Программа "Занимательная мультипликация"

Горностай Елена Геннадьевна
Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя основные виды искусства: литературное творчество, изодеятельность (графику, живопись, лепку), азбука звука (сценическую речь, шумы, музыку), анимацию, киноведение, историю культуры. А так же знакомство с механикой - наукой, изучающей движение материальных тел и взаимодействие между ними; при этом движением в механике называют изменение во времени взаимного положения тел или их частей в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanimatelnaya_mult-ya.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №2»

                                                        УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДО «ДШИ №2»

________________С. С. Король

«____»________201_г.

«Занимательная мультипликация»

Программа дополнительного образования по созданию детских анимационных фильмов в рамках внеурочной деятельности

1 год обучения (6 - 12 лет)

                                                                 Составитель программы:

Горностай Елена Геннадьевна,

преподаватель художественного отделения

г. Сургут, 2017 г

Разработчик: Горностай Елена Геннадьевна,  преподаватель.

Рецензент: Варлакова Юлия Рафикатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»

I. Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам. 

Настоящая комплексная программа по предмету «Занимательная мультипликация» (далее – Программа) создана на основе федерального компонента государственного стандарта дополнительного образования и программы для учреждений дополнительного образования «Мультфильм – как средство развития творческих способностей детей», Тихонова Е.Р., педагог дополнительного образования детской киностудии «Поиск», научный консультант: Павлова Т.Л., к.п.н., зав. кафедрой НГПУ, Новосибирск, 1999г.

Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя основные виды искусства: литературное творчество, изодеятельность (графику, живопись, лепку), азбука звука (сценическую речь, шумы, музыку), анимацию, киноведение, историю культуры. А так же знакомство с механикой - наукой, изучающей движение материальных тел и взаимодействие между ними; при этом движением в механике называют изменение во времени взаимного положения тел или их частей в пространстве.

Данная программа удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, а так же создавать произведения искусства – мультфильм, самостоятельно. За время создания мультфильма ребенок может побывать в роли режиссера, актера, художника, оператора, звукооператора и даже монтажера. То есть, в процессе создания мультфильма он знакомится с разными видами творческой деятельности и профессиями, получает много новой, полезной и необыкновенно интересной  информации.

Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов рисования с современными способами работы с техникой, таким образом, органично и полно реализуется идея интеграции, комплексного приобщения ребенка к сфере искусства в решении главнейшей задачи образования - формирования всесторонне-развитой личности ребенка.

Практическая деятельность обучающихся в школе представлена следующими видами:

  •  учебно-исполнительская (художественно-изобразительная);
  •  учебно-теоретическая;
  •  творческая (креативная);
  •  культурно-просветительская.

Данные виды практической деятельности обучающихся на занятиях по программе «Занимательная мультипликация», являются  основой учебного процесса.

Актуальность программы обуславливается важностью междисциплинарным взаимодействием различных видов искусства и науки в развитии и воспитании детей. 

Новизна программы: в том, что широта, привлеченных к созданию мультфильма, областей искусств тесно переплетаясь с наукой, дает некий синтез, позволяющий открыть новые перспективы в творчестве детей и решающей сразу несколько задач. Это и медиаобразовательная задача, поскольку происходит знакомство с тем, как создаются аудиовизуальные медиатексты (видеофильмы), и творческое развитие детей, и обобщение тех знаний, которые они получили на различных предметах художественно-эстетического цикла (живопись, рисунок, лепка, беседы об изобразительном искусстве). А так же программа расширяет кругозор участников учебного процесса: художники соприкасаются с знаниями музыкального и театрального направлениями, музыканты и  театралы с изобразительной деятельностью.

Результатом работы является съемка небольшого анимационного этюда. Собственно съемке предшествует период подготовки и освоения необходимых знаний и навыков.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что:

  • Программа позволяет развивать индивидуальные особенности ребенка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.
  • Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
  • Структура программы учитывает потребности обучающегося в применении результатов своего труда в обычной жизни, дает возможность использовать свои рисунки, анимационные этюды в качестве подарков к календарным праздникам.
  • Программа обучения строится на единстве игровой, художественной и экспериментальной деятельности.

