Вернуть интерес к чтению!

В данной статье осуществлена попытка анализа автором проблемы отсутствия интереса к чтению среди современных подростков. При этом автор ставит перед собой задачу не только обозначить проблему отсутствия интереса к чтению в среде подростков, но и попытаться найти определенные пути решения данной проблемы. В работе анализируется опыт  преодоления указанной проблемы на примере работы Студии экранных искусств «Современник» Дома детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vernut_interes_k_chteniyu_nedelku_ev.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Вернуть интерес к чтению!

Студия экранных искусств «Современник»

Диагностические материалы

 

Разработал: Неделку Евгений Викторович,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2022

Однажды знаменитый французский писатель Андре Моруа заметил, что «чтение - это единственное средство стать культурным человеком». Как созвучны эти слова знаменитому пушкинскому «Чтение – вот лучшее учение!». И как актуальны эти слова сегодня, когда современный человек прочитывает гигабайты новостных или развлекательных текстов в гаджетах, загружает себя информацией из телеканалов, социальных сетей, при этом полностью пренебрегая чтением серьезной художественной или научно-популярной литературы. Если взрослый современный обыватель далек от чтения, что можно сказать о детях и подростках?

В данной статье осуществлена попытка анализа автором проблемы отсутствия интереса к чтению среди современных подростков. При этом автор ставит перед собой задачу не только обозначить проблему отсутствия интереса к чтению в среде подростков, но и попытаться найти определенные пути решения данной проблемы.

Целью работы является описание опыта преодоления указанной проблемы на примере работы Студии экранных искусств «Современник» Дома детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга.

Студия экранных искусств «Современник» является, по сути, детской киностудией, в которой ребята учатся самостоятельно снимать собственные фильмы и мультфильмы. Первоосновой любого экранного произведения является замысел, который воплощается в сценарии и, проходя через все стадии кинопроизводства, в итоге приобретает завершенную киноформу. Раздел, занимающийся работой над созданием и разработкой сценария, называется драматургией, которой в студии уделяется не менее важное значение чем операторское мастерство, основы режиссуры, монтаж или актерское мастерство.

В текущем учебном году, размышляя над замыслами будущих фильмов, ученики студии пришли к выводу, что большинство из них ставит перед собой цель снять фильм, действие которого происходило бы в наше время, и героями фильма должны стать современные дети и подростки. Для того, чтобы грамотно определить драматургический портрет будущих персонажей, необходимо было обозначить: кто он современный подросток, чем он живет, какие цели перед собой ставит, какие поступки способен совершить для достижения цели, что для него приоритетно, а что нет.  Руководителем студии было принято решение перевести общее обсуждение в форму опроса для того, чтобы систематизировать и четко сформулировать поставленные задачи. При этом в опросе обсуждались не какие-то абстрактные «современные подростки», речь шла о самих студийцах, которые должны были провести самоанализ и обозначить то, что для них является жизненными приоритетами.

В опросе приняли участие две группы ребят, обучающихся в студии более полутора лет. В первой группе были представлены подростки 5-6 классов, численностью 8 человек. Во второй группе были ребята из 7-9 классов, их было 6 человек. Общая численность опрашиваемых составила 14 человек, из которых было 7 мальчиков и 7 девочек. Ребятам было предложено расставить по местам приоритеты: от самого важного до самого незначительного. При подсчете использовалась система, когда за первое место дается 1 бал, за второе – 2 балов и так далее. Последнее место, соответственно получало 10 балов. При подведении итогов суммировались все данные по каждому из «приоритетов». Первое место получало значение, получившее минимальное количество балов.

Результаты оказались следующими:

1.Семья (13/ 13) 26

2.Питание (38/15) 53

3.Друзья (39/20) 59

4.Здоровье (40/25) 65

5.Учеба (53/16) 69

6.Хобби (48/25) 73

7.Обязанности (56/22) 78

8.Игры (46/38) 84

9.Сон (45/42) 87

10.Чтение (61/47) 108,

где в скобках указаны общий бал первой группы/общий бал второй группы, а за скобками сумма балов по двум группам.

Не мог не обратить на себя внимание тот отрыв, с которым последнее место заняло чтение. Два ученика первой группы поставили его на второе место, остальные же учащиеся поставили чтение на 10 или 9 место. Стало понятно -  перед нами обозначилась серьезная и болезненная проблема: подавляющее большинство учащихся студии абсолютно не любят читать, в лучшем случае знакомы с произведениями школьной программы и крайне невежественны за ее пределами. Особенно болезненной эта ситуация выглядит в том контексте, что 95% опрашиваемых ребят учатся выше среднего уровня в школах, среди них нет «троечников», «прогульщиков», в своих классах они являются одними из самых лучших учеников, с отличной результативностью и примерным поведением.

Работа над созданием фильма предполагает не просто широкий кругозор, а определенную начитанность. Режиссер должен уметь находить примеры в литературных произведениях, для того чтобы ярче и понятнее объяснить задачи актеру, а актер должен понимать, о каком литературном персонаже идет речь. Сценарист всегда черпает из художественной литературы драматургические схемы, перенося их на собственные модели.

Для того чтобы определить, насколько глубока проблема и какие возможные пути решения ее можно использовать, руководителем студии было принято решение провести дополнительное исследование в виде письменного теста, в котором ребятам было предложено ответить на ряд вопросов.

