Школьный медиацентр как инструмент воспитания медиакомпетентности обучающихся и развития критического мышления школьников

Иванова Елена Олеговна

В настоящее время медиаобразование является активно развивающимся педагогическим направлением в системе образования. Необходимость этого направления продиктована временем: трудно представить современный мир без медиасферы. Формирование медиакомпетентности как совокупности навыков и умений, позволяющие людям анализировать и оценивать поступающую из разных источников информацию и создавать контент в разных видах медиа, жанрах и формах, способствует адаптации подростка к жизни в современных условиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный медиацентр как инструмент воспитания медиакомпетентности обучающихся и развития критического мышления школьников

Щелокова Н. А.,  

педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии №116

В настоящее время медиаобразование является активно развивающимся педагогическим направлением в системе образования. Необходимость этого направления продиктована временем: трудно представить современный мир без медиасферы. Формирование медиакомпетентности как совокупности навыков и умений, позволяющие людям анализировать и оценивать поступающую из разных источников информацию и создавать контент в разных видах медиа, жанрах и формах, способствует адаптации подростка к жизни в современных условиях.

Согласно исследованиям российского учёного, педагога, специалиста по медиаобразования, доктора педагогических наук А.В.Фёдорова[1], направления медиаобразования имеют следующую цепочку: медиаграмотность – медиаобразованность – медиакомпетентность – медиакультура – медиаменталитет. Данная система, даёт чёткую картину видения результатов медиаобразовательной деятельности.  Для нас, педагогов, важно заложить в ребенке первые три ступени. Формирование критического мышления у детей школьного возраста происходит под влиянием различных сфер деятельности и общением с медиа средой. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, классифицировать типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, оценивать медиаконтент в контексте социально-культурной оценки мира.

Возможность свободного доступа к информации в сети интернет не всегда благополучно сказывается на формировании критического мышления у детей школьного возраста. Зачастую ребятам неважно качество информации, важнее скорость её получения. Когда ребята работают над своим собственным сюжетом на занятиях в медиацентре в системе дополнительного образования, они учатся находить достоверную информацию, анализировать её, перерабатывать и транслировать окружающим.

В современном медиасообществе традиционная журналистика расширяет свои границы, преобразуясь в конвергентную журналистику. Актуальным становится формирование компетенций сразу в двух направлениях: социальном и техническом. Имеется в виду, что практическими умениями работы с медийной аппаратурой учащимся надо владеть так же хорошо, как таблицей умножения. Удовлетворение потребностей детей и подростков в самовыражении и самореализации, позиционировании себя в обществе, обмене информацией в медиасреде, освоении социальной действительности – всё это конечная цель медийного образования. Происходит формирование и развитие гармоничной личности, способной реализовать себя в современном цифровом пространстве.

Основной идеей нашего медиацентра является подход к организации учебного процесса в формате деловой игры. В структуру медиацентра входят 5 основных направления: «Телевидение», «Игровое кино», «Газета», «SMM» и «Анимация». Формат деловой игры подразумевает распределение ролей среди обучающихся в медиацентре. Так, например, руководство направлением «Телевидение» осуществляется учащимися-редакторами, которые назначаются педагогом. Формирование технических компетенций медиажурналистики происходит через выпуск конвергентного медиапродукта, интересного современному подростку: информационные выпуски, сюжеты, игровые и документальные фильмы, интерактивные газеты, лонгриды, сайты и другие современные формы работы с медиатекстом.

Одна из задач обучения – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Зачастую в современных СМИ познавательный, общественно важный, гуманистически окрашенный медиаконтент, в котором нуждаются школьники, подменяется содержанием, направленным на удовлетворение примитивных сиюминутных потребностей, на развлечения. Важным условием преодоления подобного коммуникативного противоречия между СМИ и подростками становится их образование в студии журналистики и непосредственное участие в создании школьной газеты. Подобная деятельность учит ребят не только критически относиться к любой получаемой информации, но и узнать механизмы создания новостей, их распространения.

Возрастные особенности старших подростков проявляются в формировании собственных взглядов, определяющих характер взаимоотношений с окружающими их людьми. Создание авторских фильмов, телесюжетов, информационных выпусков способствует развитию коммуникативных навыков и креативного мышления подростка. Поэтому для этой возрастной категории делается упор на телестудию гимназии. В конце каждой четверти учащиеся медиацентра должны подготовить информационную программу на 15-20 минут, а это значит, что они должны за четверть пройти важнейшие этапы подготовки информационного выпуска.

Для реализации более творческих проектов было организовано направление «Игровое кино». В рамках этого направления ребята создают художественные короткометражные фильмы. Каждую неделю участники направления «Игровое кино» выходят на онлайн-консультации с режиссёрами, актёрами, сценаристами, продюсерами и другими деятелями кино. Это помогает школьникам в проявлении творческих инициатив и развитию медиакультуры личности.

Важное место в воспитании и развитии детей играют анимационные фильмы, выступающие средством социализации ребенка: искусство анимации представляет совокупность разнообразных видов деятельности, формирующих всестороннюю и гармонично развитую личность. Именно в детстве закладываются основы медиаграмотности личности, которые лишь развиваются в течение всей последующей жизни. Занятия в мультипликационной студии проводятся для учащихся 1-5 классов. Часто к процессу создания мультипликационного фильма подключаются папы и мамы, бабушки и дедушки, сёстры и братья студийцев. Процесс создания анимационного фильма завораживает участников и дает возможность каждому члену семьи проявить себя и раскрыть собственные творческие способности: вырабатывает навыки связной речи, учит использовать разнообразные выразительные средства языка при составлении рассказов, сказок; активизирует воображение, ассоциативное мышление; воспитывает чуткое, внимательное отношение к окружающему миру; развивает актёрские способности детей, их творческую активность и самостоятельность.  

Одним из актуальных направлений медиацентра является SMM. В рамках этого направления школьники изучают медиаресурсы для представления своих проектов и презентаций. Занятия позволяют не только научиться пользоваться непосредственно онлайн-сервисами, но и подходить к созданию лейдингов, сайтов, лонгридов со вкусом, ребята изучают основы верстки и дизайна.

Активная и разносторонняя деятельность школьного медиацентра, школьная кинодидактика, дающая возможность качественного неформального общения, благотворно сказывается на культурно-нравственном климате детских и юношеских коллективов и способствуют формированию медиакомпетентности обучающихся, а также является инструментом для развития критического мышления школьников.


[1] Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. CD. М.: Изд-во Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005