Режим занятий.

Вид программы: вариативная, модифицированная программа.

Количество детей в объединении: 10-12 человек.

В программе участвуют дети от 7 до 12 лет.

Срок реализации программы 1 год обучения, 34 часа в год.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия: 40 минут (академический час)

Программой предусмотрена аудиторная внеучебная деятельность под руководством педагога.

Цели программы.

         Создание дополнительных условий для раскрытия и реализации интеллектуальных, познавательных и творческих потребностей детей, средствами обучения основам мультипликации.

Задачи:

  • Сформировать знания о процессе создания мультфильма от идеи до конечных титров.
  • Обучить работе со съемочной аппаратурой, изучить законы анимации, законы передачи движения, законы «одушевления» персонажа
  • Воспитать личностные качества — такие, как целеустремленность, последовательность, настойчивость, критичность. Сформировать понимание необходимости разумного использования достижений науки, культуры и техники для дальнейшего развития человеческого общества

Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программа представлена тремя разделами:

- теоретические (образовательный, исследовательский): «Основы анимации» и «Техника одушевления». На занятиях этих разделов дети изучают виды, жанры, принципы, законы и техники анимации в форме экспериментов и опытов. Что бы передать движение, дети учатся анализировать законы механики, а что бы передать впечатление от движения, т.е. «одушевить» они учатся анализировать психологию движения.

- практический (творческий): «Творческая работа над анимационным фильмом». Здесь дети применяют полученные знания, сочетая их с исследовательской деятельностью – от сбора и обработки материала для истории, сочинения сценария до полноценно выпущенного продукта - мультфильма.

Для достижения поставленных задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ)

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация);

-практический (повторение, опыты, эксперименты, работа в материале и с техникой)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

    Изучение предметной области "Занимательная мультипликация" должно обеспечить:
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся;

- способность воспринимать эстетику природных объектов;

- чувственно - эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;

- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Предметные результаты изучения предметной области "Занимательная мультипликация" должны отражать:

-формирование основ художественной культуры обучающихся, как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

-развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

-развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных и  синтетических  искусств (театр и кино);
-
приобретение опыта работы различными художественными материалами с применением разных техник в специфических формах художественной деятельности (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

-формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Основные требования к знаниям и умениям обучающимся.

Дети должны знать:

Специальные термины: марионетка, фон, декорация, мизансцена, этюд, ГЭГ, кадр, раскадровка, фазовка, озвучка, монтаж.

Дети должны уметь:

  • Анализировать движение объекта с расчетом фаз по разделу «Техника одушевления».
  • Применять принципы и законы анимации в момент съемки мультфильма.
  • Использовать различные техники для большего эффекта.
  • Выделять действенную основу мультфильма - фабулу, ГЭГ, кульминацию.
  • Логично, последовательно и непрерывно осуществлять съёмочный процесс.

Изучение курса завершается просмотром изготовленных фильмов, подготовкой их и отправкой на конкурсы для участия.

Важным фактором является владение понятийным аппаратом, знание арсенала средств анализа драматургии и режиссёрской постановки фильма и конкретной процедуры исследования и его критики.

Общая характеристика учебного предмета

п\п

Наименование

разделов

и

тем.

Всего

часов

Их них:

примечание

Теория,

практика

Контрольные и диагностические

работы.

1.

Основы анимации.

4 ч

4 ч

-

2.

Техника одушевления

6 ч

6 ч

-

3.

Творческая работа над анимационным фильмом

24 ч

23ч

1 ч

Всего:

34 ч

33 ч

1 ч

Учебно – тематический план (34 часа)

№ занятия

Аудиторные занятия

Тема занятия

Цели и задачи

занятия

Содержание

занятия

Тип

занятия

Материалы

Оборудование,  методическое обеспечение

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1. Основы анимации (4 часа).

1

1

1

-

Вводное занятие. Анимация как жанр киноискусства.

Правила безопасности на рабочем месте.

Цель: дать понятие «анимация», как отдельный жанр киноискусства, ТБ на рабочем месте.

Задачи: знакомство учащихся с  жанром киноискусства - анимация, правилами безопасности и организацией рабочего места; материалами и  рабочими инструментами.  

