Синкретизм искусств в детской анимации, как средство развития гармоничной личности обучающегося.

Горностай Елена Геннадьевна

Огромную роль в жизни людей играет творчество. Именно оно делает человека человеком в настоящем понимании этого слова. Творчество – это созидание, упорядоченность, жизнь. «Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» - так писал о творчестве Э. Фромм. Данная статья раскрывает влияние синкретизма искусств на сознание и развитие гармоничной личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор Горностай Елена Геннадьевна

Синкретизм искусств в детской анимации, как средство развития гармоничной личности обучающегося.

«Одну простую сказку
А может и не сказку
А может не простую
Хотим вам рассказать
Ее мы помним с детства
А может и не с детства
А может и не помним
Но будем вспоминать…»

       Кто из нас не помнит мультфильм «Пластилиновая ворона»   Александра Татарского, отснятый в 1981 году на текст стихотворения Успенского Э., и музыку Гладкова ГрЭто потрясающее визуальное произведение, которое заряжает позитивом, дарит радость и настроение своим зрителям. О чем же сегодня я предлагаю вам вспомнить? Конечно же, о детстве, о сказках, о мультфильмах. 

       Счастливое детство! Но счастливое оно не потому, что беззаботное. И в детстве тоже хватает своих различных проблем, забот и переживаний. Особенно в настоящий период, когда информационное воздействие на подрастающее поколение со стороны средств массовой информации, сверстников и новых информационных технологий (интернета) чаще всего имеет деструктивный, разрушительный характер.  А счастливое оно потому, что именно в период детства человеку свойственно находиться в гармонии со своим внутренним «я» и всем миром, по средствам игры приводить свои чувства в состояние счастья. Прослушанная сказка и просмотренный мультфильм так же имеют свойство вернуть ребенку гармоничное состояние. Всегда интересно и увлекательно смотреть мультики.  А насколько интересный и познавательный сам процесс съемки собственного мультфильма! Именно о детской анимации мне хочется вам сегодня рассказать.

Детская анимация, как вид искусства очень молода, ей не более 40-а лет. Но уже на сегодняшний день можно говорить о  возникновении нового вида педагогики -  мультипликационной, так как мультфильм имеет способность влиять, воспитывать и учить. Ведь желание создавать что-то новое, необычное возникает в детстве и лучше, если оно будет входить в жизнь ребенка под грамотным руководством педагога.

      Ценность мультипликационной педагогики в многогранности (синкретизме) её языка, что позволяет обучать детей всех возрастных групп по комплексной программе, начиная с 3-х летнего возраста.  Для создания собственного мультика, дети должны:

  • придумать свою историю или взять готовый сюжет (литературное творчество),
  • описать сценарный ход (драматургия),
  • нарисовать эскизы героев, декорации и раскадровку, (изобразительная деятельность),
  • слепить или изготовить кукол и отдельные части к ним (пластика, лепка),
  • продумать движения героям, одушевить их (театральное искусство),
  • снять мизансцены будущего фильма (основы анимации),
  • озвучить фильм, используя речь, фоновую музыку, шумы, (музыкальное искусство),
  • смонтировать фильм и показать его зрителям (работа с техникой).

Нельзя обойти вниманием ни один вид творчества, чтобы не урезать и не объеденить итоговый результат – детский мультфильм.

Из личного опыта, я могу говорить о возможности снимать  с детьми анимационные фильмы, используя различные технологии: рисованные, кукольные, пластилиновые или песочные. Материалы, то же можно и нужно использовать различные (бумага, краска, войлок, пластилин, глина, пуговицы, лапша, инструменты, мусор, сыпучей материал и т.д.).

Так какой же он – детский анимационный фильм? Изначально придумывается или берется уже готовый сюжет, рисуется раскадровка, учитывая все правила и нюансы построения сюжета и пишется экспозиционный лист. Затем придумываются образы героям с их характерными чертами. Но мало нарисовать или слепить своих героев. В них нужно «вдохнуть» душу. И ребенок сможет правильно это сделать, только проиграв ситуацию за героя, примерив на себя его роль. Для полноты образа дети сами озвучивают их, пробуя различные интонации, передавая характер через речь. Лишь после этого происходит съемка, где каждый отдельный кадр это - отдельная картина, только с объектами, присутствующими в ней в разных плоскостях мультипликационного стола. Далее, снятые кадры накладываются на звук, здесь главное, чтобы изображение совпало с темпо-ритмом озвучки. В титрах пишутся все участники съемочной группы. И история готова!

       Анимация, в учебном процессе школы, несет образовательный, воспитательный и диагностирующий характер. И это правильно!  Но возможности такой деятельности намного шире. Во время работы над мультфильмом, ребенок, сам того не подозревая, входит в контакт с целым миром, с самим собой, с другими людьми. Благодаря своим героям, ребенок переносится в выдуманное пространство сюжета со своими желаниями, фантазиями, мечтами, надеждами и переживаниями. При внимательном просмотре мультфильма,  педагоги и родители, обязательно могут почувствовать внутренний мир ребенка. И здесь необходимо быть внимательными, ведь то о чем молчит ребенок в реальности, за него может сказать и сделать выдуманный герой мультфильма. И в случае необходимости взрослые вовремя отреагируют на молчаливую просьбу ребенка. Но это уже целая отдельная область – мульттерапия, которая сегодня набирает обороты в работе психологов по всей стране.  

         Конечное произведение – детский мультфильм формирует авторскую позицию ребенка, как к самому себе, так и внешнему миру. Благодаря, своему синкретизму, анимация не только выступает средством развития личности ребенка, это первые шаги на пути мастерства и профессионализма!

Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает опыт в неограниченном числе видов деятельности. На начальной ступени решаются первостепенные задачи дошкольного дополнительного образования - определение способностей и возможностей ребенка к последующему поступлению и обучению на отделениях музыкального, театрального, изобразительного или декоративно-прикладного искусств. В случае старшего школьного возраста к последующему поступлению по специальности «режиссура кино и телевидения», «художник - аниматор», «звукорежиссер» в специализированные вузы.

Таким образом, синкретизм искусств в анимации играют огромную роль на формирование гармоничной личности ребенка. Специфика синтеза искусств различных видов и направленностей в анимации, в том, что воздействует он на ребенка одновременно отличительными друг от друга художественными средствами и материалами. Звук, слово, краски, движение – все это благозвучно влияет на всестороннее эстетическое воспитание и развитие ребенка.