Программа "Наш кинозал"

Жабрикова Ольга Ивановна

Кино для детей – это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и который жаждут как можно скорее и полнее освоить. Впечатления, полученные в детские и юношеские годы, как известно, сохраняются на всю жизнь, оставляют глубокий след в психике, накладывают свой отпечаток на мировоззрение, убеждения, характер человека. Нашим кинематографом накоплены огромные эстетические богатства, созданы замечательные кинопроизведения, способные потрясти и ум и душу, облагородить чувства, пробудить в душах ребят лучшие духовные силы. Поэтому, кинематограф должен занять достойное место в деле воспитания подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа Наш кинозал110.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа «Наш кинозал»

Автор:  Жабрикова Ольга Ивановна, педагог – организатор Елабужского детского дома.

 Пояснительная записка

 В современном обществе вопросы воспитания и образования, социального, нравственного, патриотического формирования подрастающего поколения решаются в сложном, многостороннем взаимодействии многих средств и общественных сил. Искусству принадлежит здесь одна из существенных и действенных ролей. Его значение в духовном формировании личности трудно переоценить. Особое место в системе искусств занимает кино. Этот вид искусства любят все. Но особенно к нему привязаны дети и подростки.

Кино для детей – это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и который жаждут как можно скорее и полнее освоить. Впечатления, полученные в детские и юношеские годы, как известно, сохраняются на всю жизнь, оставляют глубокий след в психике, накладывают свой отпечаток на мировоззрение, убеждения, характер человека. Нашим кинематографом накоплены огромные эстетические богатства, созданы замечательные кинопроизведения, способные потрясти и ум и душу, облагородить чувства, пробудить в душах ребят лучшие духовные силы. Поэтому, кинематограф должен занять достойное место в деле воспитания подрастающего поколения. Художественная выразительность формы, яркий герой – вот основные условия успешного использования кинопроизведения в воспитательном процессе. Кино воспитывает определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии и антипатии, т.е. способствует формированию внутренних образцов, регуляторов поведения, которые в будущем сравнительно устойчивым образом будут влиять на его поведение. Причем, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями. С учетом этих принципов осуществляется подбор фильмов для просмотра.

 Задача педагога, работающего по данной программе, помочь ребенку и подростку встретиться с интересным фильмом, увеличить «коэффициент полезного общественного и воспитательного действия» экрана. Место кино в образовательном процессе не может быть заменено ничем – ни дидактикой, ни лекциями, ни познавательными играми. Использование кинематографа в качестве интенсивного творческого метода обучения, привлечение игрового, хроникально-документального и научно-популярного кино в качестве дополнительного материала, формирует уважительное отношение и интерес к фильмам, как к духовной ценности. Делать это необходимо живо и увлекательно, подбирая для просмотра географические, историко-биографические, героико-патриотические фильмы, иначе мы воспитаем людей без чувства истории, которое напрямую связано с чувством патриотизма.

 Именно на решение этого круга задач и направлена программа «Наш кинозал», призванная обучать и воспитывать увлеченно, личностно заинтересованно воспринимать предлагаемые к просмотру кинопроизведения, переживать их и осмысливать. Только при этом условии, то, что несет кино, может войти в сознание подрастающей личности.

 Социально-педагогическая направленность программы и решаемые ею педагогические задачи, те пути и способы, с помощью которых фильм формирует личность подрастающего человека – все это в итоге работает на конечный результат.    По инновационному потенциалу она относится к дополняющему типу учебных программ, т.к имея существенно новое содержание, дополняет воспитательную  программу работающую в детском доме.

 Программа актуальна. Она отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни. Изменения, происходящие в обществе, диктуют социальный заказ, определяющий новые требования к юным гражданам, к их образованию и воспитанию. Какое поколение будет в новой России? Захочет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство наших предков? Актуальность этих вопросов ориентирует авторов программы на поиск новых, более интересных форм работы с детьми с использованием кинематографа, т.к. кино не только развивает, оно является одним из самых массовых и активных, с точки зрения эмоционального воздействия на зрителя видов искусств.