Беседа о киноискусстве и о Анимации о её видах.  Об оборудовании и рабочих инструментах..

Обсуждение мультфильма: дать первое понятие о фоне, декорациях, марионетках.

Самостоятельная работа: Придумать героя и выполнить его в виде марионетки.

Изучение нового материала

Лист А4,  карандаши, цв. карандаши, фломастеры

Схема помещения для съёмки. Экран, видеопроектор или телевизор.

Мультфильм  студии «Пилот» из серии «Гора Самоцветов»

2

1

1

Виды анимации.

Цель: дать понятие виды анимации их сходства и разница

Задачи: знакомство учащихся с  видами анимации. Выявить сходство и разницу между видами.

Беседа о видах анимации, их характеристика. Выявление  их сходства и различия.

Самостоятельная работа: составить таблицу

Изучение нового материала

Альбом, тетрадь, карандаш.

Кадры мультфильмов: рисованной, пластилиновой, кукольной, компьютерной.

3

1

1

Материалы и техники анимации.

Цель: изучить применяемые материалы и техники в анимации

Задачи: знакомство учащихся с материалами и  техниками анимации.  

Беседа о техниках мультипликации и  применяемых материалах для большей выразительности сюжета.

Самостоятельная работа: применить предложенный материал для своей марионетки.

Изучение нового материала

Сыпучий материал, пластилин, краски и др. на выбор учеников

Кадры мультфильмов различных по материалам и технике:  песок, краски, пластилин, смешанная, перекладка и т.д.

4

1

1

12 принципов анимации.

Цель: дать понятие «Принципы анимации».

Задачи: знакомство учащихся с  принципами, законами мировой и отечественной анимации.

Беседа о важности соблюдения 12 принципов анимации при создании собственного мультфильма. Краткий обзор принципов с их описанием и применением.

Самостоятельная работа: применить один из принципов к своему герою.

Комбинированный урок

Марионетка героя, лист А4,  карандаши, цв. карандаши, фломастеры

Таблица «Законы анимации в формулах и картинках»

Раздел 2. Техника одушевления (6 часов).

5

1

1

Анализ простейших движений

Цель: дать понятие «Движение», «инерция», «притяжение».

Задачи: знакомство учащихся с  общими законами механики на примерах

Анализ степени воздействия общих законов механики (инерция, земное притяжение, сопротивление среды, молекулярное сцепление, масса и строение объекта) на примерах: падение резинового мяча, падение капли, столкновение двух твердых тел (шар и кегля), столкновение двух разнохарактерных по массе и составу тел (пуля и стекло).

Упражнение: резиновый мяч падает по траектории, ударяется об пол, отскакивает и снова падает. Еще 3 отскока до полного затухания.

Задание: расчет схемы, мультипликат, фазовка, съемка пробы.

Комбинированный урок

марионетка мяча, лист А4, карандаш.

Схемы: молекулы, мяч, кегля.

Мультфильмы студии «Союзмультфильм».

Мультстанок, камера, штатив, софиты.

6

1

1

Анализ простейших движений

Цель: дать понятие «Движение», «инерция», «притяжение».

Задачи: знакомство учащихся с  общими законами механики на примерах

Анализ степени воздействия общих законов механики  на примерах: различные виды волнового движения (флаг на ветру, морская волна), маятникового движения (колебание водорослей).

Упражнение: на движущейся волне качается кораблик.

Задание: разработка всех элементов движения: волны, кораблика, мачты и флага. Расчет схемы, мультипликат, фазовка, съемка пробы.

Комбинированный урок

марионетка карабля, лист А4, карандаш.

Схемы: молекулы, тазик с водой,  игрушечный караблик.

Мультфильмы студии «Союзмультфильм».

Мультстанок, камера, штатив, софиты.

7

1

1

Сравнительный анализ физического движения в натурном и мультипликационном фильме.

Цель: дать понятие «покадровое движение».

Задачи: знакомство учащихся с  применением принципов анимации на основе общих законов механики

Анализ  в нормальной, замедленной и покадровой скорости фрагментов движений предметов, животных, птиц и человека документальной и рисованной сьемки.

