СТЕНДАП

Мочалов Георгий Владиславович

Методическая разработка открытого занятия в детской телестудии "Кадр" МБУДО ДТДиМ им. Добробабиной А.П.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дворец творчества детей и молодежи  им. Добробабиной А.П.    

 города  Белово

             Методическая  разработка открытого занятия

                  « Стендап » в детской телестудии «Кадр»

                                                      Составитель : педагог д/о Мочалов Г.В.

                               

                                   

                                        г. Белово 2016

 

 Дидактическое обоснование занятия

Цель:

Формирование специальных навыков, необходимых для самостоятельного творчества учащихся в процессе создания видеосюжета.

Задачи.

Образовательные:

-        Сформировать систему базовых знаний работы в кадре в процессе создания сюжета (секреты успешной работы в кадре, создание стендапа, его виды и основные требования).

-        Закрепить полученные навыки на практике в процессе создания фрагмента телевизионного сюжета – стендапа.

-        Освоить видеотехнику и прочие инструменты, необходимые в работе тележурналиста.

Развивающие:

- Развить самостоятельность мышления, познавательный интерес, творческий потенциал учащихся  при создании фрагмента телевизионного сюжета – стендапа;

Воспитательные:

-     Способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки в ходе совместной творческой работы.

-   Поощрять стремление высказывать свои мысли, проявлять творческий потенциал в ходе совместной работы над созданием сюжета.

Тип: комбинированный  (  изучение нового материала, творческое занятие-практикум ).

Ключевые компетенции в ходе занятия:

- учебно-познавательные

- коммуникативные

- информационные

УУД, которые  формируются в ходе занятия:

Регулятивные:  

-  целеполагание,

-  контроль и оценка учащимися своих действий.

Познавательные: 

- уметь слушать и анализировать новый материал ,  

Личностные: 

- уметь позитивно оценивать свои  творческие возможности

МЕТОДЫ:

- По способам передачи и усвоения информации: словесный и практический.

- По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: 

фронтальная, групповая

Оборудование для педагога:

- Компьютер

- Мультимедийное оборудование

- Микрофон

- Видеокамера

- Штатив

- Проектор

- Экран

- Звуковые колонки

- Выход в интернет

Оборудование для учащихся :

-  Микрофон  

-  Видеокамера 

Материалы

- Зеленый и красные жетоны из картона

- Ручки , бумага


План занятия.

  1. Организационный этап – 2 минуты.
  2. Введение в тему :
  1. Разминка (дефиле под музыку, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика) – 5 минут.
  2. Повторение пройденного материала (кроссворд, классификация по жанрам тележурналистики) – 10 минут.
  1. Этап освоения нового учебного материала . (Рассказ – беседа 10 мин)
  1.   «Успешная работа в кадре» .
  2.  «Стендапы. Типы стендапов. »
  3.  «Практические советы , как нельзя делать Стендап»
  1.   Этап закрепления пройденного материала.  ( Практическая работа – 13 минут ).
  1. Написать  стендап  из 2 – 3 предложений  на заданные темы.
  2. Правила техники безопасности на занятиях тележурналистики  .
  3. Правила обращения с видеокамерой.

V . Заключительная часть  ( 5 минут ) .

  1. .  Подведение итогов пройденного материала..

2 .  Домашнее задание .

        


Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Дидактические средства

I.

Организационный этап.

- Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие пройдёт немного в необычной форме, поработать нужно будет  вместе оперативно и в то же время плодотворно.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Стендап». Это первое занятие на данную тему. И его цель – научить вас самостоятельно работать над созданием фрагмента телевизионного сюжета – стендапом. Вы уже не раз слышали это слово .  Кстати, а что такое стендап?

- Все правильно - «Стендап» , буквально стойка, и это репортер, корреспондент в кадре.

Учащиеся входят в аудиторию и рассаживаются  по своим местам

Возможные варианты ответов учащихся :

-  Это репортер в кадре

На экране 1 слайд презентации «  Стендап»

II.