 Педагогическая целесообразность программы заключается в разумном педагогическом руководстве киновосприятия, в грамотном педагогическом сопровождении образовательно-воспитательного процесса, в предоставлении воспитанникам самостоятельности и возможности для самовыражения. Программа расширяет и углубляет знания воспитанников  в области отечественной и мировой кинокультуры, направлена на поиск новых подходов и форм освоения  материала, сочетающих в себе эстетические, ценностные социально- патриотические аспекты.

 Цель: Воспитание гармоничной, духовно развитой личности как носителя культуры нации.

 Задачи:

  • Знакомить воспитанников с различными видами и жанрам киноискусства, с творчеством известных и начинающих режиссеров, а также с историей кинематографа.
  • Закрепить и расширить эстетические представления воспитанников о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве;
  • Формировать культуру общения и поведения в социуме;
  • Развивать навыки восприятия в процессе просмотра и анализа фильма;
  • Развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у воспитанников;
  • Развивать речь, умение формулировать и высказывать свои мысли, а также выслушивать окружающих, участвовать в беседе.
  • Учить осмысливать духовное богатство своего народа;
  • Расширять сферу воздействия кино на формирование патриотического самосознания воспитанников;

Этапы работы над фильмом

Предварительная беседа;

Просмотр фильма;

Обсуждение фильма

Подбор фильмов- современные  фильмы и мультфильмы, выпущенные недавно, а также фильмы советского периода и зарубежные в том числе.;

фильмы духовно-нравственного содержания;

Фильмы с асоциальным поведением героев, заставляющие задуматься;

фильмы патриотического содержания;

сказки;

Результаты работы.Осознание себя гражданином России на основе принятых общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства патриотизма.

Понимание и поддержание таких нравственных ценностей, как любовь, сострадание, милосердие, взаимопомощь.Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, ответственному поведению. Укрепление нравственности на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.Целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

Как итог – Проект по созданию фильма « Наш дом - хорошо мы здесь живем»

Особенности  реализации программы в связи с возрастными и психологическими особенностями воспитанников. 

Участвуют воспитанники 7-16 лет. В соответствии с возрастными психологическими особенностями педагогическое сопровождение состоит в отборе репертуара, совместном просмотре фильмов, в помощи в оформлении представлений об увиденном. Дети начального общего уровня образования с помощью экрана стараются сложить образ мира и своего «я». У них достаточно активное и устойчивое внимание, хорошее зрительное восприятие. Фильм для них – любимый источник представлений о жизни, т.к. чувства в этом возрасте преобладают над анализом, а недостаток предварительных знаний замещается фантазией, предпочтение отдается сказкам, фильмам о животных. Младший школьник активно стремится осознать, «что такое хорошо, и что такое плохо», придавая большое значение мнению взрослых, педагогов. Ясность, законченность сюжетной конструкции, моральный вывод из экранного произведения – все это является необходимым для 7-9 летнего зрителя. Понятия «красоты и добра» в этом возрасте неразделимы. Доверчивый и пластический тип отношения к кино переходит к 10-11 годам к осмыслению сюжетных узлов, мотивационных пружин действия фильма. У детей основного общего уровня образования формируется умение рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать факты. У них сужается диапазон эстетических запросов, в центр ставится познавательная потребность, восприятие более содержательное, последовательное, мышление более логичное, системное и обоснованное. Экран нужен подростку 11-12 лет для понимания себя и практической ориентации в мире взрослых, получения сведений о том, как устроена жизнь! Подросток  ищет сходства искусства с жизнью. В жанрово-тематическом аспекте высоко ценятся фильмы о сверстниках. К началу юношеского возраста окончательно формируется познавательная сфера, возникает интерес к психологии человека, к многомерному пониманию других людей, формируется система гражданских идеалов. Под влиянием возрастных особенностей в зрителе 13-14 лет совершенствуются те способы восприятия и типы потребностей, что были характерны для уже пройденных ступеней возрастного и социального становления обучающихся. Так, в каждом ребенке и подростке формируются взрослые зрители.

Программа расчитана на 2-3 года. Подбор фильмов и материала с расчетом на контингент воспитанников. Тематика программы сохраняется.

 Продолжительность  Занятия проводятся в группах, соответствующих возрастным категориям. 4 часа в неделю, 36 часов в год.

Для проведения занятий используются основные формы: фронтальные (беседа, объяснение, рассказ,), индивидуальные (отзыв, выполнение рисунков) и сопутствующие (кинокомпозиция, кинолекторий, диспут).