Упражнение: отснять замах, действие, торможение, остаточное движение.

Задание: расчет схемы движения объекта, отрисовка его и съемка.

Комбинированный урок

марионетка объекта, лист А4, карандаш.

Мультстанок, камера, штатив, софиты.

8

1

1

Биомеханика движения птиц.

Цель: дать понятие «биомеханика движения птицы».

Задачи: знакомство учащихся с  движением птицы и применением его во время съемки.

Анализ  в нормальной, замедленной и покадровой скорости фрагментов движений  птиц документальной и рисованной сьемки.

Упражнение: серия основных фаз движений птиц различных видов на выбор обучающихся.

Задание: съемка проб движения птиц.

Комбинированный урок

марионетка птицы, лист А4, карандаш.

Мультстанок, камера, штатив, софиты.

9

1

1

Биомеханика движения животных.

Цель: дать понятие «биомеханика движения животных».

Задачи: знакомство учащихся с  движением животных и применением его во время съемки.

Анализ  в нормальной, замедленной и покадровой скорости фрагментов движений животных документальной и рисованной сьемки.

Упражнение: серия основных фаз движений животных на выбор обучающихся.

Задание: съемка проб движения животных.

Комбинированный урок

марионетка животного, лист А4, карандаш.

Мультстанок, камера, штатив, софиты.

10

1

1

Биомеханика движения человека.

Цель: дать понятие «биомеханика движения человека».

Задачи: знакомство учащихся с  движением человека и применением его во время съемки.

Анализ  в нормальной, замедленной и покадровой скорости фрагментов движений  человека документальной и рисованной сьемки.

Упражнение: серия основных фаз движений человека.

Задание: съемка проб движения человека.

Комбинированный урок

марионетка героя, лист А4, карандаш.

Мультстанок, камера, штатив, софиты.

Раздел 3.  Творческая работа над анимационным фильмом (24 часа)

11

2

2

Сочинение сценария к ролику. Раскадровка.

Цель: дать понятие «режиссерский сценарий», «мизансцена», «раскадровка».

Задачи: знакомство учащихся с  методом написания режиссерского сценария и сценарием для съемочной группы.

Выбор темы, сбор материала, определение жанра, выявление круга проблем, написание сценария.

Упражнение: выделение мизансцен в сценарии.

Задание: подготовить раскадровку – сценарий для съемки.

Комбинированный урок

лист А4, карандаш, листы А6..

Схема построения сюжета. Схемы рисования раскадровки. Доска, магниты.

12

4

4

Изготовление героев, декораций и фонов для ролика

Цель: дать понятие «образ героя», «характер героя».

Задачи: знакомство учащихся с  техниками изготовления героя, фонов, декораций.

Определение характерного образа героя для фильма, его внешность, особенности поведения. Изготовление главного героя. Разработка и отрисовка фонов и декораций.

Задание: Изготовление марионеток героев, декораций и фонов. Кастинг главных героев.

Комбинированный урок

Бумага, карандаш, фломастеры, гуашь, кисти, пластилин, сыпучие материалы

Образцы героев, различных мультфильмов, а так же фонов.

13

8

8

Съемка. ролика

Цель: дать понятие «кадр», «тайминг», «фаза».

Задачи: знакомство учащихся с  техниками изготовления героя, фонов, декораций.

Распределение различных обязанностей в съемочной группе (режиссер, оператор, аниматоры). Съемка с учетом плановости, масштабности, ракурса. Расчет количества движений – фазы, расчет кол-во кадров в минуту – тайминг.

Задание: Отснять историю с учетом композиции в кадре.

Комбинированный урок

Марионетки, фоны, декорации.

Мультстанок, камера, штатив, софиты.

14

1

1

Просмотр отснятого материала. Обсуждение.

Цель: дать понятие «качество съемки».

Задачи: знакомство учащихся с  качественными и бракованными кадрами.

Просмотр отснятого материала  Выбор и обсуждение наиболее выразительных кадров для монтажа.

Задание: изготовить  несколько вариантов титров (шрифт, цвет букв и фона)

Комбинированный урок

Отснятые кадры

На усмотрение учащихся.

