Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ на уроках физической культуры

Селянина Анна Юрьевна

Используемые здоровьесберегающие технологии при работе детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культур:

1.Дыхательная гимнастика

2.Упражнения для глаз

3.Упражнения для формирования правильной осанки

4.Кинезиология - наука о движении

5.Смехотерапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровьесберегающие технологии31.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие  аспекты при работе с детьми с задержкой психического здоровья (ЗПР) на уроках физической культуры»

Аннотация. Раскрываются понятия ЗОЖ

Ключевые слова: «Что любит мозг». Кинезиология. Здоровьесберегающие технологии. Риски для жизни. 

         Есть особая наука, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как сами они влияют на эту природу. Наука эта зовется»экология». В настоящее время объём понятия «экология» значительно расширяется.

Проблема формирования экологической культуры решается путем передачи биологических знаний, развития духовно- нравственных начал личности.

Физическая культура - составная часть общего воспитания. Основная ее задача - укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствование и всестороннее развитие личности. В образовательной системе экология и физкультура тесно переплетаются. Формы и методы организации учебного и внеурочного процесса по физической культуре могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания, развивать и расширять знания по экологии для сохранения и развития здоровья детей, совершенствования их физических и психических возможностей.

В школе обучаются дети с ЗПР (задержка психического развития). Отставание темпа психического развития школьников от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с ЗПР обучаемы и при правильной организованной коррекционной работе в развитии наблюдается положительная динамика. Школьники с помощью педагогов способны усвоить знания,умения и навыки которые нормально развивающие дети осваивают самостоятельно.

Основные элементы ЗОЖ «Что любит мозг»

Работая с детьми с задержкой психического развития мы активно искали новые методы для коррекционно-развивающей работы. Одним  из таких методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения,которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга,отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Под влиянием занятий физическими упражнениями происходят положительные изменения в умственной работоспособности. Дело в том, что при физических нагрузках вырабатывается, так называемый, нейротропный белок мозга. Это белок, который отвечает за развитие нейронов, тех самых клеток, которые являются ключевыми в нашем мозге. Вот и получается: нагрузка на мышцы способствует развитию интеллекта. Физическая активность ребёнка – это залог его развития.

Мозг  любит

Мозг не любит

Конкретная цель

Страх

Положительные эмоции

Сильные эмоции любого свойства

Движение и свежий воздух

Темнота, одиночество

Простая еда в умеренном количестве

Стереотипы

Сон, отдых

Привыкание

Свобода

Творчество

1.Конкретная цель. Как только вы сформулируете для себя конкретную цель, задачу – тут же начнутся чудеса. А если вы, оставив главную цель, сумеете раздробить ее на составляющие, и спокойно, постепенно, постоянно, шаг за шагом будете их выполнять – ни одна проблема перед вами не устоит.          

2. Положительные эмоции. Человеку свойственно искать радость – это не названный инстинкт самосохранения.

3. Движение и свежий воздух. Мозг заставляет нас двигаться, чтобы сохранить себя, конечно. Нет движения и  свежего воздуха, кровь закисает – мозги «прокисают».

4. Простая еда в умеренном количестве. Простую пищу проще добыть, приготовить и переварить. 50% всей энергии, получаемой организмом, тратится на зрение, 40% на пищеварение и обеззараживание пищевых токсинов, и только 10% остается на движение, работу умственной и нервных систем, борьбу с миллиардами микробов. Если все время жрать, когда думать будем?!

5. Сон, отдых. Мозгу, как и всему организму человека, необходим отдых.
Полноценный отдых – сон.

6. Привыкание. Каждый день, совершая одни и те же действия, мы превращаем их в привычку, навык умение, условный рефлекс, вырабатывается постепенно и постоянно.

7. Свобода. Свобода – это независимость от страхов и стереотипов. И не винить весь мир в непонимании и непризнании тебя «всего такого необыкновенного». И позволять другим быть непохожими на тебя, иметь свой образ мыслей, взгляд на жизнь.

8. Творчество – способность мозга, используя и опираясь на старое, создать новое, свое, непохожее. Творчество – любимая работа мозга,  делающая нас богами.  

9. Деление, общение. Жизнь – это постоянное деление клеток, постоянный обмен веществ и раздача информации.Это сущность мозга – ему постоянно необходимо получать информацию и отдавать ее.

В школе применяются  здоровьесберегающие технологии. Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии - это технологии,  направленные на решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта, а также на формирование у детей понимания того, что спорт является одним из методов сбережения здоровья.  Здоровье необходимо рассматривать  как общественное богатство не только в социальном, но и в духовном, экологическом, психологическим смысле.    

Формы  организации здоровьесберегающей работы:

Технология сохранения и стимулирования здоровья:

Дыхательная система

Умение правильно дышать – это не только здоровые органы дыхательной и кровеносной систем, но и нормальное функционирование мозговой деятельности, пищеварительного тракта, укрепление иммунитета человека.  

