РАЗРАБОТКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИГРОВОЕ КИНО»

Иванова Елена Олеговна

В этих материалах собрана краткая информация об основных элементах режиссуры игрового кино. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл likbez.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИГРОВОЕ КИНО»

ЛИКБЕЗ  ДЛЯ  НАЧИНАЮЩИХ

Автор: Свирина Наталья Андреевна

РЕЖИССЕР

Режиссер ведет изыскания по теме (подбирает готовый литературный, драматургический, поэтический, документальный, музыкальный материал), совместно со сценаристом или самостоятельно пишет литературный сценарий сценарий, перерабатывает его в режиссерский сценарий, собирает и руководит съемочной группой, определяет содержание фильма, совместно с оператором составляет съемочный сценарий,  расписание съемок, работает с актерами, руководит съемкой, совместно с монтажером или самостоятельно монтирует, озвучивает и завершает фильм.

Он знает, чего хочет, но он не диктатор. Право голоса в работе над фильмом имеют все участники съемочного процесса.

Режиссер хорошо разбирается во всех кинопрофессиях.

Перед началом съемок он испытывает такой же вечный страх, как актер перед выходом на сцену.

ОПЕРАТОР

Оператор умеет работать с техникой, отвечает за оборудование, за сохранность камеры. Он должен знать принципы студийной и натурной съемок, уметь выстроить композицию кадра. Оператор должен быть готов на ходу принять решение о съемке важного, но незапланированного эпизода. Режиссер полагается на оператора, ведь часто лишь только он точно знает, что снято. Оператор должен быть сильным, чтобы носить камеру и оборудование, практичным и изобретательным, уметь быстро принимать решения. Но иногда оператор ограничивает свою работу чисто техническими вопросами. Однажды один оператор сказал мне: "я здесь для того, чтобы снять хорошую картинку и не морочьте мне голову". Плохо, если в группе "оператор-технарь", его работы недостаточно.

ОСВЕТИТЕЛЬ

Осветитель знает, как расположить свет, не вызвать пожара, может ремонтировать оборудование. Часто осветитель выручает группу в сложных нестандартных ситуациях. Он единственный сидит без дела, когда идет съемка, и ему лучше других видна целостная картина происходящего. Иногда режиссер спрашивает его: "Ну, как?"

ЗВУКООПЕРАТОР

В работе неопытной съемочной группы неизменная проблема - качество звука. Сложная техника дорога, а дешевая приносит много непредвиденных неприятностей. Справиться с этими проблемами должен звукооператор. Необходимые этому сотруднику качества - терпение, хороший слух, готовность быть самым малозаметным членом съемочной группы. Он всегда на заднем плане, но должен работать качественно. Он прислушивается не к смыслу слов, а к их звучанию. Хорошо, если у звукооператора есть музыкальные способности, и он чувствует оттенки, ритм, мелодию - все то, что трудно внести в сценарный план съемок. Большое искусство - слышать несоответствие между изображением и звуком. Плохой звук отталкивает зрителя больше, чем плохой сценарий. Часто фильмы , если закрыть глаза, звучат так, будто разговор доносится из ванной. Звукооператор должен чувствовать момент, когда может прозвучать команда включить микрофон. Ему нужен навык держать микрофон как можно ближе к источнику звука, но так, чтобы он не попадал в кадр и не давал теней.

АССИСТЕНТ

Ассистент носит технику, особенно много работы ему достается при выездных съемках. Ассистент должен быть сильным и ловким, организованным, иметь представление о работе звукооператора и осветителя.

.

МОНТАЖЕР

Монтажер  фильма по праву считается вторым режиссером

Функции монтажера и режиссера может выполнять один человек.

Но такой подход ошибочен, ведь режиссер обременен знанием всех деталей, связанных с созданием фильма, в то время как монтажер непредвзято подходит к материалу и более реалистично оценивает его возможности.

В процессе создания фильма встреча монтажера и режиссера происходит в   момент, когда лента уже отснята, но фильму еще предстоит приобрести свое неповторимое лицо.