Компьютер

Мультстанок, камера, штатив, софиты.

15

2

2

Запись звука для ролика.

Цель: дать понятие «звукозапись»

Задачи: знакомство учащихся с правилами записи звука

Кастинг учащихся на озвучку героев, шумов по отснятому материалу  Чистовая запись звука героев.

Задание: озвучить героев с разной интонацией и темпоритмом.

Изучение нового материала

Отснятые кадры

Студийное оборудование для звукозаписи

16

4

4

Работа с компьютером. Монтаж фильма.

Цель: дать понятие «монтаж».

Задачи: знакомство учащихся с работой монтажа в программе SoneVegas

Выстраивание треков с изображениями, со звуком,  с шумами и с титрами. При необходимости, досъемка необходимого материала, переозвучка, исправление схемы сценария фильма.

Задание: монтаж фильма.

Изучение нового материала

Отснятые кадры, озвученные фрагменты, фоновые шумы, титры.

Студийное оборудование для звукозаписи, компьютер, манитор, программа  SoneVegas

17

1

1

Просмотр смонтированного материала. Анализ.

Цель: дать понятие «критика»

Задачи: знакомство детей с правилами критики.

Просмотр смонтированного материала мультфильма. Критический анализ по грамотно смонтированному, озвученному и отснятому материалу с учетом композиции кадров, ракурсов, плановости и др.

Задание: найти ошибки в мультфильме.

Комбинированный урок

Смонтированный мультфильм

Экран, колонки

18

1

1

Подготовка мультфильма к просмотру.

Цель: дать понятие «экранное расширение»

Задачи: знакомство учащихся с вариантами записи мультфильма к просмотру на широком экране.

Рассмотреть расширения для записи мультфильма, подготовить смонтированный окончательный вариант.

Задание: записать мультфильм для дальнейшей его демонстрации.

Комбинированный урок

Смонтированный мультфильм

компьютер, манитор, программа  SoneVegas

19

1

1

Демонстрация мультфильма

Цель: дать понятие «целевая аудитория»

Задачи: знакомство учащихся со зрителем и  его эмоциями.

Организация премьеры мультфильма в классе, возможно в школе. Грамотное восприятие зрительских эмоций во время и после просмотра мультфильма. подготовка материалов для дальнейшей демонстрации.

Задание: услышать и понять зрителя во время просмотра.

Конрольный, диагностический урок

Смонтированный мультфильм

Экран, колонки

Содержание (организационно-методические указания)

Раздел 1. Основы анимации (4 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Анимация как жанр киноискусства. Правила безопасности на рабочем месте. (1 час)

Беседа о любимых фильмах и передачах. Беседа о киноискусстве и о анимации о её видах. Обсуждение мультфильма: дать первое понятие о фоне, декорациях, марионетках.

Провести беседу об оборудование, материалах и рабочих инструментах, организации рабочего места студии, его подготовке к работе.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастеры, гуашь, кисти.

Тема 2. Виды анимации. (1 час)

Беседа о видах анимации, их характеристика. Выявление  их сходства и различия.  

Самостоятельная работа: составить таблицу о видах анимации.

Тема 3. Материалы и техники анимации.(1 час) 

Беседа о техниках мультипликации и  применяемых материалах для большей выразительности сюжета

Самостоятельная работа: применить предложенный материал для своей марионетки.

Тема 4. 12 принципов анимации. (1 час) 

Беседа о важности соблюдения 12 принципов анимации при создании собственного мультфильма. Краткий обзор принципов с их описанием и применением.

Самостоятельная работа: применить один из принципов к своему герою.

Раздел 2. Техника одушевления (6 часов).

Тема 5. Анализ простейших движений (1 час) 

Анализ степени воздействия общих законов механики (инерция, земное притяжение, сопротивление среды, молекулярное сцепление, масса и строение объекта) на примерах: падение резинового мяча, падение капли, столкновение двух твердых тел (шар и кегля), столкновение двух разнохарактерных по массе и составу тел (пуля и стекло).

Упражнение: резиновый мяч падает по траектории, ударяется об пол, отскакивает и снова падает. Еще 3 отскока до полного затухания.

