужное русло работу съемочной группы. В игре я объясняю правила создания мизансцены для той или иной сцены, правила создания режиссёрской или операторской экспликации, провожу с детьми минутки актерского мастерства.

Каждые 2 недели мы ведем 3-4 проекта. Затем у нас две недели для  монтажа и подготовки к новым проектам. Когда фильм, клип или информационная программа готовы,  работа выкладывается в социальную сеть «в контакте» - в нашу группу.

Конечно, самая большая радость, это когда у нас есть возможность продемонстрировать наши работы  на большом экране. Мы с удовольствием принимаем участие в различных конкурсах и фестивалях. Наши результаты: в городском конкурсе видеороликов "Петербургская хроника" стали дипломантами, в Санкт-Петербургском конкурсе "Профессия-2016" в номинации видеороликов заняли второе место, в Международном конкурсе юных журналистов "Добро пожаловать" в номинации "видео" заняли второе место.

Но на достигнутом мы останавливаться не собираемся. Сейчас участвуем в проекте "Город+" и готовим работы для показа на первом Фестивале кино и медиа - творчества "Панорама".