На этом этапе режиссер может представить монтажеру план монтажа, которого следует придерживаться. В другом случае режиссер может рассказать, какие задачи ставили перед собой создатели фильма, когда шла съемка, и дать возможность монтажеру самому найти лучший способ их разрешения. Режиссер может также поинтересоваться тем, что, по мнению монтажера, является сильной стороной представленного материна, спросить о мнении по поводу всех наиболее интересных и значительных эпизодов и так далее.

Монтажер принимается за работу. Благоразумные режиссеры в этот момент оставляют монтажера одного: они хотят оценить его работу свежим взглядом. Беспокойный же режиссер будет постоянно заглядывать в монтажную и пытаться руководить всеми действиями монтажера.

КИНОРЕЖИССУРА

Технология создания экранного произведения.

Все существующие в истории человеческой культуры тексты — художественные и нехудожественные - делятся на две группы: одна как бы отвечает на вопрос «что это такое?» (или «как это устроено?»), а вторая - «как это случилось?» (каким образом это произошло?»).

Первые тексты мы будем называть бессюжетными, вторые сюжетными.

Бессюжетные тексты утверждают некоторый порядок, регулярность, классификацию.( учебник по квантовой механике, правила уличного движения, расписание поездов, описание иерархии богов ,атлас небесных светил и т.д)  Эти тексты по природе своей статичны.

Сюжетные тексты всегда представляют собой «случай», происшествие, событие.

Сюжетный текст - борьба между некоторым порядком, классификацией, моделью мира и их нарушением. (литературные и драматургические произведения, стихи, песни и т.д).

Экранное творчество предполагает визуализацию как бессюжетных текстов (научно – популярные, учебные фильмы и демонстрационные ролики), так и сюжетных текстов

(игровое, документальное кино, рекламные ролики, музыкальные клипы).

Рассмотрим основные этапы создания экранного произведения на основе сюжетного текста.

1 Нахождение темы.
2. От темы к сюжету.
3. От сюжета к сценарию.
4. От сценария к монтажным листам.

5  Работа с актерами (игровой фильм).

    Наблюдение и общение с героями (документальный)

6 Съемка

7 Монтаж

1. НАХОЖДЕНИЕ ТЕМЫ:

Для того чтобы выявить область Ваших подлинных интересов, проведите беспристрастный анализ самых сильных своих впечатлений.

Это нетрудно, потому что человеческая память чаще хранит то, что значимо.

Даже если Вы уверены, что уже нашли круг своих тем, выполните упражнения, которые помогут выявить события, сформировавшие Вашу личность, и, возможно, Вы откроете нечто новое.

Упражнение 1

Уединитесь и составьте краткое описание значительных событий, которые повлияли на Вас, вызвали глубокие чувства (отвращение, ужас, любовь). Продолжайте эту работу, пока не получите список из шести - десяти пунктов.

Затем попытайтесь сгруппировать полученные сведения, дайте название каждой из групп, установите отношения между ними. Некоторый опыт будет позитивным, связанным с чувством любви, открытия нового, но большая часть описаний будет иметь негативную окраску. Будьте честны с собой.

Теперь сравните написанное вами с аналогичным списком, составленным другим человеком. Это даст Вам возможность выявить некое общее направление, определенный взгляд на вещи, объединивший события из Ваших списков вместе. Очерчивая собственный образ, не бойтесь того, что делаете преждевременные выводы или наделяете себя вымышленными чертами.

Теперь коснитесь того, что невозможно объяснить объективно друзьям и коллегам.

Опишите главные особенности Вашей личности, на формирование которой повлияла жизнь. Сведите описание событий к минимуму и сосредоточьтесь на их последствиях.

Пример: "Я рос в зоне военных действий и рано начал бояться людей одетых в форму. «Отец же больше общался с моим старшим братом, и я чувствовал себя очень одиноким".

Определите две или три темы, вытекающие из Вашего опыта. Пример: "Одиночество порождает неумение приспосабливаться к окружающему миру".

