ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА В ФИЛЬМЕ «СИЯНИЕ» СТЕНЛИ КУБРИКА (1980 год)

Зайцев Артемий Алексеевич

Слайд 2

Считается, что фильм «Сияние» является одним из самых страшных фильмов в кинематографе, и это, действительно, так благодаря визуальной изобретательности режиссера и оператора. Кубрик  сделал Олкотта своим главным оператором, поручив ему помочь воплотить в жизнь некоторые из самых известных кадров. Олкотт был оператором на многих фильмах Кубрика, например «Космическая одиссея 2001 года», «Заводной апельсин», «Сияние». Олкотт освоил продвинутые кинематографические визуальные эффекты, красивые композиции, новые техники и был человеком, стоящим за объективом для некоторых из самых знаковых моментов.

Слайд 3

Кубрик  сделал Олкотта своим главным оператором на протяжении большей части своей карьеры, поручив ему помочь воплотить в жизнь некоторые из самых известных и смелых кадров и сцен в истории кино.

В течение двадцати лет Олкотт был оператором четырех самых узнаваемых классических произведений Кубрика:

«Космическая одиссея 2001 года»,

«Заводной апельсин»,

«Барри Линдон»

«Сияние».

Попутно и под руководством Кубрика Олкотт освоил продвинутые кинематографические визуальные эффекты, красивые композиции, новые техники и был человеком, стоящим за объективом для некоторых из самых знаковых моментов в истории кино.

 

Слайд 4

Одной из особенностей этого фильма является то, что для адекватной передачи света свечей или вообще плохого освещения использовались специальные объективы. Кубрик использовал объектив Zeiss 50 мм, F 0,7 с большой апертурой диафрагмы. Использование этого объектива помогло создать вокруг персонажей особый световой ореол, при этом уменьшилась глубина резкости и сгладилось изображение, придав ему еще большее сходство с картиной. 

Слайд 5

В фильме «Сияние» режиссер Стэнли Кубрик создал особенную визуальную визуальную систему. Особо интересной, с моей точки зрения является характеристика персонажа посредством его портрета в кадре.

1 кадр

Создается ощущение контроля персонажем своих чувств. Теплые тона в кадре.

2 кадр

Персонажем овладевают «духи отеля». Холодные тона в кадре, отсутствующий взгляд

3 кадр

Персонаж погружается в безумие, но все еще может осознавать это

4 кадр

Персонаж перестает бороться с безумием и принимает его и становится частью отеля

Слайд 6

5 кадр

Персонаж в действии. Его безумие диктует ему условия. Это показано тем, что лицо персонажа находится в щели

6 кадр

Символизирует окончание борьбы персонажа. Он как-бы вмерзает в общую холодную обстановку

 

7 слайд

Фильм «Сияние» стал одним из первых, в съёмках которых была использована система стабилизации камеры «Стэдикам».

Некоторые сцены, в которых камера движется (проезды Дэнни по коридорам на велосипеде, прогулка Дэнни и Вэнди по лабиринту, Дэнни там уже убегает от Джека), сняты с применением этого устройства.

Изобретатель системы Гарретт Браун принял полноценное участие в съёмках как один из операторов.

 

8 слайд

Почти все кадры с Дэнни были сняты «от бедра» — то есть на уровне глаз ребёнка. Кубрик сделал это для того, чтобы показать окружающую обстановку именно с точки зрения Дэнни.

Для съёмок этих сцен Гарретт Браун закреплял камеру «Стэдикам» в специальной люльке, подвешенной к горизонтальному штативу, который крепился к поясу Брауна.

Благодаря этому он во время съёмки мог свободно ходить, выпрямившись в полный рост, а камера была расположена на уровне его коленей.

 

9 слайд

Создание атмосферы и света

Чтобы достичь обстановки восемнадцатого века, Кубрику и Олкотту пришлось внести ряд изменений в конструкцию света и обработку негатива.

В дневных съемках использовался исключительно солнечный свет, а в ночных сцена освещалась только восковыми свечами и естественным светом из окон, обходясь в обоих случаях применением прожекторов.

10 слайд

В интерьерах использование естественного света из окон позволило добиться большого контраста светотени, вызванной естественным образом.

Что касается экстерьера, использование отражателей позволило избежать использования заполняющего света для устранения теней. Кроме того, для большей чувствительности на открытом воздухе фильтр дневного света 85B был удален, а цвета скорректированы в лаборатории, что сделало зеленые и синие тона более насыщенными, а все остальные цвета — более пастельными.

11 – 12 слайд

Кубрик известен тем, что называется одноточечной перспективой, которая добавляет ощущение тесноты. При ее использовании почти идеальная симметрия притягивает взгляд аудитории к одной точке в центре кадра, создавая ощущение, что мы втягиваемся в него.13 слайд

13 – 14 слайд

Необычные ракурсы, используемые режиссером при съемке, позволяют достичь высокого психологического напряжения в кадре.

 

15 слайд

Стэнли Кубрику, по его задумке концепции фильма, требовалось множество долгих планов с непрерывным и плавным движением камеры. Для этого было создано несколько вариантов конструкций, на которые помещалась камера. Например, было разработано нечто вроде инвалидного кресла, оснащенного даже измерителем скорости, чтобы всегда двигаться в нужном темпе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_zaytsev_a_siyanie.pdf2.47 МБ

Предварительный просмотр: