Методическая разработка по дополнительному образованию для учащихся начальных классов «Мультипликация - элемент новой грамотности».

Ильсияр Рушановна Тухватуллина

Методическая разработка по дополнительному образованию

для учащихся начальных классов

«Мультипликация - элемент новой грамотности».

Тухватуллина И.Р.,

педагог дополнительного образования,

 МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»,

Чистопольского муниципального района РТ.

 

 В современном мире актуально стоит вопрос «как через творчество воспитать ребенка, привить ему чувство вкуса?». На этот вопрос может дать ответ такой вид детского творчества как мультипликация. Современные дети хорошо владеют компьютерами, такой предмет, как мультипликация помогает обучать и социализировать школьников. Важной частью создания анимационного фильма является разработка персонажей – действующих лиц.

В большей  степени  методическая  разработка  направлена  на  детей младшего школьного возраста. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребёнок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры, мультфильмы.

Поэтому одной из основных задач современной педагогики можно выделить формирование информационной культуры, а также формирование информационной безопасности детей.

В современном мире средствам массовой информации принадлежит огромная роль в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Преподаватель несет огромную ответственность за формирование вкуса, за правильный выбор визуальных образов, как показываемых на уроках посредством мультфильмов, книг, так и созданных детьми на занятиях.

Персонажи, которые создаются на занятиях имеют положительные черты, происходит разбор их образов и характеров. Даже отрицательные персонажи не должны вызывать отвращения. Стоит отметить, что многие современные дети склонны изображать в своих первых анимационных работах криминальные сюжеты. Вероятно, виной тому массовое телевидение. Не надо заострять на этом особое внимание, нужно мягко уводить детей от данных тем, объяснять, что мультфильм должны быть добрым.

Анимационное творчество – это командное творчество. Воспитательный компонент обучения складывается не только из способности ребят погрузиться в атмосферу творчества, свободы выбора, активизации фантазии, но и из способности организовать свое рабочее место, спланировать последовательность работы над созданием анимационного фильма. Здесь нет только художников или только тех, кто хорошо разбирается в информационных технологиях. Каждый ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности, выбрать предпочтительную, или комбинировать различные виды деятельности. Перед учителем не стоит задача обучить всех детей какому – либо виду искусства, так как анимационное (мультипликационное) творчество – это синтетический вид искусства, включающий множество других (литературное творчество, музыкальное творчество, художественное творчество и пр.). Анимационное творчество позволяет развивать креативные способности детей, выявлять таланты, способности. Анимационное творчество, как никакое другое, способно стать лучшей проективной методикой, «лакмусовой бумагой» для выявления детской одаренности. Опираясь на опыт педагогической деятельности и результаты исследования, была разработана и апробирована система упражнений по развитию образного художественного мышления. Все упражнения даются в соответствии с главным принципом – «от простого к сложному».

Цель данных        упражнений – развитие       образного          мышления, подготовка учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

  • формирование способности к творческой работе;
  • поиск нестандартных, разнообразных решений в создании персонажей;
  • воспитание привычки выполнять натурные зарисовки, наброски,
  • этюды, видеть и понимать в этом необходимость;
  • развитие воображения и фантазии;
  • умение создавать и разрабатывать сюжеты – сценарии;
  • умение рисовать, создавать образы по представлению и памяти;
  • умение осмысленно пользоваться полученными знаниями.

Упражнение №1 «Безумный генетик»

     Цель: развитие воображения.

     Задачи:

  • познакомить с новыми техническими приемами;
  • развитие фантазии и воображения;
  • раскрыть роль свободы линий в создании образа.

Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Учащиеся работают парами. Бумага складывается пополам, в верхней части рисует один и не показывает второму, переворачивает лист и рисует второй, разворачивают. В этом упражнении важен процесс, а не результат. Задача нарисовать фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных... В процессе выполнения этого упражнения становится понятно, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное— «задушить» логику здравый смысл, которые могут призывать нарисовать вместо нового образа обычных животных.

Материалы: бумага, карандаши, ручки гелиевые, маркеры, фломастеры.

Упражнение №2 «Придумай то, чего нет»

    Цель: развитие воображения.

