Методическая разработка открытого занятия по сценической речи в детской телестудии "Кадр" МБУДО ДТДиМ им. Добробабиной А.п.г. Белово

Мочалов Георгий Владиславович

Цель:

Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи.

Образовательные:

-           Сформировать систему базовых знаний по речевому тренингу

Развивающие:

- Развить самостоятельность мышления, познавательный интерес, творческий потенциал учащихся 

Воспитательные:

-     Способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки в ходе совместной творческой работы.

-   Поощрять стремление высказывать свои мысли, проявлять творческий потенциал в ходе совместной работы.

Тип: комбинированный  (  изучение нового материала, творческое занятие-практикум ).

Ключевые компетенции в ходе занятия:

- учебно-познавательные

- коммуникативные

- информационные

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razr_po_rech_tren_kadr.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи  им.

Добробабиной А.П.  города  Белово»

        Методическая  разработка открытого занятия

     по сценической речи в детской телестудии «Кадр»

                                                      Составитель : педагог д/о Мочалов Г.В.

                               

                                     г. Белово 2018

 

   

     Открытое  занятие по сценической речи  в детской телестудии «Кадр»

Дата проведения:  1 марта  2018 г.

Ф.И.О. педагога д.о.: Мочалов Георгий Владиславович

Объединение: детская телестудия «Кадр»

Тема занятия: «Речевой тренинг» (элемент разминки).

Возраст детей: 10-14 лет

               

                              Дидактическое обоснование занятия

Цель:

Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи.

Образовательные:

-        Сформировать систему базовых знаний по речевому тренингу

Развивающие:

- Развить самостоятельность мышления, познавательный интерес, творческий потенциал учащихся  

Воспитательные:

-     Способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки в ходе совместной творческой работы.

-   Поощрять стремление высказывать свои мысли, проявлять творческий потенциал в ходе совместной работы.

Тип: комбинированный  (  изучение нового материала, творческое занятие-практикум ).

Ключевые компетенции в ходе занятия:

- учебно-познавательные

- коммуникативные

- информационные

УУД, которые  формируются в ходе занятия:

Регулятивные:  

-  целеполагание,

-  контроль и оценка учащимися своих действий.

Познавательные: 

- уметь слушать и анализировать новый материал ,  

Личностные: 

- уметь позитивно оценивать свои  творческие возможности

МЕТОДЫ:

- По способам передачи и усвоения информации: словесный и практический.

- По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: 

- фронтальная, групповая

Оборудование для педагога:

- Компьютер

- Мультимедийное оборудование

- Экран

- Звуковые колонки

- Выход в интернет

Оборудование для учащихся :

-  маленькие зеркальца,

- салфетки,

- карточки с заданиями,

- мяч

 Материалы

- Зеленый и красные жетоны из картона

- Ручки , бумага


                                                 План занятия :

  1. Организационный момент – 5 минут
  2. Теоретическая часть - 10 минут
  3. Практическая часть – 25 минут
  4. Подведение итогов урока- 5 минут

                                                 Ход занятия :

  1. Организационный момент. Педагог приветствует детей, отмечает отсутствующих в журнале учета работы д.о. Раздает маленькие зеркальца, салфетки.
  2. Теоретическая часть. Дается педагогом перед каждым видом упражнений.
  3. Практическая часть.

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

   Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем  с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время  и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух  от начала бровей до верхней губы.

   Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

   Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному свободному течению звука.

   Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

   Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт.   Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

   Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

   Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется.  Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная  со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Улыбка – хоботок

   Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.  Всего 8 пар движений.

Часы

   Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.

«Веселый пятачок»:

а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Шторки

   Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

  • «в» - верхняя губа поднимается вверх;
  • «м» - возвращается на место;
  • «з» - нижняя губа опускается вниз.

   Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.

   Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы  ограничивая пальцами возможность растягивания губ.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Упражнения выполняются 5-6 раз

Уколы

   Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

Змея

   Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.

Чаша

   Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

Коктейль

   Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

Львёнок и варенье

   Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.

«Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

«Язык на ребро». Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот. Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения упражнения.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

  1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди
  2. «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
  3. «Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
  4. «Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена). 

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

 «Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Я» (из упражнений Е. Ласкавой).   Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.  

   «Соединение гласной и согласной».  В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д.  Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»;  буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

   «Парные» согласные».. Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п,  в – ф, ж – ш, з – с.