Упражнение 2

Опишите пять - шесть необыкновенно симпатичных Вам характеров. Это могут быть те люди, которых Вы знаете или те, с которыми Вы хотели бы познакомиться.

Примеры: "Человек, которого жесткий контроль над собственными эмоциями привел к душевному кризису". "Люди, живущие в собственном ими же созданном мире".

Определите три или четыре темы для будущего фильма. Это должны быть отличные одна от другой темы, но касающиеся Ваших основных интересов.

Выбирайте героев, имеющих проблемы, мечты, нравственные установки, сходные с Вашими, но существующих в ином жизненном пространстве. Это поможет Вам обрести свежий взгляд на проблему, открыть нечто новое. Примеры:

"Кто-то, кому в силу обстоятельств сложно хранить в секрете некоторые особенности собственной личности, например трус в пионерском лагере".

"Кто-то, вынужденный играть меньшую роль, чем мог бы".

Упражнение 3

Составьте список из шести - восьми привлекающих Вас литературных характеров. Разделите список на группы, исходя из того, что именно привлекает Вас в том или ином персонаже. Это может быть лишь одна черта, скажем, мужество, но лучше, чтобы в каждом характере сочетались различные качества.

Упражнение 4

Проделайте ту же работу со списком симпатичных Вам знаменитостей (актеров, политиков, спортсменов).

Упражнение 5

Составьте третий список - список людей, оказавших на Вас сильное влияние.

Из каждого списка выберите по два - три персонажа и составьте короткое портретное описание каждого из них. Затем, хоть это и может показаться очень сложной задачей, придумайте для этих людей какую то проблему. И как они будут решать ее, исходя из своего характера.

Упражнение 5

В реальной жизни можно найти по-настоящему удивительные истории. Делайте вырезки из газет или записывайте все, заслуживающее внимания.

Упражнение 6

Мифы и легенды.

Легенды - это и есть настоящая история. Каждая культура, каждое сообщество, каждая семья имеют собственных героев, в образах которых отразились национальные или локальные представления о святости, глупости, гениальности.

Упражнение 7

В каждой семье есть любимые истории и любимые персонажи. Запишите несколько истории и поразмышляйте над ними. Вспомните свою историю из детства.

Многие темы приходят в голову только потому, что муссируются средствами массовой информации.

Избегайте:

 - Тем, о которых имеете смутное представление.

 - Тем, касающихся Ваших нерешенных собственных проблем (не надейтесь найти во время работы над фильмом ответы на личные вопросы, тяготящие вас, лучше посетите хорошего психотерапевта).

 - Всего типичного (потому что ничто типичное не может быть по-настоящему интересным)

 - Проповедей, моральных назиданий любого рода.

 - Тем, затрагивающих вопросы, на которые у Вас уже готовы ответы.

 - Перемещения и трансформации

2 ОТ ТЕМЫ – К СЮЖЕТУ

ТЕОРИЯ:

Все существующие в истории человеческой культуры тексты — художественные и нехудожественные - делятся на две группы: одна как бы отвечает на вопрос «что это такое?» (или «как это устроено?»), а вторая - «как это случилось?» (каким образом это произошло?»).

Первые тексты мы будем называть бессюжетными, вторые сюжетными.

Бессюжетные тексты утверждают некоторый порядок, регулярность, классификацию.( учебник по квантовой механике, правила уличного движения, расписание поездов, описание иерархии богов ,атлас небесных светил и т.д)  Эти тексты по природе своей статичны...

Сюжетные тексты всегда представляют собой «случай», происшествие, событие.