Гигиена дыхания:

1. Дышать нужно глубоко и равномерно;  

2. Рабочие движения, связанные большими усилиями, должны совпадать с выдохом;  

3. Полезно заниматься физическими упражнениями:  ходьбой на лыжах, играть в спорт.игры;  

4. Полезно бывать на свежем воздухе;

5. Дышать нужно через нос;  

6. При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком;

7. Важно бороться с пылью;

8. Для правильного дыхания нужна хорошая осанка;

9. Курение вредно для органов дыхания и всего организма;

10. При общении с людьми, заболевшими инфекционными болезнями, следует соблюдать осторожность, носить марлевые повязки и т.д.

Техники и комплексы. Метод Стрельниковой.

Главной чертой метода является то, что во время вдоха ребёнок выполняет физические занятия, которые не дают его грудной клетке увеличиваться.Среди 14 упражнений,  есть 3 главных, с которых обычно и начинаются тренировки:»Ладошки». «Погончики». «Насос».

Лечебная гимнастика А. Н. Стрельниковой для взрослых и детей – первая, в которой акцент ставится на резкий шумный вдох. Её выполнение происходит в ритмичном темпе.    

Физкультурно-оздоровительная технология   

Всего одно упражнение для королевской осанки.

 Сутулость – это не только эстетический недостаток. Пренебрегая упражнениями для осанки, мы наносим вред многим важным органам – сердцу, легким, желудку, поджелудочной железе, которые вынуждены функционировать в «сдавленном» положении.Таким образом, красивая осанка – это не только красота, но и здоровье. Во многом для красивой осанки помогает всего одно простое базовое упражнение, которое широко используется в медицине и спортивных тренировках

Исходное положение и выполнение:

– лягте на живот, вытяните руки вдоль туловища, зафиксируйте ноги.

На выдохе поднимите верхнюю часть тела от пола, сохраняя положение рук и ног. На вдохе опуститесь в исходное положение. Повторите 10 раз.

Выполняйте это упражнение 3 раза в неделю – и ваша осанка будет идеальной. Кроме того, оно дополнительно ещё и подтягивает ягодичные мышцы.

Идеально для всех, кто засиживается перед компьютером.

PS. Важный комментарий: осторожно тем, у кого проблемы или боли в поясничном отделе. Мышцы, отвечающие за разгибание позвоночника, в основном у всех в постоянном напряжении, т.к еще должны удерживать и стабилизировать его. А это упражнение введет мышцы в еще больший тонус и углубит лордоз. Что, в свою очередь, спровоцирует еще большую нагрузку на поясничный отдел.  

Коррекционная  технология   

Смехотерапия (гелотология). Веселое лечение. Существует отдельное направление науки – смехотерапия, или гелотология, которая занимается смехом профессионально.  

Лечение смехом – это серьезно!

 Польза для здоровья. Химически такое действие объясняется тем, что так называемые «гормоны счастья» — эндорфины – вырабатывающиеся во время смеха, оказывают сильное благотворное воздействие на иммунную, дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную системы человека.

Кому показана смехотерапия?  

Смехотерапия способна творить чудеса даже в, казалось бы, безнадежных ситуациях. Конечно, никто не отрицает медикаментозное лечение, особенно в тяжелых случаях, но опыт зарубежных стран показал способность гелотологии оказывать помощь в:  понижении артериального давления;снижении уровня стресса; повышении активности иммунной системы организма; улучшении работы мозга, а также настроения и общего самочувствия.

Что происходит в тот момент, когда человек смеется?

- Гипервентиляция легких. Они насыщаются кислородом.  

- Усиливается кровообращение.

- Работают мышцы, которые расположены в области таза.  

- Активизируется работа сердечно-сосудистой мышцы  

- Повышается  иммунитет.        

Смехотерапия. Результаты. Что мы получим, занимаясь вот таким лечением?

Мы с вами получаем гормон радости.

Просто расслабляемся, получаем удовольствие и радость.  

Развиваем в себе уверенность и чувство юмора.

Убираем негатив.  

Повышаем нашу творческую активность.

Вытесняем стресс, избавляемся от него.

Противопоказания смехотерапии.

Научных данных к противопоказанию данному методу нет.

Риски для жизни

Люди странно оценивают риски для своей жизни. Они боятся стать жертвой террористов, но спокойно прикуривают сигарету. Пугаются полетов на самолете, но не стесняются отсылать сообщения за рулем.

Инфографика « Самые частые причины смерти» .

Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) (1) и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку,а от неё в потреб-ность.Это мы можем представить как экологическую норму. Человек, его  жизнь, здоровье, природа, это те объекты к которым необходимо прикладывать ценностное отношение.

        Результат работы складывается из комплексного труда педагогов школы, родителей и просто неравнодушных людей. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности детей, их склонностей, поведения и характера. Физическая подготовленность детей, их интеллектуальное развитие, присутствие познавательного-активного интереса,психологическая комфортность, даёт результат в развитии  ребенка, который хорошо подготовлен к обучению в школе и к жизни.