 Педагогические технологии, реализуемые на занятиях, представляют собой систему способов организации образовательной и воспитательной деятельности воспитанников, основанную на принципах сотрудничества.

 Лично-ориентированные технологии творческой деятельности предусматривают развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.

Используемые словесные, наглядные, практические, социологические методы воспитания (метод организации деятельности и формирования опыта поведения, метод стимулирования поведения и деятельности) применяются в единстве с аудиальными (магнитофон) и аудиовизуальными (компьютер, телевизор, видеомагнитофон) техническими средствами обучения (ТСО).

тематический план

 Тематический план.

№ п\п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Кинематограф как активный творческий метод воспитания»

4

1

3

2

Фильмы - сказки – хранители народной мудрости, пропагандисты национальных традиций

4

1

4

3

Историко – революционная тематика в кино

1

-

1

4

«Наше любимое кино … о войне» в патриотическом воспитании

12

2

 10

5

«Зарубежное кино»

4

-

4

6

Азбука нравственной помощи

8

2

6

7

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

36

6

30

 

Содержание тем

 

Тема 1 «Кинематограф как активный творческий метод воспитания»

 

Теория: : Введение в программу. Цели и задачи программы. Содержательная составляющая программы. Техника безопасности при работе с ТСО.

1.Социально-психологические особенности восприятия кинематографа на примере географических, историко-биографических, героико-патриотических хроникально-документальных, научно-популярных, художественных фильмов.

2.Кино – как эффективное средство распространения знаний Кинематограф для детей и юношества.

3. Цели, задачи детского кинематографа. Воспитание души – главная задача искусства.

4. Талант режиссера и талант воспитателя. Фильмы Данелия, Таланкина, Климова. Художественные фильмы «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен… », «Звонят, откройте дверь!», «Вам и не снилось» (2 часа).

 Практика: Просмотр д/ф фильмов серии «Великие чудеса света», «Великие творения людей», «Чудеса природы», «Московский Кремль». Х/ф«Герой боевика» Просмотр н\п фильмов «Земля и небо», «Сила жизни». Викторина «Страницы истории».

Просмотр фрагментов х\ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен… », «Звонят, откройте дверь!», «Точка, точка, запятая», «Телеграмма», «Вам и не снилось».

Написание рецензий, отзывов. Оформление киноуголка.

 Презентация «История кинематографа.». Просмотр «История детского дома»,

Создание фильма. Досье на кинозвезд.

 

Тема 2«Фильмы - сказки – хранители народной мудрости, пропагандисты национальных традиций»

 Теория: 1.Роль фильмов – сказок в изучении истории, культуры и национальных традиций русского народа. Русские народные сказки и сказания: о животных, бытовые, волшебные. Былины о русских богатырях.

2. Семейные традиции, реликвии, фотографии. Народные игры, хороводы, ярмарки, их значение в жизни народа.

3. Фильмы - сказки А. Роу и Н. Кашеверовой (х/ф «По щучьему веленью», «Золушка»). Ироническая сказка. Умная, тонкая, неоднозначная метафора проблем в драматургии Е.Шварца (х/ф «Обыкновенное чудо»).

4.Мультфильмы и все о них.Студии мультипликации.

Практика: Чтение сказок по ролям. Просмотр фрагментов м/ф «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,»Красавица и чудовище» «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Рассказы, стихи, пословицы об отношениях в семье. Просмотр фрагментов х/ф «Снегурочка», «Морозко». Русские народные игры. Просмотр фрагментов х/ф «Золушка», «По щучьему веленью».Новые мультфильмы. Просмотр итоговых работ мультстудии и видеороликов.

 Тема 3 «Историко – революционная тематика в кино»

 Теория: Л.Кулиджанов («Синяя тетрадь»). Г.Панфилов («В огне брода нет»). Ю.Карасик («Шестое июля»). Е.Карелов («Служили два товарища» «

Досье» на звезд. Сухов, Петруха, Абдула и Саид. Самый лучший Верещагин. В.Мотыль («Белое солнце пустыни»).

В.Роговой («Офицеры»). Э.Кеосаян («Неуловимые мстители», «Корона Российской империи, или снова «Неуловимые»). Корни из Вестерна. Рождение «дьяволят». «Великолепная семерка» по – советски.