Упражнение «Составление сюжета на заданную ситуацию»:

                                                     Предлагаемые ситуации

1 Мольба

2 Спасение

3 Месть, близкому за близкого

4  Затравленный

5  Внезапное несчастье

6  Жертва кого-нибудь

7  Бунт

8  Отважная попытка

9 Похищение

10 Загадка

11 Достижение

12 Ненависть между близкими

13 Соперничество между близкими

14 Безумие

15 Фатальная неосторожность

16 Самопожертвование во имя идеала

17 Самопожертвование ради близких

18 Жертва безмерной радости

19 Жертва во имя долга

20 Соперничество неравных

21 Преступление любви

22 Бесчестие любимого существа

23 Любовь, встречающая препятствия

24 Борьба против бога

25 Неосновательная ревность

26 Судебная ошибка

27 Угрызения совести

28 Вновь найденный

29 Потеря близких

Разберем варианты предлагаемых ситуаций:

                                                         МОЛЬБА

Технически необходимые динамические элементы

Преследователь (Гонитель),

Проситель, Сильный (или обладающий властью)

(вариант 1)

 Беженцы, просящие Сильного помочь в борьбе с их врагами

 Просьба о помощи в выполнении религиозных обязанностей, которые были запрещены

(вариант 2)

Гостеприимство, которое просит потерпевший кораблекрушение (бедствие)

(вариант 3)

Просьба защиты от опозоренных близких

(вариант 4)

 Искупление: поиск прощения, лечения или спасения

(вариант 5)

 Передача тела, останков или реликвий для защиты

СПАСЕНИЕ

Технически необходимые динамические элементы:
Неудачник

Угроза

Спаситель.

(вариант1) Приход спасителя к обреченному

(вариант 2) Родитель, возвращенный на трон детьми

(вариант 3) Спасение друзьями или незнакомцами, в благодарность за услуги или гостеприимство

Задание по упражнению:

1) Разобрать технически необходимые динамические элементы для остальных ситуаций.

2) Найти соответствие той или иной ситуации реальным отношениям в нашей действительности,

2) Провести собственные примеры каждой ситуации из литературы, пьес, кинокартин,

3) Поупражняться в комбинировании разных ситуаций в один сложный сюжет,

4) Попробовать поискать новых ситуаций.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД СВОЕЙ ТЕМОЙ И СЮЖЕТОМ:

Постарайтесь уложить свою авторскую намеченную тему в рамки простых предложений:

ЭТО ИСТОРИЯ О….(мальчике, девочке, кошке, чайнике) …

КОТОРЫЙ (опишите проблему: боится математички, мучается от зубной боли, заблудился в лесу, хочет любви)

И  ПЫТАЕТСЯ…(опишите как он действует: дарит математичке цветы или зубрит математику, идет к зубному врачу или пьет обезболивающие таблетки, достает компас или истерит под елкой, знакомится с кем то или уезжает на необитаемый остров).

В ИТОГЕ…( кратко пропишите, чем закончится ваша история: побеждает на математической олимпиаде или бросает школу, вылечивает зуб или лишается челюсти, выходит из леса или съеден волками, счастлив в дружбе или одичал  на необитаемом острове)

Проанализируйте тот рассказ, что у вас получился  и решите, какой конфликт и какие противоречия вы хотите показать; каково назначение каждого персонажа.

Еще раз повторите тему, которая вас заинтересовала.

Мой фильм покажет ТЕМУ ЧЕРЕЗ

В моем фильме ГЛАВНЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ…..И….

В целом я хочу, чтобы зритель понял……

Прежде чем сесть за литературный сценарий, еще раз проработайте некоторые принципиально важные вопрос:

- Объекты фильма (люди, группа, окружение, социальные условия и т.д.)

.Главные герои.

О каждом напишите короткий параграф, включающий следующее:

а) кто - имя героя, отношения с другими действующими лицами,

б) где - место действия;

в) что - роль героя, чем он интересен;

- Конфликт.

- к чему стремится каждый из героев?

- каковы принципиальные разногласия героев?

- противопоставляются ли в фильме разные мнения, взгляды?

- как и откуда появляется необходимая по ходу фильма информация?

- какова последовательность действий?

- есть ли в этом логика?

- визуальная, текстовая, звуковая информация для понимания внутренней сущности мира, который вы хотите открыть зрителю.

Сравните конец и начало - получается ли связанное повествование?