   «Сложные звукосочетания. Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».

«Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДГЫБДТ-БДГИБДТ

«Чистоговорки»

    В сценической речи используются  ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку
  • Купи кипу пик
  • Стоит поп на копне, колпак на попе
  • Бык тупогуб,  тупогубенький бычок

            У быка бела губа была тупа

  • Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колоко не по-колоколовски

            Надо колпак переколпаковать, колокол перевыколоколовать

  • Из- под пригорка, из- под подвыподверта,

            Зайчик приподвыподвернулся

Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.

 «Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.

«Переброс».  (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

  • «Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
  1. как учительница русского языка, читающая диктант.
  2. как преподаватель по речи
  3. как обиженный ребенок
  4. как скандальная бабка
  5. как робот
  6. как рассерженный человек

РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.

  • Произносим звук «м» с закрытым ртом в нос.
  • Произносим звук «н» с закрытым ртом и постукивая попеременно, то по правой  ноздре, то по левой.

  «Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.

  «Капризуля». Участники изображают капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.

   «Идиотики». Участники стоят в полукруге. Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык широкий, вываливается. Упражнение выполняется 7 -8 раз.

   «Коровка» и «Коровка бодается». На правильном дыхании и на удобной средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель уходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить на него. Когда и это выполнено, руководитель даёт команду: «По моей руке – «идиотики». Рука быстро идёт вниз - вверх и также работает нижняя челюсть. В результате должен получится звук подобие «м – м – мам – м – м». Обязательно напомните детям, чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

   «Баня». (из упражнения Е. Ласкавой). Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая позиция.  Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бёдрам.  Похлопывание производится поочерёдно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно с похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция – стоя, и при этом тело согнуто в пояснице.  Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

Выращивание цветов

   Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающаяся кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.

 «Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

 «Снайпер».  То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

«Львенок греется»

   Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произносят слог «ха»), который у нас называется «тёплым дыханием», греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение «Львёнок греется» всегда последнее в этом блоке, разогреваем им голосовые связки и  приступаем к следующему блоку.

«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс»  и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох.  «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш  - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это  упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

 «Егорка».: «Как на горке на пригорке жили тридцать три  Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д.  Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинутся по сравнению с прошлым разом.

   Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление  быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.  

Скакалка

   Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.

Катер, катер, белый катер

Белый, белый катерок

Катит, катит, словно гладит

Скатерть белый утюжок.

«Два вдоха и два выдоха»

   Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

«Дровосек»

    Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох  со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.

   Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве,  посредством физических движений,  помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.

                         Подведение итогов занятия.

Педагог – На этом наша речевой тренинг закончен. Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома).  Все эти упражнения и речевые навыки  вам очень пригодятся для дальнейшей работы в детской телестудии «Кадр» . Мы уже с вами озвучивали некоторые ваши фильмы , и как вы поняли с дикцией у вас не все в порядке . Вот именно этот тренинг вам обязательно пригодится и в домашней обстановке ..Я каждому сброшу на почту или флэшку все эти упражнения .

                                  Список  литературы.

1. Верстаков А. П., Смирнов С. С., Шувалов С. А. Медиаобразование в школе: школьная телестудия. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова: научно-образовательное пособие. 2009. – 64 с.

2. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: учеб. пособие.  М.: Аспект-Пресс, 2004.

3. Копперуд Рой, Нельсон Рой Пол. Как преподносить новости. М., 1998.

4. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. Пособие. – М.: Изд – во МГУ, 1995.

5. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980.

6. Техника и технология видеомонтажа. Учебное пособие. Под ред. П. Олефиренко. М., 1999.

7. Трудности словоупотребления на ТВ и РВ. Составители: Гаймакова Б.Д., Менкевич М.П. Словарь. М., 1998.

8.Титова А.А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь». - М., 1981.

9.  Телевизионная журналистика. Учебник. 2-е издание. Изд-во МГУ, 1998.

10. Телевизионная мозаика. Сборник статей. Под ред. Засурского Я. Изд-во МГУ, 1997.

11. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие . – Изд. 2-е, доп. И переработанное. – М.: Изд – во МНЭПУ, 2000.

12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.

13. Хватцев М.Е. Как самому избавиться от картавости.- М., 1964.