В.Бычков («Достояние республики»)

Н.Михалков («Свой среди чужих, чужой среди своих») (2 часа).

 Практика: Просмотр  х/ф  «Корона Российской империи, или снова «Неуловимые», «Белое солнце пустыни».

Тема 4.«Наше любимое кино … о войне» в патриотическом воспитании»

 Теория: 1.аГлавные события и сражения ВОВ. Масштабность и драматизм событий великой войны. Использование компьютерной графики в сочетании с кинохроникой военных лет. Использование новейших технологий съемок, монтажа, звукозаписи (2 часов).

б)Художественные средства, приемы и формы для наилучшего воплощения жизненного содержания, нравственного и патриотического воспитания.Великие отечественные фильмы, посвященные героическим страницам истории России.

2.Творческие судьбы актеров, режиссеров, сценаристов, в жизни которых образы героев великих войн сыграли значительную роль. Е. Габрилович, Л.Луков. Н.Богословский. Марк Бернес, Борис Андреев в фильме «Два бойца». «Батальоны просят огня».

3.У войны женское лицо («А зори здесь тихие…»). Повесть Константина Симонова. Алексей Герман и Светлана Кармалита. Лопатин (Юрий Никулин) и Нина (Людмила Гурченко). Лучший фильм о ветеранах войны («Белорусский вокзал»).

4.Триумфальный дебют. «Судьба человека» Сергея Бондарчука. Фильм «9 Рота» Федора Бондарчука.

5.Кинопеснь о поющей эскадрилье «В бой идут одни старики».

6.Ожившие «Военные реконструкции» («Мы из будущего», «Мы из будущего 2»,« Туман»).

Практика: Просмотр фрагментов документальных фильмов проекта «Великая война»: «Курская дуга», «Операция «Багратион»», «От Днепра до Одера», «Битва за Берлин «Барбаросса», «Блокада Ленинграда», «Сталинград». Урок Мужества «Битва за Москву»

Просмотр фрагментов х/ф «Два бойца», «Офицеры», «А зори здесь тихие…». Литературный киновечер «А зори здесь тихие…». Диспут «У войны не женское лицо». Просмотр фрагментов х/ф «Батальоны просят огняПросмотр фрагментов х\ф «Двадцать дней без войны», «Белорусский вокзал», «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «Горячий снег»,  Просмотр х\ф «Неслужебное задание», «9 Рота». «Т-34». Кинокомпозиция «Афганистан – незаживающая рана». Музыкально – поэтическаякинокомпозиция «Страницы Великой Победы». Урок Мужества «Мы будем помнить!» Киновикторина «Памяти павших, будьте достойны» по фильмам о ВОВ

(18 часов) 

 Тема 5. «Зарубежное кино»

 Теория:Мой любимый актер зарубежного кино. Боевик, триллер, драма, комедия…..Современное кино.

Практика: Просмотр фильмов зарубежных режиссеров. Подборка, скачивание, работа с электронными носителями. Научно-популярные фильмы из цикла «Это интересно»

Тема 6. «Азбука нравственной помощи»

Теория:1. Жизнь подростка. «Школьный фильм» (Чудак из 5–го «Б»», «Доживем до понедельника»,«Чужие письма»).

2.Уроки человечности («Звонят, откройте дверь», «Ох, уж эта Настя», «Точка, точка, запятая», «Наследница по прямой», «Черная курица», »Чучело»).

3.Кино для мальчишек («Друг мой, Колька», «Не хочу быть взрослым», «Мужское воспитание», «Чужая компания», «Пацаны»),

4.Цель – духовное возмужание («Сто дней после детства» «Не болит голова у дятла», «Последний побег», «Розыгрыш», «Плюмбум, или Опасная игра», «Курьер»).

5.Семейный фильм. «Белый Бим Черное ухо», «Бетховен»,  «Я и моя тень» (6 часов).