Рассмотрим вопросы теста и ответы на них.

Вопрос 1. Оцени по шкале от 1 до 5 свое увлечение чтением.

Из четырнадцати респондентов возрастом от 11 до 15 лет восемь оценили на тройку увлечение литературой, четверо на двойку, двое на четверку.

Вопрос 2.  Сколько книг ты прочитал за последний год?

Ребята были предупреждены, что речь идет о произведениях, не относящихся к школьной программе. Результаты теста более чем низкие. Две трети наших респондентов прочитывает за год две-три книги. При этом речь идет о книгах, рассчитанных на детскую и подростковую аудиторию. Треть респондентов призналась, что от силы прочитывает одну книгу в год.

Вопрос 3. Твой любимый писатель и любимое литературное произведение.

Более половины не смогли вспомнить или не знали ответ. Дважды прозвучали С.А.Есенин и А.С.Пушкин. Что касается произведений зарубежных авторов, то налицо постепенный спад, например, популярности книг о Гарри Поттере (только один респондент из четырнадцати). Основные произведения - это рассчитанные на более младший возраст: «Сказки Пушкина», «Щелкунчик», «Барон Мюнгхаузен», «Мифы о Геракле» и др.

Вопрос 4. Пробовал ли ты сам писать? Если да, то что?

В первом литературном опыте признались трое из четырнадцати. Любопытно, что речь идет, в основном, о написании стихов к песням.

Вопрос 5. Оцени по 10 бальной шкале, насколько интересно преподается в школе литература.

Очень любопытные, диаметрально противоположные, результаты были получены по этому вопросу. Половина респондентов поставили минимальные оценки, вторая же половина - максимальные. При дополнительном обсуждении с ребятами стало ясно, что оценки были выставлены не столько за методику проведения уроков литературы, сколько за личное впечатление и отношение к преподавателю. При этом многие респонденты, оценившие высоко интересность школьного преподавания литературы, при ответе на первый вопрос оценили свое увлечение чтением на два бала из пяти.

Вопрос 6. Назови любимые книги или авторов твоих родителей.

Большинство ребят не смогли ответить на этот вопрос. Прозвучали и ответы, что «родители так заняты, что им некогда читать», «делать им больше нечего». Всего трое из четырнадцати смогли назвать книги, которые заметили в руках родителей. Примечательно, что речь здесь идет не о художественной литературе, а о мотивационных книгах, бизнес-пособиях.

Вопрос 7. Престижно ли сегодня чтение среди подростков

Единогласное «Нет». Без альтернативы.

Вопрос: А что престижно?

А вот здесь ни один ответ не совпал. Несколько ребят не захотели отвечать на этот вопрос. Среди прозвучавших вариантов ответов можно выделить: известность, деньги, курение электронных сигарет, гаджеты, модная одежда, социальные сети, компьютерные игры.

Вопрос: Возможно ли заинтересовать сегодня подростка чтением. Если да, то как?

Ответ был почти таким же категоричным, как и на седьмой вопрос. Тринадцать ответили «нет». Один написал, что возможно, если за каждую прочитанную книгу будут дарить новый айфон.

Обозначить проблему – это уже первый шаг на пути ее решения. С ребятами были обсуждены и проанализированы уже известные им современные способы приобщения к чтению. Было определено, что в этом вопросе необходим не путь развлечения, но путь развития. Не просмотры киноэкранизаций русской классики, не бесконечные настольные игры и гамаки в модных лаунж-библиотеках, где книги, по словам ребят, это последнее за чем туда приходят, а привитие любви к чтению, осознание того, что только чтение способно помочь сформироваться подростку, стать самодостаточным, культурным человеком, умеющим самостоятельно принимать решения и осмысливать свои поступки.

На занятиях по актерскому мастерству ребята стали разбирать произведения русских классиков, не входящие в школьную программу. При этом проводится анализ произведений, актуальность и современность известных произведений классической литературы. Для съемок фильма было принято решение выбрать рассказы А.П.Чехова, которые необходимо экранизировать, перенеся действие в наше время. В студии традиционно стали проводиться совместные с преподавателем читки произведений и других великих русских и зарубежных писателей, изучение их творчества.

Проблема неприятия чтения, отторжения литературы среди подростков очевидна и нуждается в серьезном изучении и принятии мер на всех уровнях. Чтение всегда было и останется основным источником саморазвития, гармоничного становления личности. Что касается русской классической литературы, то она является той основой, на которой зиждется русская культура. Развитие или развлечение. Знание или невежество. От того, на что будут ориентированы наши дети сегодня, зависит то, какой будет Россия завтра.

Список использованной литературы

  1. Антонова В. Кино юным. – М.: Искусство, 1985.
  2. Булышкин Д. Это простое и сложное кино. – М.: Сов. Россия, 1981.
  3. Бунимович Д. Краткий курс фотографии. -  М.: Искусство, 1975.
  4. Бунимович Д. Практическая фотография. – М.: Искусство, 1979.
  5. Друккер С. Источники света и освещения в цветной фотографии. – М.: Искусство, 1956.
  6. Медынский С. Компонуем кинокадр. – М.: Искусство, 1992.
  7. Михалкович В. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989.
  8. Морозов С.А. Фотография среди искусств. – М.: Искусство, 1972.