      Введение в тему:

1. Разминка . (дефиле под музыку,  артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика , работа с микрофоном )

- Начнем мы с вами с разминки, а точнее с дефиле. но проводить её сегодня буду не я. У каждого из вас на столах лежат жетоны, у кого они зелёного цвета, те ребята и проведут разминку. Нужно пройтись, всячески демонстрируя себя. Пройтись и назвать одно прилагательное, начинающееся на первую букву вашего имени. Это прилагательное нужно выделить выразительно голосом и пластикой тела. Например , Марина : мокрая, или металлический или могучий

Артикуляционная гимнастика .Разминка речевого аппарата:

-        Встаём друг напротив друга и, не смеясь, делаем следующие упражнения. «Губки бантиком, губки улыбкой», «Толстый - тонкий» (вдуваем и надуваем щёки), «Пика» (язычком стучимся в щёки), «Кораблик» (язычком обводим зубы пять раз в одну сторону, пять в другую).

- Скороговорки: «На мели мы лениво налима ловили, для меня вы ловили леня, о любви не меня ли вы мило молили. «И в туманы лиманы манили меня»; «Рад кавалер Гард, что едет на парад. Там кавалер Гарды в какардах» и другие.

- Произносим чётко звук «Р». Ру-ру-ру. Все вместе, а потом каждый по отдельности.

Дыхательная гимнастика.

Дышим диафрагмой 5 раз. Потом выдыхаем в 5 заходов звук «Ш», «С», «Ц», «Ч», потом в 3 захода. Так, чтобы напряглись все мышцы пресса.

Работа с микрофоном:

1.Микрофон держим в руке свободно и не отдаляем ото рта.

2.Смотрим в камеру, а не в пол и улыбаемся.

3.Слова произносим громко, чётко, выразительно.

4.Осанка ровная, работает диафрагмальное дыхание.

5.Расположение ног в позиции «Y».

6.        Нужно сказать фразу: «Добрый день,  мы рады приветствовать вас в детской телестудии «Кадр».  Начали по- одному. Запись идет. Потом будем вместе просматривать , а запись я каждому скину на флэшку.

Встают те учащиеся у кого зеленые жетоны и приглашают остальных на разминку. Другие учащиеся поочередно встают называют выразительным голосом прилагательное  и , одновременно показывают  «театрально»,  помощью пластики и жестов.

Учащиеся парами встают друг напротив друга и делают упражнения.

Учащиеся проговаривают все скороговорки.

 

Учащиеся продолжают стоять и дышать легкими .

Учащиеся поочередно берут микрофон , встают перед камерой и говорят фразу  «Добрый день,  мы рады приветствовать вас в детской телестудии «Кадр».  

На экране 2 слайд презентации «Разминка»

Звучит фонограмма веселой мелодии .

На экране слайд  2 со скороговорками :

1. На мели мы лениво налима ловили , для меня вы ловили леня 2. О любви не меня ли вы мило молили .

3. Рад кавалер Гард, что едет на парад, там кавалергарды в какардах

4. И в туманы лиманы манили меня.  

5. Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

6. Вавилу ветрило промоклосквозило .

7. Водовоз вез воду из-под водопровода .

8. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

9. Вожжи из кожи в омут вхожи.

10. Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку

 Включается .видеозапись  

III

. 2. Повторение пройденного материала (Кроссворд, классификация по жанрам тележурналистики) – 10 минут

- А теперь давайте снова вернёмся к теме нашего занятия «Стендап» и повторим пройденный материал, который неразрывно связан с ней. И так, для того, чтобы создать сюжет, каждый из нас должен владеть терминологией, а также различать методы сбора информации и жанровые характеристики. Все слова вы знаете из предыдущих наших занятий.  