Задание: расчет схемы, мультипликат, фазовка, съемка пробы.

Тема 6. Анализ простейших движений (1 час) 

Анализ степени воздействия общих законов механики  на примерах: различные виды волнового движения (флаг на ветру, морская волна), маятникового движения (колебание водорослей).

Упражнение: на движущейся волне качается кораблик.

Задание: разработка всех элементов движения: волны, кораблика, мачты и флага. Расчет схемы, мультипликат, фазовка, съемка пробы.

Тема 7. Сравнительный анализ физического движения в натурном и мультипликационном фильме. (1 час)

Анализ  в нормальной, замедленной и покадровой скорости фрагментов движений предметов, животных, птиц и человека документальной и рисованной сьемки.

Упражнение: отснять замах, действие, торможение, остаточное движение.

Задание: расчет схемы движения объекта, отрисовка его и съемка.

Тема 8. Биомеханика движения птиц. (1 час)

Анализ  в нормальной, замедленной и покадровой скорости фрагментов движений  птиц документальной и рисованной сьемки.

Упражнение: серия основных фаз движений птиц различных видов на выбор обучающихся.

Задание: съемка проб движения птиц.

Тема 9. Биомеханика движения животных. (1 час)

Анализ  в нормальной, замедленной и покадровой скорости фрагментов движений животных документальной и рисованной сьемки.

Упражнение: серия основных фаз движений животных на выбор обучающихся.

Задание: съемка проб движения животных.

Тема 10. Биомеханика движения человека. (1 час)

Анализ  в нормальной, замедленной и покадровой скорости фрагментов движений  человека документальной и рисованной сьемки.

Упражнение: серия основных фаз движений человека.

Задание: съемка проб движения человека.

Раздел 3.  Творческая работа над анимационным фильмом (24 часа)

Тема 11. Сочинение сценария к ролику. Раскадровка.(2 часа)

Выбор темы, сбор материала, определение жанра, выявление круга проблем, написание сценария.

Упражнение: выделение мизансцен в сценарии.

Задание: подготовить раскадровку – сценарий для съемки.

Тема 12 Изготовление героев, декораций и фонов для ролика (4 часа)

Определение характерного образа героя для фильма, его внешность, особенности поведения. Изготовление главного героя. Разработка и отрисовка фонов и декораций.

Задание: Изготовление марионеток героев, декораций и фонов. Кастинг главных героев.

Тема 13 Съемка. ролика (8 часов)

Распределение различных обязанностей в съемочной группе (режиссер, оператор, аниматоры). Съемка с учетом плановости, масштабности, ракурса. Расчет количества движений – фазы, расчет кол-во кадров в минуту – тайминг.

Задание: Отснять историю с учетом композиции в кадре.

Тема 14 Просмотр отснятого материала. Обсуждение.(1 час)

Просмотр отснятого материала  Выбор и обсуждение наиболее выразительных кадров для монтажа.

Задание: изготовить  несколько вариантов титров (шрифт, цвет букв и фона)

Тема 15 Запись звука для ролика. (2 часа)

Кастинг учащихся на озвучку героев, шумов по отснятому материалу  Чистовая запись звука героев.

Задание: озвучить героев с разной интонацией и темпоритмом.

Тема 16 Работа с компьютером. Монтаж фильма. (4 часа)

Выстраивание треков с изображениями, со звуком,  с шумами и с титрами. При необходимости, досъемка необходимого материала, переозвучка, исправление схемы сценария фильма.

Задание: монтаж фильма.

Тема 17 Просмотр смонтированного материала. Анализ. (1 час)

Просмотр смонтированного материала мультфильма. Критический анализ по грамотно смонтированному, озвученному и отснятому материалу с учетом композиции кадров, ракурсов, плановости и др.

Задание: найти ошибки в мультфильме.

Тема 18 Подготовка мультфильма к просмотру. (1 час)

Рассмотреть расширения для записи мультфильма, подготовить смонтированный окончательный вариант.

Задание: записать мультфильм для дальнейшей его демонстрации.