Задачи:

  • познакомить с новыми техническими приемами;
  • развитие фантазии и воображения;
  • поиск нестандартных, разнообразных решений в создании персонажей;

Суть данного упражнения заключается в том, чтобы придумывать то, чего не существует. Придумать какое-то животное (например, Леопандырь), потом описать его, как оно выглядит, где живет, что делает, чем питается. Очень часто тяжело выдумать что-то такое, с чем раньше человек не сталкивался. Мозг человека старается использовать уже хорошо известные образы, названия, функции предметов. Но нужно перестраиваться, учить его абстрагироваться от всего этого, концентрироваться на более интересных, малоизвестных фактах.

Материалы: бумага, карандаши, ручки гелиевые, маркеры, фломастеры.

Упражнение №3 «Обычное – необычное»

Цель: развитие воображения.

Задачи:

  • познакомить с новыми техническими приемами;
  • развитие фантазии и воображения;
  • поиск нестандартных, разнообразных решений в создании персонажей;

Ежедневно человек использует десятки предметов, и уже привык к тому, что они исполняют определенную функцию. Но этого мало, нужно думать креативно, развивать в себе необычные способности. Суть упражнения: представить что-то обыденное, например стул, а потом придумать 10 способов его использования. Но сразу откинуть стандартные типа сидеть, стоять, кидать. Надо думать шире, не останавливаться на чем-то одном. Ход мыслей может быть таким: стул сделан из деталей, а значит можно его разобрать, из получившегося можно сделать что-то новое, что? Например

подставку, а если убрать спинку, то будет небольшой стол. А также он деревянный, значит, можно развести костер.

Таким образом, учащийся учится видеть необычное в обычных вещах, может найти нестандартное применение тому, что используете ежедневно.

Материалы: бумага, карандаши.

Упражнение №4 «Базовая форма»

Цель: развитие воображения

Задачи:

  • познакомить с новыми техническими приемами;
  • развитие фантазии и воображения;
  • поиск нестандартных, разнообразных решений в создании персонажей;

При разработке персонажа нужно учесть основную форму, позу, снаряжение

и цветовую гамму персонажа, которые будут определять его характер, или то, что о нем будут думать зрители. Большинство персонажей можно представить в виде контурных форм, которыеиспользуются, чтобы их сконструировать. Ребенок должен суметь разбить любого персонажа на несколько базовых форм, таких как сферы, треугольники и квадраты. Если попробовать упростить уже существующих, известных, персонажей до базовых форм, посмотреть на них, сощурив глаза, то можно обнаружить, что некоторые из них действительно просто большие сферы, треугольники или прямоугольники. Используемые формы, при конструировании персонажа, должны помочь публике понять "какой" это персонаж.

Поскольку мышление человека является ассоциативным, определенные формы имеют определенные значения для мозга – вызывают определенные ассоциации. Персонажи, имеющие в основе форму большой сферы, будут казаться мягкими и приятными, или просто толстыми. Большие квадратные

герои будут сразу производить впечатление сильных, возможно глуповатых или жестких существ. Более угловатые, треугольные герои будут казаться активными или агрессивными, иногда даже злыми.

В этом упражнении на занятии используются пуговицы различных размеров и цветов, учащимся дается задание – придумать персонажа из мелких предметов, деталей геометрической формы. Также снимаются этюды– превращения точки в героя, последовательно изменяя его еще в одного героя.

Материалы: бумага, карандаши, пуговицы различных размеров, подручные материалы, предметы геометрической формы.

Упражнение №5 «Превращение (перелеп)»

Цель: развитие воображения

Задачи:

  • познакомить с новыми техническими приемами в работе с пластилином;
  • развитие фантазии и воображения;
  • поиск нестандартных, разнообразных решений в создании персонажей;

Это упражнение используется довольно часто на уроках мультипликации. На одном из первых занятий ученику предлагается слепить героя и под камерой

снять превращение одного героя в другого, позже в простую форму. Часто это упражнение используется на мастер-классах для ребят не посвященных в анимационное искусство, можно быстро и наглядно показать суть мультипликации, привлечь к съемке за короткое время порядка десяти человек.

Ярким примером использования этого приема является известный всем мультфильм «Пластилиновая ворона».

Материалы: бумага, карандаши, пластилин.