- Сейчас, работая в группах, вы будете решать кроссворды: (ДАТЬ ВЫБОР) один из них больше, но легче, второй – меньше, но сложнее. В результате посредине у вас должно получиться определённое слово. На выполнение задания у вас – 5 минут. А теперь группы обменяйтесь кроссвордами и проверьте ответы друг друга. Проверили? А теперь внимание на экран.

Что получилось в 1-м кроссворде :

Сюжет , ракурс , синхрон, стендап, репортаж, лайф,  интершум, трансфокатор, интервью. В середине слово – Журналист.    

А во 2-м кроссворде - монтаж, панорама, план, подводка, кадр, редакция, мыльница. В середине слово – Молодцы.

- А теперь давайте вспомним жанровые характеристики тележурналистики. Я называю жанр, а вы определяете, к какой группе он относится :.

- Заметка, интервью, репортаж, опрос  ;

- Корреспонденция, ток-шоу, пресс-конференция ;

- Очерк, памфлет, фельетон .

- А теперь проверим, внимание на экран .

Ожидаемые ответы:

Ожидаемые ответы:

Кроссворд №1 и 1 – я группа   :

- Ответы : сюжет , ракурс , синхрон, стендап, репортаж, лайф,  интершум, трансфокатор, интервью. В середине слово - Журналист

Кроссворд №2 и 2-я группа по кроссворду .Ответы : монтаж, панорама, план, подводка, кадр, редакция, мыльница. В середине слово - Молодцы

Предполагаемые ответы  : Информационные

Аналитические

Документально-художественные

 На экране 4 слайд с

кроссвордом :

1 . Тема, предмет изображения телевизионной передачи или  видеорассказ о событии.

2.  Объект, точка зрения на него в пространстве, а также получаемая проекция

 (изображение) объекта в данной точке.

3.  Изображение говорящего человека, сопровождаемое звуком его речи или

 синхронизация видео и аудиоматериала.

4.  Корреспондент в кадре

5.  Сообщение с места событий  

оперативность.

6.  Вид сюжета, когда показывается само событие без комментариев журналиста.

7.  Звук, записанный вместе с видео .

8.  Объектив с переменным фокусным расстоянием

9.  Разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми.

На экране 5 слайд с кроссвордом :

1 . Этап создания фильма или видеоролика .

2. «Широкоформатное» изображение

3.  Масштаб изображения, характеристика кадра

4.  Речь журналиста перед самим сюжетом, которая подводит зрителя к новости.

5.  Фрагмент кино- или видеоряда, заключенное в рамках экрана и видимое в данный момент .

6.  Группа работников издательства, студии и т. п.,

7.  Компактный фотоаппарат со встроенным объективом, как правило, небольшого веса и малых габаритов.

На экране 6 слайд с правильными ответами.

На экране 7 слайд с правильными ответами :

Информационные

Аналитические

Документально-художественные

  Этап освоения нового учебного материала  

1.  «Успешная работа в кадре» .

- И так, а сейчас мы с вами посмотрим, что же нужно для успешной работы в кадре.

1. В кадре выигрышнее смотрится тот, кто стремится общаться со зрителем, а не просто проговаривает заученные слова. Если трудно общаться с камерой, иногда рекомендуют представлять за объективом своих знакомых.

2. Произносить текст рекомендуется умеренно эмоционально. Основной посыл: «Я знаю нечто интересное и хочу рассказать это вам».

3. Смотреть нужно в основном в объектив. Но взгляд не должен быть «стеклянным», в частности, следует не забывать моргать.

4. Следует избегать движений-паразитов. Не нужно встряхивать прической, теребить что-то пальцами, раскачиваться, переминаться с ноги на ногу и т.п.

5. Однако фигура человека в кадре не должна быть «замороженной». Нужно не переставать «жить». Естественные движения корпуса делают речь убедительней.

6. Нужно продумать, чем занять руки, если в них нет микрофона.

7. Жесты руками добавляют убедительности, но есть смысл их прорепетировать и обсудить с оператором.