Тема 19 Демонстрация мультфильма (1 час)

Организация премьеры мультфильма в классе, возможно в школе. Грамотное восприятие зрительских эмоций во время и после просмотра мультфильма. подготовка материалов для дальнейшей демонстрации.

Задание: услышать и понять зрителя во время просмотра.

Методическое обеспечение программы

В процессе обучения в мультипликационной студии  по учебному предмету «Занимательная мультипликация» дети знакомятся так же с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, цветной и прозрачный пластик, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки), дерево и разновидности шпона, проволока, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, темпера, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, сангина, уголь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы.

Учебная аудитория должны быть просторна, светла, оснащенна необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения  с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастихин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, на занятиях используется смена видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд: предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кофейники);

г)   керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).

Предметы декоративно-прикладного искусства (сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).

Муляжи (грибы, фрукты, овощи).

Чучела птиц  и животных (чайки, вороны, совы, сороки, белки).

Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).

Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).

 Материально-технические ресурсы

     В реализации Проекта задействованы материально-технические ресурсы ДШИ № 2 в рамках текущего финансирования:

  • учебные площади;
  • актовый зал для проведения отчётных выступлений;
  • ученические парты и стулья, соответствующие нормам и требованиям дополнительного образования;
  • классная доска;
  • учительский стол для инструментов;
  • шкафы для хранения методического, дидактического и учебного материалов;
  • стеллажи или полки для хранения и сушки ученических работ;
  • настенные стенды для демонстрации обучающего и дидактического материала и сменной тематической экспозиции;
  • штатив;
  • фотокамера;
  • сафиты;
  • компьютер;
  • проекционный экран;
  • проектор;
  • микрофон;
  • диктофон;
  • раковина, зеркало и мусорное ведро.

Программное обеспечение

  • Sony Vegas;
  • Adobe Audition;
  • Dragon Stop Motion;
  • Adobe Photoshop;
  • CorelDraw.

Привлечённые средства (родители учащихся 2 класса ДОП ДШИ № 2)

  • приобретение художественных, расходных материалов и инструментов;
  • мультипликационный станок.

Информационно-методически ресурсы:

  • Наглядные пособия, схемы, чертежи;
  • Методическая литература по изготовлению поделок;
  • Инструкционно-технологическая карта съемки мультфильма;
  • Список предлагаемых для просмотра мультфильмов (для знакомства с законами мультипликации и её различными техниками );
  • Детская литература с иллюстрациями художников.

Рекомендуемые  к просмотру CD - диски:    Электронная библиотека. Животные в искусстве. ДиректМедиа Паблишинг, Москва.

Рекомендуемые материалы для занятий по киноведению: Фильмы Федора Хитрука, Юрия Норштейна, Александра Татарского и студии «Пилот», Леонида Носырева, Гарри Бардина, Эдуарда Назарова, Михаила Алдашина, Александра Петрова, Владислава Старевича, Иванова-Вано, Константина Бронзита, Юрия Котеночкина, Уолта Диснея (особенно «Фантазия»), Елизаветы Скворцовой («Колыбельные мира»). Серия мультфильмов «Гора самоцветов» и т.п.


Список рекомендуемой литературы

  1. Ю.Л Алянский, Азбука театра. – М.: Современник, 1998г.
  2. З. Владимирова,  М.О. Кнебель. – М.: Искусство, 1991г.
  3. П.М. Ершов,  Технология актерского искусства – М.: ТОО “ГОРБУНОК”, 2002г.
  4. Горина О. В, Анимационное искусство: поурочные планы по программе Ф. Хитрурка «Профессия-аниматор»,  М. Гаятри, 2007г. в 2 т.
  5. Н.М. Сокольникова, «Основы рисунка», «Основы композиции», «Основы живописи»,
  6. Федор Хитрурк, «Профессия-аниматор» 2т.,  М. Гаятри, 2007г.
  7. Юрий Норштейн, «Снег на траве» 2т., М. Красная лошадь, 2008г.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.lostmarble.ru – сайт, посвященный вопросам 2D-анимации.
  2. http://www.multobzor.ru/ - сайт, посвященный последним новостям в мире мультипликации.
  3. http://www.multikov.net/ - словарь анимационных терминов