 

Упражнение №6 «Контраст»

Цель: развитие воображения

 Задачи:

  • познакомить с новыми понятием «Контраст»;
  • развитие фантазии и воображения;
  • поиск нестандартных, разнообразных решений в создании персонажей;

Контраст это одна из наиболее важных вещей, которую необходимо решить, когда разрабатываешь персонажей. Часто хорошая идея – это использовать в качестве контраста более грузного героя с маленьким и худым, или очень молодого персонажа с очень старым. Никто не захочет увидеть нескольких одинаковых персонажей, единственное отличие между которыми это дизайн их одежды и лиц.

Задание заключается в создании формы всего тела персонажей, полностью отличающейся друг от друга. Два персонажа хорошо контрастирующих друг с другом более интересны, чем два персонажа абсолютно одинакового роста, строения и цвета. Часто злодей и герой, возлюбленная и герой, все имеют радикально различные формы и рост. Нужно придерживаться принципа, что все должно быть «разным».

Материалы: бумага, карандаши, пластилин, ручки гелиевые, маркеры, фломастеры.

Заключение

Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребёнка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевидение формирует душу и ум ребёнка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир ещё только складывается, и существенную роль в его формировании играет всё, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.

В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребёнка гораздо сильнее. Если говорить об отечественных мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребёнка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в отечественной мультипликации злой персонаж подаётся в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребёнка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим то по большому счету, влияние мультфильмов сказывается положительно на развитии ребёнка. Стоит только серьезно и ответственно подходить к выбору перечня мультфильмов для просмотра.

Список используемых источников.

  1. Зайцев А.Я., Кузнецова М.В. «Анимация как средство информационно-технологического обучения в начальной школе» Материалы III Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в системе гуманитарного знания». МГГУ им. М.А.Шолохова. М.:2012.
  2. Кузнецова М.В. «Внедрение анимационных технологий в учебную деятельность – один из наиболее оптимальных инновационных инструментов обучения и воспитания детей». НОУ ВПО «ИСЭПИМ». Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования. М.: 2012 г.\
  3. Кузнецова М.В., Зайцев А.Я. «Анимационное творчество в дополнительном образовании детей.» ВНЕШКОЛЬНИК № 4 (2012) С.28.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zashchita_programmy.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Искусство анимации и мультипликации, как элемент новой грамотности»

Слайд 2

Актуальностью данной программы является приобщение ребенка к современному обществу и раскрытие его творческих способностей через овладение современными технологиями мультипликации.

Слайд 3

Мульттерапия является синтезом деятельности педагогического подхода, психологических методик групповой работы, арт-терапии и анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект. Это мягкий и эффективный метод реабилитации, при котором коррекция состояния ребенка происходит естественно и гармонично.

Слайд 4

Задачи педагога: - умело направить идеи ребенка в русло создания позитивного совместного продукта, - связать спонтанные образы детей в целостную композицию, используя художественные приемы, - найти интересную форму подачи сюжета.

Слайд 5

Обучение детей основам мультипликационного дела. Развитие творческих способностей детей и формирование эстетического вкуса. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, индивидуальности, через коллективную творческую деятельность. Формировать стремление искать и создавать новые решения существующих и возникающих проблем. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Повысить интерес к разным видам искусства. Снизить проблемы адаптации в социальном окружении (уменьшается агрессивность, тревожность и импульсивность, наблюдается адекватность в поведении, уверенность в себе). Задачи программы:

Слайд 6

- создавать и оживлять свои представления о мире, о счастье, - учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми, - обретают умение видеть красоту в обыденных вещах и событиях, долгую и насыщенную радостью жизнь. - происходит максимально быстрая адаптация средствами искусства в новом коллективе, - правильно пользоваться карандашом, кистью, палитрой, красками, - организовать рабочее место; - работать с бумагой, клеем, ножницами; - сочинять сюжеты; - выполнять эскизы; Посредством коллективного создания мультфильмов дети учатся:

Слайд 7

- выполнять раскадровки; - изготовлять персонажи, декорации; - снимать этюды; - озвучивать мультфильм, подбирать музыку; - создавать авторские или коллективные мультфильмы. - увеличивается концентрация и объем памяти, пассивный словарь.

Слайд 8

- использование различных материалов: цветная бумага, пластилин, фломастеры, природный и бросовый материал, материалы для конструирования, - наличие мультипликационного стола, - ноутбука, - программных пакетов. Особенности организации предметно - пространственной среды