8. В телеэфире нужно стараться проговаривать все звуки. Это достигается с помощью более активной, чем при обычной речи, артикуляции. Примечание: активная артикуляция не только не портит внешность человека в кадре, но чаще наоборот – добавляет его речи убедительности. Во всяком случае, это лучше, чем «парализованные» губы и челюсти.

9. Как правило, наиболее предпочтительная стойка в стендапе – четверть оборота корпуса от камеры. Таким образом создается направление «в перспективу», кроме того, человек занимает меньше места в кадре, кажется стройнее.

 

На экране слайд№ 8  

На экране слайд № 9

2. «Стендапы. Типы стендапов»

- А теперь, как вы уже правильно назвали,  стендап – приём в репортаже, при котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета. И как же требования к необходимы к стендапу:

- Продолжительность 10-20 секунд;

Фон должен иметь отношение к теме сюжета;

- Используем средний план;

- Атмосфера естественного общения со зрителем;

- Соответствующий теме внешний вид;

- Текст стендапа должен отделяться от закадрового текста.

Стендапы бывают разные :

Стендап в начале сюжета

используется в случае, когда:

1. Один и тот же репортёр

делает два сюжета подряд

в одном выпуске;

2. Если сам ведущий, едет на съёмку.

Стендап в середине сюжета

используется в случае, когда:

1. Репортёр связывает разные

части сюжета;

2. Даёт информацию для которой нет видеоряда;

3. Репортёр работает в прямом эфире.

Стендап в конце сюжета

используется:

Как концовка или анонс продолжения темы.

3.«Практические советы , как нельзя делать Стендап»

Я расскажу вам , что не надо делать при создании СТЕНДАПА :

-Не выучивать текст наизусть;

-Не ставьте знаки препинания кивком головы;

-Не привязывайте текст к

конкретной дате или времени;

-. Не надевайте солнечные очки и головной убор;

- Не делайте стендап на фоне людей, которые должны делать вид будто вас нет;

- Не говорите полушёпотом в помещении, где идёт собрание.

Вы все согласны со мной .

-А теперь давайте посмотрим

Учебный фильм , как делать правильно СТЕНДАПЫ .

На экране слайд № 10

На экране слайд №11

На экране слайд № 12

На экране фрагмент учебного фильма телеканала «Евроньюс» Дениса Локтиера

IV

Этап закрепления пройденного материала

1. Практическое задание. «Создание стендапа»

Вы посмотрели, фильм профессиональных журналистов и теперь надо написать  стендап  из 2 – 3 предложений  на любые из трех тем:

- А как  вы думаете почему 2-3 предложения ?

-Правильно.Читаю задания.   Вы находитесь на открытии выставки декоративно -прикладного творчества в нашем Дворце.

-  Вы находитесь   на концерте юных артистов на мероприятии, посвященном Дню матери.

-   Вы находитесь на Всероссийском субботнике по уборке центральных  улиц и территорий г. Белово.

Например , вот так.

-  «Сегодня во Дворце творчества открылась выставка детских рисунков. Это работы самых маленьких участников из школы раннего развития «Радуга».

-  Даю 10 минут . Но прежде мы разделимся на две группы, те, кто за столом от меня справа  будут операторами, а кто слева - репортёрами. Поэтому тексты писать будут , конечно, репортеры, берите листочки  и ручки и творите. А с операторами мы проведем технику безопасности на наших занятиях и правила обращения с видеокамерой.

2. Правила техники  безопасности  на занятиях тележурналистики

Итак , скажите, наши «операторы» правила техники  безопасности  на занятиях тележурналистики . Это было , между прочим, самое наше первое занятие. Вспоминайте .

- А теперь посмотрим на экран .

Вы правильно все назвали.

3. Правила  обращения  с видеокамерой.

Следующий наш слайд посвящен видеокамере , правилам  обращения с видеокамерой. Давайте вспомним наше второе занятие .