 

Практика: Просмотр фрагментов х/ф «Чудак из 5–го «Б», «Чучело», «Доживем до понедельника», «Чужие письма», «Звонят, откройте дверь», «Друг мой, Колька», «Ох, уж эта Настя», «Не хочу быть взрослым», «Мужское воспитание», «Наследница по прямой», «Точка, точка, запятая», «Чужая компания», «Сто дней после детства», «Не болит голова у дятла», «Авария-дочь мента»,«Последний побег», «Розыгрыш», «Пацаны», «Плюмбум, или Опасная игра», «Курьер». «Белый Бим Черное ухо», «Бетховен»,  «Я и моя тень», «Вам и не снилось»(6 часов).

 Тема 7.Итоговое занятие

Практика: Подбор и оформление результатов работы: текстов, рецензий, отзывов. Презентация портфолио (2 часа).

             Методическое обеспечение программы

 

 

п\п

Тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Итоги

1.

Кинематограф как активный творческий метод овоспитания

Фронтальные (объяснение, рассказ, беседа, викторина)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы, карточки.досье на актеров.

Викторина «Страницы истории»

2

Фильмы - сказки – хранители народной мудрости, пропагандисты национальных традиций

Фронтальные (сюжетная игра, объяснение, рассказ, беседа)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы

Чтение сказок по ролям.

Конкурс рисунков

3

Историко – революционная тематика в кино

Фронтальные (лекция, рассказ, беседа)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы, иллюстрации по теме

Беседа по теме

4

«Наше любимое кино … о войне» в патриотическом воспитании

Фронтальные (объяснение, рассказ, беседа, диспут)

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы,

иллюстрации по теме

Кино-композиция

5

«Зарубежное кино»

Фронтальные (объяснение, рассказ, беседа, диспут)

Словесные, наглядные, практические

Видеоматериалы, досье на актеров

 Опрос по жанрам кино.

6

Азбука нравственной помощи

Фронтальные (объяснение, беседа, диспут)

Индивидуальные

Словесные, наглядные, практические

Фото, видеоматериалы,

иллюстрации по теме

Тестирование: «Уже не ребенок, еще не взрослый»

7

Итоговое занятие

Индивидуальные (подбор материалов и оформление результатов работы)

Практические

Тексты рецензий, отзывов.

Презентация портфолио.

Методические разработки и материалы

Кинокомпозиция

 

Используемая литература.

  1. «Кино юным» Антонова В.А.
  2. «Встреча с десятой музой. Беседа о киноискусстве» Вайсфельд И.А.
  3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура.
  4. «Сто великих отечественных кинофильмов» Мусский И.А
  5.  - «Герои русской истории». Для среднего школьного возраста.
  6.  «Военно-патриотическое воспитание в школе» Видякин В.М
  7.  «Вся кинематография», 1916; Р. Маршан,
  8. П. Вейнштейн «Пути кино». 1929.
  9.  «Пять лет советской кинематографии 1918 –1924»
  10. В. Демин. Беседы о киноискусстве.
  11.  И. Вайсфельд. Азбука кино. М, 1990.

Интернет - ресурсы

1.http://bookitut.ru/Istoriya-kinematografa.html - История кинематографа

2. http://dic.academic.ru – Словари и энциклопедии на Академии

3. http://samogoo.net/samyiy-pervyiy-zvukovoy-film.html - Самый первый звуковой фильм

4. http://www.cartoontower.ru – Виды анимации

5. http://www.k1no.ru - Кино

6. http://www.kinonews.ru – Новости кино

7. https://ru.wikipedia.org/ - История кинематографа

Техническое оснащение

Технические средства

Инструменты иприспособленияобщего пользования

Инструменты иприспособленияиндивидуальногопользования

Компьютер

Фотоаппарат

Аудиальные и

аудиовизуальные

технические средства:

Аудио-видеоматериалы:

Аудиозаписи

Музыкального

сопровождения,

Фоновый экран

Канцтовары

 

Инструкции и указания по использованию аудиальных и аудиовизуальных ТСО, электронных средств обучения.   Инструкции по технике безопасности.

Технические средства обучения: аудиальные и аудиовизуальные, электронные варианты,«Досье на звезд», дискеты, диски.

 

 

Государственное бюджетное учреждение «Елабужский детский дом» для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

       Программа «Наш кинозал»

Фильм, Проектор, Кинопроектор, Кино, Демонстрация

                                                              Автор:  педагог – организ

                                                            Жабрикова Ольга Ивановна

                                            г. Елабуга 2019 год.