1.        Видеокамера - достаточно хрупкое устройство, требующее бережного отношения к себе. Для транспортировки камер следует использовать специальные сумки.

2.        Камеру нужно беречь от ударов, влаги, пыли и грязи, электромагнитного излучения, перепадов температуры.

3.        В морозную или дождливую погоду используем специальный чехол для камеры.

4.        Внося в помещение с улицы, выдержать камеру без включения около часа, чтобы она приобрела температуру и влажность помещения.

5.        Камеры работают на морозе до 20 – 30oС. В паузе съемок камеру немедленно прячут за пазуху, а при наличии автомобиля – в теплый салон.

6.        Моторесурс бытовой камеры – 1000 часов работы. Этого хватает при средней нагрузке на 3-5 лет эксплуатации камеры. Поэтому старайтесь не использовать, в связи с этим, камеру в качестве плеера, не расходуйте и без того ее небольшой ресурс для несвойственных ей функций.

Препологаемый ответ учащихся :

-Потому , что за 10-20 секунд  не успеть прочитать больше предложений.

Учащиеся делятся на 2 группы –операторов и репортеров.  

«Репортеры» пишут тексты стендапов.

Ответы учащихся «репортеров»

- содержать своё рабочее место в чистоте и порядке;

- без разрешения педагога не включать теле-, видео-, аудиоаппаратуру;

-использовать электророзетки только по назначению;

-о неисправностях аппаратуры сообщать педагогу и ни в коем случае самостоятельно не устранять неполадки.

На экране слайд под номером 13 .

На экране слайд №14 с правилами ТБ.

На экране слайд № 15 с правилами обращения с видеокамерой.

V

Заключительная часть. Подведение итогов пройденного материала.

- Давайте посмотрим  результаты

Написания стендапов нашими репортерами . (Далее зачитываются

Написанные учащимися стендапы  поочередно разбираются с каждым «репортером» . Выбирается форма подачи стендапа – в начале сюжета, в середине, или в конце.  Для примера  , давайте один стендап  Вы «снимете» вместе с оператором. ( Выбирается лучший СТЕНДАП)

Вот он – Стендап в начале сюжета и задание репортер быбрал   «Вы находитесь на Всероссийском субботнике по уборке центральных  улиц и территорий г. Белово» , Вот текст – Посмотрите , как сегодня, все дружно работают метлами и граблями все те , кто вышел на субботник , и среди них и учащиеся школы №8, которые убирают свою территорию.»

Учащиеся поочередно зачитывают свои написанные СТЕНДАПЫ.

«Репортер» берет микрофон , «Оператор» камеру и начинают репетицию съемок.

На экране последний слайд  , с окончанием занятий .

- На этом наш урок закончен. А вам надо в качестве домашнего задания придумать сдендап в репортаже  

о праздничной демонстрации 1 мая .

Литература.

1. Верстаков А. П., Смирнов С. С., Шувалов С. А. Медиаобразование в школе: школьная телестудия. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова: научно-образовательное пособие. 2009. – 64 с.

2. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: учеб. пособие.  М.: Аспект-Пресс, 2004.

3. Копперуд Рой, Нельсон Рой Пол. Как преподносить новости. М., 1998.

4. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. Пособие. – М.: Изд – во МГУ, 1995.

5. Техника и технология видеомонтажа. Учебное пособие. Под ред. П. Олефиренко. М., 1999.

6. Трудности словоупотребления на ТВ и РВ. Составители: Гаймакова Б.Д., Менкевич М.П. Словарь. М., 1998.

7.  Телевизионная журналистика. Учебник. 2-е издание. Изд-во МГУ, 1998.

8. Телевизионная мозаика. Сборник статей. Под ред. Засурского Я. Изд-во МГУ, 1997.

9. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие . – Изд. 2-е, доп. И переработанное. – М.: Изд – во МНЭПУ, 2000.